Far Cry
Гениальные игры, которые можно было бы назвать революционными, появляются на свет исключительно редко и, как правило, неожиданно. Ничто не предвещало потрясений, когда мир увидел легендарный DOOM. Полный штиль предшествовал выходу не менее прославленной Half-Life. Эти игры были несомненным явлением в жанре. Half-Life стала первым блестящим образцом не просто красивого, технически продвинутого 3D-экшена, а красивого, технически продвинутого 3D-экшена, замешанного на дьявольски увлекательном сюжете, который заставляет геймера, не отрываясь, смотреть в экран монитора вплоть до самого финала. Кроме появления вышеназванных игр, других эпохальных событий в жанре экшенов, увы, не случалось. Тем отраднее сообщить, что кудесники из молодой немецкой команды разработчиков CryTek неожиданно для всех сделали новый рывок, выдав на-гора Far Cry , который, несомненно, поднял планку качества игровой графики, дизайна, геймплея, сюжета и звукового оформления на принципиально новую высоту. В истории жанра определенно появился новый водораздел — “до Far Cry” и “после Far Cry”.
На вооружении у джипов есть не только пулеметы, но и мощные ракетные установки, с помощью которых легко расправляться с целыми толпами врагов.
Джунгли зовут! Это даже смешно, но на глазах изумленной общественности лихие гансы из CryTek легко обошли знаменитую id Software с ее уже почти мистическим DOOM III и Valve с Half-Life 2 , который до сих пор пребывает в глубокой разработке. Да уж, теперь этим давно заявленным потенциальным шедеврам придется тягаться с Far Cry, которая уверенно заняла свое почетное место на скрижалях игростроения в одном ряду с живыми легендами жанра. Впрочем, эмоции — в сторону. Давайте разберемся, чем же так хорош этот самый Far Cry. Могу поспорить, что после прочтения статьи вы стремглав броситесь в ближайший лабаз и с руками оторвете у продавца вожделенные диски с новой игрой. Совсем недавно — пару номеров назад — мы рассказывали о Far Cry в рубрике “В центре внимания”. Тогда мы подробно поведали не только о том, какими будут графика и геймплей новой игры, но и раскрыли сюжет, который разработчики обещали воплотить в финальном релизе. Итак: время действия — не слишком отдаленное будущее. Место действия — акватория Тихого Океана. Международная обстановка — мирная. Ядерных войн не происходит, злобные пришельцы сидят на Марсе — на Землю ни ногой. Ничто не предвещает катастрофы. Однако беда, как это чаще всего и бывает, пришла от самих людей. На этот раз в роли главной редиски выступил свихнувшийся в результате непосильных трудов ученый, который облюбовал живописный остров, чтобы вдали от любопытных глаз производить жуткие эксперименты над животными и людьми, превращая их в страшных мутантов. Горя жаждой вывести на чистую воду обезумевшего профессора, юная журналистка Валери нанимает крутого парня Джека Карвера, чтобы тот за разумную плату доставил ее на таинственный остров. Увы и ах,
Получив порцию свинца, обиженный мутант убегает в джунгли. Осталось разобраться с воякой.
но путешествие закончилось плачевно — яхту Джека засекли охранники и метким выстрелом из гранатомета отправили на дно. Благо наш герой успел выпрыгнуть из злосчастной лодки и доплыть до берега. Вот тут и начинается большое островное приключение, во время которого вам предстоит спасти журналистку, перестрелять многочисленную армию наемников, отправить на тот свет ватагу мутантов и в качестве венца развлечений взорвать ко всем чертям злокозненную научную базу. Если вдуматься, то сюжет не бог весть как оригинален. Психически неустойчивые ученые становились героями не только игры Half-Life и книги “Остров доктора Моро”, но и еще доброго десятка тематических игрищ и фильмов. Конечно, такого рода истории всегда интересны, а в середине Far Cry сюжет даст пару неожиданных поворотов, но в целом все это мы уже видели — и не раз. Однако выбранный разработчиками способ подачи сюжета придает ему некоторую оригинальность. Обычно в 3D-экшенах история излагается по следующей схеме: конец уровня, показ ролика, вступительный брифинг. И так до самого конца. В отличие от множества других игр жанра, в Far Cry сюжет передается тем же способом, что в уже не раз упомянутом Half-Life, то есть посредством случайно подслушанных разговоров охранников, найденных документов и фотографий, а также переговоров Карвера с таинственным Дойлом, который неустанно руководит действиями Джека. В результате возникает чувство присутствия в игре. Никто не заставляет слушать до конца треп охранников — можно с громкими криками выскочить из-за угла и в упор расстрелять мерзавцев, пожертвовав какой-то частью информации. Но это не так уж и важно. Как и в любом 3D-экшене, сюжет, скорее, служит фоном, на котором происходят события. На самом деле, в Far Cry интересно не что будет дальше, а какой джип или катер в следующий момент взлетит на воздух, словив ваш меткий выстрел из гранатомета. То есть геймплей игры в сотни раз увлекательней сюжета. Такая вот незатейливая математика.
Монстры в Far Cry отличаются весьма буйным характером и рвутся в бой, даже получив заряд бодрости из M4.
Разборки по-колумбийски Первое, что поражает в Far Cry — это огромные пространства, которые можно подробно исследовать, делая все новые и новые открытия. Загрузка уровней тут точно такая же, как в Half-Life, — громадная территория со всеми объектами, врагами и транспортом загружается сразу, после чего никаких остановок, кроме секундных задержек для автосохранения, не происходит. В каждом уровне есть определенная цель — отыскать лодку или взорвать лагерь противника. А вот способ выполнения поставленной задачи — ищите сами. В джунглях и на прочих открытых просторах тактические возможности практически безграничны. Можно потихоньку брести на своих двоих, прячась в густой траве, отстреливать супостатов по одному и в конце концов извести всех мерзавцев под корень. Только стоит учесть, что враги совсем не дураки — вызовут подкрепление, закидают окрестные кусты гранатами, попытаются взять Карвера в кольцо, чтобы в упор нашпиговать его свинцом, а если станет совсем худо, то призовут на помощь вертолеты, джипы и катера, под завязку начиненные наемниками. И на смену тропическому покою придет сущий ад, выжить в котором — совсем не детская задачка. Если же действовать крадучись, а радистов, которые могут вызвать помощь, своевременно отправлять на тот свет, то пройти уровень легче. Но и эту тактику вам никто не предписывает. Вполне может оказаться, что лучшим решением окажется захват джипа, который наверняка находится где-нибудь неподалеку. Руля
Посмотрите на зубы этого чудика. Ему явно пора к стоматологу.
таратайкой и оглашая округу индейскими кличами, можно ворваться на базу противника и скосить всех вражин из пулемета. Если, конечно, вас вместе с джипом не срежут выстрелом из RPG. Но и это решение далеко не последнее. Еще можно найти катер и зайти на гадов с воды, или раздобыть снайперскую винтовку и потихоньку снимать врагов на почтительном расстоянии. Лишь бы патронов хватило, да вражеские снайперы не засекли раньше времени, а то не сносить Джеку буйной головы. Именно благодаря воистину огромным пространствам и множеству возможных способов выполнения задачи, Far Cry, в отличие от множества других 3D-экшенов, остается увлекательным до самого конца. Ну а сейчас приготовьтесь откушать законную ложку дегтя. Увы, но столь заманчивая перспектива выбора любого из множества вариантов прохождения уровня существует только на открытых пространствах. В закрытых помещениях (разномастных бункерах, пещерах, секретных заводах и полуразрушенных кораблях) никакого разнообразия в достижении цели нет. Тут мы вынуждены заняться классической, привычной и даже скучной беготней по бесконечным коридорам, поисками ключей-карт и отстрелом внезапно отупевших врагов. К тому же потрясающе красивые и прекрасно прорисованные тропические ландшафты сменяются безгранично серыми, унылыми интерьерами подземных баз, способными вогнать в депрессию самого жизнерадостного геймера. После таких испытаний не чаешь выбраться на свежий воздух, где светит солнце и поют птички. Пожалуй, именно эти жуткие, закрытые, абсолютно бездарные уровни — главный минус игры. Хорошо, что их сравнительно немного, и большую часть жизни в мире Far Cry мы проведем в объятиях матери-природы. Разумеется, перемещаться по огромному острову только пешком — занятие утомительное. Ускорить процесс помогут кое-какие технические средства — катера двух видов и две модели джипов. Откровенно говоря, не густо, но вполне достаточно для того, чтобы утолить жажду прокатиться с ветерком. Транспорт не только помогает быстро добраться до нужного места, но и дает
Попав под обстрел, солдаты начинают жутко материться, а этот даже еще кулаком грозит.
возможность проводить моторизованные боевые операции. Каждый джип или катер оснащен пулеметом и ракетной установкой, так что милое дело — засесть в катере и поливать мельтешащих на берегу противников свинцом или шарахать по ним ракетами. Одно плохо — наемники тоже могут пользоваться катерами и джипами. И не только ими — в воздухе непрестанно кружат вертолеты, которые, приметив Джека, тут же накрывают его напалмом, а время от времени прибывают транспортные самолеты, из которых выпрыгивает подкрепление. А вот вам полетать на вертолете или порулить транспортным самолетом не дано. Приходится довольствоваться хлипкими машинами и моторными лодками. Но что мы все о транспорте да о транспорте — пострелять-то хоть от души можно? Вот это — да, это — можно в полной мере. Арсенал в Far Cry — современный и разнообразный. Все виды оружия — настоящие, никаких вам выдумок в духе Unreal Tournament. Пистолет, автоматы P90 и MP5, штурмовые винтовки M4 и AG36, шотган, пулемет — всего 13 образцов стволов и несколько видов гранат. Для того чтобы преуспеть в боях, придется потратить некоторое время на изучение достоинств и недостатков каждой пушки. Возьмем, к примеру, автомат P90. Магазин на 50 патронов, бешеная скорострельность, что идеально для боя на ближней дистанции, и при этом малая убойная сила, совсем не достаточная для того, чтобы справиться с противниками, облаченными в бронежилеты. Или винтовка M4, у которой солидная убойная сила, зато магазин на 30 патронов и низкая скорострельность, что может сыграть роковую роль, если придется сражаться с четырьмя или пятью противниками зараз. Одновременно нести можно только 5 видов стволов, вот и приходится делать выбор — то ли взять снайперскую винтовку, из которой так удобно отстреливать противников на расстоянии, то ли прихватить MP5 с глушителем, чтобы избавляться от врагов без шума и пыли, оставаясь незаметным в тропической чащобе. В Far Cry есть и стационарное оружие, вроде пулеметов и ракетниц, весьма удобных для уничтожения техники и крупных скоплений противника. Захватить эти позиции могут и враги — тогда жизнь Карвера резко осложнится. Супостаты лупят весьма метко, и выжить под пулеметным обстрелом почти невозможно. Помнится, в своих пресс-релизах разработчики с упоением радовали игровую общественность рассказами о том, какой умный AI будет в Far Cry. Что характерно — все эти посулы оказались воплощенными в реальность, только вот может лучше бы им оставаться рекламными лозунгами. Впрочем, возможно вам и придутся по вкусу порой слишком сообразительные компьютерные враги. Таких умниц-разумниц не знала ни одна игра до Far Cry. Забудьте Vietcong с его якобы мудрыми “гуки”, сотрите из памяти Halo, где были самые толковые монстры за последние пару лет. Даже на самых высоких уровнях
Душераздирающая сцена. В темноте монстр подкрался к ничего не подозревающему бойцу и буквально через секунду раздерет его на части. DOOM III нервно курит в сторонке.
сложности все эти порождения кремниевого разума — сущие дети по сравнению с изощренными противниками Джека Карвера. Попав под обстрел, мерзавцы ловко прячутся, используя в качестве укрытий всякие ямки, деревья и прочие фрагменты ландшафта, резво ныряют в густую траву и в целом действуют слаженно, как настоящая команда, ведомая человеком. Ни в одной игре компьютерные бойцы не окружали героя столь грамотно, не прикрывали друг друга столь старательно и не отличались такой меткостью. Местные снайперы — это вообще кошмарный сон, ибо они способны парой выстрелов начисто вышибить Джеку мозги. В Far Cry придется погибать очень часто даже на среднем уровне сложности. Отсутствие возможности сохраняться по собственному желанию и слишком сообразительные враги изрядно осложняют игру, особенно на более трудных срединных уровнях, в которых места автосохранения порой находятся на приличном расстоянии друг от друга. Мой вам совет — во избежание нервного расстройства включите в начале игры опцию Auto Balance AI. Тогда AI будет подстраиваться под игру, что заметно облегчит ее прохождение. А вместо сердца — пламенный движок Говорить о графике Far Cry хочется исключительно в восторженном тоне. Великолепно все! Модели персонажей — лучшие из когда-либо виденных. У каждого противника не только прорисованы самые мелкие детали лица и одежды, но и учтены такие подробности, как кобура для пистолета и пара запасных обойм на ремне. В джунглях проработан каждый кустик, каждый листочек, каждая травинка — Vietcong отдыхает. Великолепен ослепительно белый песок пляжей; прекрасны волны, которые лениво накатывают на берег; изумительны океанские глубины… Все это художественное великолепие подробно и со вкусом детализировано. В джунглях порхают птички, перелетают с ветки на ветку разноцветные попугаи, при вашем появлении разбегаются в разные стороны диковинные животные. В океане плавают рыбки и важно колышутся водоросли. На вражеских базах стоят ящики и бочки, а интерьеры каждого строения полны крупных и мелких деталей. Кроме того, все это добро вполне достоверно анимировано. Трава приминается тяжелыми ботинками Карвера, пальмы сгибаются под мощными потоками воздуха, которые создает пролетающий на низкой высоте вертолет. Особенно удались художникам тени и световые эффекты. Солнечные лучи пробиваются сквозь густую листву и ослепительно блестят на стволе автомата. Эти элементы не просто украшают игру, но еще и принимают участие в геймплее. По тени, например, можно определить, где находятся враги (правда, они вас вычисляют тем же макаром). Даже блики на стволе оружия могут раскрыть противникам ваше местоположение. Все это создает настоящий, живой мир, в реальности существования которого почти нет сомнения. Физические свойства предметов и материалов переданы в Far Cry со столь же высоким уровнем достоверности. От взрыва гранаты ящики и бочки разлетаются в разные стороны. Если на пути бочки — гора, то бочка лихо покатится вниз, пока не “доедет” до ровной поверхности или не шлепнется в воду. Тяжелые предметы вроде оружия или бочонков — тонут, а легкие ящики плывут себе по водам. Если враг засел в деревянной хижине, то его легко можно расстрелять сквозь хлипкие деревянные стенки. А вот железо или бетон так просто не прошибешь. Рассказ о графике Far Cry может оказаться столь же бесконечным, как бесконечны ее достоинства. Но все-таки лучше один раз увидеть. Правда, для этого нужен мощный компьютер — местные красоты чудовищно требовательны к железу. Чтобы комфортно поиграть в Far Cry и насладиться всеми деталями восхитительных пейзажей, компьютер должен соответствовать “рекомендуемым системным требованиям”, а видеокарта нужна последнего поколения — например, Radeon 9800 Pro или ей подобная. В противном случае игра будет зверски тормозить, и половина удовольствия пропадет.
Джипы — не только идеальное средство для передвижения по пересеченной местности, но и отличная штука для проведения воспитательных работ среди врагов.
Звуки в Far Cry — это не менее великолепная, чем все остальное, часть игры. Красться по джунглям под аккомпанемент резких воплей попугаев, зловещего шелеста травы и предательского хруста веток под ногами — это, доложу я вам, нечто! От жутких рыков мутантов стынет кровь в жилах. А тут еще непрестанное жужжание в ушах каких-то настырных насекомых и до мурашек продирающий рокот мотора вертолета, который все ближе и ближе. Все это изобилие разнообразных звуковых эффектов работает на создание неповторимой, предельно правдоподобной атмосферы тропических джунглей, где на каждом шагу героя ждут страшные опасности и ужасные приключения. Единственное, что совсем не радует, так это невыразительная музыка, которую лучше вообще отключить в самом начале игры. *** * *** В итоге мы имеем однозначно лучший на сегодняшний день 3D-экшен, который отличается отменной графикой, захватывающим геймплеем и незабываемым звуком. Far Cry — игра, которая выводит жанр на новый виток развития. Пока патриархи игровой индустрии — Valve и id Software — неспешно готовили революцию, молодые, но бойкие ребята из CryTek ее совершили. Когда давно обещанные Half-Life 2 или DOOM III увидят свет, геймеры и критики неизбежно будут сравнивать их с Far Cry, ибо именно эта игра вознесла планку качества 3D-экшенов на невиданную доселе высоту. Ко всем прочим достоинствам игры стоит добавить еще и возможность создавать с помощью прилагаемого редактора модификации, которые легко подключить к игре через главное меню. Так что в скором времени последует лавина любительских модов и дополнений, которые мы обязательно поместим на наши диски. И кто после этого возразит, что Far Cry — почти идеальная игра?
Реиграбельность: нет Классный сюжет: да Оригинальность: да Легко освоить: да Оправданность ожиданий : 95% Геймплей: 9 Графика: 10 Звук и музыка: 9 Интерфейс и управление: 8 Новизна: 7 Дождались? Молодая немецкая команда CryTek открыла дверь в новое измерение. Невиданная доселе графика, чертовски увлекательный геймплей, умопомрачительный звук. Far Cry — идеальный на сегодняшний день 3D-экшен. Ни больше, ни меньше. Рейтинг “Мании”: 9.5