Первые впечатления от Escape From Tarkov: Arena
Студия Battlestate Games в прошлом году анонсировала Escape From Tarkov: Arena — самостоятельную игру, в которой геймеры столкнутся друг с другом на разнообразных аренах. После анонса многим казалось, что разработчики сделали ещё один «Тарков», из которого вырезали вообще всё, что не относится к перестрелкам — то есть никакого исследования локаций, пряток в кустах и всего остального. Так это или нет, удалось узнать автору Руслану Ярсанаеву, который посетил специальную презентацию в Санкт-Петербурге. На ней он поиграл в шутер, пообщался с его авторами и узнал много интересного.
Первые минуты игры
Самое важное, что стоит сразу подчеркнуть — у меня отсутствует опыт игры в оригинальную Escape from Tarkov . Я наслышан о ней, знаком с поклонниками шутера, но самому попробовать не доводилось. Основная причина заключается в том, что мне попросту страшно проигрывать. Помимо хорошей реакции, EFT требует дополнительных навыков и умений. Нужно прислушиваться, грамотно оценивать ситуацию и следить за инвентарём. Одна ошибка — и весь прогресс насмарку. Такой формат подойдёт не каждому геймеру. Плюс, опять же, неспешный темп — а мне куда ближе кровавые и динамичные зарубы в духе DOOM Eternal или же Battlefield 3, в особенности на картах из Close Quarters.
К счастью, с первых же секунд EFT: Arena даёт понять самое важное — у неё своя формула игрового процесса. Геймплей построен по очень простой петле: зашёл в матч, пострелял, повторил. Сражения очень быстрые, благодаря чему не успевают надоесть — наоборот, только затягивают. Нет чувства тревоги за свои ресурсы, как и нет горьких чувств от поражения — закончил один бой, размялся, начал искать следующий.
Разработчики постарались максимально сконцентрироваться на быстром и очень «злом» экшене. Если у пользователя нет желания вдаваться в подробности, то ему нужно только оружие в руках персонажа. Даже в инвентарь можно не залезать, хотя его содержимое может неплохо повысить эффективность в бою. Да и карты небольшие — достаточно навернуть пару-тройку кругов, чтобы составить о них примерное представление. Поэтому бои редко длятся больше минуты. Впрочем, бывает всякое. Кто-то даже в трёх соснах заблудится, заставив соперников тратить время на поиски.
Старикам тут (не) место?
Но чем больше играешь, тем больше интересных нюансов ощущаешь. Первое, что буквально «бьёт» по игроку — ощущение от оружия. Так как EFT: Arena целиком построена вокруг перестрелок, вооружение ещё сильнее выделяется на фоне других составляющих. Каждая пушка ощущается уникальной, буквально со своим характером. Настоящими королями битв станут те геймеры, которые полностью посвятят себя одному оружию.
И осуждать их трудно: помимо тактильной проработки, визуал также на высоте. Ценители «GunPorno» будут в восторге, так как модели оружия хочется рассматривать с разных сторон. Скорее всего, это чувство ощутят даже те, кто до этого никогда не интересовался подобной тематикой. Но это, стоит полагать, также заслуга и оригинального Escape From Tarkov.
Поэтому вокруг оружия построено большинство второстепенных механик. Разработчики отметили, что шутер во многом опирается на реальную физику. Поэтому нужно учитывать калибр, роль которого будет расти пропорционально рангу игрока. Ведь постепенно персонажи будут обрастать бронёй, которую не каждый патрон сможет пробить. Более того, с опытом придёт знание о полезных прострелах: участках, где своевременный выстрел сквозь стену может ранить противника, дав преимущество.
Кстати, ранг также будет влиять на прогрессию. Будет общая прокачка аккаунта, дающая награды в виде украшений, вроде расцветок брони. А раскачка персонажа улучшает его индивидуальные таланты, вроде выносливости. Таких маленьких деталей очень много, и в совокупности они играют большую роль в Escape From Tarkov.
Одно можно сказать сразу: «старички» будут доминировать над новичками. Благодаря опыту у них уже есть ценные знания об игре, например, как поведёт себя оружие. Очевидно, чтобы избежать проблем, понадобится хорошая ранговая система. К счастью, Battlestate Games это прекрасно понимает! Для подсчёта ранга будут учитывать практически всю статистику. Это необходимо для того, чтобы все геймеры были в более-менее равных условиях и могли получить удовольствие от игры.
Это очень хорошо показала презентация «Арены». Ведь специально для мероприятия систему рангов отключили, поэтому играть друг с другом мог кто угодно. В одну команду могли набраться как фанаты, так и новая аудитория. Участникам предлагали выбор из разных бойцов, где были как очевидно слабые (бесплатные) бойцы, так и прокачанные солдаты. Казалось бы, это должно хоть немного уравновесить шансы. Но даже если посадить новичка в танк, что он сделает против заядлого геймера с одной гранатой? Так было и на шоу — если оппонент наиграл хотя бы десяток часов и лучше понимает происходящее, то ему будет легче побеждать.
Эксперимент: чего стоит ждать и бояться
Уже скоро запустится бета-тест Escape From Tarkov: Arena. Интересно, учтут ли разработчики полученную обратную реакцию? Это придётся узнавать самостоятельно. Но без сомнения можно сказать, что шутер могут похоронить под негативными отзывами, если у него будет плохая система по подбору игроков.
Хотя, судя по общению с разработчиками, они заинтересованы в этой игре. А значит, будут её поддерживать и улучшать. Планов громадьё. Например, студия намерена учитывать мнения о доступности шутера. Сперва в него добавят обучение, которое мне лично попробовать не удалось.
А ещё готовится тонна развлекательного контента. Дело в том, что «Арена» имеет под собой сюжетную основу, развивающую вселенную EFT. Все эти перестрелки между бойцами как бы происходят взаправду, развлекая участников и зрителей. Но монотонный обмен свинцом со временем наскучивает, согласитесь! Поэтому Battlestate Games планирует различные ивенты, которые будут разбавлять происходящее. Тем не менее, проект сохранит серьёзный тон — никаких чёрных дыр, полётов между вселенными и прочих пёстрых событий, которыми так кичатся другие шутеры.
В EFT: Arena также не стоит ждать разноцветных шляп, ярких нарядов и прочей ерунды. Абсолютно всё обмундирование будет приземлённым и реалистичным. Благодаря этому у экипировки будет больше практической пользы: зелёная палитра будет выгодней на лесной карте, а белая - на снежной. Получать эти украшения придётся за свои старания, так как разработчики отказались от донатов. Не получится бросить деньги в экран, чтобы сразу стать самым красивым и подготовленным солдатом. Всё добывается только кровью и потом!
Это же касается и персонажей, за которых предстоит играть. Есть бесплатные бойцы, но есть и платные. Разница между ними — в экипировке. Приобретать этих солдат нужно за внутриигровую валюту, добываемую по ходу матчей, и здесь есть очень важный нюанс: чтобы это работало, экономика должна быть настроена очень тщательно. Если деньги будут течь рекой, то новички смогут слишком быстро поднять ранг. Тогда они ворвутся в те ряды, где им будет недостаточно игрового опыта, — и быстро «улетят» обратно, в болото, из которого только что выбрались.
А если валюты будет мало, то игроки будут застревать на одном месте. Не хочется из-за пары неудачных боёв сражаться за одних и тех же персонажей. Но разработчики пообещали, что пользователи не смогут рухнуть в полный ноль. Насколько хорошо будет работать эта система — вопрос.
Есть лишь одно исключение: EFT и EFT: Arena будут связаны друг с другом. Благодаря этому можно пользоваться одним и тем же персонажем в разных играх. Эта особенность позволяет игрокам миновать повторную раскачку. Ветераны, к тому же, смогут куда быстрее «пересесть» на дорогих и эффективных персонажей, оставив «лягушатник» для новичков позади.
Итог
Так правда ли «Арена» является оригинальной Escape From Tarkov, из которой просто вырезали возню с лутом? Скорее да, чем нет. Но разве это плохо?
Первую EFT запустили в 2017 году, и с этого момента она так и не смогла меня увлечь. А вот у «Арены» есть все шансы. Она сохранила в себе самое интересное — проработанную захватывающую стрельбу. Да, по мере прокачки придётся учить новые правила. Да, для достижения новых высот потребуется больше контроля. Но это свойственно большинству соревновательных игр. В остальном этот шутер ничего от игрока не требует, достаточно просто хорошей реакции.
Самое главное, что Escape From Tarkov: Arena предлагает чистое веселье. Я могу представить ситуацию, в которой с парочкой друзей провожу за местными перестрелками несколько вечеров. А потом слежу за обновлениями игры, возвращаясь в неё с каждым крупным апдейтом. Более того, я могу вообразить ситуацию, при которой «Арена» займёт свою нишу в киберспорте. И это благодаря тому, что из шутера убрали лишние риски, оставив только увлекательный процесс. Никакой больше фрустрации и депрессии из-за потерянного лута — победа во многом зависит от самого геймера.
Релиз Escape From Tarkov: Arena состоится в следующем году.