31 марта 2004
Обновлено 17.05.2023

Republic: The Revolution (Республика: Революция)

Republic: The Revolution (Республика: Революция) - изображение обложка

Можно сколько угодно ругать консерваторов, клепающих пачками Age of Empires 8 и Unreal Tournament 3002. Можно обвинять их в трусости и нежелании открывать новые жанровые рубежи, ставить им в пример тетрис, топать ногами и бить по головам клавиатурой. Можно обкладывать их известными словами, но никто не будет спорить с тем, что чисто по-человечески позиция таких разработчиков понятна: они не хотят рисковать, они справедливо боятся инноваций и добавляют новые идеи в единожды созданный продукт по чайной ложке в год. И правильно! И верно! Потому что у всех, кто не боится рисковать, может получиться как у английской фирмы Elixir Studios. Падение дома Elixir Ностальгия — прекрасное чувство! Мысленно перенеситесь на несколько лет назад, в далекий 1999 год. Все начиналось так хорошо — первые ошеломительные обзоры, горделивые пресс-релизы, статные FAQ и дерзкие скриншоты. Тема чистой политики в играх до начала разработки Republic была практически не раскрыта — только когда-то давно мелькнула на горизонте и быстро увяла “шахматная” стратегия Tom Clancy’s Politika , которую, по правде говоря, можно и не считать. А в The Revolution игроку предлагалось пройти путь от основателя партийной ячейки до президента государства — и при этом вовсе не стесняться в средствах, применяя политические, финансовые, преступные, религиозные и военные методы…

Republic: The Revolution (Республика: Революция) - фото 1

- Посмотрите на эту карту внимательно и запомните: девяносто процентов игрового времени вы будете проводить здесь
Игроку предлагалось вести опасную политическую игру, совмещая подкупы видных общественников и заказные убийства конкурентов с храбрыми речами и активной партработой. Хотите быть олигархом? Пожалуйста! Основать преступный синдикат? Сколько угодно! Организовать “бархатную революцию” или провести путч? Да запросто! В игре планировались десятки огромных городов, миллионы жителей, пятнадцать партий, полная свобода действий, не ограниченная практически ничем. Планировалась настоящая революция в мире компьютерных игр. Разработчикам внимали, натурально раскрыв рты… Год шел за годом, а Republic все не появлялась. В прессе ее успели позабыть и вспомнить десять раз, а список уникальных особенностей игры тем временем таял на глазах. Десятки городов постепенно превратились в три, миллион жителей на деле оказался несколькими сотнями. Наконец, печально побрел куда-то с котомкой за плечом свободный геймплей, уступив место жестко заданной череде миссий. И мы получили то, что получили. И примется такая штукенция Революционная по форме и содержанию игра превратилась в совершенно другую игру, которой, увы, при всем желании не удастся покорить сердца и кошельки конечных потребителей. Пожалуй, единственное, за что разработчикам не придется краснеть даже перед самым требовательным жюри — это графическое оформление и звук. Что нам обещали — то мы и получили. Занимательный “псевдорусский” стиль — визитная карточка игры — выдержан на сто процентов. Согласно пророчеству, Новострания — это бывшая советская республика, которая после распада СССР попала под власть сурового диктатора Карасева. В качестве прототипа для своей страны-лимонии разработчики не стали брать реально существующие государства, и тому было несколько причин. Во-первых, они не хотели кого-нибудь ненароком обидеть, а во-вторых, не собирались усложнять себе работу и ограничивать полет фантазии. Полет полетом, но “клюквы” здесь и правда нет — ее пропалывали очень тщательно. Смотрите: медведей на улицах — нету! Балалаек тоже нет! Березок и матрешек — нет! Девушек Никит нет, а все имена местных жителей звучат вполне адекватно (Fyodor Nikolaev и тому подобное). Это ли не счастье? Даже музыка в игре очень качественно имитирует русскую классику, правда, иногда веселые напевы скрипочки отдают чем-то разухабисто-одесским. Впрочем, это детали. Художники Elixir долго и тщательно подбирали материалы для вдохновения.

Republic: The Revolution (Республика: Революция) - фото 2

- Получив из рук начальника машину марки “Neva”, соратник станет относиться к родной партии с большим пиететом
Даже специально ездили в Россию — “изучать Новостранию в натуре”. И теперь архитектура всех трех городов в игре похожа на исторический центр Москвы с небольшим уклоном в сторону Петербурга: православные храмы, памятники, львы, высотки “сталинок”. Ну а действие игры происходит, скорее всего, в начале девяностых годов прошлого века: обшарпанные здания, минимум рекламных плакатов, огромные мобильные телефоны и кособокие авто. Все надписи на домах, вывесках и плакатах — бессмысленная имитация кириллицы с примесью латинских букв. Читать все эти “БЪФЖДВ” быстро надоедает, а вот слушать забавный говорок персонажей — можно очень и очень долго. Помесь русского и “симсовского” — однозначный шедевр. Как и в The Sims , речь в Republic не несет никакого смысла, она передает лишь общий эмоциональный настрой беседы. Но это для западного игрока. Русскоязычный геймер постоянно будет цепляться слухом за мелькающие в общем бормотании русские фразы и словосочетания. Звучит речь “руссо-симсов” примерно так: “(дыр-дыр-дыр) да я ж тебе говорю (дыр-дыр-дыр) сядем, покушае… (дыр-дыр-дыр) не побеждала (дыр-дыр-дыр) и примется такая штукенция (дыр-дыр-дыр) а потому что я согласен с вами (дыр-дыр)”. Абсолютное “пять”! Ваш компьютер запомнит это надолго Графика выглядит просто великолепно. При помощи послушной камеры можно заглянуть в лицо любому прохожему и оценить разнообразную внешность жителей города (модели людей выполнены на ять, но вот анимация немного скованная — на уровне тех же “симсов”). При помощи камеры можно “прицепиться” к человеку или автомобилю, подпрыгнуть под крыши домов, чтобы осмотреть улицу целиком, затем вихрем пролететь через весь город и уткнуться в свисающее на веревке белье в какой-нибудь подворотне. Каждый предмет в игре отбрасывает реалистичную тень, а модели деревьев можно описывать в поэмах — они намного лучше, чем электронная растительность из знаменитого графического теста Nature (3DMark 2002). Погода и время дня сменяются динамически — одним словом, все так хорошо, что пора уже задуматься — а в чем подвох? Подвох есть, и вы наверняка его заметили, если обратили внимание на системные требования. 512 мегабайт — это минимум необходимой для игры памяти, и с этим объемом игра ухитряется тормозить, особенно в крупных городах и при резких перемещениях камеры.

Republic: The Revolution (Республика: Революция) - фото 3

- Если редактор местной газетенки строчит на вас пасквили, с ним стоит провести воспитательную беседу
Для более или менее гладкой игры рекомендуется погрузить на борт 768 или 1024 мегабайта RAM, а обладатели жалких 256 “метров” могут даже не приближаться к Republic — тормоза убьют все живое в радиусе пяти миль. Увы, цена прогресса. Иногда игра настолько активно эксплуатирует ресурсы компьютера, что даже вылетает в Windows. Впрочем, случается это нечасто, и стоит надеяться, что стабильность работы повысится с выходом патча. Кстати, любопытный факт: в одном из ранних интервью отец Republic — Демис Хассабис — сообщал журналистам, что “в настоящий момент он и команда озабочены оптимизацией движка с той целью, чтобы игра шла на компьютере с 64 мегабайтами памяти”. Боже, какими романтиками мы тогда были! Задумка была прекрасная Если ваш компьютер физически потянет Republic: The Revolution, то в первые минуты вы будете просто восхищаться черепичными крышами и золотыми куполами. А когда начнете активно вникать в игровой процесс, ваше восторженное настроение может здорово поменяться. Все эти годы разработчики скрывали от нас одно: сам геймплей. Но теперь, наконец, об этом можно рассказать подробно. Для начала вам предстоит генерация персонажа. После выбора имени персонажа и названия партии игра попросит ответить на несколько вопросов, автоматически формируя при этом политические воззрения вашего альтер-эго по трем параметрам: сила, влияние, деньги. При этом также формируется так называемый профиль навыков: статус, управление, харизма, представительность. Затем вас сразу же бросают в игру, в первый город, который станет по совместительству первым игровым этапом. Вы проводите разведку местности, нанимаете новых людей и постепенно начинаете бороться за влияние в каждом из районов. Сначала вы действуете в одиночку, но, уговорив кого-нибудь из старых знакомых работать сообща, можете повысить гибкость своей партии. Всего в подчинении вашего персонажа может быть от двух до пяти соратников, и вы в любой момент имеете право выгнать любого из них. Однако делать этого не рекомендуется, так как со временем соратники растут в уровне, а вы сможете прокачивать у них те навыки, которые вам выгодны. Условно город разделяется на несколько районов, в каждом из которых обитает то или иное число мирных граждан — ваших потенциальных приверженцев. Всего в вашем распоряжении находятся три “ресурса”, которые поступают из подведомственных районов. Это сила, влияние и деньги. Чем больше в том или ином районе человек поддерживают вашу партию, тем больше “ресурсов” вы получаете.

Republic: The Revolution (Республика: Революция) - фото 4

- Двое на скамейке о чем-то договариваются. Вид вблизи…
В игре действует простое правило “камень-ножницы-бумага”: сила подавляет влияние, влияние побеждает деньги, а деньги подкупают силу. От этого соотношения зависит все действие игры: каждый район в городе замешан на одной из трех “сущностей”. Рабочие кварталы — это сила, спальные “хрущобы” среднего класса — влияние, а богатые усадьбы — деньги. Поэтому силовые акции (например, выкорчевывание скамеек или битье витрин магазинов) эффективнее проводить в районах среднего класса, а расклеивать плакаты, в которых говорится о благосостоянии проклятых капиталистов, — в рабочих кварталах. В проведении акций и состоит вся суть игры. Вам необходимо быстро отслеживать обстановку в городе и отправлять своих подчиненных на демонстрации, тихие разборки и тайные сговоры. Каждый день в игре разделен на три временных отрезка: утро, день и ночь. На каждый период может быть назначено столько поручений, сколько у вас свободных людей. Выполняя сюжетные задачи, вы должны при этом постоянно завоевывать новых поклонников и отбивать их у других партий. Все задания делятся на несколько видов. Во-первых, вы можете приводить под свои знамена нейтральных жителей города с помощью стихийных митингов, открытых рок-концертов, сборов подписей и так далее. Во-вторых, вы можете переманивать “вражеских” жителей, устраивая разоблачения, тиская в разные газетенки заказные статьи или раздавая на улице обличительные листовки. Разведка поможет узнать предпочтения населения в том или ином районе и выявить обитающих там ключевых персонажей (видные журналисты, политики, военные, полицейские или просто местные “братки”). Взрастить решительность своих соратников можно пламенными речами или хрустящими купюрами, а умерить прыть вражьих агентов — в темной подворотне. Такова, в упрощенном виде, суть игры. На самом деле все гораздо сложнее, и если описывать все тонкости геймплея, не хватит и десяти страниц. Так проходит слава мирская Пока что интересно, не так ли? Но когда дело доходит непосредственно до игры, у большей части игроков наблюдается резкая смена настроения: от безудержного восхищения к озадаченности, а потом — к мрачному негодованию. Во-первых, в игре нет туториала или обучающего режима — то есть совсем, абсолютно!

Republic: The Revolution (Республика: Революция) - фото 5

-…а это вид издали (скамейка у торца здания с красной крышей). Масштабы игры просто поражают - сразу становится ясно, на что уходят 512 мегабайт памяти
О чем думали разработчики? Учиться играть непомерно сложно, и времени на освоение игры просто нет — часы на экране отмеряют дни и ночи (а день в Republic длится несколько минут), враги начинают активные действия, и игроку приходится спешно бегать по замороченным экранам управления, стараясь за считанные секунды вникнуть в суть дела. Режим паузы в игре не предусмотрен. Даже когда вы читаете утреннюю прессу или размышляете над распределением навыков у персонажа, часы продолжают тикать, безжалостно отмеряя драгоценные секунды. Ближе к середине самой первой миссии уследить за всем становится просто невозможно. Ну и самое главное. Помните, выше я рассказывал про красоту местной графики? Так вот, высокотехнологичный трехмерный движок здесь — как собаке пятое колесо. Ибо девяносто процентов всего игрового времени вы будете проводить на двухмерной стратегической карте города, анализируя политическую обстановку и планируя акции. Впрочем, на определенном этапе игры разработчики, похоже, сообразили, что это не самый лучший вариант развития событий, и стали силком тянуть нас из стратегического экрана в город. Выглядят эти попытки кошмарно и беспомощно. Например, в середине почти каждой акции у вас в течение нескольких секунд (!) появляется возможность немного “подкрутить” ее направленность: клеить ли плакаты о свободе или демократии, упирать на национализм или патриотизм, говорить на митинге “от головы” или “от сердца”. Чтобы осуществить “тюнинг”, надо вылезти из карты в город. Зачем? Смысла в этом нет никакого: разработчики вполне могли сделать так, чтобы тонкие настройки осуществлялись сразу при отдаче команды. Но, похоже, они не пытались сделать игру удобной, а хотели заставить игрока постоянно глазеть на мелкий символ акции (не мигает ли?) и, в случае чего, быстро выскакивать из карты в город, хватаясь за ползунок настройки. Конечно, об этом можно забыть как о ночном кошмаре, но вы не отвертитесь от необходимости вручную тыкать мышью по зданиям, отыскивая “подозрительные”. Сюжет вообще иногда подбрасывает неприятные сюрпризы, заставляя ломать все стратегические планы, выползать на карту города и бросаться на поиски подпольных печатников листовок или скрывающихся по конспиративным квартирам кандидатов — и все это в дикой спешке, потому что часы тикают, и, если вы быстро не найдете нужный дом, акция пройдет впустую. Откликавшись мышью по домам, вы снова вернетесь на стратегическую карту, чтобы оттуда уже не вылезать. Наконец, некоторые действия требуют особого внимания — я говорю о диалогах.

Republic: The Revolution (Республика: Революция) - фото 6

- Митинг в поддержку нас уже в самом разгаре. Между прочим, все сцены в игре - просто скриптовые ролики; они абсолютно неинтерактивны
Уговаривая кого-нибудь помочь партии, предлагая взятку (чужаку) или подарок (своему), вы включаетесь в странную мини-игру, напоминающую одновременно нарды и Magic: the Gathering. У вас и у противника есть несколько единиц “убеждения”, которые вы распределяете по разным аргументам, выставляя потом их в споре. Каждый этап спора стоит несколько очков — кто наберет больше заданного числа, тот обычно побеждает. Что-нибудь понятно? И неудивительно: полностью разобраться в этой системе можно только после проведения полусотни диалогов, так как обучающего режима, повторюсь, нет. Конечно, со всем этим можно со временем смириться, но вот эфемерная субстанция по имени “интересность” при этом теряется безвозвратно. Играть становится скучно, и не радуют даже талантливые скриптовые ролики. &nbspRepublic; — это игра не для обычных людей, а для инопланетян с десятью щупальцами и сотней глаз. Это концептуализм ради концептуализма. Геймплей, принесенный в жертву идее… *** Одним словом, “революция не состоялась — броневичок стырили”. А разработчики-то, между прочим, во всем этом виновны лишь отчасти. Просто они ошиблись в самом начале, когда замахнулись на задачу, которая была им (да и вообще кому-либо в наши дни) не по зубам. Превратить идею Хассабиса в готовую игру было невозможно ни за четыре года, ни за восемь — обилие препятствий завалило бы с головой любую группу разработчиков. Но уже то, что англичане выдюжили, выдав на-гора вполне играбельный продукт, — само по себе заслуживает глубочайшего уважения. По Republic видно, что упрямые разработчики обрубали под корень все, что нагружало геймплей, старательно латали то, что получилось, и второпях заменяли одни куски игры другими. Стремясь вытащить бета-тестеров из режима стратегической карты в трехмерный город, они перестарались, как тот дурак из пословицы, который вдруг решил помолиться… Приделать бы игре управляемую паузу, перекроить управление и подрихтовать интерфейс — получится конфетка. А пока что играть в Revolution — гениальную и непродуманную игру — можно, лишь стиснув зубы. На свой страх и риск.


Геймплей: 4 Графика: 9 Звук и музыка: 8 Интерфейс и управление: 1 Новизна: 9 Рейтинг “Мании”: 7.0 Дождались? Гениальная идея и общий графический лоск плохо уживаются с ужасным управлением и совершенно непродуманным геймплеем. Republic — хорошая плохая игра. На отчаянного любителя. Оправданность ожиданий: 35%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь