Закат империи: 2023 год в игровой индустрии
Ничто не длится вечно, и за любую эйфорию приходится расплачиваться. Год 2020, который нанёс удар практически по всем областям жизни, для игровой индустрии оказался манной небесной. Из-за пандемии и изоляции спрос на видеоигры вырос настолько, что студии соревновались по капитализации с передовыми предприятиями.
После того, как игровые компании оправились от перехода на удалённый режим работы и заново пересчитали логистику и сроки выхода крупных проектов, наступила золотая эра. Опытные игроки и едва открывшие для себя игровой мир новички охотно тратили на видеоразвлечения деньги, отложенные на путешествия, концерты, вечеринки и другие запретные события. В целом тогда игровая индустрия выросла примерно на 10 миллиардов долларов. Этого заряда хватило надолго, но наступил 2023 год.
Всем спасибо, все свободны
Возможно, главной приметой 2023 года для игровой индустрии стали массовые увольнения вплоть до закрытия целых студий. И началось всё вполне невинно: в самом начале года, 3 января, Wizards of the Coast объявила, что избавляется от 15 сотрудников. Примерно в то же время компания попыталась пересмотреть открытую лицензию Dungeons & Dragons — но это уже совсем другая история.
Можно было бы не обратить внимания на проблемы относительно нишевой компании. Но уже через пару недель Unity объявила о массовых сокращениях, которым подверглись три сотни сотрудников. К слову, экономия на зарплате не решила проблемы, и в ноябре организации пришлось избавиться от ещё трёх сотен работников, до этого предприняв безуспешную попытку повысить оплату за использование своего движка.
Нога в ногу с Unity выступила Microsoft, которая играла по-крупному: речь шла об 11 тысячах увольнений, в том числе сотрудников Bethesda, 343 Studios и The Coalition. Январь 2023 года стал неблагоприятным месяцем и для сотрудников Riot Games (46 человек), Google (12 тысяч сокращений), Electronic Arts и нескольких небольших студий. И заданная первым месяцем года тенденция прокатилась практически по всей игровой индустрии.
Как подсчитал сотрудник Riot Games Фархан Нур, за 2023 год игровая индустрия стала меньше на 10 тысяч с лишним рабочих мест — при этом он не учитывал киберспортивные организации и Web3-студии, да и не обо всех сокращениях становилось известно публично, не говоря уж о точных цифрах. Не проходило и месяца, когда об очередном пересмотре рабочего расписания не объявлялось в десятке студий. Массовым увольнениям подверглись сотрудники Activision Blizzard, BioWare, Bungie, CD Projekt, Embracer Group, Epic Games, Naughty Dog, Ubisoft и множества других компаний.
С учётом тенденции можно сказать что повезло тем командам, которые хотя бы сохранили жизнь. На начало октября 2023 года было закрыто 11 студий, в том числе Volition Games, Mimimi Games, CyberConnect2 Montreal, Antimatter Games, Kiloo Games. Совсем недавно закрылась Free Radical Design, создавшая TimeSplitters, объявила о банкротстве инди-студия Triple Topping, и вскоре после провальной премьеры The Day Before скоропостижно прекратила своё существование студия Fntastic. Однако о последнем событии мы говорим в другом месте. А вот и свежая новость: всего за пару дней до Рождества было закрыто издательство Versus Evil, принадлежащее tinyBuild, и работу потеряли те, кто выпустил The Banner Saga и Pillars of Eternity 2: Deadfire.
Многие увольнения и закрытия — последствие агрессивного роста и развития, вызванного пандемией. Когда мир вернулся на круги своя, организации, которые ранее активно расширялись и не скупились на специалистов высшего разряда, обнаружили, что их бюджет не вытягивает такие масштабы. Раздутый пузырь пришлось срочно сдувать. И это, конечно же, не могло не сказаться на планах пострадавших компаний и студий.
Конец игры
Одним из способов избавиться от чрезмерно прожорливых активов стало закрытие рискованных проектов. Отмена игр — ещё одна из печальных примет 2023 года. Если за весь 2022 год прекратило своё существование 14 игр, то в 2023 этот показатель был превышен в четыре раза уже к середине года.
В этом разделе первой ласточкой выступила Ubisoft. Уже в январе компания заявила, что отменяет три неанонсированных проекта. На этом она, впрочем, не остановилась. Летом появились слухи об отмене сиквела Immortals Fenyx Rising, и компания не стала ни подтверждать, ни опровергать их.
Также в январе 2023 года Electronic Arts отменила Battlefield Mobile. В мае компания закрыла серверы мобильной версии Apex Legends. Всё это — ради того, чтобы бросить силы на дальнейшее развитие Battlefield 2042.
Некоторые отмены и закрытия вполне можно расценивать как усыпление из милосердия — речь идёт прежде всего о The Cycle: Frontier. Студия Yager Development выпустила неплохую игру, которую вскоре заполонили читеры. Все попытки справиться с ними к успеху не привели, и разработчики предпочли прекратить мучения и не тратить впустую время и деньги. Но такого не скажешь, например, о шутере Hyenas, самом дорогом проекте Sega. Онлайновый боевик пользовался успехом на стадии бета-тестирования, однако общее снижение прибыли заставило компанию поумерить свои амбиции.
В июле 2023 года 2K Games объявила об отключении серверов асимметричного боевика Evolve. Необычность ситуации заключалась в том, что это было уже второе закрытие игры. Она была отменена ещё в 2018 году, но летом 2022 года разработчики внезапно решили её реанимировать. В другое время их попытка, возможно, и увенчалась бы успехом. Но неблагоприятный 2023 год сделал вторую жизнь игры довольно короткой.
Стильное приключение Revenant Hills было одним из самых ожидаемых проектов, прежде всего для поклонников Night in the Woods. Увы, нам уже не удастся узнать, смогли ли бы создатели повторить свой успех без участия Алека Холовки. Разработчики объявили об отмене, ссылаясь на проблемы со здоровьем — однако свою роль в решении сыграли и бюджеты с графиками. Издатели не могут себе позволить терпеливо ждать, пока две трети студии сидит на больничном — особенно в 2023 году.
Marvel’s Midnight Suns и Evil Dead: The Game не выйдут на Nintendo Switch, отменена Just Cause: Mobile, увенчалась неудачей попытка выпустить мобильный спин-офф Disgaea RPG. Популярный консольный гоночный симулятор Gran Turismo Sport лишается всех онлайновых функций. Удалён из продажи так и не покинувший ранний доступ шутер с динозаврами Second Extinction, и не за горами окончательное отключение серверов. Ролевой боевик Space Punks был отменён на стадии бета-тестирования. А совсем недавно Naughty Dog заявила, что окончательно отказывается от попыток выпустить Мультиплеерный проект по The Last of Us.
Этот список мог бы быть куда длиннее, если бы нам объявляли о каждой отмене, ведь массовые сокращения и закрытия студий погребли под собой огромное количество идей и планов.
Конец эпохи Е3
Пандемия 2020 года на время поставила крест на массовых мероприятиях, и одной из её жертв стали игровые выставки и конференции. Кому-то удалось оправиться и вернуться. К примеру, gamescom и BlizzCon — хотя и для события в Кёльне, и для крупнейшего конвента поклонников игр Blizzard многое изменилось за время вынужденной паузы. А вот выставка Electronic Entertainment Expo оказалась навсегда погребена лавиной перемен.
Организаторы крупнейшего в своё время игрового события долго пытались приспособиться к новым условиям. В 2021 году выставку провели в онлайновом формате, и успех пытались повторить в 2022 году. Однако что-то не срослось, и тогда организаторы объявили, что берут паузу, а вот в 2023-м Е3 вернётся в Лос-Анджелес в совершенно новом формате!
Триумфа, однако, не получилось. Все крупные деятели индустрии один за другим заявляли, что пропустят событие — поначалу стойко держалась Ubisoft, но после отказов Sony, Microsoft, Nintendo, Tencent и других сдалась и она. В результате в конце марта организаторы объявили об очередной отмене Е3. А в декабре стало известно, что эта отмена станет последней: больше выставку Е3 проводить не будут. Эпоха масштабных, громких и дорогих событий минула навсегда.
Результат как минимум не шокирует. За время пандемии все, кому было что предложить дистрибьюторам и показать игрокам, освоили искусство прямых трансляций. И выяснилось, что наводить мосты между разработчиками, издателями и спонсорами можно и так. Причём онлайновые форматы способны вывести на арену даже тех, кто ранее оставался в тени — вспомним знаменитое «шоу на парковке», которое устраивала безбашенная Devolver Digital, экономящая на вступительном взносе на Е3.
Пожалуйста, закругляйтесь
Закат Е3, начавшийся ещё до пандемии, оказался рассветом для Джеффа Кили и его «независимых» онлайновых шоу. Бывший журналист помогал с подготовкой и проведением массы игровых мероприятий, пока не решился организовать собственное. Первый фестиваль Summer Game Fest прошёл с мая по август 2020 года и увенчался огромным успехом. Что сказалось и на церемонии The Game Awards — премия практически без потерь пережила пандемийный год и уже в 2021 году вновь вернулась в Лос-Анджелес. Мероприятие росло с каждым годом, пока скандал 2023-го не поставил перед организаторами сложные вопросы.
Камешек, вызвавший лавину, был на первый взгляд незначительным. Свен Винке, по случаю очередного триумфа Baldur’s Gate III натянувший тяжёлые сияющие доспехи, так разволновался, что забыл объявить о выходе игры на Xbox. И лишь опубликованное впоследствии видео объяснило, что произошло. Едва Винке начал говорить о безвременно ушедшем Джиме Саутворте, которому разработчики решили посвятить эту награду, отсчёт времени на экране завершился и перед глазами главы Larian появилось сообщение Please wrap it up — «Пожалуйста, закругляйтесь».
Можно сказать, что Винке ещё повезло — ему хотя бы позволили подняться на сцену и что-то сказать. Массе триумфаторов пришлось публиковать свои благодарственные речи постфактум.
При этом организаторы никак не торопили «привилегированных» приглашённых гостей. В частности, Хидео Кодзима представлял свою новую игру OD восемь минут — и всё равно умудрился ничего не сказать по существу. В целом из трёх с половиной часов крупнейшей игровой церемонии на долю награждений и выступлений победителей оказалось отведено примерно минут десять. А ведь престиж возрождённой премии был обеспечен в первую очередь доверием и активным участием разработчиков, их яркими проектами и личностями — вспомнить хотя бы необузданного Юсефа Фареса, чьё эмоциональное сравнение The Game Awards с «Оскаром» вошло в историю и породило мемы.
Курс, которым следовали организаторы The Game Awards, если не объясним, то понятен: крупной церемонии сложно выжить без поддержки спонсоров и раздувания аудитории за счёт звезд, эксклюзивных премьер и прочих развлечений. Однако этот баланс слишком хрупок, и, если перекос не выровнять, премия может лишиться базиса — доверия тех самых разработчиков.
Чего можно ожидать от 2024 года? Как ни печально, ничего радужного. Кризис лишь набирает обороты, а в условиях, когда страдает промышленное производство и закрываются флагманы тяжёлой индустрии, было бы странно ждать процветания «нематериальных» отраслей. Денег, настоящих денег, подкреплённых ресурсами, в игровой индустрии как будто становится всё меньше. Вот и небезызвестное польское издательство PlayWay, ранее охотно бравшее под крыло всех, кто сумел придумать идею игры, на порядок сократило число новых анонсов. Вот и не могут найти работу опытнейшие разработчики. Вот и Sony жалуется на расходы создателей успешной Marvel’s Spider-Man (2018).
В этих условиях можно ожидать, что не все запланированные на 2024 год крупные игры выйдут в срок. А творцы будут делать всё большую ставку на «бесплатные» ресурсы, и скандалы с использованием ИИ лишь набирают силу. Актёры и сценаристы отреагировали первыми, а вот разработчики пока лишь начинают искать оправдания подобной экономии.
Вряд ли существенную роль в выводе игр из кризиса сыграют и те страны, где особого падения экономики не наблюдается. Игровая индустрия в России растёт (как минимум росла в прошлом году), но у разработчиков всегда были проблемы с издателями и выходом на мировую арену, и они в эпоху санкций лишь усугубились. Геймеры же лишились банальных возможностей покупки новинок и теперь вынуждены переключиться на серые рынки и пиратов. А Китай больше занят не развитием, а ограничением онлайновых игр, пусть даже драконовские меры не особо работают.
Тем не менее редакция «Игромании» верит в лучшее. Ведь всегда может всплыть неожиданная сенсация, созданная никому не известными разработчиками за сравнительные копейки — как это было с Among Us, Lethal Company или Stardew Valley.