Третье пришествие (Jagged Alliance 3D)
Пару месяцев назад игростудия “МиСТ Ленд — Юг” переехала в новый офис. Симпатичный, будто сошедший с картинки трехэтажный домик с собственным участком уютно устроился в частном секторе, на самой окраине подмосковного Зеленограда. Копающиеся на соседних участках дачники, машины, лениво разъезжающие по разбитым улочкам, птичье щебетание, чистый, глубокий воздух — глядя на всю эту сельскую идиллию, невольно подмечаешь, что в таких спокойно-сонных местах очень часто любят размещать свои обиталища спецслужбы, а также частные организации, занимающиеся делами совсем нелегальными. Собственно, мысль эта совсем недалека от истины. По свежим агентурным данным, именно сюда, на зеленоградские окраины, не так давно пришлось перебраться легендарной компании A.I.M., которая по весьма демократичным ценам предлагает юридическим и физическим лицам услуги лучших в мире наемников. Да-да, господа, наш прошлый “ Новостной меридиан ” не врал: легендарная игра Jagged Alliance восстает из многолетнего забытья и усилиями заморского издательства Strategy First и отечественного разработчика “МиСТ Ленд — Юг” начинает возвращение в наш бренный мир. Процесс сей, разумеется, просто необходимо запечатлеть для истории, посетив и допросив разработчиков. Роль главного “запечатлевателя”, как вы уже поняли, досталась мне. В компании с одуванчиками Мое самостоятельное путешествие в новое место прописки A.I.M закончилось прямо на зеленоградском вокзале. Там я оказался в руках двух дюжих молодцев, которые усадили меня в повидавший огромное количество колдобин “Фольксваген” и, буркнув что-то вроде “вообще-то, есть и более быстрая дорога, но там сейчас ремонт”, начали возить восьмерками по городу. Минут через десять я, окончательно потерявший всякую ориентацию в пространстве, наконец-то
Африка — место опасное. Здесь даже в кусты с автоматом ходят.
осознал себя на скамейке, стоящей посреди продуваемой ветрами и простреливаемой снайперами поляны. Вокруг лежат свежескошенные одуванчики, по которым навстречу мне выдвигается внушительная делегация от разработчиков, состоящая из Виталия Шутова , нашего старого друга и бессменного руководителя компании, Ярослава Астахова , менеджера проекта Jagged Alliance 3D , и очаровательной Марии Петровой , отвечающей в “МиСТ Ленд — Юг” за PR. Поздоровавшись, мы устраиваемся на полянке и прямо под открытым небом, под гул заходящих на посадку в “Шереметьево” самолетов, начинаем долгую беседу. Мы будем говорить о планах компании, об игре Jagged Alliance 3D, ее особенностях, нововведениях. Потом, когда речь зайдет об игровой атмосфере, разбушуется атмосфера всамделишная и загонит нас внутрь здания, где мы продолжим разговор и затронем тему оружия и графики. Ну а пока что для разминки Виталий рассказывает о том, как “МиСТ Ленд — Юг” заполучила права на разработку продолжения серии Jagged Alliance. История эта началась еще в 2003 году, когда Strategy First, обладательница всех прав на Jagged Alliance, задумалась о том, что одна из лучших пошаговых тактик за всю историю Вселенной заслуживает более значительной судьбы, чем пребывание в пыльных запасниках на самых дальних полках. Так возникла идея учинить конкурс на разработку продолжения. В нем приняло участие огромное количество любительских и профессиональных команд со всех уголков планеты, одной из которых стала “МиСТ Ленд — Юг”. Когда действо уже почти достигло логического конца, а где-то там, рядом со строгим жюри, уже маячил вожделенный приз-контракт, неожиданно свершился казус, который, возможно, перевернул всю современную историю тактических игр. Представитель зеленоградской компании от нервного возбуждения замахал руками, и из правого рукава неожиданно выпорхнул очень сильный козырь — тактические игры “Власть закона” и “АЛЬФА: антитеррор” , издателем которых на территории США является как раз Strategy First. “Ой”, — вымолвил кто-то. “Да-а-а!” — ответили этому загадочному кому-то представители Strategy First и, отправив полигональных спецназовцев крошить очередную популяцию террористов, надолго отключились от мира сего. А уже через несколько дней компания “МиСТ Ленд — Юг” получила права на разработку двух игр во вселенной Jagged Alliance — Jagged Alliance 3D и Jagged Alliance 3. Кроме того, на плечи зеленоградцев возложили еще и создание третьей части другой известной игросерии — Disciples.
Вряд ли на этот пляж когда- нибудь ступала нога туриста. А вот любителей пострелять друг в друга здесь хоть отбавляй!
Здесь следует сделать маленькое лирическое отступление. Дело в том, что как раз сейчас, когда пишется эта статья, представители странного, проживающего только в интернете народца энергично раскачивают свою шаткую форумную обитель и, истерично вопя, сулят зеленоградской компании сразу все кары небесные в одном флаконе. Мол, надорвется “МиСТ Ленд — Юг”, делая сразу три проекта, придется им поставить крест на всех собственных разработках, вложить кучу денег, и все равно — то, что получится в итоге, будет совершенно непохоже на оригинальные игры. О “непохожести” мы вспомним чуть позже, интимные коммерческие отношения издателя и разработчика, разумеется, являются для простых смертных таинственной тайной, ну а насчет закрытия текущих проектов можно сказать одно — неправда это. Сегодня планы “МиСТ Ленд — Юг” выглядят следующим образом. “Власть закона” успешно покинула родные пенаты и убрела в сторону рынка, так что разработчикам остается только сопровождать проект, подчищая патчами баги и выпуская так называемые “паблиши”, которые добавляют в игру новые задания, возможности и оружие. Ключевой проект компании, на котором сосредоточено большинство ресурсов, — “АЛЬФА: антитеррор”, — достиг играбельного уровня, и сейчас его наполняют злобными террористами, опасными заданиями по освобождению заложников, легендарным оружием от ведущих мировых производителей и множеством других деликатесов, вкус которых по достоинству оценят любители тактических игр и спецназ-симов. Десант “АЛЬФЫ” на наши с вами компьютеры состоится уже в конце этого года. Идет работа и над Warefare — масштабным варгеймом про то, “как американцев побили в Саудовской Аравии”… Разумеется, при столь серьезной загрузке потянуть три новых проекта “МиСТ Ленд — Юг” не сможет. Однако при заключении контракта подобного никто и не требовал. Так, разработка Disciples 3 стартует примерно в конце этого года. Еще позже — в начале-середине 2005 года — родятся первые строчки программного кода Jagged Alliance 3. На данный же момент работа идет исключительно над Jagged Alliance 3D — трехмерной тактической игрой на базе доработанного графического движка от “АЛЬФА: антитеррор”. Этот проект рассчитан всего на полтора года разработки и станет своеобразной “пробой пера”, на которую придется большинство вероятных ошибок и тумаков от пользователей. Перспектива на завтра __ Jagged Alliance 3D не просто так родилась на этот свет. Этой игре уготована нелегкая, но в то же время почетная честь служить приквелом ко второму, куда более масштабному проекту от “МиСТ Ленд — Юг” — Jagged Alliance 3. По концепции эта игра будет во многом перекликаться с Jagged Alliance 2. Так, в “трешке” наконец-то вернется так полюбившаяся всем свобода действий. Нас вновь бросят на территорию чужой страны, выдав в руки автоматы, небольшое количество денег и право делать все, что хочется. Долгие недели мы проведем в прогулках по городам и весям, пытаясь наладить контакты с местным населением и выполнить поставленные нанимателями цели. Специально для Jagged Alliance 3 разработчики обещают смастерить новый графический движок с потрясающей картинкой и очень широкими возможностями. Даже самая приблизительная дата релиза пока не сообщается, но вряд ли эту игру стоит ждать раньше 2007-2008 годов.
Зря вы, дяденька, к нам спиной повернулись. Времена-то нынче такие, что пристрелить и с другой стороны монитора могут!
Здравствуй, Африка! Сегодня Jagged Alliance 3D, равно как и вся серия Jagged Alliance, переживают, пожалуй, самый сложный этап — перенос на рельсы, проложенные новым разработчиком. Что бы там ни говорилось, но сделать продолжение игры, разработанной совсем другими людьми, и при этом сохранить ее атмосферу — задача архисложная даже для самых маститых игроделов. И в процессе ее реализации не обходится без эксцессов, ошибок и мучительного нащупывания правильного решения. Возьмем хотя бы сюжет Jagged Alliance 3D. Изначально сотрудники Strategy First, видимо, переиграв во “Власть закона”, загорелись абсолютно невообразимой идеей — перенести действие продолжения Jagged Alliance в далекое будущее. Райский остров, шагнувшие вперед технологии, легкий налет киберпанка и воюющие во всем этом безобразии потомки Ваньки Долвича и Шейлы Стерлинг — выглядит, конечно, свежо и оригинально, но, согласитесь, совершенно не в тему. Поэтому нет ничего странного в том, что зеленоградцы, прослышав про сию инновацию, срочно бросили все силы на переубеждение несмышленого издателя. В итоге сюжет про будущее был отправлен в мусорную корзину. А уже через несколько дней у него появился и сосед в виде скомканной бумажки, на которой описывалось, как наемники по заказу ООН (!) колошматят злобных террористов. Данная идея показалась слишком банальной, избитой. Ну а итогом всех этих творческих мучений стало вполне предсказуемое возвращение к истокам серии. В результате сюжет Jagged Alliance 3D покажется до боли знакомым любому ветерану Jagged Alliance 2. Итак, где-то в Африке существует выдуманная страна, обладающая не только депрессивной экономикой и средневековыми технологиями, но еще и ценными ресурсами для производства ядерного оружия. В один прекрасный день в сиих планетарных задворках происходит революция, и к власти приходит новый лидер. Старое правительство умудряется сбежать на Запад, где мигом
Наемники делают вид, что ищут Красную Шапочку. “Шапочка” тем временем уединилась в пещере вместе со своими лучшими друзьями — Хеклером и Кохом.
размораживает свои счета в швейцарских банках. На добытую денежку оно нанимает вас — прожженного вояку, который вместе с отрядом аполитичных наемников-головорезов должен отправиться в африканское государство и с помощью автомата Калашникова потолковать с новоявленным главой о его политических перспективах. Здесь, кстати, следует отметить, что Африка действительно является крайне правильным местом для игры с подобным сюжетом — многие государства здесь и впрямь меняют правительства, границы и названия чуть ли не каждую неделю. Да и войны предпочитают вести не с помощью регулярных армий, — из-за короткого периода существования многие правительства просто не успевают их создать, — а прибегая к услугам наемников. Так что предыстория Jagged Alliance 3D может похвастаться не только привычностью для фанатов игры, но еще и аутентичностью. Впрочем, с окончанием вступительного ролика настанет конец и аналогиям с Jagged Alliance 2. Забудьте о кампании, в которой вы вместе со своим отрядом свободно бродили по большой стране, являясь сами себе хозяевами — на столь глобальное решение у “МиСТ Ленд — Юг” банально нет времени и ресурсов. Поэтому было выбран несколько иной вариант, и сейчас по стилю подачи сюжета Jagged Alliance 3D напоминает весьма забавный микс из Jagged Alliance 2: Unfinished Business, “Власти закона” и, как ни странно, “Операции Silent Storm”. Структура кампании помиссионная: для того чтобы увидеть финальный ролик, придется выполнить десять-пятнадцать обязательных миссий. Впрочем, шаги влево и вправо расстрелом здесь не караются, а даже наоборот — поощряются. Во-первых, благодаря кровосмешению с “Властью закона” Jagged Alliance 3D отныне может похвастаться очень гибкой нелинейной кампанией, которая, несмотря на фиксированные начало и конец, умеет создавать множество непохожих путей движения по сюжету. Так, например, в игре помимо хороших “нас” и плохих “них” будет еще некоторое количество “промежуточных” группировок. В процессе прохождения игрок сможет наладить отношения с некоторыми из последних и, в случае если сотрудничество окажется плодотворным, даже заручиться их помощью в некоторых особенно сложных моментах игры. Однако не стоит забывать, что работать нам предстоит отнюдь не с альтруистами, а с людьми, преследующими собственные цели и обязательно попробующими привлечь вас для их достижения. Так что работа игрока на “фирму Васи” может легко привести к тому, что Федя и компания обидятся и начнут активно готовить палки для вставления вам в колеса. Разумеется, у Jagged Alliance 3D окажутся в закромах и необязательные миссии. Интересно то, что это будут не просто генерящиеся случайным образом задания, а вполне конкретные события, привязанные к сюжетным миссиям и в большинстве случаев облегчающие их выполнение. Так, отправляясь в очередной раз на поле боя, вы неожиданно сможете получить доклад от разведки о том, что противника будет поддерживать минометная батарея. Узнав об этом, можно, разумеется, геройски принять неравный бой, а можно и поступить хитрее — пройти сначала необязательную миссию, посвященную уничтожению минометчиков, а уже потом отправиться выполнять положенное по сюжету задание. И это чуть ли не самый простой вариант развития событий — планируются в Jagged Alliance
Летне-сельская идиллия. Беседовать о компьютерных играх в таких условиях (и такой компании!) — одно сплошное удовольствие!
3D и более сложные сплетения миссий и условий. Сильные изменения коснулись и другой обязательной составляющей игры — экономической. Деньги мы теперь получаем не в виде дохода от приватизированных с помощью ножа и автомата шахт, как это было в Jagged Alliance 2, а в виде наград за выполнение обязательных и дополнительных заданий. Плюс, в случае серьезной недостачи финансирования, можно будет заняться сбытом трофеев, добытых на поле боя. Где продавать оружие? Вопрос этот лучше всего задать фанатам “Операции Silent Storm” — они точно дадут правильный ответ. Именно так и только так: в Jagged Alliance 3D заботятся о здоровье игрока и его подчиненных, и поэтому время между миссиями он будет коротать в уютных стенах тщательно законспирированной базы. Помимо уже упомянутой покупки-продажи оружия здесь можно будет, например, пригласить к себе в отряд новых наемников. Профсоюз последних, кстати, в очередной раз подумывает о том, чтобы затребовать у работодателя изменения политики выплаты зарплат. Так, если в Jagged Alliance 2 наемники просили зарплату за каждый день работы, то в Jagged Alliance 3D им, скорее всего, придется вручать в зубы по пачке купюр за каждую успешно выполненную миссию. Впрочем, этот вопрос пока еще только продумывается разработчиками, и вполне возможно, что будет использован вариант оплаты из Jagged Alliance 2: Unfinished Business, когда боец за кругленькую сумму “продавался” нанимателю раз и навсегда, то есть либо до конца игры, либо до собственной смерти. К услугам уже входящих в отряд наемников на базе найдут себе место тренировочный центр и лазарет. Первый, скорее всего, придет на место старой системе прокачки “тренер-ученик”, реализация которой маловероятна из-за того, что в Jagged Alliance 3D вряд ли будет такое понятие, как “время”. Второй же предназначен для оказания медицинских услуг вашим подопечным. Система лечения, кстати, окажется сюрпризом для ветеранов Jagged Alliance 2. Теперь на поле боя возможно лечение только незначительных повреждений, ну а бойцов с более серьезными травмами смогут откачать только в лазарете. Причем возможна даже ситуация, когда очень сильно захворавшему наемнику придется банально пропустить одну или несколько миссий. Наши старые друзья
Разработчики Jagged Alliance 3D. Дружно-групповой портрет.
В этом месте, наверное, следует успокоить самых ортодоксальных фанатов Jagged Alliance 2, у которых от написанного выше уже выскочили красные пятна по всей поверхности лица, начался жуткий насморк и поперли прочие признаки серьезного приступа аллергии. Успокойтесь, господа, и не болейте. Ни одно продолжение игры не обходится без нововведений, и поэтому со всеми теми болтами, что вворачивают издатель и разработчик в казавшееся идеальным тельце игры, придется все-таки смириться. К тому же большинство идей, на мой взгляд, выглядит очень даже оригинально и свежо. Не согласны? Ну, тогда у меня для вас заготовлено другое средство от аллергии — новость о том, что в Jagged Alliance 3D есть и ряд элементов из старой игры, которые практически не претерпели серьезных изменений. Все-таки не зря в договоре между издателем и разработчиком указано, что “МиСТ Ленд — Юг” получает доступ ко всей информации по предыдущим играм серии и даже может в любой момент затребовать к себе любого работающего в Strategy First выходца из Sir-Tech, которая, как известно, и являлась родительницей Jagged Alliance. И надо сказать, что в Зеленограде этим пунктом не пренебрегают. Так, в Jagged Alliance 3D из предыдущей части перекочуют практически все наемники вместе с приданым в виде сложной системы отношений внутри коллектива (у бойцов бывает неприязнь друг к другу по национальному или государственному фактору, они умеют заводить себе товарищей, наживать врагов и т. д.). Выкинуто будут только несколько самых не полюбившихся игрокам бойцов, на место которых прибудут новые типажи. Следующим переселенцем станет система развития персонажей. Здесь ветеранов Jagged Alliance практически не ждет никаких сюрпризов — все те же, покрывшиеся пылью навыки и характеристики, растущие примерно такими же темпами, как и раньше. Прокачка, правда, будет немножко подкорректирована в связи с изменившейся внутриигровой механикой, но вряд ли эти изменения станут бросаться в глаза. Наконец, после того как “мелочевка” распакует свои чемоданы и устроится на новом месте, настанет время Большой Мамочки. Ликуйте и радуйтесь — мощнейшая боевая система Jagged Alliance 2 с ее уникальными формулами, коэффициентами и внутренними механизмами перейдет в тело потомка практически полностью. Никаких упрощений: все, что изменится, сделает это исключительно в лучшую сторону. Так, огромных благодарностей заслуживает новый **
**
С виду — ничем не приметный домик. А внутри, тем временем, суровые дядьки уже прикидывают, сколько капусты можно нарубить на освобождении африканского государства.
трехмерный движок. Забудьте про Арулько, это унылое пристанище фанатов одноэтажной архитектуры, — в Jagged Alliance 3D игроки смогут не только забираться на крыши да запрыгивать в окна, но еще и насладятся новыми тактическим возможностями, которые дают здания о нескольких этажах и учитывание высоты, на которой находится тот или иной боец. Плюс — ура! — разработчики обещают нам дать возможность разрушать различные элементы окружающей среды. Изменится и сама картина боя. Так, благодаря введению “системы группировок” во многих миссиях на стороне игрока будут выступать управляемые компьютером союзники (в Jagged Alliance 2 такое было возможно только в городах, занятых дружественным ополчением). Сражения при этом станут более масштабными, причем не только благодаря наличию дружественных сил, но еще и из-за того, что в игре появится огромное количество тяжелого оружия (тот же самый АГС-17) и даже военная техника, обладающая рулем и педалями, за которые, при некоторой удаче, можно будет усадить собственного подчиненного. Особое внимание будет уделяться стелс-миссиям — появится огромное количество маскировочных средств, действие которых игра научится учитывать с особенной тщательностью. Отдельно следует отметить то, что бои в игре ну просто обязаны получиться максимально реалистичными. Ведь буквально за несколько месяцев до намеченного срока релиза Jagged Alliance 3D выходит “АЛЬФА: антитеррор”, в разработке которой в качестве консультантов принимали участие бойцы настоящей “АЛЬФЫ”. Кроме того, под реалистичностью в этот раз понимается еще и достоверность изображения. Графический движок, позаимствованный у все той же “АЛЬФЫ: антитеррор”, пусть и не является настолько высокотехнологичным, как, к примеру, моторчик Far Cry , но помимо уже перечисленных особенностей (многоэтажность, частичная разрушаемость) обладает еще одной очень важной для тактических игр чертой — очень достоверной картинкой. Так что Jagged Alliance 3D вряд ли будет похож на смазливого денди, потчующего игроков лукасовскими спецэффектами. Нет, бои, которые мы увидим на своих экранах, окажутся намного более суровыми, с короткими вспышками выстрелов, редкими очередями трассеров, взрывами и скользящими посреди этой симфонии войны наемниками. Несколько сложнее пока выглядит ситуация со звуком. Дело в том, что русская версия озвучения Jagged Alliance 2 принадлежит компании “Бука” , и по ряду причин ее покупка невозможна. Так что, скорее всего, разработчики будут заново переозвучивать игру, постаравшись при этом привлечь к работе тех же самых актеров. Насколько правильным окажется подобный подход, мы увидим уже летом следующего года. А вот что не вызывает никаких сомнений, так это качество игровой музыки. Бессменный Александр Шукаев, чьим авторством может похвастаться большинство композиций предыдущих игр от “МиСТ Ленд — Юг”, кажется, вообще не способен написать плохой саундтрек. Кстати, Саша, а ты в курсе, что в качестве main theme новой игры весьма оригинально будет смотреться ремикс той самой мелодии, которая сопровождала нас в Jagged Alliance 2 во время долгих бдений за ноутбуком? Нет? Значит, теперь будешь в курсе… __
Ярослав Астахов
НаемникиA.I.M. Ярослав Астахов __ Руководитель проекта Ник: h3ll Интересный факт: Бывший активный футбольный фанат. Бурная молодость, дымовые шашки и факелы, романтика боев с ОМОНом… Сергей Загурский __ Ведущий программист проекта Ник: gvozdoder Интересный факт: В свое время из-за работы в “МиСТ Ленде” вылетел из института. Сейчас он в этом институте преподает. Над рабочим местом висит обычный стальной гвоздодер с зарубками. Что эти зарубки означают, Сергей никому и никогда не рассказывал. Игорь Михальчишин __ Ведущий художник проекта Ник: Gosha Интересный факт: Экстремал. Показал дорогу на Эльбрус и подсадил почти всю компанию на сноуборды.
Сергей Загурский Игорь Михальчишин
Дмитрий Бабкин __ Менеджер по качеству Ник: dieman Интересный факт: В молодости был солистом панк-группы. Обладает весьма подходящим для своей должности жизненным девизом: “Ненависть — моя религия”. Максим Тумин __ Геймдизайнер Ник: -=AG=- Интересный факт: Профессиональный бодибилдер, а вместе с тем и дзюдоист. В свое время отчаянно пытался сделать мод X-COM на движке игры “Код доступа: РАЙ”. Мод так и не доделал — помешал прием на работу в “МиСТ Ленд — Юг”.
Дмитрий Бабкин Максим Тумин
Cергей Крицкий __ Дизайнер Ник: tyr Интересный факт: Прислал самое удивительное резюме при приеме на работу. Резюме было выполнено в виде комикса на 6 страниц про медведя-панду, которому очень нужна работа. Рыдали над резюме полчаса, потом единогласно решили на работу взять. Алексей Барыжиков __ Аниматор Ник: innok Интересный факт: Победил в конкурсе на лучшую multiplayer-карту для Warcraft III, и теперь его карта есть в Warcraft III: The Frozen Throne, а его имя — в титрах игры.
Cергей Крицкий Алексей Барыжиков
Петр Морозов __ Художник Ник: Harry Peter Интересный факт: Работал дворником, потом грузчиком, подрабатывал натурщиком. Кто бы тогда мог подумать, что уже совсем скоро его работа будет украшать обложку крупнейшего компьютерно-игрового журнала в России? Маша Петрова __ PR-менеджер Ник: Jelanna Интересный факт: Умница, красавица. Окончила школу с медалью, институт с красным дипломом, разговаривает на нескольких языках. Тщательно формирует образ “МиСТ Ленда” как команды интеллектуалов. “Команда интеллектуалов” изо всех сил этому сопротивляется.
**
**
Петр Морозов Маша Петрова