Fenimore Fillmore: The Westerner
Классическая сцена №1: диалог с барменом.
__ Когда ты сел задницей на кактус, в порыве бешенства схватился за револьвер и распугал шальными выстрелами крово жадных мексиканских бандитос — собой по праву можно гордится. Когда местный тупица-фермер подумал, что таким эксцентричным образом ты защищал его и его собственность от нападок романтиков с большой дороги, — самое время задуматься. Когда на следующее утро повсюду заговорили о том, что в городе появился незнакомец, который объявил войну банде Старека, — пора делать ноги. Фенимор Филлмор. Вам о чем-нибудь говорит это имя? История лузера, который на полминуты стал народным героем, но в глубине души так и остался вечным неудачником, — классический сюжет для классического квеста. За пригоршню долларов
Классическая сцена №2: бандито возле салуна.
The Westerner задает главный тон повествования буквально с первых минут заставки. Пародия. Тотальная, неистребимая, всеобъемлющая пародия на все — от спагетти-вестернов Серджио Леоне (игра начинается с того, что главгерой прибывает в город под покровом ночи на уставшей кляче) до обожаемой в народе “Матрицы” (тот же главгерой во время первой же перестрелки переходит в полное slo-mo и уклоняется от пуль по методике Нео). Местный сюжет пестрит всяческими милыми непотребствами вроде мобильных телеграфов или шерифов-философов, герои ведут диалоги, изображая сотни общеизвестных вестерн-ситуаций, ну а саундтрек так и вовсе заставляет вспомнить о лучших ролях Клинта Иствуда и то и дело вышибает из глаз искреннюю индейскую слезу… И вот что удивительно: под маской всего этого мракобесного балагана скрывается, как ни удивительно, милый и самый что ни на есть классический квест. Панорамные локации, послушный мышиный курсор, неторопливый сбор предметов, смешные перепалки с персонажами второго плана и так далее и тому подобное. Разумеется, все это в полном 3D; да и кто, скажите, кроме плодовитых отечественных квестоделов, рискнет сейчас выйти на рынок с плоской мультяшной графикой? Однако едва пройдет радость от первого знакомства, как наступит первое легкое разочарование. Вдруг выяснится, что в The Westerner нет ни логики последнего Broken Sword , ни изящества Syberia , но зато в изобилии хватает путаных загадок, нелогичных комбинаций и огромной горы ненужных предметов. Несмотря на все новейшие технические достижения, на самом деле The Westerner — гость из бородатых девяностых, из того времени, когда квесты считались чем замороченнее, тем лучше… Впрочем, чего это мы? Адепты старой квестерской школы наверняка примут The Westerner за своего, а не-адепты получат отличный шанс попробовать по-настоящему зубодробительный квестище.
История игрушек 3: Дикий Запад Собственно, то, о чем так долго говорили большевики, наконец-то свершилось. Графика в компьютерных играх сделала еще один уверенный шаг вперед. Помните первый полнометражный 3D-мультфильм “История игрушек”? Так вот, графика The Westerner крайне похожа на тот признанный шедевр от Pixar. При создании своей игры разработчики использовали некую шайтан-систему “гибких полигонов”, при которой движения трехмерных моделей достигли невиданной доселе плавности. Поэтому не удивительно, что в The Westerner так много крупных планов: когда герои игры изображают эмоции или тщательно выговаривают слова, у них это получается так же естественно, как у персонажей “Истории игрушек”…
Классическая сцена №3: спасение незнакомки из лап мексиканца, старика-фермера и немого индейца.
На пригоршню долларов больше Сейчас, в году под номером 2004, задачки вроде одновременного комбинирования трех предметов или кормления безумного индейца мятными жвачками могут свести с ума кого угодно. Поэтому, чтобы не потерять удовольствие от The Westerner, нужно срочно включить внутреннюю машину времени и научиться мыслить категориями года эдак 1996-го. Если вкратце, то приготовьтесь… Во-первых, иметь дело с безразмерным инвентарем, в котором с легкостью умещается все, от дамской булавки до лошадиного седла.
Классическая сцена №4: военный совет с фермерами- философами.
Во-вторых: столкнуться лицом к лицу с полной алогичностью всех игровых паззлов — то есть чем глупее с точки зрения здравомыслящего человека будет то или иное ваше действие (ну, например, каждый ли день вы кормите крестьянских свиней королевской форелью?), тем больше у него окажется шансов на успех. И, наконец, в-третьих: морально согласиться с неизбежными и бесконечными экспериментами по комбинации различных предметов… Ну а вместе все эти “во-первых”, “во-вторых” и “в-третьх” называются “классической квестовой основой”, на которой зиждется вся эта игра. Впрочем, за всей этой “классической основой” нет-нет да и просвечивают какие-то абсолютно не характерные для квестов элементы, которые, по идее, нужно расценивать как ноу-хау. Так, скажем, Фенимор перемещается между локациями исключительно верхом на лошади. Однако проклятая копытная тварь отказывается трогаться с места без кормежки. Все понятно, все очевидно: типичная квестовая задачка — ищем веревку, привязываем ее к ведру, набираем воду из колодца, поливаем фермерские грядки, собираем урожай свежей морковки и кормим любимого скакуна. Однако каково было удивление автора этих строк, когда выяснилось, что на перемещение из локации в локацию лошадь каждый раз расходует определенное количество специальной
Классическая сцена №5: конные прогулки по маисовым полям.
“энергии”, которую нужно периодически пополнять свежими запасами моркови. А для того чтобы вырастить морковь, нужно, как вы понимаете, найти веревку, привязать ее к ведру, набрать воду из колодца… короче говоря, повторить весь процесс с самого начала. И не раз, не два, а столько, сколько потребуется. Примерно раз пятьдесят. А нервы, они, знаете ли, не железные: это, в конце концов, квест или симулятор удобрения и полива? Также по непонятной причине отношения Фенимора с NPC перешли из разряда натурального обмена (я тебе вот этот ночной горшок, а ты мне — моток веревки, ручную белку и свисток) в самые что ни на есть товарно-денежные. Весь жизненно необходимый для прохождения игры скарб продается в лавке местного спекулянта за конвертируемые доллары, которые приходится добывать, обворовывая фермеров и обманывая госслужащих. Право же, квесту, самому гуманному из всех жанров, такая меркантильность вовсе не к лицу. Пригоршня возвращается И все же. Если отвлечься от мрачных мыслей и просто играть, не раздумывая о судьбах жанра и эволюциях индустрии, то выяснится, что The Westerner — просто качественный, интересный и крайне смешной квест. Со своими клише, фирменными приколами и неглупым юмором. Если вы неровно дышите к жанру — обязательно попробуйте. Если нет — попробуйте тоже. Это не модные нынче “Сибирь” или Broken Sword. Это — что-то совсем иное. Другое, непохожее.
Золото толтеков Очевидный, но малоизвестный факт: The Westerner — не первый квест с Фенимором Филлмором в главной роли. Первое приключение Фили на диком западе состоялось еще в 1996 году, когда вышел основательно забытый сейчас, но тем не менее культовый в ограниченных кругах квест The Three Skulls of the Toltecs. Милая мультяшная графика, непритязательный “ковбойский” юмор и вполне себе вестерн-сюжет о том, как коварные бандитос похитили три золотых индейских черепа. The Three Skulls of the Toltecs вышел на закате “золотого века” квестов и не стал для современников ни революцией, ни прорывом. Широкая игровая общественность активно осваивала новые жанры, и история о кактусах, револьверах и трех священных черепушках прошла практически не замеченной. Не удивительно, что разработчики отважились выпустить сиквел только спустя восемь лет.
Реиграбельность: нет Классный сюжет: да Оригинальность: нет Легко освоить: да Оправданность ожиданий: 70% Дождались? Долгожданное возвращение супермена-неудачника Фенимора Филлмора в родные прерии. Мексиканцы, бизоны, револьверы, кактусы, мобильный телеграф и пародия на slo-mo — все это в балаганном “ковбойском квесте”, выполненном в лучших традициях девяностых годов… Геймплей: 7 Графика: 8 Звук и музыка: 7 Интерфейс и управление: 7 Рейтинг “Мании”: 7.5