28 марта 2024

Исторична, таинственна, прожорлива: что мы знаем о «Смуте» от Cyberia Nova

Обложка: видеоигра «Смута»
Обложка: видеоигра «Смута»

4 апреля выходит «Смута»— игра в жанре action-RPG от третьего лица, которую уже 4 года разрабатывает российская студия Cyberia Nova. Авторы вдохновлялись такими проектами, как «Ведьмак 3: Дикая Охота», Kingdom Come: Deliverance и Ghost of Tsushima. Создатели обещают игрокам возможность погрузиться в детально воссозданную атмосферу Руси времён Смутного времени. Поэтому мы решили рассказать, а что вообще такое «Смутное время», почему это отличный сеттинг для игры и чего стоит ждать от грядущей отечественной новинки.

Что вообще такое «Смутное время»?

«Смута» перенесёт игрока в один из самых сложных и драматичных периодов в истории России. Страна погрузилась в пучину анархии и беззакония: власть парализована, экономика в упадке, повсюду бунты и беспорядки, а иностранные армии вторгаются на территорию государства. В один момент престол московского царя занимал польский королевич Владислав, в Кремле укрепился иностранный гарнизон, а жертвами голода стали полмиллиона человек. Попробуем понять, как так вышло, и как Россия справилась с кризисом.

Исторична, таинственна, прожорлива: что мы знаем о «Смуте» от Cyberia Nova - фото 1

После смерти последнего царя из династии Рюриковичей Фёдора Иоанновича в 1598 году разгорелась ожесточённая борьба за власть между боярскими группировками. Пуская в ход слухи, клевету и интригу, они хотели посадить на престол своего ставленника.

Решением Земского собора 1598 года на престол взошёл Борис Годунов, но его правление было нестабильным. Страну сотрясали неурожаи, голод, народные волнения. Авторитет центральной власти падал. В этих условиях объявился человек, назвавшийся чудесно спасшимся царевичем Дмитрием — сыном Ивана Грозного.

Самозванец получил поддержку польских аристократов и без сопротивления вступил в Москву в июне 1605 года. Вскоре он был убит в результате мятежа, организованного князем Василием Шуйским, который стал новым царём.

После смерти Лжедмитрия I началось восстание под предводительством Ивана Болотникова. Это выступление иногда называют настоящей гражданской войной, ведь в нём принимали участие все слои общества того времени. Войска Шуйского с большим трудом разбили восставших, но царская власть была обескровлена. И тогда в 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II. Польско-литовские войска, выступавшие на его стороне, разоряли русские земли.

Исторична, таинственна, прожорлива: что мы знаем о «Смуте» от Cyberia Nova - фото 2

В 1610 году польская армия разгромила русско-шведские войска, что привело к свержению Василия Шуйского и установлению так называемой Семибоярщины: страной правил совет из семи князьёв и бояр, а возглавлял это собрание князь Фёдор Мстиславский. Совет признал русским царём польского королевича Владислава, но тот не явился в Москву и не принял православие, что было обязательным условием восхождения на престол.

Однако угроза со стороны Лжедмитрия II оставалось, так что боярский совет впустил польско-литовские войска в Москву. Самозванец позже погибнет в результате заговора, однако ситуацию это не исправит. По всей стране остатки войск под знаменем узурпатора сражались с интервентами, разбойники творили бесчинства, а легитимной власти не существовало.

В этот тяжелый момент народ поднялся на борьбу с интервентами и внутренней анархией. Первое ополчение смогло занять большую часть Москвы, за исключением Кремля и Китай-города, где укрепились польские войска.

Второе ополчение, в котором и принимает участие главный герой «Смуты» Юрий Милославский, возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начав своё формирование в Нижнем Новгороде, народное войско выступило на Москву вверх по Волге. Ополчение на полгода остановилось в Ярославле, в котором его ряды значительно пополнились за счёт горожан и крестьян центральных и северных районов Русского царства.

Исторична, таинственна, прожорлива: что мы знаем о «Смуте» от Cyberia Nova - фото 3

В августе 1612 ополчение подошло к столице и объединилось с остатками Первого ополчения, казаками под руководством князя Трубецкого. В это время польский великий гетман Ян Кароль Ходкевич направлялся к Москве, чтобы доставить продовольствие блокированному польскому гарнизону, но был перехвачен объединенным русским войском. Армия Речи Посполитой потерпела поражение, и надежды поляков овладеть Русским царством таяли на глазах. 22 октября 1612 года ополченцы штурмом взяли Китай-город, а уже спустя четыре дня захватчики сдали Кремль. Столица была полностью освобождена. С изгнанием интервентов из Москвы центральная власть в стране начала постепенно восстанавливаться, рухнули захватнические планы поляков, страна начала возрождаться из пепла.

Смутное время в России — идеальный сеттинг для увлекательной игры. Эпоха полна драматичных и ярких событий, в которых мог бы поучаствовать главный герой «Смуты». А неопределённость и порой даже противоречивость сведений об этом периоде дают пространство даже для нелинейной ролевой игры, как мы, например, увидели в Assassin’s Creed Odyssey.

Впрочем, авторы решили сфокусироваться именно на Втором Ополчении. Так что в игре мы не увидим ни мятежа Шуйского, ни войны с Болотниковым, но станем свидетелями яростных боёв на улицах Москвы и штурма Белого города.

Игра позволит детально исследовать три города: Нижний Новгород, Ярославль и Москву. Каждый из них сыграл значимую роль в событиях Смуты. Разработчики обещают детально воссоздать улицы древних городов, и, судя по представленным видеороликам, у них это хорошо получается: уже сейчас видно, что Cyberia Nova уделили огромное внимание архитектуре зданий и детализации костюмов NPC, создавая аутентичную атмосферу.

Что ещё показали и пообещали?

В феврале Cyberia Nova опубликовали часовой геймплейный ролик «Смуты», в которую играла стримерша Арина Рин. В представленных материалах можно увидеть некоторые локации, диалоги и катсцены. Кроме того, разработчики продемонстрировали интерфейс, карту мира и инвентарь главного героя. Сражения тоже показали, но их было немного. Представлены несколько видов оружия: сабля, копьё, пищаль и пистоль. Боевая система выглядела интересно, но на первый взгляд мало отличалась от знакомой нам по Assassin’s Creed формулы «ЛКМ+пнуть». Впрочем, продюсер игры Андрей Белов пролил свет на некоторые детали.

Основу боевой системы «Смуты» составляют атаки различной силы, блоки, парирования и уклонения. Тяжёлые вражеские удары лучше парировать, т.к. они могут пробить блок. В игре есть комбо-атаки и механика накопительных эффектов. Каждый удар повышает вероятность нанесения критического урона или оглушения противника, поэтому важно проводить непрерывные серии ударов, зависящие от класса персонажа.

Что касается классовой системы, то в игре представлено четыре основных архетипа персонажей: ратник, стрелец, шиш и наёмник. Доступ к ним будет открываться по мере прохождения игры. Ратник — самый сбалансированный классом, не имеет явных преимуществ или недостатков. Стрелец специализируется на нанесении высокого урона, а шиш — на уклонении от вражеских атак. Наёмник обладает медленными, но мощными ударами и повышенной живучестью. Разработчики привязали типы оружия к классам персонажей. Так, ратник специализируется на сабле и бердыше, хотя в игре будет представлено множество вариаций каждого вида вооружения. Помимо пары видов оружия ближнего боя, каждый класс также использует дальнобойное вооружение – пищаль, пистоль или метательные топорики.

Мир «Смуты»

Cyberia Nova стремится создать увлекательный и исторически достоверный мир. Для этого к работе над проектом привлекли экспертов по Руси 1612 года. Историки-консультанты поделились с разработчиками знаниями о быте, моде, вооружении, устройстве городов и общества того времени. Студия даже пообещала выпустить образовательную версию игры, где игроки смогут подробно изучить улицы Москвы. На стене сообщества ВКонтакте, посвящённого проекту, разработчики пишут:

«В рамках этой виртуальной экскурсии вы получите интересные знания по истории, послушаете лекцию о Смутном времени, а также попробуете некоторые игровые механики из основной версии игры.»

Однако, не стоит ожидать от «Смуты» полноценного открытого мира. Разработчики объяснили отказ от него сложностью создания при выбранном ими подходе к исторической достоверности. Также в игре не будет традиционных побочных квестов от NPC, интерактивных мини-игр вроде охоты или рыбалки, а большинство городских зданий окажутся недоступны для посещения, если только этого не требует сюжет.

Несмотря на то, что авторы называют свой проект RPG, вариативность выбора в некоторых эпизодах не повлияет на общий финал истории. Обещано, что часть миссий можно будет пройти дипломатическим путём или скрытно устраняя врагов. Однако, поскольку Юрий Милославский является положительным героем, отыгрыш за злодея и убийство мирных жителей будут недоступны. Мультиплеерная составляющая в игре также не предусмотрена.

Исторична, таинственна, прожорлива: что мы знаем о «Смуте» от Cyberia Nova - фото 4

При этом «Смута» не стремится к стопроцентной исторической точности. В конце концов, разработчики во многом опираются на роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», написанный в середине 19 века. Роман был очень популярен среди всех слоёв населения и описывал события русско-польской войны, фокусируясь в основном на Втором Ополчении. Среди персонажей произведения есть как вымышленные персонажи, вроде самого главного героя, Юрия Милославского, так и реальные исторические личности, например Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. По словам разработчиков, они старались следовать сюжетной канве романа, одновременно наполняя игровой процесс зрелищностью и динамикой.

Исторична, таинственна, прожорлива: что мы знаем о «Смуте» от Cyberia Nova - фото 5

Не стоит ждать в игре наличия магии, мифических существ и прочих элементов фэнтези. Однако, некоторые события и персонажи, присутствующие в книге, были вырезаны из игры или утратили свою значимость ради геймплея. При этом, как в Ghost of Tsushima, можно будет немного повышать те или иные характеристики с помощью специальных предметов, добавляемых в оружие.

Таким образом, «Смута» представляет собой своеобразную интерпретацию исторических событий и литературного первоисточника, адаптированную под нужды интерактивного развлечения. Разработчики стремятся найти баланс между достоверностью и увлекательностью, жертвуя некоторыми деталями ради создания захватывающего игрового опыта.

Смутные сомнения

Несмотря на привлекательность сеттинга и многообещающую концепцию, «Смута» вызывает опасения прежде всего своим техническим состоянием. С момента публикации первых геймплейных роликов одной из главных претензий к игре остаётся низкое качество визуальной составляющей. Даже кат-сцены, которых, по словам разработчиков, в игре будет около сотни, выглядят неважно. Лицевая анимация и озвучка персонажей также не внушают оптимизма.

К примеру, в девбилде, опробованном Ариной Рин, во многих кат-сценах герои просто стоят друг напротив друга, еле шевеля губами. Остаётся надеяться, что студии удастся улучшить эти аспекты игры. Если Cyberia Nova сможет предложить игрокам увлекательное и качественное приключение в антураже Смутного времени, то проект определённо найдёт свою аудиторию, даже при отсутствии вариативности, побочных активностей и возможностей для ролевого отыгрыша.

Исторична, таинственна, прожорлива: что мы знаем о «Смуте» от Cyberia Nova - фото 6

При этом системные требования у игры, мягко говоря, не самые народные. Если для запуска вам хватит простеньких Intel Core i3 и старенькой GTX 980, то вот для комфортной игры на высоких настройках графики понадобится уже Intel Core i7, видеокарта не слабее RTX 3080 и, на секундочку, 32 гигабайта ОЗУ

Полные системные требования «Смуты»:

Минимальные (1080p, 30fps):

— ОС: Windows 10

— Процессор: Intel Core i3 / AMD Ryzen 3

— Оперативная память: 16 ГБ

— Место на диске: 50 ГБ

— Видеокарта: GeForce GTX 980 / GeForce GTX 1060

— Другое: DirectX 12

Рекомендуемые:

— ОС: Windows 10

— Процессор: Intel Core i7 / AMD Ryzen 9

— Оперативная память: 32 ГБ

— Место на диске: 50 ГБ

— Видеокарта: GeForce RTX 3080

— Другое: DirectX 12

Исторична, таинственна, прожорлива: что мы знаем о «Смуте» от Cyberia Nova - фото 7

Прогноз «Игромании»

Предстоящий релиз «Смуты» — по-настоящему значимое событие для российской игровой индустрии. Амбициозность проекта, внимание к историческим деталям и стремление погрузить игроков в атмосферу Смутного времени выгодно выделяют игру на фоне других отечественных разработок.

Безусловно, нельзя игнорировать некоторые опасения, связанные с технической реализацией и возможным упрощением игровых механик в угоду широкой аудитории. Однако, несмотря на это, «Смута» однозначно заслуживает пристального внимания со стороны игрового сообщества. Если команде Cyberia Nova удастся воплотить свое видение и подарить игрокам по-настоящему увлекательное, атмосферное и качественное приключение в антураже одной из самых драматичных эпох российской истории, то эта игра имеет все шансы стать одним из самых ярких и запоминающихся отечественных релизов последних лет.

Остается только пожелать команде разработчиков довести до ума этот масштабный проект, устранив все возможные технические шероховатости. Ждём наступления 4 апреля — даты выхода «Смуты» и будем надеяться, что игра сумеет оправдать возлагаемые на нее надежды, став новой значимой вехой в истории развития отечественной игровой индустрии. Покапрогноз «Игромании» — ждём с интересом, но очень, очень серьёзными опасениями. И всё же свои 1612 рублей в магазин VK Play точно занесём.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь