Улитка на Фудзи: игровая индустрия в 2024 году
После того, как 2023 год нанёс мощный удар по всей игровой индустрии, было бы странно ждать внезапного всплеска процветания и развития. Тем не менее, хотя в 2024-м проблем стало едва ли не больше, об упадке речь, к счастью, не идёт.
Разработчики и издатели вооружились терпением, которое вкупе с трудом обязано перетереть все невзгоды. И сосредоточенно, как улитки, двинулись покорять собственные Фудзи. Давайте посмотрим, как у них это получилось.
Эффективность и экономия
По весьма приблизительным подсчётам, за 2023 год игровая индустрия лишилась 10 тысяч рабочих мест. Этот рекорд год 2024 побил легко: суеверие о том, что високосный год непременно выдастся неудачным, подтвердят 14 600 уволенных сотрудников. В США, где расположены офисы крупнейших студий и компаний, безработица среди представителей игровой индустрии едва ли не втрое превысила средний показатель по стране.
К самым крупным сокращениям пришлось прибегнуть крупнейшим деятелям индустрии: Activision Blizzard, EA, Bethesda, Take-Two, Riot Games, Ubisoft, Microsoft, Sega и прочим. На этом фоне то, что, к примеру, создатели Idle Champions потеряли шесть рабочих мест, не бросается в глаза. Однако для самой CodeName Entertainment, число сотрудников которой едва превышает три десятка, такая потеря наверняка ощутима.
О масштабах проблемы говорит хотя бы то, что о ней не мог не высказаться Джефф Кили, организатор и бессменный ведущий The Game Awards. Почти два года его корили за демонстративное невнимание к шквалу увольнений и закрытий. Но даже знаменитый баннер в память о канувших в небытие студиях на территории Summer Game Fest разместили сами разработчики — студия New Blood Interactive.
То, что в 2025 году мировой запас сотрудников игровой индустрии продолжит сокращаться, как шагреневая кожа, сомнений нет, и первые увольнения уже стартовали. Добавим к этой картине всё большие расходы на разработку высокобюджетных игр. Если несколько лет назад сто человек за 30 миллионов долларов могли сделать блокбастер, то теперь проект того же масштаба потребует не менее 200 миллионов долларов и команду в четыре сотни человек. А тем, кто при этом подсчитывает потенциальные многомиллиардные прибыли, достаточно шепнуть на ушко: «Concord!».
Так что нет ничего удивительного в том, что в 2024 году руководителям компаний пришлось тщательно пересчитать свои деньги и попытаться избавиться от «горячей картошки» — игр, которые могли бы сожрать больше, чем заработать. В результате мы можем навсегда забыть о том, что Blizzard хотела выпустить Odyssey, Eidos-Montréal работала над новой частью Deus Ex, авторы Battlefield планировали мобильную версию, а Respawn трудилась над шутером по «Звёздным войнам». А о скольких отменах мы даже не узнали!
Издатели, вынужденные осторожничать и просчитывать каждый шаг, лишили весь 2024 год шансов на мемы в духе «кроссовера Doom и Animal Crossing». Значимые премьеры были аккуратно разнесены по временной шкале, и лишь к осени они неминуемо начали сбиваться в стайки — да и то самым крупным столкновением стал выход в один день приключения Life Is Strange: Double Exposure и ремастера Red Dead Redemption на РС.
Старые добрые игры
В период кризиса непросто приходится не только создателям игр. Обычные игроки, даже не вникающие в сложности индустрии, ощущают тревожную неопределённость. Крупные и ожидаемые релизы откладываются: Avowed, Kingdom Come: Deliverance 2, Little Nightmares 3, The Alters, Assassinʼs Creed Shadows. Ходят упорные слухи, что главная игра десятилетия — GTA 6 — тоже не выйдет в заявленные сроки. Nintendo никак не соберётся представить Switch 2, Sony вроде как готовится анонсировать новую портативную PlayStation, да и Xbox не то планирует передать рынок устройств сторонним компаниям, не то собирается вовсе отказаться от их выпуска.
Аналитики уверяют, что геймеры стали тратить меньше денег на новые игры — возможно, на 10% меньше. Вместо этого они начали больше интересоваться играми прошлых лет, вспомним хотя бы о внезапном росте интереса к The Forest. В лидерах популярности красуются Minecraft, вышедшая в 2009 году, Valorant четырёхлетней давности, и Fortnite, которая всё больше стремится к званию Единой Универсальной Игры Для Всех — в ней уже открыт хаб Lego, нечто подобное готовит Disney, а среди режимов появились настоящий шутер и боевик в духе GTA Online — разработчикам осталось охватить разве что авиасимуляторы.
У интереса к вечной классике есть и другая сторона. Игроки внезапно осознали всю хрупкость их достояния и достижений. Это началось после того, как Ubisoft отключила от систем жизнеобеспечения гоночный симулятор The Crew, изъяв игру у её законных покупателей и владельцев. Движение Stop Killing Games потребовало уважать права потребителей и сохранить старые игры, которые кто-то до сих пор любит.
Пока что видимыми результатами активисты Stop Killing Games похвастаться не могут. Но их действия возымели неожиданный отклик. Польская компания CD Projekt внезапно вспомнила, что свой магазин она открывала под именем Good Old Games. С годами этот девиз был размыт лавинами свежих премьер. Но к своему 16-летию магазин GOG запустил программу сохранения старых игр, призванную даровать вечную жизнь игровой классике. Увы, не всей: вскоре после анонса программы GOG Preservation из неё пришлось изъять Warcraft и Warcraft 2, о которых внезапно вспомнила сама Blizzard.
Разработчики, в свою очередь, по-своему подхватили эту волну ностальгии. Целый батальон премьер 2024 года был снабжён различными цифрами в названии или представлял собой ремейк или ремастер. К уже упомянутой Red Dead Redemption добавим Silent Hill 2, Persona 3 Reload, The Thing, Final Fantasy 7 Rebirth.
У кого-то осторожная опора на былые достижения оправдалась, как у творцов Astro Bot, Helldivers 2 или Indiana Jones and the Great Circle. Кому-то принесла лишь проблемы: вспомним о Frostpunk 2, Suicide Squad: Kill the Justice League — спин-оффе Batman: Arkham — или Test Drive Unlimited Solar Crown. Серьёзные споры вызвала Dragon Age: The Veilguard — сама-то игра вышла неплохой и затягивающей, но поклонники серии ждали десять лет уж точно не прямого, как французский багет, сюжета и плоских, как чипсы, компаньонов.
Нельзя сказать, что совершенно новых игр на горизонте не появилось. Сердца и чарты покорил боевик Black Myth: Wukong, поклонников закрученных сюжетов и головоломок порадовала Lorelei and the Laser Eyes, фанаты Persona наконец дождались Metaphor: ReFantazio (хотя вышла она как минимум спорной, эдакой «Persona с AliExpress»). Но всех их затмил нежданный успех Balatro: покерный рогалик, созданный единственным загадочным геймдизайнером, за считанные дни принёс ему миллионы и стал одной из главных сенсаций года.
А в целом — то, что дополнение Elden Ring: Shadow of the Erdtree соревновалось на равных с новыми играми, говорит не только о таланте Миядзаки и его соратников.
Вкалывают роботы, счастлив человек?
Если говорить о другом «наследии» 2024 года, то в списке нерешённых проблем на первое место можно поставить искусственный интеллект. Его использование не первый год вызывает споры, и в минувшем году они вышли на новый уровень: голосовые ИИ-технологии в игровой индустрии были названы главной целью забастовки SAG-AFTRA.
В общем-то, нейросетевые технологии давно уже используются в разработке игр — пусть и не на полную катушку, и сами создатели не спешат заявлять об этом во всеуслышание. Помощь искусственного интеллекта приходится кстати для выполнения множества рутинных процессов, и на фоне неумолимо растущих бюджетов разработки она неминуемо будет играть всё большую роль. Но можно даже не сомневаться, что игроки будут воспринимать эту «автоматизацию» в штыки и грозить бойкотами сотворённых таким образом игр.
А тем временем Илон Маск, богатейший бизнесмен и, по совместительству, один из главных интернет-троллей, объявил о создании игровой студии, которая будет вовсю использовать искусственный интеллект. По его мнению, именно это сделает игры «great again». Сделает ли?
Gamergate 2.0
Десять лет назад, в 2014 году, игровую индустрию потряс «Геймергейт», в центре которого оказались женщины, «торгующие» своими прелестями ради высоких оценок прессы — а затем и женщины в целом, в том числе игровые персонажи, игровые критики в совокупности и «борцы за социальную справедливость» в частности. Именно с тогдашнего поражения «традиционалистов» начинается отсчёт продвижения злополучной «повестки».
В 2024 году новый скандал, уже получивший название Gamergate 2.0, разразился по незначительному, на первый взгляд, поводу. И в центре его оказалась компания Sweet Baby, подрядная организация, помогающая создателям игр запихивать в них новомодные ценности DEI (разнообразие, равенство, инклюзия). Как выяснилось, именно её консультантов мы должны благодарить за появление героев с «правильным» сексуальными предпочтениями, «правильным» цветом кожи и «правильными» взглядами в Alan Wake 2, Suicide Squad Kill the Justice League, God of War Ragnarok, Marvelʼs Spider-Man 2, Starfield, «Dragon Age: На страже Завесы» и десятках других игр.
События разворачивались довольно предсказуемо: Steam-куратор Sweet Baby Inc detected составил список «продуктов жизнедеятельности» Sweet Baby, на него в ответ ополчились «борцы за социальную справедливость», игроки, которых уже перекормили повесткой, встали на его защиту. И в процессе всплыло всякое. Например, призывы «отменять» создателей игр, которые отказываются сотрудничать со Sweet Baby, исходящие от… главы Sweet Baby.
Собственно, благодаря активистам Sweet Baby и стала знаменитой группа Sweet Baby Inc detected. Уж слишком активно они призывали в соцсетях добиваться закрытия куратора и травли всех причастных. А когда на сторону апологетов DEI встали журналисты Eurogamer, Kotaku, PC Gamer и Game Developer, до той поры малоизвестная группа Sweet Baby Inc. Detected выросла до 468 с лишним тысяч подписчиков.
До исхода неожиданного противостояния ещё далеко, но тающие бюджеты разработчиков неминуемо скажутся на его результатах. Не случайно от активного продвижения «повестки» уже отказались Disney, которая успела потерять на «пробуждённых» проектах 900 миллионов долларов, и Ubisoft, у которой тоже всё не просто.
Неудачник года
«Почётное» звание главного неудачника в 2024 году с честью приняла на себя компания Ubisoft. Она сумела наступить абсолютно на все актуальные грабли, совершив в минувшем году ошибки, которые могут стоить ей жизни.
С осени 2023 года компания успела уволить более 700 сотрудников. Её финансовые неуспехи привели к падению стоимости акций: если в 2021 году за них давали 85 долларов, то теперь — едва 13. И виной тому — череда не самых удачных проектов:
- Долгострой Skull and Bones, заявленный как «AAAA-игра», вызвал рост интереса к Assassins Creed 4: Black Flag и привлёк менее трёх тысяч одновременных игроков в Steam.
- The Division: Heartland, анонсированную в 2021 году, отменили.
- Star Wars Outlaws стала одним из главных разочарований года, и за первый месяц после релиза тираж предполагаемого блокбастера едва добрался до миллиона копий.
- Шутер XDefiant выпустили в мае, а в декабре объявили о его закрытии.
- Ремейк Prince of Persia: The Sands of Time перенесли на 2026 год.
- Метроидвания Prince of Persia: The Lost Crown вышла неплохой, но не оправдала ожиданий, из-за чего её команда была распущена.
Помимо этого, Ubisoft сумела «проявить себя» и в других областях. К примеру, допустила раскрытие личных данных пользователей. Около 86% работников компании заявило о неуверенности в будущем, и недовольство успело вылиться в забастовку. А глава Ubisoft Ива Гильмо заявляет о надеждах на технологии генеративного искусственного интеллекта.
Учитывая ситуацию, на грядущий релиз Assassinʼs Creed Shadows возлагаются слишком большие надежды: игра может спасти Ubisoft или окончательно утопить компанию. И сомнения в её успехе уже возникают, причём далеко не беспочвенные. Начать хотя бы со сроков релиза, которые пришлось перенести: в феврале 2025 года боевик будет соревноваться за игроков с Kingdom Come: Deliverance II, Avowed, Monster Hunter Wilds и даже Like a Dragon: Pirate Yakuza in Hawaii.
Тем временем что мы уже услышали о, Assassinʼs Creed Shadows?
- Для многих членов команды эта игра станет дебютом в индустрии.
- Разработчики планировали сезонный пропуск с ранним доступом, но его пришлось отменить.
- Ubisoft долго настаивала на историчности и реалистичности показа феодальной Японии, но под напором самих японцев была вынуждена списать всё на «фантастику».
- Игроки выпустили петицию, в которой обвиняют компанию в оскорблении японской культуры и истории.
- Есть весомые подозрения, что в процессе разработки не обошлось без «экспертов» Sweet Baby Inc (см. выше).
- Критику игры сравнили с «нападками на демократию».
- В концепт-арте Assassinʼs Creed Shadows нашли плагиат.
- К озвучке игры пытались привлечь энтузиастов.
Сумеет ли уже неоднократно оскандалившаяся Assassinʼs Creed Shadows спасти Ubisoft или же, как настаивает всё большая доля акционеров, компания перейдёт в другие руки — и хорошо, если её удастся спасти от враждебного поглощения? Уже скоро в этих вопросах наступит хоть какая-то ясность.
Сокращение бюджетов, масштабные увольнения, недовольство сотрудников компаний неопределённостью собственного будущего, перенасыщенность игрового рынка, всё большее засилье ИИ-технологий, пресыщенность насильственной повесткой, упор на сиквелы и ремастеры — это лишь часть проблем, с которыми индустрии придётся справляться в 2025 году.
Тем не менее доходы игрового рынка продолжают расти, как и вовлечённость игроков, новые перспективные проекты готовятся к релизу. И может, среди них в 2025 году окажется и GTA 6, на которую возлагаются надежды, как на нового мессию, способного вытащить к новым вершинам всю игровую индустрию.
Через год мы, возможно, и узнаем, чья сторона возьмёт верх, доберётся ли улитка до вершины Фудзи и сумеет ли Rockstar спасти мир.