Crusader Kings (Крестоносцы)
Со стапелей Paradox Entertainment игры начали выходить с потрясающей быстротой. Исторические эпохи — одна за другой — параметризуются, оцифровываются и превращаются в глобальные стратегии. Еще не успев по достоинству оценить все Victoria ’нские деликатесы, мы снова приглашены на пышный банкет… На сей раз перед нами — наконец-то! — полномасштабная, я бы даже сказал, широкоформатная, средневековая стратегия Crusader Kings от Paradox Entertainment и (приготовимся к приливу национальной гордости) snowball.ru. На сей раз наши с вами соотечественники приняли самое активное участие именно в разработке игры. Такой вот трогательный интернационализм на почве совместной любви к истории. RPG континентального масштабаДальше можно было бы предаться дежурным оханьям-аханьям по поводу “точности отображения духа эпохи и оригинальности параметрической модели”. Но не станем толочь воду в ступе — репутация серии в глазах игроков и без того весьма высока. Думаю, никто особо и не сомневается в том, что дух эпохи передан как надо, а параметрическая модель способна вызвать с трудом контролируемый слюноотделительный рефлекс даже у самого законченного гурмана. Мне, со своей стороны, остается это лишь подтвердить. Гораздо любопытней иное. В последнее время все более становится ясно, что и жанр глобальной стратегии не избежал общей участи размывания границ и смешения с иными игровыми направлениями. В самом деле, что есть недавно вышедшая Pax Romana , как не гибрид глобальной стратегии и политического
Геральдическое пиршество в самом разгаре. Ох, и тяжелое будет похмелье!
симулятора? Да и та же Victoria, экономическая составляющая которой столь разрослась, что заставила невольно вспомнить о каком-нибудь замшелом тайкуне… И главное, что интересно, — все эти вивисекторские эксперименты идут жанру только на пользу! Crusader Kings — не исключение. Вспомним — какой общечеловеческий фактор был доминирующим в средние века? Правильно, личностный. Влияние отдельных людей на ход событий никогда — ни до, ни после — не было столь велико. Так что же удивляться тому, что Crusader Kings переполнена сверх всякой меры именно ролевыми элементами? Впервые начав игру, вы изрядно удивитесь. Знакомая, казалось бы, карта Европы повергнет вас в шок, а в глазах зарябит от гигантского количества разнообразных геральдических эмблем — чуть ли не каждая провинция щеголяет собственным гербом. И оный герб — не условность: он ясно обозначает, что вот здесь, на этом лоскутке земной поверхности, правит какая-никакая, а все же самостоятельная династия. И у каждой есть главный представитель, “старш о й”, который, собственно, и осуществляет военно-административные функции на вверенной ему Богом (и людьми) территории. А что до титула, то он у него может быть каким угодно — от короля до графа. Да и не титулом единым держались власть предержащие в те приснопамятные времена, но прежде всего — личным престижем. Именно последний является наиглавнейшим параметром игры — и самым ценным ресурсом вашего королевства/герцогства/графства (нужное подчеркнуть). С низким престижем, к примеру, вы даже не сможете претендовать на титул и земли соседей, сколь бы те ни были слабы в военном отношении. А не заявив претензий, не можете объявить войны и присвоить лакомую территорию. Это, конечно, если ваши соседи — одной с вами веры. С лицами иных религиозных убеждений можно так не церемониться. Что опять-таки — увы! — историческая правда. Дело усугубляется еще и тем, что престиж есть качество отдельного лица, а отнюдь не государства. И если ваш правитель, накопивший за долгую жизнь уймищу авторитета, внезапно уходит в мир иной, его наследник заступает на трон, будучи почти лишен какого бы то ни было влияния. И, соответственно, обречен на долгое бездействие. Помимо престижа, у вашего альтер эго имеется в наличии никак не меньше пары десятков самых разнообразных личностных свойств. Здесь и степень благочестия, и военные способности, и склонность к праведному (или же совсем наоборот) суду, и заинтересованность противоположным полом… Думаю, понятно, что все эти параметры существуют в игре не для красоты, но оказывают большое (а порой и решающее) влияние на происходящее.
Личное досье Вильгельма Завоевателя. А наследники-то, между прочим, еще не подросли…
Вспомнив же, что персонажей в игре — тысячи, и все они плотно перевязаны друг с другом не только матримониальными или вассальными, но еще и личными узами (такими, как дружба или, наоборот, неприязнь), — начинаешь испытывать к открывающейся умственному взору картине поистине нешуточный пиетет. Вассал моего вассалаЭлементарной географической “клеточкой” игры остается, по традиции серии, провинция, в которой можно собирать налоги, вербовать войска и возводить те или иные строения. Как и в Crown of the North и Two Thrones , население каждой провинции делится на четыре “страты” — крестьян, горожан, духовенство и знать. Каждую из них характеризует троица показателей: платежеспособность, лояльность и уровень военной подготовки. Постоянное лавирование между зачастую антагонистичными группами населения не только доставит вам массу удовольствия, но и причинит изрядную головную боль. Впрочем, кому именно покровительствовать в данный момент в каждой конкретной провинции, вы чаще всего будете решать исходя из требований текущей политической конъюнктуры. В самом начале Grand Campaign управляемая вами территория будет в подавляющем большинстве случаев как раз к одной провинции и сводиться. Ну а если вы какой-никакой, но король, можете рассчитывать аж на три-четыре провинции. И это при том, что в одной только Франции их четыре с лишним десятка. Получается, под прямым управлением французского монарха находится не больше одной десятой национальной территории? Да. И более того — для 1066 года от Рождества Христова (дата начала Grand Campaign) эта ситуация совершенно нормальна. Королевский титул был в те времена сплошного разгула феодальной вольницы номинален, монарший домен — крохотен, доходы самого “суверена” — ничтожными. Кто не верит — может справиться в исторических источниках. В игре, во всяком случае, дело обстоит именно так. Если вы, приняв на себя роль такого вот “картонного короля”, зайдете в карту отношений и кликнете на одной из своих провинций, результат может ввести вас в некоторый ступор. Ваш личный домен — те самые три-четыре провинции — окрасятся в темно-зеленый цвет. Светло-зеленым будут отображены ваши
Домен французского короля состоит из трех провинций. Негусто для такого титулованного монарха.
немногочисленные (и зачастую непокорные) вассалы. Но еще на карте будет уйма “салатовых” провинций. Вы угадали — это те самые “вассалы ваших вассалов, которые не ваши вассалы”. И приказать вы им не можете ничегошеньки, не можете даже отобрать у мельчайшего из них его титула, будь вы хоть трижды король или даже император. Что же делать в такой, без преувеличения, аховой ситуации? Конечно же, расширять личный домен! И путей у вас для этого немного. Главный из них можно алгоритмизировать так: накопление престижа — предъявление прав на чужие владения — объявление войны — завоевание — присоединение спорной провинции. Повторить N раз. Именно в такой последовательности. Путь долгий, мучительный и чреватый постоянными срывами. Но теперь каждый может понять, опираясь на собственный опыт, почему, собственно, объединение той же Франции заняло целых четыре столетия. В принципе, конечно, вы можете напрямую потребовать любого уездного князька стать вашим вассалом. Но для успеха подобной акции требуются столь астрономические баллы престижа, что столько не живут. Лично я за неделю игры так ни разу и не добился согласия на подобное предложение. Но в принципе игровая модель такую возможность предоставляет, так что имейте в виду. Есть и “третий путь”, а как же! Путь хитроумных матримониальных комбинаций. Удачно пристройте замуж ваших, надеюсь, многочисленных дочерей — и у вас появится шанс “просто так”, пусть и в отдаленной перспективе, присоединить к своим владениям земли ее не зажившегося на этом свете мужа. Ну, это, конечно, если их союз окажется бездетен. Сложно, путано, ненадежно, но шанс опять-таки есть. Кстати, устраивать браки дочерей — жизненно необходимый процесс. За каждую засидевшуюся в девках принцессу с вас ежемесячно будут снимать очки престижа. При этом у некоторых дочек обнаруживается с годами столь несносный характер, что найти для них мало-мальски подходящую партию окажется ой как непросто. *** * *** На этом список инноваций игры отнюдь не исчерпывается. В ней есть и уникальная военная система, и интереснейшее “дерево технологий”, и даже возможность издавать собственные ордонансы. Но это уже пусть и любопытные, но детали. Главное, то, что составляет “изюминку” игры, я попытался вам изложить. И — чтобы не забыть! В Crusader Kings впервые в истории серии появилась возможность (внимание!) портировать финальную сохраненную игру Grand Campaign в… “ Европу 2 ”! Разумеется, все достигнутые вами результаты будут представлены в системе параметров уже этой игры, но сам факт обретенной, наконец, “связи времен” впечатляет. Ваш покорный слуга, к примеру, с огромным удовольствием проведет Россию по бурным водам Истории с 1066 по самый 1820 год. И займется этим незамедлительно по завершении написания этой статьи. Надеюсь, что вам захочется сделать то же самое по ее прочтении. Удачи!
Реиграбельность: да Классный сюжет: нет Оригинальность: нет Легко освоить: нет Оправданность ожиданий : 100% Геймплей: 9 Графика: 6 Звук и музыка: 7 Интерфейс и управление: 8 Дождались? Первая глобальная стратегия на тему “роли личности в истории”. Сотни феодальных государств — и тысячи непохожих друг на друга персонажей, запутанные вассальные связи и хитроумные матримониальные комбинации, династические союзы и войны с иноверцами. Захватывает не по-детски. Рейтинг “Мании”: 8,5