Обзор сериала «Падение дома Ашеров». «Наследники» встречают «Пункт назначения»
Недавно на Netflix вышел мини-сериал«Падение дома Ашеров»постановщика и сценаристаМайка Флэнагана, который за последние годы приобрёл известность среди фанатов хорроров на экранах.
Сюжет свежего творения формально основан на работах Эдгара Аллана По, а в качестве основы выбран одноимённый рассказ писателя. История повествует о богатейшей и прогнившей изнутри семье Ашер, которую преследует зловещий рок. Один за другим начинают погибать дети патриарха семейства Родерика Ашера, а причина происходящего скрывается в прошлом персонажа и его сестры Мадлен.
Иронично, но советовать сериал фанатам По очень сложно, поскольку от последнего здесь взяли разве что параллели знакомых историй и цитаты со стихами. Да, названия эпизодов делают кивки в сторону рассказов автора («Убийство на улице Морг», «Чёрный кот»), а персонажи читают строчки поэм По, но этим дело и ограничивается. К тому же почти всё действие развивается в современности. А сама атмосфера истории, хотя и жутковатая, напоминает не мрак По, а предыдущие работы автора вроде экранизации «Доктора Сна» Стивена Кинга или «Окулус».
«Падение» стало уже шестой коллаборацией Флэнагана с Netflix, которая началась ещё в 2017 году с «Игры Джералда». Позже он выпустил «Призраков дома на холме», «Призраков усадьбы Блай», «Полуночную мессу» и «Клуб полуночников». И в «Падении» Флэнаган использовал похожую идею прошлых сериалов, смешав воедино разные произведения одного автора. В «Блай» это был Генри Джеймс, а в «Полуночниках» — Кристофер Пайк.
Другой знакомой чертой для фанатов режиссёра станет актёрский состав «Ашеров». Как и создатели «Американской истории ужасов», Флэнаган использует знакомые лица в разных ролях, «перетаскивая» их от проекта к проекту. Любители творчества автора увидят здесь практически всех артистов, которые появлялись в его прошлых сериалах и фильмах.
К примеру, Родерика Ашера играют одновременно Брюс Гринвуд и Зак Гилфорд — первый был в «Джералде» и «Докторе Сне», а второй играл Райли в «Полуночной мессе». На экране снова возникает и супруга Флэнага, Кейт Сигел, которая сотрудничала с ним ещё со времён «Окулуса». И так можно «отметить» много имён, включая Генри Томаса, Рахула Коли, Саманту Слойан и Т`Ниу Миллер. Отдельное место среди «вернувшихся» занимает Карла Гуджино («Джералд», 2 сезона «Призраков») — она исполняет роль загадочной сущности по имени Верна, которая посещает персонажей и подталкивает их к гибели.
А вот ключевым отличием «Падения» от других шоу Флэнагана стал тон и определённая прямота повествования. Местная история обладает хоррор-элементами, но если раньше автор смешивал ужасы с драмой и меланхоличным настроением, то в этот раз последние пункты заменила сатира. В определённые момент «Ашеры» напоминают чёрную комедию в духе «Меню», где утрированно-противные персонажи получают своё заслуженное жестокое наказание за грехи.
В новом сериале гораздо меньшую роль играет и элемент тайны. Если у «Холма» и «Блай» важное место занимали ответы о природе призраков, то это шоу больше сосредоточено на «исполнении приговора». Сюжет предлагает загадки, связанные с прошлым Родерика и Мадлен, но разгадка причины происходящего становится очевидна сразу. Сериал даже не пытается строить секрета о том, можно ли спасти детей Ашеров – Верна (анаграмма «Ворона» в оригинале) представляет мрачное воплощение судьбы, от которой не уйдёшь.
Подобная концепция, хотя явно задуманная специально, лишает объёма характера части персонажей. Ашеры, в особенности дети, получились утрированно грешными. И чаще всего их пороки представляют одной-двумя ситуациями, чтобы не придавать героям нюансов. Поэтому зрителю не жаль смотреть на их страдания и гибель, но вместе с этим снижается и интерес к самой истории — ведь переживать за таких персонажей сложно.
Сериал после релиза часто сравнивали с «Наследниками», где история тоже была сосредоточена на богатейшей семье со сволочными детьми. Но род Роев, даже при всех своих грехах и закидонах, был прописан куда подробнее. Впрочем, параллели с этим сериалом и актуальной реальностью в «Ашерах» действительно напрашиваются. Но если в «Наследниках» присутствовал медиаконгломерат, смахивающий на Fox News, то здесь авторы взяли угол с «чудо-таблетками» и опиоидной эпидемией — отсылая к делам семьи Саклер.
Это тоже стало проблемой для сериала, поскольку в отдельных моментах он «вырывает» зрителя из мрачных готических зарисовок каким-нибудь комментарием с отсылкой к политике США и тому подобным темам. Есть даже кивок в сторону недавней забастовки в Голливуде, что в монологе сущности вроде Верны смотрится совсем уж странно.
Впрочем, вместе со знакомыми чертами работ Флэнагана в «Падение» перекочевали и плюсы. «Старички» хорошо смотрятся в новых ролях, а у Брюса Гринвуда так и вовсе получился чуть ли не бенефис, поскольку повествование буквально упирается в него и часто возвращается к его герою. Иронично, что Гринвуд заменил на данном посту Фрэнка Ланджеллу, который должен был воплотить этот образ.
Новые актёры тоже пришлись «к месту», особенно Марк Хэмилл в нетипичной для него роли мрачного адвоката и защитника семьи. Кроме того, фанаты «Ричера» и «Звёздного крейсера “Галактика”» наверняка будут увидеть Уиллу Фицджеральд и Мэри Макдоннелл в роли Мадлен.
Отдельные сцены шоу, особенно связанные с чертовщиной, тоже оказались эффектными — «скримеры», увы, присутствуют, но чаще всего авторы делают упор на сюрреализм. Несколько раз постановщики даже начинают заигрывать с цветом, заходя на территорию итальянских триллеров-джалло. Кроме того, в заключительном эпизоде присутствуют хорошие визуальные метафоры о цене «наследия» семьи.
«Падение дома Ашеров» нельзя назвать лучшей работой Майка Флэнагана, но и окрестить результат совсем уж плохим тоже не получается. Сериал в смысле художественной ценности «застрял» где-то посередине творческого списка автора, который даже здесь умудряется показать занятные идеи и образы. «Падение» может стать хорошим компаньоном для просмотра под Хэллоуин, создав для зрителя нужное настроение — хотя результат вряд ли сможет вас по-настоящему напугать.
На самом деле большой интерес вызывает будущее режиссёра, ведь «Падение» стало последней работой Флэнагана для Netflix. Он уже заключил контракт с Amazon, где собирается экранизировать легендарную «Тёмную башню» Стивена Кинга. И вполне вероятно, что в руках этого автора Стрелок всё-таки сможет добраться до своей цели.