Syberia 2
Позвольте на этот раз без плавных вступлений и долгого нагнетания таинственности. Syberia 2 — игра с типичным синдромом “второй части”. Вторая Syberia настолько же слабее Syberia под номером один, насколько худ. фильм “Ганнибал” слабее “Молчания ягнят”, а оголтелый отечественный трэш “Трактористы 2” — слабее оригинального
Чтобы проникнуть в мужской монастырь, Кейт придется выучить латынь и замаскироваться под послушника.
медово-сусального мюзикла про удалую жизнь тружеников сохи. Вторая “Сибирь” уже не поражает в самое сердце и не цепляет за нежные геймерские жабры вострыми дизайнерскими крюками сюжета, стиля и общего высокохудожественного исполнения. Спустя два года со дня выхода первой серии идея “квеста-путешествия в поисках детской мечты старого часовщика” совсем не кажется откровением. Это просто вторая часть. Продолжение. Сиквел. Никак не больше. Маленькие трагедии Ей-богу, я даже не знаю, с чего начать. С рассказа о Бенуа Сокале, создателе этой лирической дилогии? Или с очередного пересказа печально-осенней истории и мамонтах, заводном поезде и погоне за детскими мечтами престарелого часовщика? Или просто рассказать о “Сибири” номер один (хотя я с трудом могу представить того человека, который начнет свое знакомство с Syberia 2, не посмотрев первую часть)? Может быть, впервые в жизни, начиная рецензию, я не знаю, о чем написать… Оригинальная Syberia была отличным сборником маленьких трагедий, квестом, который рассказывает истории о людях. Историю о старом пограничнике, который двадцать лет смотрел в бинокль и в очертаниях косой коряги видел конного казака, историю о спившемся космонавте, который мечтал долететь до звезд, историю о покинутом и озлобленном директоре завода, большом поклоннике оперной дивы Елены Романски, историю о жителях мертвого курортного городка
Главгад, вооруженный бивнем, пытается проткнуть нашу героиню. И подобных “боевых сцен” в игре немало.
Аральбад на берегу несуществующего моря… Но главной историей Syberia была история о маленьком мальчике Гансе, который мечтал увидеть мамонтов и увлекался созданием забавных механических игрушек. Когда он вырос, то отправился в далекое путешествие в Сибирь в попытках найти таинственный остров Сайберия, где, по легендам, живут последние мамонты. Это путешествие заняло примерно семьдесят лет. В один прекрасный день его настигла некая Кейт Уолкер, странная адвокатша из Нью-Йорка, которая жаждала заполучить подпись Ганса под договором о продаже его фабрики заводных механизмов… Первая Syberia заканчивается тем, что Кейт, которая несколько недель шла по следам Ганса, решила не возвращаться в Нью-Йорк и отправилась с безумным часовщиком в последний путь к его детской мечте — на остров Сайберия. Syberia 2 начинается в лучших традициях первой части: заводной поезд прибывает на платформу унылого русского городка Романосбурга, и Кейт отправляется на исследование окрестностей. С первых же минут игры на игрока сыплются маленькие трагедии маленьких людей: трагедия старого станционного смотрителя в дутых шароварах, который возомнил себя “высшим человеком” и не пускает других жителей города на железнодорожную станцию. Трагедия веселого трактирщика, у которого сломалась любимая игрушка — музыкальный аттракцион с заводными лошадями. Трагедия выжившего из ума батюшки — настоятеля местного монастыря… Покоряя все новые и новые локации, общаясь с людьми, разгадывая загадки и в целом с энтузиазмом проходя новую “Сибирь”, через некоторое время вы уже начнете чувствовать что-то неладное. Со временем чувство перерастет в четкую уверенность: “с игрой определенно что-то не так”.
Русская тема Так как действие Syberia 2 по большей части проходит на сибирских равнинах, не обошлось в игре и без пресловутой “русской темы”. Пройдя до конца этот квест, западный игрок откроет для себя немало нового об этой загадочной северной стране. Он узнает, что в России до сих пор действуют феодальные обычаи, а люди разделяются по кастам на “высших” и “низших”. Причем первые обычно носят военную форму, а вторые круглый год не снимают ушанок — даже в ресторанах и банях. Также игрок поймет, что в России как нигде в мире сильна власть церкви, православные священники нагоняют страх на прихожан, а монахи все как один свободно говорят на латыни, а также повсеместно распространяют древние целительские практики. В общем, поиграв в Syberia 2, любой не-россиянин откроет для себя много нового. Россиянин, впрочем, тоже.
Не так Про это “не так” стоит рассказать отдельно. Концепция игры здорово изменилась за те два года, что прошли со времен выхода первой части. Syberia 2 — это не логичный квест про странных людей и загадочные истории, это квест про мистику,
Типичные “Myst-образные” загадки встречаются в Syberia 2 на каждом шагу.
шаманизм и зубодробительные головоломки. Вместо сотни интересных историй нам предлагается сотня пустынных локаций и задачки в духе “возьми то — пробегись сюда”, а вместо интересных загадок по использованию предметов — головоломки в духе… Myst. Да-да, вы не ослышались — все эти загадки с шестеренками, канделябрами и прочими сложными механизмами. Ближе к середине игра практически полностью превращается в скитания по заснеженным равнинам, из всех более-менее осмысленных собеседников остаются только старик Ганс с его вечным занудством и машинист-автоматон Оскар. Возникает вопрос: плохо ли это? Вовсе нет. Но в концепцию Syberia совершенно не вписывается. Чтобы не разочароваться в игре, главное — вовремя понять простую вещь: вторая часть приключений отважной адвокатши совершенно не похожа на первую. Просто изменилась главная героиня. Из ранимой и большеглазой девушки-из-
Между прочим, гражданин, повисший на стапелях, — один из самых колоритных героев первой части: космонавт-алкоголик Шаров.
большого-города она превратилась в отважную покорительницу снегов и льдов, которая запросто общается с дикарями-юколами, ловит рыбу в горной речке, усмиряет свирепого медведя, отправляет главнегодяя на растерзание голодным пингвинам (жуткая, между прочим, сцена) и, надышавшись шаманского дыма, путешествует в астральных мирах. Под стать такой героине и вся остальная игра: мистическая, авантюрная, суровая, а местами и вовсе жестокая. Все это, конечно, вовсе не плохо, но если вы ожидали от сиквела стопроцентного клона первой части, то спешим вас разочаровать. Syberia 2 — совсем другая игра… Немного о технических деталях. Графический движок Syberia, который два года назад выглядел последним достижением техники, сегодня, увы, смотрится уже не так. Разрешение 800х600, угловатые модели персонажей, редкие спецэффекты и тотальное доминирование белого в местной палитре. Конечно, во второй части появились некие намеки на антиальясинг (или антиаляйзинг, что бы это слово ни значило) и куцые погодные эффекты, по сравнению с современными представителями жанра смотрится это все довольно средне. Однако, заметьте, это вовсе не означает того, что Syberia 2 некрасива. Ее красота — в другом. Художники Microids проделали поистине титаническую работу, создавая сотни локаций и прорисовывая тысячи мельчайших деталей. Если какой-нибудь умник возьмется печатать скриншоты из Syberia 2 на атласной бумаге и обрамлять их веселенькими рамочками, то, распечатав штук сто, а лучше двести, уже можно организовать полноценный вернисаж пасторальной живописи. Что же касается музыки и прочих звуков — то в этом плане в Syberia 2 все не хуже, чем в первой части. Если коротко, то саундтрек по-прежнему гениален. Точка. Если не верите, то отправляйтесь на официальный сайт игры и скачивайте несколько композиций. Альтернативное мнение Любой квест покоится на трех китах: стильной графике, интригующем сюжете, проработанном игровом мире и интересных загадках. Первая “ Сибирь ” практически на сто процентов удовлетворяла всем этим требованиям, чего, увы, не скажешь о Syberia 2 , которая из достоинств сохранила лишь симпатичную графику. Кого может заинтересовать сюжет о поиске мамонтов на загадочном острове в Сибири? Правильно — только законченных мамонтолюбов. Игровой мир нелогичен настолько, что начинает откровенно попахивать шизофренией. У половины персонажей отсутствует мотивация, в первую очередь — у главной героини. Что движет Кейт? Временное помешательство? Нестерпимая любовь к мамонтам? Геронтофилия? К чему эти сюжетные вставки с частным детективом? Зачем Братья Бургоффы угнали поезд, когда у них был снегоход? Почему Иван разговаривает с четким британским акцентом? Как Кейт будет возвращаться домой? Лучшие психиатры мира и по сей день бьются над этими вопросами. А уж задачки — так и вовсе жуть. Тут тебе и пиксельхантинг (квест с поиском хвороста), и нудная беготня по пустым локациям (квест с “реанимацией” Ганса), и даже откровенный маразм (квест с добычей ягод при помощи лемминга). Одним словом, налицо наглая попытка срубания денег на добром имени первой “Сибири”, путем привинчивания наспех придуманных задачек и никудышного сюжета к старой концепции…Алексей Бутрин
*** Собственно, время подводить итоги. Syberia 2 — это уже совсем не Syberia. Мало того, если оценивать игру номер два, руководствуясь теми же критериями, по которым мы когда-то выводили жирную девятку игре номер один, то вторая часть еле-еле дотягивает до семи рейтинговых баллов. Однако, если забыть о прошлом опыте и смотреть на вторую “Сибирь” как на абсолютно новый проект, то она окажется крепким, выверенным и крайне интересным квестом. Просто еще одной хорошей игрой.
Реиграбельность: нет Классный сюжет: нет Оригинальность: нет Легко освоить: да Оправданность ожиданий : 70% Геймплей: 8 Графика: 8 Звук и музыка: 10 Интерфейс и управление: 8 Рейтинг “Мании”: 8.0 Дождались? Заключительная часть истории о мамонтах, безумном часовщике, заводном поезде и одержимой американке. Это уже не та Syberia, которую мы помним и любим, а совсем, совсем другая игра… Впрочем, тоже весьма неплохая.