Киберспорт. Counter-Strike
Согласно турнир ной статистике, большинство матчей в Counter-Strike проходит на de_ картах. Этот вид игры позволяет командам наиболее полно проявить мастерство и смекалку. И если на as_ и cs_картах тон задают контры, то здесь бал правят террористы. Чаще всего именно от их действий зависит ход и исход матча. У терроров есть небольшое преимущество, продиктованное самой целью игры. Для победы им достаточно установить в нужном месту бомбу и определенное время сдерживать противника, пока бомба не взорвется. Именно так многие команды добывают на мировых чемпионатах вожделенные победы. В то же время у этого тактического приема есть два серьезных недостатка. Во-первых, контры могут бомбу разминировать, и терроры проиграют. Во-вторых, бомбу нужно ставить не позже чем за 45 секунд (если используются настройки по умолчанию) до окончания раунда. Иначе она просто не успеет взорваться, что опять же означает проигрыш. Но эти обстоятельства меркнут перед возможностью выиграть благодаря правильной установке бомбы. Довольно часто терроры устанавливают фугас как попало и кидаются искать контров, а не найдя их, слышат, что фугас уже разминирован. Ошибка состоит в том, что установленный заряд остался без присмотра. А этого делать ни в коем случае нельзя. Известно, что бомбу можно разминировать за 5 или 10 секунд, в зависимости от наличия Defusal Kit. Отсюда следует, что если контр приступил к разминированию бомбы через 40 секунд после ее установки, то он не успеет сделать это до конца игры — и терроры победят. Чтобы этого добиться, нужно научиться ставить бомбу так, чтобы контры долго и упорно ее искали, а найдя, не успели бы обезвредить. Существуют два самых распространенных способа установки бомбы, которые значительно снижают вероятность ее разминирования.
Первый способ, на мой взгляд, самый надежный, состоит в том, чтобы установить бомбу там, где противник не сможет ее найти или достать. Сделать это можно с помощью товарища по команде. Если на карте есть ящик средней высоты, то напарник подходит к нему и присаживается. Вы запрыгиваете на напарника, а потом на ящик, и ставите бомбу как можно дальше к стенке или в центре ящика. Конечно, контры тоже могут применить подобный трюк и добраться до заветного заряда. Но их задачу можно усложнить, если залезть на очень высокие ящики с помощью двух или более однополчан. Тогда, даже если один или два контра найдут бомбу, разрядить ее они не смогут. Главное, чтобы во время этих акробатических трюков один боец постоянно вас прикрывал. Иначе какой-нибудь резвый спецназовец сможет одной очередью уложить всю вашу живую пирамиду. Что же делать после того, как вы успешно запрятали бомбу? Отходите на небольшое расстояние и следите, чтоб никто не смел даже приблизиться к ящику, на котором стоит бомба. Тогда даже если всех террористов перебьют, оставшиеся в живых спецназовцы будут долго искать установленную бомбу и слушать ее неприятный звук, пока она в конце концов не взорвется. Труднодоступных мест, где можно спрятать бомбу, на каждой карте очень много — и найти их нетрудно. Обязательно меняйте в каждом раунде место установки, иначе противник вас раскусит.
Второй способ — “ловля на живца”. Ставите бомбу на самое видное место и прячетесь за любой ящик, который стоит неподалеку. Прятаться нужно так, чтобы можно было, с одной стороны, чуть высунуться из-за ящика и увидеть бомбу, а с другой — так, чтобы вас не атаковали с тыла. После этого ждите, когда контр придет разминировать бомбу, но не высовывайтесь. Когда он, ничего не подозревая, примется за работу, главное не зевать и не пропустить начала разминирования. Определить его можно по характерному звуку, похожему на звук при покупке оружия. Немного потренировавшись, вы сможете различать его довольно точно. Как только разминирование началось, высовывайтесь из-за угла и двумя-тремя прицельными выстрелами убивайте противника. После этого прячетесь опять, можно за другой ящик, — и проделывайте этот трюк с другим контром, пока не перебьете всех до единого. Такой способ кажется мне интересным, и он больше соответствует духу игры. Но у него есть и свои недостатки. Всегда может найтись не в меру шустрый противник, который выстрелит раньше вас или случайно обнаружит ваше укрытие и, позвав товарищей, задавит вас числом. Кроме того, используя этот способ, нужно очень метко стрелять. Поэтому для таких засад лучше всего брать SIG. Оптический прицел даст возможность валить врагов с одного меткого выстрела в голову, а автоматический огонь спасет, если противники найдут вас раньше времени.
Ни один из описанных способов установки бомбы не гарантирует стопроцентный результат, поэтому лучше всего их комбинировать. Например, можно установить бомбу в труднодоступном месте, а потом спокойно отстреливать контров, которые будут безуспешно пытаться ее разминировать. Кроме того, никогда не помешает подстраховаться. Лучше, если место установки бомбы прикрывают не один, а хотя бы два бойца. Причем первый может даже не прятаться, а наоборот, быть своего рода приманкой, так как излишняя тишина может насторожить контров. А второй должен спокойно сидеть в укрытии и точными выстрелами добивать уцелевших противников. Главное — не бросаться в бездумную атаку, а действовать хитро и хладнокровно. Тогда победа будет за вами.
Белке в глаз
В Counter-Strike как ни в какой другой игре важно умение быстро и метко стрелять. А все потому, что в 90% случаев противника можно уложить наповал одним выстрелом в голову. Не использовать такую особенность игры просто глупо. Но новичкам обычно на это наплевать. Они играют по принципу “как увижу, так и прицелюсь, а там уж как повезет”. Такой подход в корне неверен. Прицеливание — очень важный момент игры. Самое главное в этом деле — правильная и четкая работа мышью. Несмотря на то, что скорость передвижения в CS относительно мала, многие игроки пытаются уклоняться от пуль с помощью стрейфа. В любительских матчах это вполне может сработать. Но на серьезных чемпионатах вы практически не встретите бойцов, которые стрейфятся туда-сюда. Причина этого проста — профессионалы работают мышью намного быстрее, чем движется уклоняющийся от пули противник. Кроме того, в серьезной игре, когда сражаются две опытные команды, схватка один на один — скорее редкое исключение, чем правило. Чаще всего в стычке участвует по два-три бойца с каждой стороны, а от нескольких стволов особо не побегаешь. Уж лучше прихватить на тот свет с собой кого-нибудь из противников, чем глупо бегать, изображая из себя Нео. Не нужно делать никаких лишних движений. Увидели противника — сразу стреляйте на поражение, потому что иначе выстрелит он, и убежать вы уже никуда не сможете.
Задача предельно проста: стрелять и попадать первым. Как правило, точно в цель летит только первая пуля, остальные уже немного отклоняются от заданной траектории. Отсюда следует, что лучше всего стрелять одиночными или очередями по два-три патрона. Самая подходящая позиция для стрельбы — стоя. Стрелять с ходу строго не рекомендуется. Шансы попасть в цель на ходу стремятся к нулю. А с прыжка вообще попадают только боты.
Рассмотрим, что такое прицеливание. Казалось бы, все просто: вы заметили мишень, знаете, где ваш прицел. Требуется совместить прицел с мишенью и спустить курок. Для этого нужно определить скорость и положение мишени. Но для многих игроков эта задача становится настоящей мукой. Вся сложность в том, чтобы предугадать движения врага. Проще всего, когда противник уже не может изменить скорость или направление движения. Например, он прыгнул, спускается по лестнице или просто не замечает опасности. Можно также использовать небольшую заминку, которая обязательно возникает после того, как противник вас увидел. Остается только совместить прицел с траекторией движения врага и произвести выстрел в то место, где он будет через некоторое время. Поэтому проще всего снимать новичков, которые любят совершать марафонские забеги по открытым пространствам. Например, выбегает человек из-за угла — вы его замечаете, позиция его совершенно ясна — угол. Определить на глаз скорость не составляет труда, поэтому делаем сразу выстрел на опережение — и чем быстрее, тем меньше у противника шансов уцелеть. Даже если он заметил вас и начал менять скорость движения, учитывая, что скорость в CS меняется не мгновенно, вы вполне успеете рассчитать траекторию и уложить его.
Теперь поговорим о том, куда лучше всего стрелять. Разумеется, идеальным будет попадание в голову. Урон наносится значительно больший, чем при попадании в другие части тела, так что и прикончить противника вы сможете значительно быстрее. Конечно, новичкам проще стрелять в туловище, так как попасть в него гораздо легче. Но от этой привычки следует избавляться как можно быстрее, так как для того, чтобы прикончить противника в бронежилете, понадобится далеко не один выстрел, а враг за это время вполне успеет убить незадачливого игрока. Для более быстрого прицеливания следует держать перекрестие чуть выше обычного — где-то на уровне головы. Причем для того, чтобы попасть в голову врага, мышь нужно перемещать только в горизонтальной плоскости. Для повышения меткости стрельбы можно взять на вооружение прием, которым пользуются многие игроки. Представьте, что перекрестие прицела — это ваш единственный глаз. Смотрите только через него. Как только вы поймаете противника в фокус вашего “глаза”, немедленно стреляйте. Трудно объяснить суть этого приема на словах, но на деле он приносит реальную пользу, значительно повышая меткость. Хотя и в этом случае следует быть осторожным — пока вы увлеченно смотрите одним глазом, кто-то вполне может тихонько подкрасться сбоку, а вы не заметите. Поэтому лучше всего сражаться вместе с напарником.
И еще одно. Если хотите научиться попадать первой же пулей, забудьте о том, что у вас полный магазин. Каждый выстрел должен быть как последний. Да и зачем выпускать остальные пули, если в цель они все равно не попадут?
Теперь поговорим о технике стрельбы очередями. Хотя на дальней дистанции лучший результат дают одиночные выстрелы, вблизи куда эффективнее может оказаться очередь. Но целиться в этом случае нужно совсем иначе. Стрелять лучше всего в живот. Учитывая, что ствол при этом обычно уводит вверх, вы не только нашпигуете противника свинцом, но и, возможно, засадите одну из пуль ему в голову.
Искусство меткой стрельбы — дело нелегкое. Но если вы хотите добиться хоть каких-нибудь результатов в Counter-Strike, придется научиться. Для этого нужно долго и упорно тренироваться, но результат, поверьте, стоит затраченных усилий. Главное — хладнокровие и спокойный расчет. Игрок, который суетится и беспорядочно палит во все стороны, не сможет сделать ни одного хедшота.
Искусство скрываться в тени
Большинство игроков в Counter-Strike совершенно не умеют использовать укрытия. Между тем различные ящики и двери годятся не только для защиты от пуль (для этого они как раз мало подходят), но и для того, чтобы поразить противника, а самому оставаться незамеченным.
Для начала разберемся, что такое “укрытие”. Во-первых, это место, где можно скрыться от преследования. Во-вторых, это удобное место для засады, в котором можно оставаться незамеченным до нанесения удара. Наверное, многие представляют себе, что такое укрытие, но большинство игроков даже не подозревает, что на каждой карте укромных местечек гораздо больше, чем может показаться. Они используют лишь малую долю укрытий — по большей части ящики. Но для того, чтобы спрятаться, подходит еще бесчисленное множество самых различных предметов и мест. Причем ящики и двери — далеко не самые лучшие. Правильное использование нычек позволит вам значительно повысить уровень мастерства. Но для этого потребуются длительные тренировки и немало терпения.
Так как же все-таки искать укрытие и правильно его использовать? Поиск безопасного места зависит от сотен факторов, но ключевыми среди них являются:
- целесообразность укрытия в определенный момент;
- расстояние до врага;
- расстояние до ближайшего укрытия;
- оружие врага;
- ваше оружие;
- количество оставшейся жизни.
Не стоит делать укрытие своей главной целью, а то можно просидеть всю игру в укромном месте — и проиграть. Например, если враг у вас на прицеле и вы вот-вот должны его прикончить, нет никакой необходимости прятаться. А вот если вы выходите откуда-то и знаете, что вас может подстерегать противник, то следует быстро спрятаться за ближайший ящик, а затем уж осторожно осмотреться и дальше действовать по обстоятельствам. Здесь важно правильно оценить расстояние от вас до противника. Прятаться имеет смысл, если враг находится на средней или дальней дистанции, потому что вблизи ему хватит пары секунд, чтобы вас прикончить, а спрятаться за такое время все равно не удастся. На дальней дистанции также не всегда нужно прятаться, так как проще сбить противнику прицел стрейфом. Да и большинство стволов в игре обладает очень большим разбросом, поэтому на большом расстоянии противник вряд ли в вас попадет. Но если у вашего соперника дальнобойное оружие, например AWP или Scout, то спасти вас может только правильно выбранная нычка. Поэтому важно уметь определять тип оружия по звуку (хотя если снайпер хороший, то после его выстрела что-то определять уже не понадобится). Если расстояние до врага среднее, а до нычки идти, как пешком до Китая, то прятаться опять же нет смысла. Или если у вас любимое оружие, выгодная позиция, много процентов жизни — то в этом случае скорее противник должен от вас прятаться, а не вы от него. Объяснить, как правильно укрываться, лучше всего на примерах.
Прежде всего, следует помнить, что все стены в Counter-Strike можно пробить выстрелами из штурмовых и снайперских винтовок и, конечно, из пулемета. Особенно хорошо это видно на карте cs_assault, где внешние стены ангара легко простреливаются с помощью названных видов оружия. На этом построена очень интересная тактика контров. Один из них остается в броневике и по мониторам определяет, где могут находиться террористы. Затем он сообщает эти сведения снайперу, который простреливает подозрительные места короткими очередями из AUG. Как правило, хотя бы один выстрел достигает цели. Ворвавшись в ангар, не помешает дать несколько очередей по вентиляционной трубе, так как там довольно часто скрывается противник. Из этой тактики следует, что никогда не нужно занимать укрытия, которые легко простреливаются или о которых враг подумает в первую очередь. Поэтому очень полезно поиграть на одной и той же карте за разные команды, чтобы самостоятельно оценить надежность возможного укрытия.
В то же время, пробиваемость стен и предметов можно использовать, сидя в укрытии. Рассмотрим для примера действия игрока за террористов на карте de_aztec. Представим, что игрок бежит к месту установки бомбы у воды. Подходя к дверям, он выглядывает и ждет врага. Когда противник появляется, террор делает пару точных выстрелов и прячется за дверь, продолжая через нее стрелять в ту же точку. Так как противник чаще всего движется по предсказуемой траектории, его можно серьезно ранить и даже убить. Такие действия эффективны на большинстве карт. Главное — правильно найти нужное место. Если же вы спрятались за ящиком, то, зная, где примерно находится противник, можно сделать несколько выстрелов прямо через стенку. Иногда такие действия дают неплохой результат.
Но лучше всего прятаться в неожиданных местах. Большинство игроков прекрасно знают самые распространенные нычки и на всякий случай проверяют или простреливают их. А вот если засесть там, где вас не ожидают встретить, то эффект будет просто поразительным. Приведу пример из одного матча на cs_militia. Контры выбежали из главного туннеля, и двое тут же были убиты. Пока оставшиеся в живых растерянно озирались по сторонам, хитрый террорист заработал еще два фрага. А все дело в том, что один из терроров успел быстро занять позицию слева от выхода из туннеля и спокойно отстреливал контров, которым даже в голову не пришло, что противник успеет так быстро добежать до нужной позиции. Так что фактор неожиданности часто играет решающую роль.
Еще один способ укрытия основан на ограниченности мышления, свойственной многим игрокам. Большинство из них, оказавшись в помещении, прежде всего видят то, что расположено на уровне взгляда. Поэтому, если забраться куда-нибудь под потолок, используя хотя бы ту же лестницу, то у вас будет несколько секунд, прежде чем противник вас заметит. Этого времени вполне хватит на пару точных выстрелов.
Не следует также забывать о правильном выборе скина. Если матч происходит на карте, сплошь покрытой снегом, то выбрать бойца в одежде цвета хаки будет верхом глупости. Существуют скины, в которых можно оставаться незамеченным, даже просто сидя на фоне какой-нибудь стены. Хотя, конечно, такая маскировка — дело очень рискованное.
Подведем итоги. Использование укрытий дает игрокам множество преимуществ. Можно устраивать великолепные засады, скрываться от преследования и много чего еще. Единственное возражение состоит в том, что многие игроки считают использование укрытий “неспортивным”. Но это — предубеждение. Укрытия вносят в игру элемент неожиданности, что делает матчи значительно интереснее. Поэтому советую всем попробовать на практике приведенные мною советы.