Manhunt
Главный герой этой игры олицетворяет собой все самое плохое, что только может быть в человеке. За это ему, собственно, сейчас и сделают укольчик.
Признаться, мне уже давно надоели люди, обвиняющие игры в пропаганде насилия. Природная глупость и/или желание подзаработать деньжат раз за разом толкают этих индивидуумов на “защиту” нравственности. И, что самое страшное, зачастую они своего добиваются. Обывателей, подписывающихся под их слезливыми петициями, также как судей и политиков, которые выносят решения в их пользу, соблазняет видимая простота логической цепочки: мол, “бесчеловечные” игры не могут не вызывать асоциальное поведение. Но так ли все просто? Агрессия заложена в нас от природы, без нее немыслимо само существование человека — ведь это одно из средств защиты от внешней среды. Глупо делать вид, что современные люди чем-то отличаются от, скажем, древних римлян. Разве вы не испытываете хищное удовлетворение, глядя, как на экране телевизора ваш любимый боксер уделывает оппонента? Неужели вид размазанного по тротуару копа из Vice City не вызывает у вас чувства злорадства? Можете ли вы скрыть восторг, когда тело фашиста из BloodRayne под ударами двух лезвий разлетается на двадцать три самодостаточных кусочка?.. А теперь подумаем: многие ли из тех миллионов, что отдают предпочтение вышеуказанным способам развлечения, выходят на улицы и убивают себе подобных? А какова доля психически нестабильных личностей среди тех, кто все-таки выходит? Десятые, а то и сотые доли процента. Вот и скажите после этого, что игры провоцируют насилие. Снимается кино Гоп-компания Running With Scissors со своим Postal 2 может спокойно отдыхать — в индустрии нашлись более “отмороженные” разработчики. После Manhunt (на PlayStation 2 игра вышла еще в ноябре прошлого года) компанию Rockstar North можно по праву
Выжить в открытом поединке с тремя громилами почти невозможно. Придется сматываться.
назвать самой скандальной командой. Отбившись от рекордного количества исков со стороны самых ненормальных граждан США, разработчики не стали уподобляться некоторым чересчур благовоспитанным конторам, а в пику злопыхателям выпустили самую жестокую и аморальную игру в истории индустрии. Задолго до выхода она была запрещена в Новой Зеландии. Американский независимый национальный институт по проблемам СМИ, предложивший в конце прошлого года термин “киллография” для “визуального изображения сцен жестокости”, в своем издании MediaWise Video Game Report опубликовал список наиболее жестоких игр — и первое место в нем заняла Manhunt. Наконец, некоторые из отечественных магазинов приняли дополнительные меры для ограничения продажи этой игры несовершеннолетним — беспрецедентный случай для России. Но так ли страшен черт, как его малюют? О, да! Manhunt — это история преступника Джеймса Кэша, приговоренного к смертной казни. Введенная палачами инъекция, после которой он должен был отправиться на встречу с Создателем, оказалась безобидным снотворным. Очнувшись через некоторое время в какой-то камере, Кэш узнает, что его спас некий Лайонел Старвэзер, создатель снафф-фильмов (на съемках этих “картин” людей убивают по-настоящему, причем самыми изощренными способами). “Спаситель” предложил нашему герою свободу в обмен на главную роль в его новом фильме. Надо ли пояснять, что это будет за роль?.. Cancer City, где на протяжении двадцати уровней Джеймсу придется отрабатывать долг перед Старвэзером, по атмосферности может тягаться с лучшими произведениями дизайнерского искусства. Помните локации Max Payne? Несмотря на все старания Remedy, игрока ни на секунду не покидало ощущение какой-то искусственности окружающего его мира. Нарочито грязные улицы, чересчур искусно размалеванные
У каждого нашего врага — свой неподражаемый стиль. Например, вот этот парень на переднем плане — явный фанат Мерилина Мэнсона.
стены, аккуратно разложенные груды мусора — все это было похоже на тщательную инсценировку, киношные декорации. В Manhunt ничего подобного нет. Сложно сказать, как это удалось разработчикам, но факт остается фактом: Cancer City выглядит на порядок брутальнее стерильного максового Нью-Йорка. Враги, представленные скинхедами с легко узнаваемой квазифашистской символикой, имбецильными бандитами, полицейскими и спецназовцами, выглядят донельзя мерзко, но по сравнению с главным героем меркнут даже их противные рожи. Абсолютно безоружный вначале (каждый новый уровень придется начинать с голыми руками), преследуемый всеми и вся, Кэш одновременно и жертва, и охотник. Огнестрельное оружие появляется не сразу, вынуждая Кэша ныкаться по темным углам и использовать для аннигиляции противников самые неподходящие для этого предметы: прочную проволоку, осколки стекла, полиэтиленовые пакеты и даже кирпичи. Обставлено подобное непотребство следующим образом: Кэш тихонько подкрадывается к врагу вплотную — и тогда игрок зажимает клавишу “огонь”. Чем дольше ее удерживать, тем, соответственно, эффектнее получится сцена убийства. Придавив кнопку на 1—3 секунды, вы сможете совершить убийство на уровне “Hasty” (поспешное); за трату 3—5 секунд вас премируют уровнем “Violent”; а по прошествии 5 секунд станет возможным достижение степени “Gruesome”. Сам процесс душегубства представлен в виде неинтерактивной сценки. На экране при этом начинается прямая трансляция с установленных по всему уровню камер. С разных ракурсов игроку демонстрируются самые лучшие кадры: бьющийся в агонии мобстер с пакетом на голове, момент нанесения фатального удара или фонтан крови, брызнувший после отделения головы. Режиссер, который все время находится на связи с Кэшем (на PlayStation 2 его голос подавался по отдельному каналу через наушник), смакует каждую сцену, веселит анекдотами и отпускает циничные шуточки в адрес почивших. При совершении
Банда весельчаков обычно нападает c боевым кличем “Have a nice day!”.
особо зверских убийств он не скупится на похвалы, тогда как быстрые и максимально бескровные убийства вызывают шквал негодования с его стороны. Действительно, кому нужен снафф-фильм, где верхом жесткости являются сцены, которые мы тысячу раз видели в любом другом боевике? Забудьте о Сэме Фишере! Если оставить за скобками все, о чем говорилось выше, обнаружится, что с точки зрения геймплея Manhunt не является откровением. Да, как и в любом стелс-экшене, Кэш может прятаться в тени и у него есть индикатор скрытности. Разумеется, противника можно отвлечь, швырнув куда-нибудь в сторону банку, бутылку или отрубленную голову его товарища (при наличии микрофона их можно привлечь собственным голосом, так что сдерживайте эмоции, если не хотите, чтобы вас обнаружили). Но! В Manhunt напрочь отсутствуют вещи, давно ставшие стандартом де-факто в других играх жанра. Главгерой не умеет передвигаться на корточках, ползать и взбираться на препятствия. У него нет тепловизора, камер на оптоволоконном кабеле, лазерных микрофонов и прочих шпионских извращений. Многие западные журналисты, которые щупали за вымя Playstation-версию, обратили на это внимание и сделали неправильный вывод о том, что Manhunt не внес почти ничего нового в жанр стелс-экшенов, и беспрецедентная жесткость не искупает отсутствия серьезных инноваций в игровом процессе… Товарищи не уловили главного: геймплей в Manhunt — вещь сугубо вторичная. Разработчики преследовали совсем иные цели, и жанр стелс-экшена был выбран ими только потому, что в наибольшей степени соответствовал их запросам. Если бы в природе существовала более подходящая игровая концепция, они не задумываясь использовали бы ее.
Только для взрослых и отмороженных Manhunt внес сумятицу даже в, казалось бы, сплоченные ряды журналистов. Впечатления от игры в разных изданиях колеблются от полного неприятия до неподдельного восхищения. Обозреватель с сайта Gamezone едва ли не в открытую осуждает творение Rockstar North: “Родители, ПОЖАЛУЙСТА, не подпускайте своих детей к этой игре ближе, чем на километр!” Традиционно сдержанный Gamespot глаголет совсем иную истину: “После Manhunt никакая другая игра не сможет шокировать вас сценами насилия”. Штатный журналист PS2.IGN , заключает: “Вы могли видеть нечто подобное в кино или в аниме, но только не в компьютерной игре”. И вот он-то как раз прав. Manhunt не делает никаких реверансов в адрес аудитории, не подпадающей под рейтинг “Mature” (только для взрослых).
*** * *** Впрочем, если рассматривать Manhunt с позиций “типичного экшена”, кое-что все-таки стоит охаять. Например, судя по приставочной версии, AI противников отличается некоторыми удивительными странностями. Охранник, обнаруживший труп своего коллеги, может ограничиться комментарием по этому поводу, а может поднять тревогу и всполошить своих коллег; а, скажем, местный спецназ ведет себя точно так же, как трущобные отморозки. Мало того. Зачастую Manhunt забывает о своих жанровых стелс-корнях и превращается в довольно неуклюжий экшен. Хроническая нехватка патронов и довольно спорное управление сильно затрудняют прохождение отдельных этапов игры. Не на пользу пошло и отсутствие гранат, из-за чего вынос отдельных индивидуумов, окопавшихся за каким-нибудь укрытием, превращается порой в настоящую пытку. Зная, как беспечно Rockstar порой относится к портированию своих творений на PC, надежды на исправление этих недостатков крайне мало…