Угарное обаяние суперфашизма: почему все сходят с ума по Helldivers 2
Кажется, о Helldivers 2 не знают только те, кто улетел на другую планету переждать там нашествие жуков-терминдов, робо-коммунистов и угрозу иллюминатов.
«Космический Вьетнам» Малевелон Крик, Tik-Tok-безумие, суперфашистское брутальное единство и счастье быть пушечным мясом — «Игромания» пытается разобраться, в чем секрет успеха нового проекта Arrowhead Studios и Sony Interactive Entertainment. Казалось бы, при чём здесь Хидео Кодзима?..
Причина 1. Helldivers 2 — это power fantasy в космосе
Строительство марсианской колонии Илона Маска и другие научные занятия — это интересное, но уж больно нишевое занятие. Другое дело — отправиться в космос с друзьями и выжигать напалмом орды жуков или подрывать из гранатомёта заводы по производству роботов-коммунистов. По настроению Helldivers 2 — это чистая power fantasy. Наверняка каждый из нас мечтал хотя бы раз сбежать от проблем реального мира и где-нибудь там, под сенью других миров, прославиться как великий воин, отважный полководец или просто кто-то гораздо более значимый, чем на грешной Земле.
Helldivers 2 сполна даёт насладиться этим ощущением могущества. Рвать на части терминидов, обрушивать на врагов торнадо из орбитальных ударов — и всё это в компании верных друзей. Разве может быть лучший рецепт для отдыха и эскапизма?
Причина 2. Helldivers 2 — прекрасная антиутопия
Helldivers 2 не первой показала мечтательной аудитории романтику брутального межзвёздного месива. Ещё в 1959-м году в романе «Звёздный десант» выдающийся фантаст Роберт Хайнлайн показал историю космических головорезов в ультрарадикальном и милитаристическом мире через призму восприятия новобранца Хуана «Джонни» Рико.
Хайнлайн создал всю эстетику войн в космосе. Его воины будущего высаживаются на планеты в капсулах и зачищают врагов землян, закованные в силовую броню. В футуристичном доспехе воины выглядят как металлические гориллы или космодесантники из Warhammer 40 000.
Роман Роберта А. Хайнлайна наполнен идеями милитаризма и фашизма. Так, например, только ветераны войн обладают всеми гражданскими правами и, в частности, только они наделены правом избирать и быть избранными в органы власти. Хайнлайну бескомпромиссность и жёсткость «Звёздного десанта» не простили: почти до самой смерти писатель как мог от романа открещивался и говорил, что писал антиутопию, а не праворадикальную агитку.
Так откуда же взялся задорный кровавый угар игры? Благодарить нужно режиссёра Пола Верховена — его сатирическая экранизация выворачивает наизнанку нарочито мрачную атмосферу оригинала и выглядит скорее как пропагандистская лента, которая вполне могла бы быть снята как раз во вселенной «Звёздного десанта»
То же и с Helldivers 2. Несмотря на антураж космического братства и битвы за светлые идеалы галактической метрополии Супер-Земли, нелепые и сумасбродные ситуации здесь возникают постоянно: то раздавит капсулой с припасами, то друг перепутает тебя с роботом-терминатором и расстреляет из автопушки, то после утраты очередной планеты Министерство Правды… Запретит вам заниматься сексом. Игра идеально нащупала баланс между пафосом и комедией, и поддерживает его как антуражем, так и геймплеем.
Игроки быстро разгадали тайну «Элемента 710» — Фото из Reddit
Безусловное достижение писателей Arrowhead — это создание системы, каждый элемент которой стал частью злой политической сатиры. Это видно уже по описанию ключевых фракций игры.
- Суперземля и принадлежащие ей звёздные системы. Люди, живущие там, распространяют идеологию «Управляемой демократии».У людей здесь нет многих привычных нам прав. Например, избирательного: компьютер делает это за граждан. Те расставляют галки в анкетах и тем самым, выражают свои преференции. Но есть ощущение, что искусственному интеллекту плевать на народные чаяния.
- Арахниды или терминиды — жуки, распространяющиеся по планетам «супер-человечества». Несмотря на высокую угрозу, насекомых нельзя истреблять полностью. Из них добывается «Элемент 710» — топливо, на котором работают космические корабли людей. Фанаты Helldivers 2 догадались об этом, когда услышали фрагмент радио-эфира с разоблачение, где враги Суперземли раскрыли истинное назначение Терминидов. А ещё если перевернуть число 710, то получится слово OIL.
- Автоматоны — роботы, словно пришедшие из фильма «Терминатор». Корректнее называть их киборгами, потому что в прошлом те были людьми, не согласными с политикой Суперземли. Эмигрировав, они построили общество, где все равны… Как винтики внутри большого механизма. Робо-комунисты добились всеобщего согласия, пожертвовав индивидуальностью.
Но лучшая часть мифологии Helldivers 2 — её подача. Arrowhead не рассказывают игрокам правду, а порой и намеренно вводят их в заблуждение. Публика должна докопаться до всего сама. Порой фанаты выдают такие безумные конспирологические теории, что невольно начинаешь проводить параллели с реальным миром!
Третья причина: В Helldivers 2 просто весело стрелять!
Лор, сюжеты, вселенная — это прекрасно, но дайте уже нормально пострелять! Так, чтобы отдача чувствовалась, чтобы враги разлетались на куски, чтобы граната не просто рисовала эффект чёрного кружочка на текстуре, а реально разрушала укрытия и здания!
Helldivers 2 — совершенно точно не преснятина. Это сочный, громкий и красивый боевик с классно проработанной физикой. Стволы водит из стороны в сторону так сильно, что попробуй справиться с отдачей! А уж на Dualsense, когда зажимаешь гашетку на «Доблести», и контроллер начинает буквально трещать и колотиться в руках, и без того «танковое» управление стволами выходит на новый уровень.
Было бы страшно, если враги не разлетались на куски так сочно. Некоторые противники ещё и ведут себя Чёрный Рыцарь из Монти Пайтона. Отстрелил жуку лапу — он продолжает бежать к десантнику!
Усладой для глаз становится и физика окружения. Про то, что бомбардировка оставляет воронки на земле, говорили почти все интересовавшиеся Helldivers 2. Приведём менее тривильный пример: в игре честно работает механика рикошет, от которого космодесантники умирают чуть ли не чаще, чем от жуков. Неосторожно стреляете в дверь оружейной из гранатомёта — снаряд отскакивает в вас!
Helldivers 2 — живое напоминание многим шутерам, что интерактивность и разрушаемость всего и вся остаётся одним из столпов жанра, а не локальным инструментом для создания головоломок.
А ещё для большей точности здесь можно и даже нужно переключаться на стрельбу от первого лица. В Helldivers 2 точка зрения персонажа не всегда совпадает с прицелом оружия. Грубо говоря, это как управлять танками в онлайн-боевиках: повернул прицел — подожди, пока прокрутится дуло. Казалось бы, подобное должно раздражать, когда речь идёт об управлении человеком. Но Arrowhead и здесь сделали всё правильно!
Причина 4. Здесь весело не только стрелять, но и бегать!
Arrowhead поняли, что в боевиках важно не только, как герой стреляет, но и двигается. Грамотно сделанное перемещение делает игру эффектнее и добавляет тактики. В Helldivers 2 Десантники отпрыгивают в сторону, как в серии Max Payne, и стреляют в полёте. То же самое они делают, растянувшись на земле. Подобные манёвры не только эффектны, но и помогают выживать. Точнее, не умирать чуть дольше!
Подпись: Max Payne 3 тоже сделала перемещение персонажа интересным. Герой игры был неповоротливым, но боеспособным — Скриншот из Max Payne 3
Даже если убрать акробатические трюки, окажется, что игра просто радует управлением. Звёздные десантники приятно ходят, бегают и ползают. Игрок чувствует инерцию и вес бронированных бойцов, не правращая при этом бойцов в нелепых увальней.
И похоже, в работе над перемещениями Aroowhead помог… Хидео Кодзима! В сети можно найти немало сравнений управления Helldivers 2 с Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. «Адолазы» и, правда, бегают, приседают и ныряют как Биг Босс. Да и ощущается это так же приятно.
При этом задумки Кодзимы не просто перекочевали в Helldivers 2, но и получили развитие. Игрок может увязнуть в кустах и других естественных препятствиях, замедлиться в болоте или зашататься во время землетрясения.
Причина 5. Helldivers 2 — это бесконечный генератор мемов
Left 4 Dead, другой популярный кооперативный боевик, приучил игроков к тому, что миссии повторяются в целом, но отличаются в частностях. Разработка Valve вышла в 2008-м году, но её заветам следуют до сих пор. Создатели Helldivers 2 тоже ввели десятки переменных и случано генерируемых ситуаций, из-за которых даже задания одного типа не надоедают.
Например, в любой момент из земли может выкопаться арахнид-титан — жук размером с пятиэтажку и способностью изрыгать. А ещё вас в два счёта могут загрызть сталкеры: они меньше титанов, зато шустрые и очень крепкие, доберутся до вас за секунду и тут же слопают. И у игрока нет никаких гарантий: титан и сталкеры могут появиться в месте, могут по отдельности, а могут и не появиться вовсе!
В Helldivers 2 сама природа ненавидит космодесант. В начале марта, с первым обновлением баланса, разработчики добавили случайные погодные эффекты. В зависимости от планеты, может начаться метеоритный дождь, извержение вулкана или ионный шторм, отключающий электронику.
Все эти переменные игра запускает сама. Но в Helldivers 2 есть и ручная «модерация». В штате Arrowhead Game Studio за неё отвечает человек по имени Джоэл. По крайней мере, разработчики так назвали его публично. Джоэл выполняет функции гейм-мастера и просто великолепно троллит игроков: то в разгар войны с арахнидами усилит автоматонов, то встанет в три часа ночи, чтобы отправить врагам подкрепления и вытеснить игроков с только-только освобождённых миров, то наоборот — зайдёт в сессию к рандомам и даст им БТР. Всё это даёт ощущение настоящей войны: безумной, бесконечной и непредсказуемой.
Джоэл стал один из мемов в сообществе Helldivers 2. Разработчика хвалят и ругают. Например, стример под псевдонимом Char в шутку обвинил Джоэла в сдаче планеты Малевелон Крик. Она — другой популярный мем, связанный с Helldivers 2. Геймеры пытались отбить планету у Автоматонов, но провалили миссию.
На Малевелон Крик игрокам противостояли не только автоматоны, но и природа. Ландшафт состоит из джунглей, где десантники застревают в кустах и периодически не видят ничего из-за тумана. Не зря в «коммьюнити» прозвали Малевелон Крик «космическим Вьетнамом». Ролики оттуда разошлись по Tik-Tok, вместе с конспирологическими теориями о том, как правительство Суперземли обманывает всех. Случайные события, модерация Джоэла и антиутопическая суперфашистская эстетика превратили Helldivers 2 в бесконечный генератор мемов.
Причина 6. Helldivers 2 объединяет, а не ссорит игроков
Нам не хватит объёмов статьи да и просто экспертности, чтобы перечислить все уловки, к которым прибегли разработчики, чтобы построить внутри игры живое, очень дружелюбное и весёлое сообщество. Наверное, позволю себе такое дерзкое предположение — самое ламповое среди всех фандомов на сегодняшний день.
И всё же попытаемся разобраться в самых базовых принципах формулы успешного кооператива от Arrowhead.
Во-первых, дружественный огонь здесь не отключается и не будет отключён никогда. С одной стороны — это чертовски весело: сжечь напалмом не только логово терминидов, но и половину сквада. С другой — всё-таки надо быть аккуратным, чтобы ненароком не кикнули из лобби.
Во-вторых, в игре очень много механик «общего дела». Например, нужно настроить радарную вышку: один крутит «тарелку», а другой смотрит на экран терминал и говорит, в какую сторону направлять. Перезарядка тяжёлого оружия: один держит, другой подаёт снаряды. Наконец, особо сильные враги требуют скоординированной работы: например, один отманивает, а остальные — расстреливают уязвимые позиции.
В-третьих — в Helldivers 2 нет соревновательного момента. Вообще. Игрокам не за что конкурировать и нечего делить — награда и собранный лут на карте всегда общий и идёт всем, «скрысить» что-либо не получится да и нет смысла.
Это не значит, что игроки всегда действуют слаженно, а союзники не тупят: всегда есть риск TPK от кластерного снаряда или преждевременной эвакуации, когда слишком нервный союзник не даёт поизучать карту после выполнения основного здания. Но даже такие мелочи не раздражают, а скорее добавляют перца в историю короткой и брутальной дружбы пушечного мяса.
Причина 7. Мы всё ещё ждём новый Left 4 Dead!
Left 4 Dead 2 вышла в 2009-м году и с тех пор многие разработчики пытались сделать свой ультимативный кооператив. Мы видели хорошие примеры: Killing Floor 2 , Warhammer: Vermintide 2 или World War Z. Только они не цепляли так же, как дилогия Left 4 Dead. А Back 4 Blood, Aliens: Fireteam Elite и другие неудачные проекты заставляли ещё больше скучать по проекту Valve.
Мы не знаем, сможет ли Helldivers 2 заменить Left 4 Dead. Такое не исключено: разработчики выпускают игры в этом жанре последние тринадцать лет. Arrowhead Game Studio ответственна за первую часть Magicka, перезапуск Gauntlet и, разумеется, первую HELLDIVERS. Проекты Arrowhead Game Studio ценятся публикой и критиками — кому, как не этой студии подвинуть Valve!
Причина 8. Helldivers 2 не тянет из вас деньги
Щадящая монетизация — ещё один секрет успеха вторых «Адолазов». Разработчики и издатель игры выставили ценник в 40 долларов, а не стандартные 70, как это сделали создатели Skull & Bones и Suicide Squad: Kill the Justice League!
И при этом игра не «душит» нас микротранзакциями. Это отмечают и СМИ, и форумчане. Пусть здесь есть и боевой пропуск, и внутренний магазин с донатной валютой — всё это совершенно не обязательно. Более того, даже эти космические кредиты можно без особых трудностей «фармить» в самой игре — достаточно просто внимательно смотреть под ноги и изучать точки интереса на карте.
Причина 9. Йохан Пилестедт
Какой же Йохан Пилестедт крутой! Глава разработки Helldivers 2 открыто общается с сообществом, адекватно реагирует на критику и обратную связь игроков, при этом оставаясь великолепным троллем и юмористом, словно вживаясь в роль супердемократичного ни на секунду не диктатора.
Например, Пилестедт посоветовал игрокам не тратить последние деньги на покупку Helldivers 2 на старте. Разработчик объяснил это тем, что, подождав, пользователи дадут Arrowhead Game Studio время исправить баги и решить проблемы с серверами. А ещё он выступил против идеи резкого расширения его студии.
«Нанять слишком много сотрудников, а затем сократить — это ужасная практика», — пишет разработчик в соцсетях.
Пилестедт транслирует популярную среди геймерского сообщества точку зрения на развитие индустрии и словно является живым ответом на многие её вопросы и проблемы. Конечно, его можно упрекнуть в популизме, но, может, игрокам тоже нужен свой Илон Маск, который периодически «выдаёт базу» в соцсетях?
Причина 10. Мы любим сюрпризы!
Нельзя сказать, что никто не ждал Helldivers 2. Но среди игр, заявленных на 2024-й год, она точно не была в топе самых желанных. Об этом говорят соответствующие материалы Polygon, Eurogamer, PC Gamer и Gamerant. Авторы статей не упомянули Helldivers 2, зато уделили внимание Skull & Bones и Suicide Squad: Kill The Justice League. Иронично!
Эффект сюрприза усиливается тем, что Helldivers 2 — это всё-таки игра от Sony. Новинка одновременно вышла на ПК и PS5, что, мягко говоря, не свойственно компании, которая выпускает порты с лагом в несколько лет. Хотя, возможно, Helldivers 2 стала первой ласточкой в новом векторе развития платформы — ранее глава Sony Interactive Entertainment Хироки Тотоки заявлял, что компания должна агрессивнее действовать на рынке ПК-игр. Так что, возможно, мы имеем дело со спланированной акцией по радикальной демократизации «боярской» платформы.
Helldivers 2 — это как рок-концерт: яркий, громкий, звонкий и с обязательным слэмом посреди толпы фанатов. Как Arrowhead Game Studio это удалось — вопрос, достойный не одного эссе. Мы попытались выделить некоторые причины, но наверняка упустили ещё очень много деталей! Поэтому обязательно присоединяйтесь к нам в комментариях и рассказывайте, почему вы любите (или наоборот — ненавидите!) Helldivers 2.