Мартышкин труд Дева Пателя: рецензия на боевик «Манкимэн»
Режиссёрский дебют Дева Пателя, звезды «Миллионера из трущоб» и «Льва», впечатляет яростной жаждой отмщения, но сюжетно проигрывает другим современным боевикам.
Название: Манкимэн (Monkey Man) Жанр: боевик, триллер, криминал Режиссёр: Дев Патель
Авторы сценария: Джон Колли, Дев Патель
В российском прокате с 11 апреля
Обычный парень в большом индийском городе уже привык быть грушей для битья. Каждый день выходит на подпольный ринг в маске обезьяны, чтобы пару рупий в обмен на несколько дюжин тумаков. Но как только безымянному герою выпадает шанс устроиться мойщиком посуды в роскошный отель, он зубами выгрызает эту возможность. Только так у нищего бродяги из трущоб есть шанс приблизиться к продажным политикам и полицейским, виновным в смерти его матери.
Долгая извилистая дорога на пути к цели была не только у героя Пателя, но и у самого фильма. Съемки «Манкимэна» начались еще до пандемии. Затем были карантин, вынужденное соглашение с Netflix и крест на мечте Пателя увидеть свой дебют на большом экране. Стриминг уже долгое время борется за аудиторию в Индии, так что картина о процветающей коррупции и нищете не сулила новым владельцам ничего хорошего.
Годами они кормили Пателя «завтраками», пока не появился режиссер «Прочь» Джордан Пил. Он решил, что место «Манкимэна» в кинотеатре, а не в трущобах сотых страниц библиотеки Netflix, и перекупил его для своей продюсерской компании с подходящим названием Monkeypaw (Обезьянья лапа).
Пил сделал правильную ставку.
Каждый сантиметр города здесь кажется живым, осязаемым. Прекрасная работа с декорациями играет еще ярче в объективе бойкой камеры оператора «Одержимости». Оригинальный саундтрек заставляет подпрыгивать на стуле. Глубокие басы, хор, индийские мотивы, продуманные Джедом Курзелом, соединяются с современным рэпом от JID.
И, конечно же, драки. В закрученной хореографии боя ломаются кости и хлещет кровь. Каждое столкновение наполнено неудержимой энергией, но выдает режиссера-дебютанта в неумении вовремя сделать паузу. Сравнения «Манкимэна» с «Джоном Уиком» чересчур комплиментарны. Все же авторы «Уика» Дэвид Литч и Чад Стахелски — профессиональные постановщики трюков, которые хотят подчеркнуть красоту боя длинными сценами, а не прячут их в хаотичных склейках, как это делает «Манкимэн».
И всё же аудиовизуальная часть и достаточно хороша, чтобы прийти за ее мощью в кинозал. Выпуск на стримингах лишил бы дебют Пателя магии большого экрана и сконцентрировал бы внимание на сбивчивом сценарии. Проблема «Манкимэна» в его желании осветить сразу всё. Хорошему боевику достаточно одной предпосылки для мотивации героя, чтобы затем наблюдать аттракцион его кровавой расправы. Патель же пытается одновременно рассказать историю мести, сорвать покровы с политических интриг в верхушке Индии, и отдать дань мифологии своей родины.
Словно в страхе, что «Манкимэн» может остаться его единственной режиссерской работой, Патель старается сразу выдать magnum opus. Таланты Пателя как постановщика очевидны, но ему понадобятся еще несколько картин, чтобы это доказать. Одну из проб пера он мог бы целиком посвятить древнеиндийскому эпосу «Рамаяна», например. Его герой, обезьяноподобное божество Хануман, забыл о своей силе из-за проклятия. Герой Пателя, чье детство сопровождали эти рассказы, вдохновляется образом бога, потому надевает маску обезьяны и проходит путь по возвращению своих потерянных сил.
Уже в следующей картине Патель мог бы рассказать об ужасающем уровне коррупции в Индии, о страдании бедняков в угоду привилегированного меньшинства. Сделать это достаточно провокационно, чтобы фильм остался в истории острым политическим высказыванием.
Лента однозначно показывает, что на всё это Пателю без сомнений хватает таланта и навыков. Но вместо этого он компилирует все темы вместе, пытается отвести им одинаковую долю хронометража и только губит темп своей истории, на сдачу путая зрителя.
Форма побеждает над содержанием, что лишает «Манкимэна» глубины, которую режиссер пытается продать с чрезмерной серьезностью. В сердце постановки Пателя и его игры лежит поистине звериная ярость. Чистый адреналин, подпитываемый жаждой отмщения. И всё же череда неверных сценарных решений отрывает зрителя от главного героя. Мы можем лишь видеть огонь в его глазах, но не способны ощутить его сами.