29 апреля 2004
Обновлено 17.05.2023

XIII

XIII - изображение обложка
XIII - фото 1

Потеря памяти — забавная штука. Еще вчера ты вроде жил спокойно, а сегодня совершенно незнакомые люди то и дело норовят тебя застрелить, промыть мозги или, как минимум, упечь за решетку. Мир полон удивительных открытий: в стране только что убили президента, седой генерал называет тебя “сынок”, а в банке есть сейф на твое имя, в котором лежит тикающая бомба. Ты понимаешь, что мозг сыграл с тобой злую шутку. Остается только верить редким вспышкам воспоминаний и идти к собственному “Я” по трупам этих парней, которые всюду лезут со своими дурацкими пушками. Но дойти надо. Чтобы, наконец, узнать… Шпионы украли полигоны Эта игра влюбляет в себя с первого взгляда. Шпионский комикс вдруг сходит с бумажных страниц и оживает на экране вашего монитора, превращаясь в стильно отрисованный мультфильм. Что это означает на практике, можно понять в два счета, лишь взглянув на скрины. Итак, нам, диким “писишникам”, впервые довелось лоб в лоб столкнуться с давно применяемой на консолях технологией cel-shading. Что дало, мягко говоря, впечатляющий эффект. Игра выглядит непривычно и, для свежего глаза, чертовски стильно. Персонажи, интерьеры, ландшафты, оружие и кровь смотрятся как карандашные рисунки. Стоит только тронуть клавишу “вперед” или пошевелить мышью, и они непостижимым образом приходят в движение. Про истоки cel-shading можно прочесть на нашей спецврезке, мы пока устремимся к игре.

XIII - фото 2

Спокойно! Не надо никакого “alert”.
XIII — это апофеоз шпионского боевика, полный пафосных речей, прямолинейного юмора и разнообразных жанровых клише. Сакраментальная амнезия, пластическая операция, подмена личности, снайперская пуля в голове старого президента и торжественное спасение нового, а также показательное самоубийство одного из злодеев на глазах у изумленной публики; в основе всего, конечно же, злодейский заговор двадцати влиятельных маньяков, которые называют друг друга по номерам — от I до XX — и планомерно истребляются главным героем. Последний, однако, носит на груди татуировку с римской “XIII”, наводящую на странные мысли. События прошлого раскрываются в многочисленных “флэшбэках” — увидев некогда знакомое лицо или некогда знакомое место, Тринадцатый начинает вспоминать. А картинка на мониторе окрашивается в рентгеновский монохром, отражая работу просыпающихся извилин… Если бы я хотел сделать мультик про Лучшего Агента, которого генерал называет “сынок”, я бы сделал его именно таким. Джеймс Бонд, собственно говоря, завистливо кусает собственные локти — ни в одной книге Флеминга и ни в одном фильме на его долю не выпадало столько всяческих приключений. Вертикальный взлет на истребителе прямо из глубин каньона, плавание под водой и перестрелка из гарпунных ружей, устранение экипажа подводной лодки, дуэль с вертолетом на базуках, плен и побег из заточения, жестокий бой в снегах против двадцати врагов, оказание неоценимой помощи агентам ФБР и вечеринка на яхте у президента, убивающая наповал совершенно неожиданным “to be continued…”. Здесь, по сути, играешь в мультик, в котором роль главного героя и постановка отдельных сцен остается за вами, а глобальная режиссура — за разработчиками. С первой же минуты игрока захлестывает стремительный водоворот событий. Очнувшись на каком-то пляже, наш пока еще безымянный герой чувствует жуткую головную боль и вялость в членах. Сексуальная блондинка в бикини помо гает ему добраться до ближайшего коттеджика на побережье и начинает взволнованно описывать в телефонную трубку плачевное состояние неизвестного, но дов

XIII - фото 3

Стильные комиксные картинки появляются на экране прямо по ходу действия. Метко выстрелил? Смотри, как умирает мишень!
ольно симпатичного мужчины. Доброе дело трагически прерывается автоматной очередью, прошивающей деревянную стену комнаты и юное тело блондинки. Через секунду она уже лежит в луже крови, устремив к потолку широко распахнутые голубые глаза. На осознание того, что следующая очередь будет вашей, хватает секунды. Взбодрившись этой мыслью, вы мигом вскакиваете с пола, берете нож и идете наводить порядок на местах… Игра похожа на стремительную двенадцатичасовую бондиану — ни на минуту не дает расслабиться и не отпускает. Взбесившийся кинопроектор прокручивает кадры с невероятной скоростью. Миссии продуманы великолепно. Как в калейдоскопе, сменяют друг друга замысловатые детективные узоры: взорванный банк, где против вас ополчились все секьюрити, военная база зловещей организации SPADS, где надо перебить всю охрану так, чтобы никто и пикнуть не успел, казематы ужасной тюрьмы Plain Rock, где ни один заключенный не сохранил рассудок (тюрьма ведь оборудована отличным нейрологическим центром!), древний монастырь, где в потаенном зале могущественные заговорщики собираются перевернуть судьбу мира, база ядерных ракет, до взрыва которых счет идет на секунды… Словом, сев “немного поиграть” около шести вечера, я встал из-за компьютера в шесть утра, немного расстроенный вечеринкой у президента и дико заинтригованный продолжением. По делам воздастся

XIII - фото 4

Осаду, которую Тринадцатому довелось держать в этому домике, и близко не нюхал ни один Джеймс Бонд.
Наш дорогой шпион в начале игры (и в начале некоторых миссий) гол как сокол, но, будучи наделен хорошими манерами, он быстро убеждает всех встречных и поперечных врагов отдать ему свое оружие. Враги, конечно, поначалу кокетливо сопротивляются, но потом, сраженные природным обаянием Тринадцатого, все же помогают ему обзавестись кой-каким арсенальцем. Таким образом, к середине игры м ы обзаводимся парой пистолетов, “калашом” (который здесь так и называется — “Kalash”), традиционной М16 с подствольником, бесшумным арбалетом, ручным пулеметом и даже базукой. Ну а когда в каждой руке появляется по скорострельному “Узи”, нашему счастью и вовсе нет предела. Короткая очередь в упор — и враг захлебывается собственной кровью. Ба-бах в рожу из дробовика — и молодая не узнает уже ничего. Где нужно действовать тихо — берем арбалет, дожидаемся, пока мишень замрет на месте, и спускаем крючок. Через долю секунды злая металлическая стрела уже впивается в глаз, горло или торчит за ухом, а счастливый реципиент тихо оседает на землю. Базука хороша против массовых манифестаций: один залп может отправить на небеса пять-шесть архаровцев сразу. Ну а валить одиноких джонов-рэмбо, засевших где-будет на возвышенности, куда как проще из снайперской винтовки; да и большие расстояния покрываются ею без труда.

XIII - фото 5

Негодяй Mongoose вслух подозревает, что этот парень - не тот Тринадцатый, которого он пристрелил когда-то на яхте. Хотя и чертовски похож.
И, конечно же, г-н Тринадцатый даже из дому не выходит без парочки шпионских прибамбасов — электроотмычки и кошки с автоматической лебедкой, благодаря которой можно ездить вверх-вниз и раскачиваться на тросе, подвешенном к какой-нибудь перекладине. Случаи применения этих устройств заботливо прописаны разработчиками: нужные крючки и балки обозначаются белым квадратом, “сюжетные” двери вскрываются отмычкой, если нет ключа. Вообще, на этой черте игры хочется заострить внимание: долго задумываться о том, кто виноват и что делать, почти не приходится. Прохождение линейно как ось координат; соответствующим образом устроены и уровни. Если вы видите перед собой коридор, дом или поляну, где вы еще не были, — значит, вам туда. В редких случаях предстоит немного пошарить по округе в поисках стопки ящиков или вентиляционной шахты. Но XIII явно рассчитана на легкое и быстрое прохождение; вряд ли стоит мучить себя утомительными забегами на высшем уровне сложности — разработчики не ставили целью согнать с игрока семь кровавых потов. Миссии выстроены так, чтобы ваш интерес к происходящему не ослабевал ни на минуту. Безжалостные перестрелки с людьми в форме сменяются четко дозированным стелс-экшеном, когда вы на цыпочках крадетесь по коридорам ракетной базы и оглушаете часовых пепельницами, стульями и швабрами по голове. И наоборот: тихий, но смертоносный рейд по палаткам военной базы после взрыва склада с оружием переходит в шумное и еще более смертоносное отступление, когда Тринадцатый убивает в среднем по человеку за секунду и не стесняется во всю ивановскую шарашить из станкового пулемета. Геймплей и смена декораций продуманы до последнего шажка… хотел было сказать “второстепенных статистов”, но понял, что выйдет неправда: в игре нет статистов — каждый злодейчик появляется в том месте и в то время, какое определили ему разработчики. Пока он жив, он играет свою роль, и его роль — всегда главная, хотя бы на ту пару секунд, пока из него не потекут красные пиксели. Чуть выше охранников, спецназа и прочих матр

XIII - фото 6

Ну почему же “нет”, когда именно “да”.
осов стоят, если угодно, боссы — члены таинственной организации заговорщиков. Они единственные из всех врагов обладают “полоской жизни” и умеют делать вам по-настоящему больно, метко стреляя и лихо упрыгивая с линии огня. По мере того, как носители тайны откидывают коньки на очной ставке с Тринадцатым, их портреты в папке “Дела о заговоре” перечеркиваются жирными крестами, а вы узнаете все больше о том, кто режиссирует похождения нашего героя… Последний по мере появления новых воспоминаний о прошлом постепенно восстанавливает свои прежние навыки. Вступив в первую перестрелку обычным гражданином, спустя несколько миссий он осознает, что может метко стрелять, бесшумно двигаться, эффективно лечиться аптечками и долго не дышать под водой. Система скиллов, казалось бы, совершенно не нужная в экшене, здесь подана с таким изяществом, что совершенно естественно вписывается в общую идею. Но, скажу откровенно, механику игры мне разбирать совершенно не хотелось — это скорее дань журнальным традициям. XIII — вещь для захватывающего просмотра, но вряд ли для анализа. Роли озвучивали Персонажи XIII не просто нарисованы как герои мультфильма, но и похожи на героев мультфильма. Они разговаривают сами с собой и друг с другом, а некоторые, когда никто не видит, даже поют. Отличные голоса, кстати, — я заслушался. Кроме того, у сценаристов игры оказалось очень хорошо с чувством юмора. Солдаты обсуждают начальство (“Почему Макколл все время носит на глазу эту повязку?” “Вроде какой-то несчастный случай…” “Я слышал, в SPADS как-то раз назвали его тупицей, и…” “Заткнись! Я не могу заставить эту штуку работать… Черт!” “А правда, что Макколл подлечивался в Plain Rock?..” “Заааткнись!!”). Маньяк доктор Йоханссон проводит очередной научно-медицинский эксперимент над заключенным, растянутым на операционном столе (“Хорошие медсестры — большой дефицит в Pain Rock! Ты это знаешь?” “Проклятье! Он умер! Маленький грязный панк!..”). Медсестра, которую доктор запер в камере с психом, голосит из-за двери ( “Я не понимаю… Откройте дверь!”). Один из постоянных жильцов тюрьмы утверждает, что он программист (“Выпустите меня! Вы слышите?! Если патч не поступит до четверга, мы никогда не проапгрейдимся с версии 1.5.01 до 1.5.02! Слышите? Никогда!!”). Охранник в монастыре громко возмущается по телефону (“Шампанское еще не доставлено, а я не могу связаться с мистером Виллардом. Хмм… Скажите им, что это не то, что за что мне платят”). Озвучкой персонажей занималась целая плеяда весьма неплохих актеров, а наш главный герой, между прочим, разговаривает голосом самого Дэвида Духовны. ***

XIII - фото 7

Я бы назвал эту картину “Конец злодея”. Извините.
Уже и не припомню, когда в последний раз игра заставляла меня изучать папку Documents (терпеть не могу много читать в играх), а тут, знаете ли , сел и изучил — до того хотелось вникнуть во все тонкости сюжета. И, черт побери, я хочу еще… жду второй части так же страстно, как некогда, в детстве, — очередной серии “Гостьи из будущего” или “Трех мушкетеров”. Геймплей : 9 Графика : 9 Звук и музыка : 10 Интерфейс и управление : 9 Новизна : 9 Рейтинг “Мании” : 9.0 Дождались? Хардкорное сочетание стильного cel-shading, лихо закрученного сюжета, стремительного, как Ниагара, геймплея и мощной атмосферы дает на выходе великолепный шпионский боевик, который нельзя поглощать порциями… Его надо брать весь, сразу. Вы же не смотрели фильмы про Бонда кусками, верно? Оправданность ожиданий: 95% Cel-shading в играх Технология, сделавшая похождения Тринадцатого столь впечатляющими, дебютировала в уже далеком 2000 году в игре Jet Set Radio на Dreamcast (некогда игровая консоль от Sega ). Весьма необычная игра, совмещающая головокружительные трюки на роликовых коньках с классическим геймплеем платформера, благодаря фирменному подходу к обсчету изображения стала похожа на граффити. Этим разработчики завоевали сердца не только представителей субкультуры роллеров, но и всей игровой общественности. Неизбежно возникшая мода на “мультяшные” игры подарила игровой индустрии продукты разной степени привлекательности. Кто-то использовал cel-shading, дабы просто привлечь внимание к своему проекту, кто-то — для реализации интересных идей, а кто-то, как авторы XIII , задавался обеими целями. Разработчики аркады Robotech: Battlecry воссоздали на экране культовый аниме-сериал 80-х, авторы гонок Auto Modellista внесли в обычную для жанра игру неповторимую атмосферу. Не остался в стороне даже создатель Metal Gear Solid Хидео Кодзима — в его последней игре Zone of the Enders: The 2nd Runner cel-shading используется наряду с обычной графикой, создавая весьма необычную картинку. Еще сегодня технология выглядит свежо и способна удивлять, применяясь в разных жанрах. Однако не исключено, что через несколько лет делать игру в мультяшном стиле станет дурным тоном — уж больно много разработчиков торопится разжиться на новой, но совсем не обязательной для их продуктов фишке. Лишним подтверждением этому служат слухи, что новые приключения Лары Крофт также не обойдутся без cel-shading. Что тут сказать… поживем — увидим.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь