Геймдев в России: что происходит сейчас с индустрией и какие планы на ближайшее будущее?
Несмотря на то, что игровая индустрия стала одной из самых быстрорастущих отраслей в мире, а ее объем к 2026 году, по мнению аналитиков Newzoo, достигнет 205,7 млрд долларов, для российского рынка последние два года стали настоящим испытанием, которые поставили под вопрос развитие отрасли. Тем не менее, по оценкам Astrum Entertainment, одного из лидеров российского рынка разработки и издательства видеоигр, в 2023 году российской игровой индустрии удалось выйти на показатели 2021 года, а ее объем составил около 150-170 млрд рублей. Для сравнения: это почти в пять раз больше сборов российского кинематографа, который за 2023 год собрал 27.1 млрд рублей. В том, как российский геймдев преодолевал сложности и почему у него есть хорошие возможности для роста, разбираемся в этой статье.
В поисках разработчиков
В 2022 многие игровые компании покинули российский рынок. Некоторым компаниям пришлось пройти реструктуризацию, чтобы разделить игровые активы. В связи с этим упал спрос на разработчиков. По данным HH.ru, в июне 2023 года в РФ насчитывалось около четырех тысяч открытых вакансий, что на 38% ниже показателей 2022 года. И если проблема нехватки senior-специалистов остается актуальной, то с «джунами» вопрос постепенно решается.
Ассоциация крупнейших российских гейминговых компаний и организаций АПРИОРИ (сюда вошли Astrum Entertainment, VK, Федерация компьютерного спорта России, Innova и другие) предложила идею создания учебных планов по направлениям «геймдизайн», «игровая графика» и «разработка игр», где представители бизнеса могли бы поделиться своей экспертизой. Одним из таких примеров стало сотрудничество Astrum Entertainment с МФТИ — Astrum принимает экспертное участие в разработке профильных образовательных программ. В рамках партнерства проводятся лекции экспертов компании в вузе, тематические консультации, исследования, а также обсуждается возможность поддержки научных проектов. Перечисленные активности помогут совместить практические знания и теоретическую базу, чтобы оставаться в тренде современной науки.
Финансовые трудности
Начиная с 2022 года разработчикам игр по всему миру стало сложнее находить финансирование для своих проектов. Россия в этом вопросе не является исключением. Например, российские разработчики не могут получать прибыль на платформах Steam, App Store, Google Play, а пользователи — платить за игры и оплачивать внутриигровые покупки.
Ассоциация издателей и разработчиков игр АПРИОРИ активно привлекала и привлекает внимание государства, особенно Министерство цифрового развития, к вопросам поддержки российской игровой индустрии. Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин отметил, что уход западных компаний стимулировал развитие сегментов IT-отрасли, в том числе игровой. По его словам, в России уже несколько лет растет спрос на видеоигры и уже сформирован потребительский рынок. Депутат также отметил, что инициативы ассоциаций — это положительный сигнал для государства, означающий, что индустрия заинтересована в развитии и сотрудничестве.
Геймдев признали частью IT-отрасли, благодаря чему до конца 2024 года он облагается 0% налогом на прибыль, освобождается от НДС на передачу исключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ, попадает под льготный лизинг на внедрение цифровых технологий и т. д.
Также Институт Развития Интернета за 2023 год инвестировал в геймдев почти 1 млрд рублей на поддержание отечественных проектов.
Поддержка инди-сегмента
Крупные игроки российской игровой индустрии поддерживают и независимый сегмент геймдева или инди-игры, как его часто называют. В декабре 2023 года в рамках геймдев-митапа Prototype, который собрал более тысячи участников из России и других стран, Astrum Entertainment и VK Play объявили о создании prototype.indie — инди-инкубатора, в планы которого входит ежедневная работа с сообществом инди-разработчиков, а также проведение регулярных офлайн и онлайн-мероприятий, на которых эксперты расскажут, как привлечь инвестиции к проекту, как правильно его позиционировать и довести до издания игры. На втором, апрельском Prototype, были эксклюзивно представлены три перспективные инди-игры, отобранные на мартовской питч-сессии в офисе Astrum Entertainment.
Потеря лицензий и замещение ПО
Потеря доступа к программному обеспечению из-за отзыва лицензий зарубежных компаний может серьезно повлиять на рост индустрии. Корпоративные программы (мессенджеры, облачные хранилища и т. д.) удалось безболезненно заменить уже имеющимися на момент начала кризиса отечественными аналогами от VK и Яндекса. Сложнее решить вопрос с возможной потерей доступа к игровым движкам и ПО, задействованном в непосредственном процессе разработки — 3D- и VFX-редакторам, дизайнерским пакетам Adobe и прочим.
Unreal Engine и Unity — наиболее популярные игровые движки на рынке, которые используются как независимыми разработчиками, так и крупными студиями. Доступ разработчиков к новейшим версиям этих движков в России открыт, но всё может измениться. В прошлом году было принято решение создать российский аналог движка — NAU Engine, в который было инвестировано 1 млрд рублей. Его бета-тестирование начнется уже в 2024 году. Разработчики обещают предоставить обучающие материалы и внедрить возможность переноса проектов с других движков для безболезненного перехода.
Перспективы российского геймдева
Согласно статистике Newzoo, до момента исключения страны из мировых аналитических отчетов в 2022 году, Россия часто входила в топ-10 стран по объему прибыли с игр, а желание геймеров играть не пропало после начала кризиса. Уход крупных иностранных компаний с рынка образует нишу, которую могут занять отечественные разработчики.
«Крупные российские игровые компании продолжат активно работать и зарабатывать. Так как российские разработчики и издатели сейчас не могут получать прибыль со многих крупных мировых платформ вроде Steam, AppStore или Google Play, они ищут другие платформы для размещения. Игры российских разработчиков и издателей сейчас можно приобрести на VK Play, на RuStore и так далее. Эти платформы постепенно растут и привлекают все новых пользователей», — рассказывает бренд-директор Astrum Entertainment Олег Доброштан.
Сегодня отрасль по большей части преодолела кризис и готова к производству проектов AA и ААА-уровня. Так, 4 апреля текущего года состоялся релиз «Смуты», чей бюджет составил около 1 млрд рублей. Также анонсирована российская игра Distortion. Дата выхода заявлена на декабрь 2025 года, а бюджет составит около 100 млн долларов. Однако проекты такого уровня требуют больших инвестиций, которые сложно окупить на локальном рынке, поэтому встает вопрос об экспорте на рынки Азии и Востока. В середине августа 2023 года президент РФ поручил обеспечить продвижение российских видеоигр на зарубежные рынки, в том числе стран БРИКС.
Российский рынок мобильных игр также растет. Согласно исследованию VK Play, 85% играют на мобильных устройствах. Статистика на других игровых платформах отличается. Так, доля консольных игроков снизилась в 2022 году из-за сложности приобретения игр на 10% и составила 17%. Доля игроков на ПК осталась на прежнем уровне — 63%, однако в этом сегменте повысилась доля девушек-геймеров — с 34% до 40%.
На сегодняшний день в России насчитывается 25 миллионов геймеров, то есть людей, проводящих в видеоиграх больше пяти часов в неделю. В январе — марте 2024 года на видеоигры на ПК и приставках было потрачено 49 млрд руб. Большим интересом пользуются отечественные игры. К примеру, несмотря на турбулентность рынка, Astrum Entertainment продолжает развивать свои большие проекты. Компания успешно руководит разработкой Warface и «Аллодов Онлайн», как результат — растущий интерес к этим онлайн-продуктам.
В целом, сегодня отечественный геймдев находится в стадии активного роста и преодолевает возникающие трудности: отечественные разработки заменяют место ушедшего с рынка ПО, крупные игроки объединяются в ассоциации для предложения мер по развитию индустрии и начинают сотрудничество с вузами для разработки программ по подготовке кадров, растут инвестиции в проекты как со стороны государства, так и частных компаний, отечественные игры активно осваивают новые рынки, а количество самих геймеров за период кризиса, несмотря на сложности с покупкой игр, не убавилось. Наоборот — аудитория видеоигровой индустрии в России растет, а сам геймдев постепенно восстанавливается после кризиса.