Алексей «Lex» Филиппов: приглашение на «Инт» можно сравнить с письмом из Хогвартса
Редакция «Игромании» в рамках BetBoom Dacha Dota 2 2024 встретилась с комментатором студии FISSURE Алексеем «Lex» Филипповым. Поговорили о том, насколько The International сохраняет свою «ламповость», и узнали, какие трудности встречаются на пути кастеров.
Как тебе вайб BetBoom Dacha Dota 2 2024?
Проблема турнира в том, что он как ребенок, который закончил школу и сейчас на третьем курсе вуза. Первая Дача была этаким одиннадцатиклассником, который сдал все экзамены и пошел тусить. И в плане атмосферы сейчас — это, наверное, минус. Однако, с другой стороны, это логичное развитие любого организатора, который хочет создать большое мероприятие, на которое будут приезжать именитые команды. А вот формат той Дачи не совсем пересекается с киберспортом. Это была крутая история — теперь же Дача становится большим серьезным проектом.
Насколько свою ламповость теряет The International?
Раздувание призового фонда — это абсурд. Считаю, что было бы логичнее оставить призовой фонд, например, 10 млн и выпускать battle pass, который бы не влиял на сумму. Но при этом хайп все равно остался вокруг турнира. Похоже, что это как зачетка, которая работает на студента уже второй год. И нет причин, почему она перестанет работать. Более того, при всем уважении к Riyadh Masters, аналогов у TI пока нет, потому что история турнира, которую Valve закладывала на протяжении нескольких лет, слишком сильна.
А в будущем Riyadh Masters может навязать конкуренцию TI?
Поначалу показалось, что это конкурент. Но когда начались матчи на лане, стало понятно, что это не конкурент TI еще лет 10. Но анонса следующего TI еще не было — и непонятно, будет ли турнир. Есть слухи, но официальной информации нет. Поэтому вопрос: а хочет ли Valve делать The International? Возможно, для компании это уже убыточный продукт.
А ты помнишь свои ощущение, когда тебя пригласили впервые поработать на TI?
Приглашение на «Инт» можно сравнить с письмом из Хогвартса. Процесс такой же: ты ждешь, потом заходишь на почту и видишь красивое письмо с приглашением. Конечно, эта магия осталась и до этого года. Наслаждался моментом и тогда, и сейчас, но, конечно, эмоции немного отличаются. Тогда я был в приятном шоке, к тому же нужно было ехать на место проведения. А в этом году было более привычно, что ли, да и работали мы не с арены. И думаю, что это повлияло на итоговый результат, потому что когда ты там и видишь все своими глазами, то эмоции отдаешь по-другому.
Что запомнилось больше всего со всех TI, где ты комментировал?
Всегда ощущалась невероятная масштабность. Чувствовалось другое отношение в отличие от всех других турниров. Еще очень запомнился TI в 2022 году. Там было много казусов в расписании, и о том, что буду комментировать гранд-финал, узнал только за день до матча. Конечно, это была великая честь.
Ты сам из Беларуси, если бы условия позволяли, хотел бы, чтобы турнир провели в стране?
В 2016 году у нас проходил турнир StarLadder — и меня не пригласили. Я был в шоке, но тогда я не был готов, ведь только начал комментировать большие турниры. Но я слышал отзывы зрителей и тех, кто работал на турнире — и тогда мы дали жару. Так что думаю, Минск — это отличный турнирный хаб. Но вопрос лишь в том, что у нас не так много вариантов, где можно разместить такое огромное число людей.
А как ты стал комментатором?
Это случилось после TI 2013 года. Купил программу для стриминга и поступил на журфак. Тогда все было относительно просто, потому что был проект с играми разного уровня от любительских до полупрофессиональных. То есть можно было просто запустить стрим, дать ссылку на него и на волонтерских началах поработать, пока тебя не заметят. Эта история StarLadder работала одинаково и для игроков, и для комментаторов. А далее помогло стечение обстоятельств.
И тут хочу сказать, что удача играет важную роль. Если тебя заметили, то ты должен хорошо обработать, иначе можно навсегда потерять свой шанс. Ибо желающих попасть на рынок достаточно много, а вот рынку большое количество людей вовсе и не нужно. Комментаторов по Dota 2 хватит в количество 50 человек, они смогут закрывать все турниры на русскоязычном рынке.
Насколько ты за все эти годы вырос как кастер?
У меня пропало дичайшее волнение перед эфирами, которое было раньше. При этом считаю, что легкий мандраж все же должен присутствовать. Когда комментатор не волнуется, к нему появляются вопросики. Возможно, ему все равно на игру и качество своей работы. У меня на протяжении этих лет всегда возникает внутренний конфликт, если провел неудачный эфир. Потому что понимаешь, что, возможно, ты испортил крутую историю.
Поэтому нормально, если ты начинаешь в себе копаться после таких моментов. Но в комментировании ошибки же всегда будут. Так что ошибаемся, принимаем их и идем дальше.
Насколько легко ты переживаешь неудачи?
Забавно, что ты можешь выйти из комментаторской и подумать, что эфир был ужасным, а коллеги наоборот похвалят тебя. Но бывает и такое, что думаешь, какой ты молодец, а тебе намекнут, что все было плохо. А поддержка супруги — это вообще что-то невероятное, потому что она начинала со мной с самого нуля. Она слышала мои первые касты и поддерживала. Так что пожелаю всем поддержки от близких.
Что посоветуешь тем, кто хочет выйти на рынок кастеров?
Наверное, буду немного на негативе. Возможно, стоит заняться чем-то другим. Потому что можно слишком много времени вложить в развитие, а не получить ничего. Это касается и профессионального спорта. Людей, которые доходят от стартовой точки до работы кастером — всего процентов пять. Так что, вероятно, есть альтернативы, где за 100 тысяч часов ты получишь профит. Я бы сейчас в комментаторы не пошел.
Но, с другой стороны, если горите желанием, то нужно обязательно пробовать. Ибо ты ничего не потеряешь, будучи молодым. И нужно быть готовым к тому, что на старте придется работать бесплатно. У меня было так, сейчас уже все изменилось, конечно. Не уверен, что сейчас 17-летний «Lex» смог бы выиграть конкуренцию среди талантливых кастеров.