Руководство и прохождение по "Корсары: Проклятье дальних морей"
«Корсары» – замечательная пиратская игра от российских разработчиков. В идейном отношении она во многом навеяна легендарной игрой «Pirates!» Сида Мейера и даже может считаться ее 3D-римейком. В роли молодого капитана Шарпа вам предстоит вкусить всю прелесть пиратских приключений: совершать лихие набеги, брать корабли на абордаж, распутывать коварные интриги, стремясь продвинуться по служебной лестнице и найти легендарные сокровища, попутно выяснив тайну своего происхождения… Великолепная графика и куча спецэффектов создают потрясающий эффект присутствия. Игру портит только обилие багов, которые, впрочем, уже исправляет команда «Акеллы».
На Западе игра издана фирмой Bethsoft под названием Sea Dogs.
Корсар поневоле
Итак, вы – молодой английский капитан Николас Шарп, бежавший из испанского плена. Вы направляетесь на остров Хайрок, столицу британской колонии, дабы получить корсарский патент, позволяющий вам «законно» грабить испанские суда (на самом деле, не только испанские) и тем самым возместить свои убытки, равно как и причиненный моральный ущерб. Однако вы не обязаны получать корсарский патент из рук англичан и можете взять его у французов или даже у бывших своих обидчиков – испанцев. Наконец, вам никто не запрещает вступить в пиратское братство и стать «вольным пиратом». В зависимости от того, какой путь вы изберете, вас ожидают четыре совершенно разных сюжета и, значит, четыре разных прохождения одной и той же игры. Однако цели игры примерно одинаковы: если вы возьмете корсарский патент, тогда ваша цель – стать губернатором всего архипелага (будь то с английской, французской или испанской стороны), если же вы изберете путь вольного пирата, тогда ваша цель – провозгласить некое «независимое свободное пиратское государство» и стать во главе его.
Квесты
Для прохождения игры необходимо пройти цепочку обязательных квестов (разную для каждой из четырех сторон: англичан, французов, испанцев и пиратов). Основные квесты, как правило, дают вам губернаторы островов. Есть и дополнительные квесты, не обязательные для прохождения, но могущие существенно помочь вам в этом деле. (Например, раздобыть прекрасную подзорную трубу, в которую видно абсолютно все, даже скиллы офицеров вражеских кораблей.) Эти квесты может дать вам кто угодно, так что разговаривайте со всеми встречными-поперечными. Никогда не спешите обрывать разговор, даже если вам кажется, что все ясно, – разговор может дать неожиданный поворот. Кроме того, вы можете получить экспу, просто дослушав бредни (или советы) собеседников до конца. С некоторыми персонажами можно и нужно говорить по второму-третьему разу: после совершения какого-либо действия они могут выдать вам дополнительную информацию. (К примеру, такой намек: если кое-что вернуть алхимику с Хайрока, то после первого квеста он даст вам второй.)
Все квесты приносят вам так необходимый опыт и дают, как правило, золото или кое-что полезное (ценный офицер вливается в вашу команду, вы получаете ценный предмет или предмет для дальнейшего квеста и т.п.).
В ходе игры, в принципе, можно переметнуться на любую сторону. Достаточно приплыть на Шарк Айленд (пиратский остров) и приобрести там патент любой нации или стать вольным пиратом. Обойдется вам это в 5000 золотых и –10 репутации. Разумеется, это усложнит и запутает прохождение игры. Для нормального прохождения нет никакой необходимости «менять хозяина».
Расти, расти, мой Капитан!
Вы начинаете зеленым капитаном 12-го ранга (ниже не бывает), и по мере прохождения игры можете дослужиться до капитана 1-го ранга. Повышение на каждый ранг дает вам возможность управлять кораблем более высокого класса: капитан 12 и 11 рангов может управлять судами не выше 6-го класса, капитан 10 и 9 рангов – кораблями не выше 5-го и т.д. Кроме того, с повышением ранга вам дается 3 специальных очка, которые можно использовать на развитие тех или иных умений.
Умения
Ваш капитан обладает 9 умениями, каждое из которых можно прокачивать до 9-го уровня.
Навигация – повышает скорость и маневренность корабля.
Меткость – точность стрельбы пушек; каждое очко повышает меткость на 10%.
Перезарядка – время перезарядки снижается на 5% за каждое очко.
Координация – все пушки стреляют не одновременно; каждое очко координации снижает на 5% время между выстрелом первой и последней пушки.
Защита – это умение вашей команды укрываться при вражеских обстрелах; каждое очко защиты снижает на 5% потери вашей команды.
Абордаж – позволяет брать на абордаж корабли противника с более дальнего расстояния; каждое очко увеличивает на 5% «абордажное расстояние».
Фехтование – умение эффективно сражаться при захвате вражеского судна; грубо говоря, это сила вашего удара.
Починка – умение чинить корпус и паруса прямо в открытом море; необходимо наличие в трюмах достаточного количества досок и парусины. При максимальном значении «починки» можно отремонтировать корпус корабля, поврежденный даже на 90%. Чем выше навык починки, тем быстрее ремонтируется корабль: за каждые два очка время ремонта сокращается на 1 день; однако починка не может быть выполнена быстрее, чем за 4 дня. Если у вас недокомплект команды, то починка будет идти медленнее.
Коммерция – умение купить товары подешевле и продать подороже; каждое очко снижает цену продажи на 5% и повышает цену покупки на 5%; однако это умение никак не влияет на цену приобретаемых вами кораблей.
Какие умения развивать в первую очередь – это зависит от стиля вашей игры. Однако можно дать ряд общих советов. В первую очередь, обратите внимание на фехтование. Даже если вы и не собираетесь брать суда на абордаж, все равно как можно раньше доведите это умение хотя бы до 5. В ходе выполнения квестов вам все равно придется брать форты, где это умение играет критическую роль: благодаря высокому навыку фехтования вы можете справиться с противником, команда которого по численности в 2-4 раза превосходит вашу. Главное внимание обратите на 3 «стрелковых» показателя: меткость, перезарядка и координация – они существенно повышают огневую мощь вашего корабля. Далее, нелишним будет поднять навигацию, дабы изначально иметь преимущество в скорости и маневренности. Если вы собираетесь промышлять абордажем, развивайте одноименный навык, что облегчит вам подход к вражеским кораблям. Защита и починка – явно вторичные умения: хорошо воюйте, и вам не потребуется «латать дыры». Ну а если нарвались на сильного противника – сразу же после боя направляйтесь в порт и восполняйте потери. И совсем бесполезным кажется навык коммерции, поскольку с деньгами проблем почти не бывает (ну, сделаете лишний торговый рейс, дабы компенсировать низкий ее уровень).
Офицеры
Офицер Имя Содержание Что дает?
Первый помощник Реймонд Ибелин 900 +3 навигация
Боцман Эндрю Шу 500 +3 навигация, +1 фехтование
Казначей Адам Мюллен 1000 +3 коммерция
Канонир Дрейфус Фьюз 2000 +3 меткость, +3 перезарядка, +3 координация
Плотник Жак Делурс 300 +2 починка
Судовой врач Дик Оакенвуд 0 +2 защита
Есть и другой способ повышения навыков – найм офицеров, умения которых дают плюс к вашим умениям. Правда, офицерам, как правило, приходится платить весьма приличное жалование (нередко даже превышающее суммарное жалование всех матросов), но это не беда, поскольку деньги всегда можно легко заработать на торговле. Офицеров обычно можно встретить в тавернах или заполучить в ходе выполнения квестов.
Первый помощник – ваша правая рука; повышает навигацию. Но самое главное, при наличии помощника можно брать призовые корабли (захваченные при абордаже) и отводить их в порты для продажи (иначе приходится их топить).
Канонир – пожалуй, второй по ценности офицер. Он поднимает сразу 3 важнейших умения: меткость, перезарядку и координацию.
Боцман – не последнее лицо на судне: обычно поднимает навыки навигации и фехтования.
Судовой врач – дает несколько очков защиты.
Плотник – добавляет несколько очков починки.
Казначей – повышает коммерцию.
Самые ценные офицеры представлены в таблице 1. Умолчим, где и как их можно нанять – а то будет неинтересно играть. Дадим только маленькую подсказку: в игре есть два первых помощника, причем обоих можно найти на французских островах (а патч перемещает одного из них на пиратский остров).
Набираемся опыта
Итак, повышение ранга происходит по мере накопления опыта. За каждый выполненный квест вам идут очки опыта, однако этих очков явно недостаточно, чтобы быстро продвигаться по служебной лестнице и заиметь желанный крутой корабль. Поэтому приходится заниматься типичным «пиратским промыслом»: грабежом судов. Очки начисляются за каждый потопленный или захваченный корабль, причем за потопленный существенно больше (обычно в районе 2000-7000, тогда как за захват судна вам не дадут более 2000). При этом учитывается ваше умение и сноровка: за прямое попадание в пороховой погреб (так называемое критическое попадание, которое приводит к немедленной гибели корабля) вам дадут в два раза больше экспы. Если, плавая на шлюпе, вы умудритесь пустить ко дну фрегат, то получите существенно больше опыта, чем если бы вы потопили какой-нибудь там пинк. Самая большая экспа дается за разрушение форта (не менее 20000), но и дело это нелегкое и достижимое только на «крутых» посудинах не ниже 3-го класса. В самом начале игры весьма трудно раздобыть экспу прямым пиратским способом, поскольку почти все противники явно сильнее вас. Поэтому такой вам совет: не ввязывайтесь в драку в одиночку, лучше присоединитесь к битве, в которой участвуют союзные вам корабли. Тогда вы сможете разделить их опыт, внеся весьма скромный вклад в дело разгрома противника.
Репутация
Репутация – это то, как относятся к вам люди: считают ли вас человеком своего слова, способным выручить в любую минуту, или ветреным бродягой, заботящимся только о собственном благополучии. При низком уровне репутации вам будет сложно договариваться о чем-то с людьми, а некоторые могут даже вообще отказаться говорить с вами. Если вы вовремя не выплатите жалованье при низком уровне репутации, тогда на корабле немедленно поднимется бунт, и вас вздернут на рее (на этом, естественно, игра и закончится). При высоком уровне репутации с вами охотно имеют дело, и сделки (типа найма офицеров, покупки кораблей) обходятся дешевле.
Соответственно, ведите себя так, чтобы люди были о вас высокого мнения. Не требуйте лишнего или дополнительного вознаграждения и выполняйте просьбы жителей (типа принести вина жаждущему стражнику), не бросайте союзников в беде. Правда, репутацию можно купить и за деньги у местного священника на Мертвом Острове (+1 к репутации всего лишь за 100 золотых).
Корабли
Класс Тип Грузоподъемность (ц) Макс. Команда Мин. Команда Скорость Маневренность Хит-пойнты Всего орудий Цена покупки Цена продажи Доступный калибр
1 Улучшенный Мановар 6000 850 140 11,50 30 20000 98 100000 90000 12 16 24
1 Мановар 6000 800 175 10,50 25 18000 98 100000 90000 12 16 24
1 Усиленный Боевой Корабль 3800 540 140 10,00 25 15500 68 85000 80000 12 16 24
1 Боевой Корабль 4000 540 140 11,20 30 14000 68 85000 80000 12 16 24
2 Тяжелый Военный Корабль 3000 500 150 8,50 25 13200 46 70000 65000 12 16 24
2 Военный Корабль 2750 425 120 9,50 30 12000 46 70000 65000 12 16 24
2 Быстрый Линейный Корабль 2200 300 90 10,50 35 9200 46 60000 55000 12 16 24
2 Линейный Корабль 2400 340 115 9,50 30 10000 46 60000 55000 12 16 24
3 Усиленный Фрегат 2000 300 100 10,00 30 8800 34 45000 42000 12 16 24
3 Фрегат 2100 300 100 10,80 35 8000 34 45000 42000 12 16 24
3 Обшитый Корвет 1500 250 70 11,50 35 7100 26 38000 35000 12 16 24
3 Корвет 1800 280 70 12,80 40 6500 26 38000 35000 12 16 24
3 Тяжелый Военный Галеон 3100 450 100 6,00 15 7600 38 40000 37000 12 16 24
3 Военный Галеон 3000 400 75 6,50 20 7000 38 40000 37000 12 16 24
4 Тяжелый Флейт 2100 210 45 6,50 20 3600 24 15000 13500 12 16
4 Флейт 1900 180 30 7.0 20 3200 24 15000 13500 12 16
4 Быстрый Галеон 2100 250 50 9,50 25 3600 36 35000 31000 12 16
4 Обшитый Быстрый Галеон 2000 250 50 8,50 20 4000 36 35000 31000 12 16
4 Торговая Каравелла 2900 180 40 6,50 30 2500 28 20000 18500 12 16
4 Каравелла 2600 190 50 7,00 35 2500 28 20000 18500 12 16
4 Легкая Каравелла 2200 240 50 8,00 35 2300 28 20000 18500 12 16
4 Обшитый Бриг 1200 160 45 10,00 35 2740 16 25000 23000 12 16
4 Бриг 1500 160 45 11,00 45 2540 16 25000 23000 12 16
4 Усиленный Пинас 2100 200 35 8,00 25 3100 16 16000 14500 12 16
4 Пинас 2300 200 35 8,50 30 2900 16 16000 14500 12 16
5 Усиленный Галеон 2000 180 50 5,00 15 4800 16 15000 13500 12 16
5 Галеон 2400 160 50 6.0 20 4200 16 15000 13500 12 16
5 Торговая Шнява 1400 170 50 10,00 40 1400 12 22000 20000 12 16
5 Шнява 1100 150 50 11,50 45 1400 12 22000 20000 12 16
5 Быстрый Люггер 1200 100 25 7,00 25 1000 10 11500 10500 12
5 Люггер 1400 120 30 5,70 20 1200 10 11500 10500 12
6 Быстрый Барк 1000 75 20 9,00 30 950 10 12000 10500 12
6 Барк 1200 90 20 8,00 30 1100 10 12000 10500 12
6 Легкий Шлюп 500 35 10 11,00 45 800 12 8000 6500 12
6 Шлюп 600 40 15 9,50 40 850 12 8000 6500 12
6 Тяжелая Барка 900 70 15 6,50 30 1000 8 8000 6500 12
6 Барка 800 70 15 7,20 35 900 8 8000 6500 12
6 Торговый Пинк 600 50 15 7,50 45 900 9 6000 4500 12
6 Пинк 400 40 15 9.0 55 800 9 6000 4500 12
6 Улучшенный Биландер 500 50 10 9.0 45 850 8 6500 5000 12
6 Биландер 500 45 15 8.0 40 800 8 6500 5000 12
7 Лодка 30 6 1 5.0 50 50 0 0 0 0
7 Тартана 30 10 2 7.0 50 300 0 0 0 0
Корабли делятся на 7 классов: от простейшей безоружной лодки (7-го класса) до «плавучей крепости» – мановара (1-го класса). В самом начале вам доступны только простенькие посудины 6-го класса, но по мере роста ранга Николаса вы сможете приобретать все более солидные суда. При выборе корабля особое внимание уделяйте его скорости и маневренности: шустрому кораблику при умелой тактике вполне по силам потопить малоповоротливую посудину, обладай она хоть в 2-3 раза большей огневой мощью. Затем смотрите на количество и калибр орудий. Далее – на максимальное количество команды: тут чем больше, тем лучше, хотя поначалу может показаться обратное, ведь каждому матросу надо платить 50 золотых ежемесячно. Однако, проведя хотя бы одну абордажную схватку, вы ясно почувствуете преимущество большого коллектива. Грузоподъемность на судах выше 6-го класса практически не играет роли (места в трюмах обычно всегда хватает).
Выбор корабля зависит от предпочитаемой вами тактики ведения морских боев. Но если сделать ставку на скорость и маневренность, то типичная цепочка перехода от корабля к кораблю выглядит так: Пинк – Шлюп – Шнява – (возможно, Бриг) – Корвет – (возможно, Быстрый Линейный Корабль) – Боевой Корабль. Вожделенная цель многих игроков – поплавать на Мановаре, однако для прохождения всей игры вполне достаточно ограничиться Корветом – самым быстрым и высокоманевренным кораблем с приличной огневой мощью.
Для более детальной информации по всем кораблям смотрите таблицу выше.
[[BREAK]]
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Вооружение
Клавиша Заряд Урон корпусу Урон парусам Урон команде Дальность полета Вес (20 шт.) Где применяется
1 Ядра 10 8 1 100% 3 ц По корпусу корабля
2 Картечь 3 20 10 50% 2 ц Перед абордажем, по команде
3 Книпели 5 30 3 75% 5 ц По парусам
4 Бомбы 7 10 6 90% 3 ц По фортам, по корпусу корабля
Заряды бывают четырех типов: ядра наносят наибольшее повреждение корпусу, книпели – парусам, картечь – команде; бомбы наносят урон всему и особенно хороши при обстреле фортов, однако бомбы и стоят дороже всего. Цены на бомбы везде примерно одинаковы, но на французских островах чуть ниже. Особенно высоко бомбы ценятся на Эль Каймано, так что можно весьма быстро разбогатеть, доставляя их на этот остров. Обратите внимание, что все снаряды обладают разной дальностью полета, причем эта дальность зависит от калибра. Полные данные представлены в этих таблицах.
Острова
Калибр Дальнобойность Перезарядка
12 400 шагов 40 сек
16 444 шага 45 сек
24 355 шагов 50 сек
В игре 20 островов, и почти все они обитаемы. Вообще, в игре нет «бесполезных» островов: даже если остров и необитаем, значит, на нем можно будет в свое время выполнить какой-нибудь квест. Острова появляются на Карте Мира по мере того, как становятся известны вам (обычно при разговорах с кем-либо или при получении квеста). Но острова можно открывать и самостоятельно, просто задавая курс наобум на Карте Мира. При этом совсем не обязательно «натыкаться» на остров: достаточно проплыть рядом с ним. (ЧИТ: в поддиректории Resource\Images\Map\Russian содержится открытая карта в виде графического файла map_open.tga, которую можно посмотреть практически в любом графическом редакторе/вьювере.)
Города
На обитаемых островах раскинулись целые поселения и даже города. Вся «жизнь» в игре происходит именно в городах: там вы добываете всю информацию, берете квесты, нанимаете команду, торгуете и оснащаете свой корабль. На самых крупных островах есть 4 типа «полезных зданий»:
Таверна – только здесь можно пополнить поредевшую команду матросов (нажмите F1 , выберете «Штат» и щелкните по кнопке «Нанять»); чаще всего именно в тавернах можно найти офицеров для найма в свою команду и повстречать других полезных людей.
Магазин – здесь можно купить/продать товары и боеприпасы.
Верфь – здесь можно продать свой или призовой корабль (но не корабли союзников) и купить себе новый корабль; можно также отремонтировать свой корабль (корабли союзников тоже) и заменить пушки на более совершенные.
Дворец – это резиденция губернатора острова; обычно именно губернатор дает вам обязательные для прохождения квесты – однако лишь в том случае, если вы имеете патент его нации; если же у вас нет патента, то вы, самое большее, сможете только поговорить с губернатором, но никакого квеста не получите.
Вы не можете войти в город, защищенный фортом, если его население враждебно настроено к вам. Максимум, что можно сделать, – это разбомбить форт и взять мзду с местного населения; однако поговорить ни с кем вы не сможете, и войти куда-либо вам тоже не удастся (кроме дворца, где и получите мзду). После того как вы покинете остров, форт автоматически восстановится, и город заживет как ни в чем ни бывало. (Так что можете, если угодно, повторить разграбление.) Исключение составляет только тот случай, когда разгром форта был квестовым заданием. Тогда город переходит под флаг вашей нации со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Золото!
Торговля – самый простой, самый легкий и самый безопасный способ обогащения. Вы покупаете товары на одном острове и продаете их на другом – получается эдакий «торговый симулятор». «Фишка» здесь состоит в том, что на каждом острове есть свой список
Торговые острова
Остров Какао Сахар Вино Полотно Ром Табак Кофе Красное дерево Пшеница Черное дерево Бомбы
Оранж - + + - - + -
Бельфор + + - - - -
Омори - + - +
Хайрок + - + + + - -
Тендейлз + + + - -
Мертвый Остров + + + - -
Эль Каймано + - + -
Баллена + + - - - +
Авилия + + - - - + +
Синистра - +
Примечание: “+” означает экспорт; “-” означает импорт.
импортных/экспортных товаров. Импортные товары дорого ценятся, а экспортные идут по бросовым ценам. Так что грузите экспортные товары, везите их на тот остров, где они являются предметов импорта, продавайте, загружайтесь новыми экспортными товарами, везите их на следующий остров и т.д. Таким путем можно обогащаться хоть до бесконечности, не занимаясь ничем другим. Только здесь есть два «но»: 1) делайте это в то время, когда у вас нет «горящих квестов», то есть таких, которые надо выполнить за определенное время; 2) ваше мирное занятие могут прерывать пираты; если у вас нет сил или желания давать им отпор, сохраняйтесь перед каждым отплытием и перезагружайтесь, если произошло сие неприятное событие – скорее всего, после перезагрузки его не будет.
Нет смысла покупать/продавать товары, не отмеченные как импортные/экспортные – в этом случае вы, скорее всего, окажетесь даже в убытке или выиграете самую малость. Дабы вам было легче ориентироваться, в таблице 5 мы приводим список импортных/экспортных товаров по всем островам (исключая несколько островов, где нет ни экспортных, ни импортных товаров). Если, к примеру, вы играете за англичан, то уже с самого начала игры вам доступен достаточно безопасный маршрут: Тендейлз – Хайрок – Мертвый Остров. Грузите на Тендейлз полотно и кофе, продавайте полотно на Хайроке, грузите там еще кофе и загоняйте все кофе на Мертвом Острове. Выручка в 7-9 тысяч золотых за 3 недели вам гарантирована! (требуется посудина водоизмещением около 1000 центнеров).
Но если вы считаете себя настоящим пиратом, займитесь подобающим делом: грабьте торговые суда! Но не топите их, а берите на абордаж. Если вы потопите судно, то в денежном отношении мало что выиграете: только соберете жалкие крохи, плавающие на месте гибели корабля. Зато если вы захватите судно, то весь его груз станет вашим, и вы сможете его продать, как свой. Кроме того, в капитанской каюте вы найдете несколько тысяч золотых монет (обычно 2-5 тысяч). Ну и, самое главное, вам достанется захваченный корабль, который вы сможете отвести в ближайший порт и продать. Только для этого необходимо иметь первого помощника, который временно перейдет командовать на захваченный корабль; кроме того, вашей команды должно хватить, хотя бы по минимуму, на оба корабля. Если же первого помощника нет, а захваченный корабль классом выше вашего, то имеет смысл пересесть на чужой корабль, дабы затем его продать и вернуть свой. Но, в принципе, можно и остаться командовать кораблем, до которого вы еще не доросли по рангу. Только в этом случае вы получаете штраф –1 к каждому умению, помноженный на разницу классов кораблей – так что вряд ли стоит это делать (Например, если вы можете управлять только кораблями 5-го класса и пересядете на корвет 3-го класса, то получите –2 к каждому умению.)
Таким образом, захват одного торгового судна примерно равен в денежном отношении одному торговому обороту. Однако в случае захвата вы получаете еще и опыт! Разгром форта с последующим захватом города – еще более прибыльное, но и самое непростое дело. За это вы получаете как минимум +15000 золотых и +20000 опыта!
Морские сражения
Управление кораблем
Делать маневры и стрелять можно с видом как «от третьего», так и «от первого лица» (переходы – клавиша Q ). Маневрировать, конечно, удобнее, наблюдая всю картину сверху, а вот стрелять, как правило, лучше «от первого лица» – ведь тогда вы имеете возможность прицелиться самостоятельно. Исключение составляют два случая: 1) туманная погода, когда ни черта не видно, а ваш канонир, тем не менее, умудряется стрелять прицельно; 2) вы оказались между двух вражеских кораблей; тогда, нажав на «пробел», вы одновременно стреляете с двух бортов, затем можно резко уйти. «От первого лица» можно также использовать подзорную трубу (клавиша Ctrl ). Наведя трубу на корабль, вы получите важнейшие его характеристики (самая «крутая» труба позволяет получить полную информацию, вплоть до скиллов офицеров).
Тактика
За счет умелой тактики можно вынести противника, в несколько раз превосходящего вас по огневой мощи. Вся «фишка» здесь в том, чтобы пальнуть по врагу самому, не получив в ответ сдачи. Типичный маневр – зайти своим боком к носу корабля противника и выстрелить всем бортом, поскольку ни один корабль не имеет на носу орудий. Второй вариант – зайти бортом к корме, однако здесь вы рискуете нарваться на небольшую оплеуху в виде выстрела из кормовых орудий (обычно незначительную, так как на корме может стоять не более 6 орудий, и то только у самых крутых кораблей; а так на корме обычно расположено только 2 орудия). Для проведения всех этих маневров вам и надо иметь максимально быстроходный и маневренный корабль. Но если вы плаваете на грузной тяжеловооруженной посудине 1-2-го класса, то все эти маневры вам обычно ни к чему: спустите паруса и только поворачивайтесь на месте, отслеживая маневры противника. Как только он достаточно приблизится, вдарьте всем бортом: редко какой корабль переживет 2-3 таких залпа.
Вообще, с самого начала определитесь, что вы будете делать с врагом: топить его или брать на абордаж. Если топить – закидывайте его ядрами и бомбами с дальнего расстояния, пока он не пойдет ко дну. Если брать на абордаж, тогда дырявить корпус корабля вам ни к чему – это никак не скажется на его боеспособности (и, к тому же, изрешеченный корабль будет меньше стоить, если вы затем захотите его продать). Так что сразу заряжайте книпели и подрезайте ему паруса. Как только у вас будет подавляющее преимущество в скорости и маневренности, можно будет спокойненько подходить с носа или кормы и поливать команду картечью. Затем придется подойти боком к боку (почти параллельно) к вражескому судну – иначе его на абордаж не взять. Как только ваш корабль приблизится к противнику на достаточно близкое расстояние (оно тем больше, чем выше навык абордажа), в правом верхнему углу экрана появится иконка с изображением абордажной «кошки» – тогда жмите F2 на клавиатуре.
На абордаж имеет смысл идти в том случае, если вы хотите разжиться добром и/или вам известно, что вражеский капитан весьма слаб в фехтовании (таким путем можно побеждать противника, плывущего на более сильных кораблях).
На абордаж!
Абордажная схватка символически представлена рукопашным боем двух капитанов, однако за спиной каждого из них стоит вся его команда в буквальном смысле: число хит-поинтов (то бишь здоровье) каждого равно численности его команды. Кроме того, сила удара капитана зависит как от его умения фехтовать, так и, опять же, от числа гавриков за его спиной. Помните, что бой – тактический, так что побеждает не тот, кто быстрее машет саблей. Дело в том, что каждый капитан устает: степень его усталости отображается зеленым индикатором (прямо под синим индикатором здоровья). И чем больше усталость, тем слабее удар. Поэтому лучше немного подождать и ударить в полную силу, чем, рьяно молотя по клавишам, награждать противника 5%-10%-ми ударами. Во время отдыха следите за противником, пытаясь угадать направление его удара и выставить нужный блок. Только помните, что даже успешный блок пропускает часть удара, так что «отсидеться» не получится. Не забывайте и про обманные финты. Напоследок совет: обязательно запишитесь перед первым абордажным боем, так как его вы почти наверняка проиграете – ведь надо еще и освоиться с клавиатурой. Затем эта сохраненка послужит вам хорошим тренажером для оттачивания фехтовального мастерства.
Взятие форта
Это самое сложное, но и самое прибыльное дело. Вам потребуется корабль не менее 1-2-го класса (хотя можно умудриться вынести форт и на Бриге). Загрузите в него по меньшей мере 1000 бомб (лучше 3000). Перейдите к 16 калибру – он обладает наибольшей дальностью выстрела. Войдя в гавань, выманите подальше от форта все корабли и расправьтесь с ними (чтобы форт не смог поддержать их огнем). Теперь вам надо занять самую выгодную позицию для обстрела форта. Ориентируясь по индикатору на мини-карте, подойдите так, чтобы форт оказался на самой границе вашей зоны обстрела. При этом можно подгадать так, чтобы по вам могла бить только одна пушка форта, и то по большей части не добивала бы. Полностью спустите паруса. Перейдите к виду «от первого лица». Цельтесь как можно выше – вплоть до того положения, когда начинает исчезать курсор-перекрестие. Стреляйте, стреляйте и стреляйте. Когда появится сообщение об уничтожении первой пушки, подойдите ЧУТЬ-ЧУТЬ поближе и расстреливайте вторую пушку. И так далее… Когда все пушки будут уничтожены (появится сообщение об этом), подплывите ближе (пока не появится иконка с изображением солдата в шлеме в правом верхнем углу экрана) и жмите на F2. После этого вам предстоит выиграть рукопашный поединок с губернатором острова (как при абордаже). За его спиной будут стоять штук 500 головорезов.
Бегство
Если вас втянули в вынужденное сражение, и вы видите, что у вас нет шансов его выиграть, тогда вполне можно попытаться убежать. Разверните корабль по ветру, поднимите полные паруса и улепетывайте! За вами, конечно, увяжутся в погоню. Постреливайте в противника из кормовых орудий. Если видите, что преследователи все же вас настигают, постарайтесь продырявить их паруса книпелями и продолжить бегство. (Для ускорения процесса можно нажать на R.) Как только вы оторветесь на достаточное расстояние, получите доступ к Карте Мира и сможете уплыть куда угодно.
Союзники
По ходу игры к вам могут присоединяться союзники. Союзники очень желательны на начальной стадии игры, когда мощь вашего собственного корабля весьма слаба. Однако к концу игры они уже становятся явной обузой, практически не внося реального вклада в вашу победу, но разделяя ваш опыт. Кроме того, союзников приходится опекать, дабы их ненароком не потопили, от чего может упасть ваша репутация.
Союзникам можно отдавать приказы общего типа:
Следуй за мной – союзник будет следовать за вашим кораблем, постреливая по всем врагам, оказавшимся в зоне его поражения. AI ведет себя при «прямолинейно»: если вы спустите паруса и начнете кого-то обстреливать, разворачиваясь на месте, то скоро рядом с вами окажется союзник со спущенными парусами, стоящий аккурат на линии огня.
Атаковать – союзник будет обстреливать корабль до полного его уничтожения.
Захватить – реально захватывать корабль не будет, но будет вести огонь картечью на поражение команды; так можно ненароком и потопить корабль.
Отступить – лучше отдать этот приказ на исходной позиции, что фактически равносильно приказу «не ввязываться в драку»; в дальнейшем этот приказ практически бесполезен, так как заметно поврежденному кораблю, как правило, просто не дают уйти.
Корабли союзников можно ремонтировать в верфи как свои собственные, только продавать их нельзя. На корабль союзника можно загрузить любой товар, только забрать его оттуда назад уже нельзя.
Если вы захватите призовой корабль и пересадите на него своего первого помощника, то такой корабль тоже будет считаться союзническим. Единственное различие – этот корабль считается вашей собственностью, поэтому вы можете его продать или сгрузить с него любой товар.
[[BREAK]]
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА
Обитатели архипелага
Десмонд Рей Белтроп
Белтроп уже многие годы возглавляет пиратское поселение Грей Сэйлз. Его прошлое окутано мраком, а его репутация отбивает у любопытствующих желание задавать вопросы. Хладнокровный и расчетливый мерзавец, он собрал вокруг себя целую группу подобных людей, которые теперь поддерживают его власть. Тех, кого это не устраивает, из Грей Сэйлз обычно изгоняют.
Самюэль Мортонс
Губернатор главной британской колонии в Архипелаге, высокопоставленный английский чиновник, чванливый и жадный. Свое положение он использует для того, чтобы вымогать взятки и прикарманивать казенные денежки. Однако вам придется вести с ним дела, если вы решили играть за англичан.
Жаклин де Бижу
Дочь губернатора Бельфлора, мсье Франсуа де Бижу. Красивая и воспитанная девушка, приехавшая вместе с отцом из Франции. Привыкшая к светскому обществу там, в Париже, на архипелаге Жаклин, естественно, скучает. Наверное, она с удовольствием бы познакомилась с молодым и симпатичным капитаном, поступившим на службу к ее отцу.
Гаврила Дубинин
Единственный выходец из России в игре, неугомонный боцман-бузотер, не признающий даже понятие дисциплины. За множество лет, проведенных им на море, Гаврила уплыл далеко от своей родины и заодно поднабрался опыта. Если вы наймете его в качестве боцмана, то его опыт поможет вам управлять кораблем, а его огромная физическая сила и умение увлекать за собой людей поспособствуют вам в рукопашной схватке.
«Золотые» баги
Игра изобилует багами. Некоторые из них можно использовать как самые настоящие читы (и не надо никаких кодов и трейнеров!).
Как не платить своей команде? Баг: если вы стоите на якоре, то в начале месяца с вас просто не потребуют жалованья (не появится соответствующее предложение)! Так что становитесь на якорь числа 29—30 и пережидайте пару денечков.
Как избежать нежелательной встречи? Порой вас вынуждено втягивают в сражение, не оставляя никакого выбора. Что же, жмите на «Да», и как только экран померкнет (переходя в экран сражения), сразу же жмите на Pause (это такая кнопочка на клавиатуре). Теперь жмите Enter. Если вы вовремя успели остановить игру, то вам будет доступна карта мира, откуда можно вырулить куда угодно.
Как победить гарнизон форта в рукопашном бою? Проблема в том, что изначально в каждом форте как минимум по 1000 солдат, и после вашего обстрела в нем еще остается человек 500. Это многовато, но обстреливать вы форт уже не сможете, как только в нем будут уничтожены все пушки. Однако если вы в этот момент сохранитесь и загрузитесь через эту сохраненку, то все пушки «оживут», как ни в чем ни бывало, зато численность солдат не восстановится! Вот вам прекрасная возможность еще больше проредить живую силу противника.
ПРИМЕЧАНИЕ: все эти баги «работают» в изначальной версии 1.0.
Прохождение за англичан (детальное)
Прежде всего, не забудьте распределить дающиеся вам в самом начале 3 очка умений (вход в нужное окно через F1).
Хайрок. Возле ворот поговорите со стражником Билли и пообещайте ему бутылку вина. Побродите по улицам города и найдите Теодоре (в зеленом камзоле). Он сообщит вам, что почти в каждом городе есть три полезных места: 1) таверна, где можно нанять команду, послушать сплетни и получить вспомогательные квесты; 2) верфь, где можно починить корабль, купить новое вооружение или совершенно новый корабль; 3) магазин, где можно пополнить боекомплект, а также закупиться разнообразными товарами. Дослушайте его до конца, и за это получите +250 очков опыта. Там же по улицам бродит старый пушкарь (с деревянной ногой). Если вы дослушаете до конца его рассуждения по поводу пушек (элементарный ликбез), то получите еще +250 опыта. Поговорите также на улице с непризнанным гением – инженером Альбрехтом Цальпфером. Он будет говорить про свое гениальное изобретение, но вы не пытайтесь выведать все до конца – иначе он заподозрит в вас шпиона и откажется дальше разговаривать с вами. Вместо этого предложите ему место плотника на вашем корабле – Альбрехт согласится на эту работу бесплатно, но сойдет на берег на ближайшем же английском острове.
На верфи и в магазине вам делать пока что нечего. Зайдите в таверну и поговорите со всем людом, сидящим там. Старый моряк и старый рубака научат вас кое-каким азам мореплавания и фехтования. Выслушав и того, и другого до конца, вы получите +250+250=500 очков опыта. От Роберто Горрандо вы узнаете о существовании острова Эль Каймано, а также о том, что у живущего на нем Андриано Монтефи можно раздобыть превосходную подзорную трубу. Джулиус Айронкаст согласится послужить канониром на вашем корабле за 600 золотых в месяц – наймите его. Послушайте также сплетни самого трактирщика.
Теперь – во дворец. Местный губернатор Самюэль Мортонс вручит вам корсарский патент. Поговорите еще с губернатором, и он даст вам первое задание – отвезти письмо на остров Тендейлз тамошнему губернатору сэру Джону Кенфорду Бришу.
Направляйтесь к воротам, но перед выходом в море не забудьте вручить бутылку вина бедолаге Билли. За это деяние ваша репутация поднимется на +1, и вы получите дополнительно +250 очков опыта. Можно теперь поговорить и со вторым стражником – Фредериком, который попросит у вас рома. Стоит вернуться в трактир и купить бутылочку всего лишь за 1 золотой. Зато, отдав ром Фредерику, вы получите +250 очков опыта.
Тендейлз. Сойдя на остров, вы получите +100 опыта, и Альбрехт покинет вашу команду. Однако не спешите расставаться с ним и поговорите. В ходе дружеской беседы Альбрехт передаст вам свои чертежи. Идите с ним в верфь. Там вы сбагрите эти чертежи за 1500 золотых (все равно чертежи никак нельзя использовать – на них прообраз будущего колесного парохода). Здесь же уже можно прикупить более вместительный кораблик, предварительно продав свой пинк. Купите улучшенный биландер – он всего лишь чуть-чуть проигрывает Пинку в маневренности, зато может перевозить на 100 центнеров груза больше. Это будет весьма кстати, поскольку впереди вас ожидает торговый квест.
В таверне можно, в принципе, нанять боцмана Эндрю Шу (400 золотых в месяц) и казначея Адама Мулена (1000 золотых в месяц). Только на это у вас вряд ли хватит денег. Но даже если и хватит, не стоит этого пока делать, иначе ваш золотой запас совсем иссякнет, и вам нечем будет расплачиваться с командой в конце месяца. Тем не менее, с Адамом Муленом можно поговорить, дабы заработать +50 к опыту (надо спросить Адама, что же он, собственно, умеет делать).
Теперь – во дворец к губернатору. Вручив ему письмо, вы получите +500 опыта и +2 к репутации. Возьмите у губернатора следующий квест: отвезти пшеницу голодающей колонии на Мертвый Остров. Перед отплытием наведайтесь в магазин и закупите на оставшееся в трюме место кофе (выйдет центнеров 114), который высоко ценится на Мертвом Острове.
Мертвый Остров. По улицам бродит бывший ювелир Юджин Хакстер (в зеленом камзоле) – обязательно поговорите с ним и дайте ему внимательно осмотреть ваш медальон. Юджин приоткроет тайну завесы над историей вашего отца – вы узнаете массу полезного для дальнейшего прохождения. Ну и, кроме того, получите +500 очков опыта. (Примерно в это время ваш ранг повысится до 11-го, так что не забудьте перераспределить 3 новых очка умений.) Теперь – прямиком в таверну к трактирщику. Трактирщик захочет отблагодарить вас за доставленную пшеницу. Лучше скромно отказаться от вознаграждения, ведь трактирщик сможет вам дать только 250 центнеров полотна, которое еще надо будет реализовать, и, самое главное, ваша репутация упадет на 4 единицы, что весьма ощутимо (тем более что репутацию не купишь ни за какие деньги!). Поговорите также в таверне с канониром Дэвидом Мюрреем и порасспросите его о его службе на «Савадже» – за это вам дадут аж +1000 очков опыта (Нанимать Дэвида вместо старины Джулиуса пока что не стоит). В таверне можно поговорить и с торговцем, который предложит вам квест: сопроводить его сначала до Хайрока, а затем – до Иткаля (за 800+800=1600 золотых). Не беритесь за этот квест, поскольку вас еще ожидает впереди квест более выгодный и более уместный. Его вы получите в магазине: торговец Найджел Форстер попросит вас отвезти на Тендейлз 400 центнеров полотна, а оттуда привести груз какао, за что он даст вам 2000 золотых. Это самое то, что надо, тем более что вам ведь нужно вернуться на Тендейлз, дабы забрать обещанный гонорар за доставку пшеницы. (Не забудьте продать ему весь кофе, за что вы получите примерно 1125 золотых!)
Перед отплытием можно поговорить со священником (стоит в конце улицы за таверной), и за скромную цену в 100 золотых он отпустит вам грехи, что поднимет вашу репутацию на +1.
Тендейлз-2. Зайдите в магазин и передайте груз полотна, за что получите +1 к репутации. Вас автоматически загрузят 150 единицами кофе. У вас еще останется место в трюме, так что забейте его кофе, столь дефицитном на Мертвом Острове. Сообщите губернатору о выполненном задании. Он захочет наградить вас еще больше, чем обещал. Скромно откажитесь, а то потеряете несколько очков репутации: он вас и так щедро наградит 2000 золотыми. Кроме того, вы получите +3 к репутации и +1000 очков опыта. Попросите у губернатора следующее задание, и он посетует на то, что торговые караваны между его островом и Хайроком частенько грабит какой-то пират. Вам необходимо установить, кто это такой, и пресечь его деятельность. Зайдите в таверну и поговорите с трактирщиком. Он расскажет, что один торговец (Маргус) чудом избежал пиратского плена, но сейчас он находится в бессознательном состоянии и непонятно, чем его лечить – а то бы он мог много чего порассказать об этом пирате. Наймите в таверне боцмана (теперь у вас есть на это денежки) и плывите на Мертвый Остров.
Мертвый Остров-2. За доставленное какао вы получите 2000 золотых, а также +500 очков опыта и +2 к репутации. Продайте в магазине весь свой груз кофе, за что получите около 1000 золотых. Закупите там же все полотно и сахар, их можно выгодно продать на Хайроке. Попутчик на Хайрок сыщется в этой же таверне – торговец Джейкоб Эштон попросит вас за 800 золотых сопроводить его туда же (плюс еще 800 за дальнейшую поездку на Иткаль). Перед отплытием можно заглянуть еще к священнику, чтобы получить +1 к репутации за 100 золотых.
Хайрок-2. Первым делом зайдите в магазин и продайте все полотно и сахар. Поговорите также с продавцом, и он расскажет, что в город вернулся чудо-доктор алхимик Алюмнус, который может поставить на ноги кого угодно. Узнать Алюмнуса очень просто: он носит рыжую бороду. Идите на улицу и ищите алхимика. Учтиво выслушав его ученые бредни, вы получите нужное снадобье. В таверне вы найдете своего попутчика Джейкоба, который вручит вам обещанную награду (800 золотых) и попросит сопровождать его и дальше на остров Иткаль. Отказаться можно, но тогда вы потеряете 3 очка репутации. Лучше сплавать на остров, тем более что там есть, чем затовариться.
Иткаль. Выйдя на остров, вы получите +1000 очков опыта. Обратитесь к Джейкобу, и он заплатит вам обещанные 800 золотых. Ваша репутация поднимется на +3. Зайдите в магазин и купите «под завязку» полотна и сахара для продаже на Хайроке.
Хайрок-3. Продайте в магазине весь сахар и полотно. Зайдите к губернатору и возьмите у него квест: сопроводить корабль на Тендейлз.
Тендейлз-3. Сойдя с корабля, вы получите +500 опыта и +2 репутации. Зайдите к трактирщику и отдайте ему снадобье для бедолаги Маркуса. Там же, в таверне, вы найдете капитана того корабля, который вы сопровождали, – это Лемюэль Хамм. Капитан выдаст вам обещанные 2000 золотых и поведает, что вез на своем корабле странный «ценный груз» – 50 головорезов. Сходите к губернатору и расскажите ему об этом странном событии. За это вы получите +250 опыта. Губернатор, в свою очередь, сообщит вам о том, что в колонию скоро прибудет королевский ревизор. Забейте трюм кофе и плывите на Мертвый Остров. В гавани вас будет поджидать пиратский корабль, но пушки форта быстро расправятся с ним. (Это в лучшем случае; а в худшем – вам придется сражаться с пиратским кораблем один на один в открытом море). Вы найдете записку матерого пирата Белтропа, а также получите +500 очков опыта и +3 к репутации. После этого вашего опыта должно хватить на 10-й ранг.
Мертвый Остров. Продайте все кофе и возвращайтесь на Тендейлз. (Собственно, цель этого вояжа заключается в том, чтобы подождать, пока «выздоровеет» Маркус.)
Тендейлз-4. В таверне вы найдете выздоровевшего Маркуса. Он скажет, что злостного пирата зовут Роплейком, и что он частенько пополняет запасы