Останнiй гетьман Европи
" Казаки ", как известно, — это не только вострые шашки, красные шаровары, сальные чубы, забористая горилка и прочие национальные архетипы. “Казаки” — это знаменитая RTS. Мало того, “Казаки” — это проект, который в одночасье превратил маленькую, полудомашнюю фирму GSC Game World в компанию мирового уровня. “Казаки” — это игра, которая заставила западных издателей всерьез смотреть на разработчиков из глухой Восточной Европы. “Казаки” — это самая успешная, самая продаваемая стратегия, которая когда-либо была сделана на территории бывшей “одной шестой части суши”. “Казаки” — это отличный графический движок, который надолго опередил свое время и лег в основу не одной и не двух других игр. “Казаки” — это отдельная дисциплина в киберспорте, это чемпионаты, призы, кубки, звания и награды. Наконец, “Казаки” — это многотысячная армия поклонников по всему миру, это хобби, которое для многих уже давно превратилось в смысл жизни. Неудивительно, что едва заслышав о начале разработки продолжения этой игры, ваша дорогая редакция навострила уши и стала пристально следить за проектом. Но одно дело — просто наблюдать за информационным потоком, а совсем другое — увидеть новых “Казаков” собственными глазами. **
-** Кони уже в нетерпении скребут землю, но массивные пушки здорово тормозят наше наступление
Ночь в поезде Москва—Киев, полчаса на машине от вокзала до офиса GSC, и вот ты уже сидишь перед монитором, на котором запущены они — " Казаки 2: Наполеоновские войны ". Наполеонова батькiвщина — Вы играли в “Казаков”? — спрашивает Сергей Григорович — ведущий дизайнер проекта, основатель GSC, а по совместительству главный гетман всея виртуальных наполеоновских войн.— Честно? Прошел кампании полторы… — Ну и отлично! “Казаки 2” — совсем другая игра. Игнорируя изумленный взгляд вашего корреспондента, Сергей рассказывает удивительную историю. Оказывается, та концепция “классической RTS”, что правила бал в оригинальных “Казаках”, неожиданно оказалась совершенно непригодной для игры по мотивам наполеоновских войн.— Перед началом разработки вторых “Казаков” у нас уже была главная тема: “наполеоновские войны”. И с такой основой мы никак не могли сделать рашевую игру а-ля Age of Mythology. “Наполеоновские войны” — это непременно строи, размеренный геймплей, тактика. Мы же не можем сделать так, чтобы на поле боя была сплошная каша из разномастных юнитов? Выбранный исторический период диктует законы геймплея. Первые “Казаки” отличались большим разнообразием — в сражениях принимали участие ребята с дубинками, пиками, мечами, щитами, луками… А здесь — такого быть не может в принципе, не та историческая основа. Страшно сказать, но теперь “Казаки 2” можно назвать RTS только с очень большой натяжкой. “Наполеоновские войны” — самый настоящий варгейм. Счет отныне ведется не на юниты, а на целые отряды: один отряд — одна боевая единица. Больше вы не увидите на карте праздношатающихся сердюков с пищалями или одиноких героев-офицеров с ятаганами.
- Если вы прищурите глаза, то наверняка различите странные фигурки, которые выбиваются из общего строя. Это - офицеры, барабанщики и знаменосцы. Все они значительно повышают мораль отрядов
Все абсолютно серьезно: войска передвигаются исключительно строями, отряды обучены забавным кунштюкам вроде штыкового боя или силового удержания стратегически важных позиций, а кроме того обладают вполне конкретными RPG-характеристиками вроде “опыта”, “усталости” и “морали”. Как все это выглядит на практике? По-ленински прищурясь, Сергей начинает демонстрацию. Итак, диспозиция: некий условный взвод должен добраться из пункта А в пункт Б. Если отправить вояк через овраги и канавы — то на место дислокации они придут уставшими и сердитыми. Мы поступаем умнее и отправляем их проселочной дорогой — солдатики сохранили бодрость духа и уже было приготовились занять удобную оборонительную позицию, как вдруг во фланг ударила конница. Неудачный залп, неуклюжая перегруппировка, робкие попытки ринуться в штыковую… Как итог — падение морали до полного нуля. Буквально через минуту стройный отряд рассыпается по экрану и спешно делает ноги “до дому, до хаты”.— Раздупляются, — поясняет Сергей. — Но — ничего, дойдут до базы, пополнят ряды, а там и снова в бой. Кстати, о базах. Экономика в “Казаках 2” сведена до минимума. Городская ратуша, бараки и несколько “вспомогательных зданий” — вот и весь джентльменский набор. Никакого фанатизма со сбором ресурсов, никакого “медленного изматывания противника”. Тактика, тактика и еще раз тактика. Боевым действиям в сиквеле отведена главенствующая роль. Даже дизайн всех без исключения карт разработан так, чтобы на уровне всегда находился обширный кусок пустого пространства — потенциального “поля брани”, на котором ваши войска сойдутся с губителями-мучителями в финальной схватке. Пока Сергей вещает о колоннах, юнитах и отрядах, на демонстрационном мониторе разворачивается форменное Бородино. Знакомая еще по первым “Казакам” картинка выглядит на порядок лучше: трехмерный ландшафт покрыт едва заметными трещинками и неровностями, игрушечные деревца прорисованы до последнего листика, а на спрайтовых модельках юнитов четко различаются самые мельчайшие детали их мундиров — вплоть до сверкающей пряжки ремня и красного пера на золотистом шеломе какого-нибудь улана. Пока мы любуемся анимацией лихого конника, Сергей телепортирует на поле брани несколько отрядов, делает изящный пасс мышкой — и представление начинается. Под бой барабанов две армии сближаются и начинают обмениваться пушечными залпами. Где-то за кулисами игры в этот момент происходят напряженные математические вычисления.
-“Стояние на Березине”? Или “битва за Дунай”? Черт побери, без подробного исторического справочника к этой игре лучше и не приближаться
Компьютер одновременно обсчитывает тысячи параметров тысячи юнитов. У кого-то падает мораль, кто-то устает и в панике бежит с поля боя, кто-то заходит в тыл, кто-то рвется в штыковую, кто-то с саблями мчится на пушки, кто-то тщетно сдерживает наступление по главному направлению, кто-то уныло парится в резерве, кто-то прячется в лесу и отсель грозит условному шведу пищалями… В голове мелькает мысль: “Господи, ну натурально же Бородино!” и в этот самый момент наступает просветление. Да, так оно и есть — “смешались в кучу кони, люди”. Самая что ни на есть настоящая наполеоновская битва. Дійдемо до Парижу Пытаясь отойти от шока, начинаем отбиваться от Сергея банальными вопросами а-ля: “А сколько в игре миссий, кампаний и действующих сторон?”. На что моментально получаем под нос новый экран с изображением глобальной стратегической карты Европы, расчлененной на мелкие кусочки-провинции. На карте расставлены условные фигурки воинов, а где-то сбоку интерфейса виднеются кнопки “Дипломатия”, “Переговоры” и “Строительство”… — Rise of Nations? — Скорее уж Shogun. Еще через минуту выясняется, что кампания как таковая в “Казаках 2” только одна — захват всей Европы. В целом же все стратегическое управление действительно напоминает игры серии Total War : путешествие героя-генерала вместе с армией из провинции в провинцию, сооружение крепостей на отвоеванных территориях, политические интриги, военные альянсы и так далее и тому подобное. Глобальное походовое действо, которое в особых случаях перемежается тактическими миссиями в реальном времени. Злобный ярлык “RTS” окончательно отрывается от тела “Казаков 2” и со свистом летит на пол. Это игра гораздо серьезнее. Что же до стран-участников, то мы сможем поиграть на стороне практически всех великих европейских держав: Франции, Англии, России, Германии… Среди действующих сторон затесался даже Египет. На вопрос, а будут ли в египетских войсках дикие бедуины, Сергей решительно кивает головой и спешит порадовать вестью, что при должном старании, даже выступая на стороне “диких народов”, вы все равно сможете покорить всю Европу и въехать в Москву верхом на белом верблюде.
- Сергей Григорович, он же GSC
В “Казаках 2” нет никакой сегрегации — и перед суровыми законами геймплея все страны равны.— Ну хорошо, верблюды, бедуины, гусары на египтянщине… А как насчет соблюдения исторических реалий? Как насчет Sim-Кутузов, как насчет битвы при Аустерлице в реальном времени? — Спокойствие! В “Казаках 2” будет специальный игровой режим, благодаря которому вы сможете принять участие во многих исторических сражениях. Там все гипер-серьезно: топографически достоверные карты, правильное соотношение сил, реальные боевые условия и так далее и тому подобное. Представляете — пришел себе человек с работы, попил чаю, сел за компьютер и за полчаса выиграл Ватерлоо. Ну разве не счастье? Счастье. Оно самое и есть. *** Выхожу из офиса GSC. В ушах все еще шумит канонада, а глаза слезятся от едкого порохового дыма. Разрозненные впечатления бушуют в голове и до самой Москвы никак не хотят складываться в целостную картину. “Почему до сих пор не взят редут Раевского?!” — беснуется таможенник на границе, заламывая синюю треуголку. “Когда же по флангам ударит конница?” — спрашивает главред, сидя на высоком полковом барабане. “Отчего так долго не идет команда к наступлению?” — ты задаешь вопрос сам себе, стоя в тамбуре и глядя в окно… Увы, все ответы появятся не раньше весны. Для смиренного ожидания есть масса уважительных причин. Когда выйдут “Казаки 2” — я, наверное, стану самым счастливым наполеоном на этом свете. P.S. Редакция " Игромании " благодарит компанию " Руссобит-М " и лично Ирину Семенову за помощь в организации поездки, а также Сергея Григоровича , Олега Яворского и других сотрудников компании GSC Game World за интересную беседу. Поклон им в пояс.