В тылу врага
…После того, как наша колонна попала в засаду, — в живых остались только мы двое. Мы чудом вылезли из горящего танка, спрятались в кустах на обочине дороги и побежали в сторону реки. Мы так торопились, что даже не успели взять какое-нибудь оружие, все, что у нас было — три гранаты и один пистолет ТТ на двоих. Мы долго ползли вдоль берега, два раза мимо нас проезжали немецкие патрульные мотоциклы, а один раз — грузовик. Где-то неподалеку, в старых монастырских развалинах, трещали пулеметы. Там еще оставались наши, возможно кто-то из пехоты, и нам во что бы то ни стало нужно было дойти до них… …На брифингах офицеры повторяли, что это будет самая масштабная операция со времен “Дня Д” — нашей высадки в Нормандии. Ну и, конечно же, самая масштабная десантная высадка со времен существования военно-воздушных сил. Нам обещали встречу с тыловыми немецкими частями — неподготовленными и деморализованными… Едва я успел отцепить стропы парашюта, как сразу же попал под ураганный пулеметный огонь. Большинство нашего взвода осталось лежать на дороге, а я чудом успел доползти до зарослей ржи. Первое, что я увидел, когда дополз до конца поля, — несколько фашистских бронетранспортеров и взвод солдат, которые уничтожали остатки нашей десантной роты… …Понятно, что мы уже не питали никаких иллюзий — поражение Третьего Рейха в этой войне было исключительно делом времени, поэтому все, что мы могли, так это отсрочить конец. Мы готовили плацдарм для прибытия подкрепления, и мне пришлось действовать силами всего одного танкового взвода в глубоком
Оседлав броневичок, мои солдатики зачитывают немчуре апрельские тезисы…
вражьем тылу. В довершении всех бед, мой “Тигр” заглох еще в поле (какие-то неполадки с двигателем), поэтому я сел в танк младшего взводного офицера и распорядился организовать засаду прямо возле дороги. Рано или поздно нас бы все равно нашли патрули союзников, поэтому я не мог рисковать последними танками и вступать в открытый бой… Вам могут что угодно рассказывать про “ В тылу врага ”. Могут говорить, что это — стратегия, могут доходчиво объяснять, что это — тактика, могут даже утверждать, что это — чистокровный экшен… Однако, если жанровую принадлежность игры определить довольно сложно, то вот с концептуальной основой — все более чем в порядке. “В тылу врага” — это мощнейший генератор военно-патриотических сюжетов, который только существует в природе. Без дураков. Стратегоэкшен Call of Duty + Commandos + Cannon Fodder + Close Combat + “ Операция Silent Storm ” — если перейти к формулам, то примерно такой вот сложной суммой можно описать геймплей “В тылу врага”. Записывайте рецепт: внешний вид — один в один трехмерный клон Close Combat, с муравьями-солдатами, игрушечными танками и пасторальными лугами. Геймплей сильно напоминает Commandos: большинство наших подчиненных носят имя собственное, обладают полноценным
Первая же миссия в английской кампании позволяет вдоволь побуянить во вражьем тылу. Призрак Commandos кружит где-то неподалеку.
инвентарем, умеют совершать простейшие физкультурные упражнения (сесть, лечь, спрятаться и т.д.). Плюс, при желании, вы можете вручную (!) управлять любым приглянувшимся юнитом на манер Cannon Fodder. Прибавьте ко всему этому полную разрушаемость всего окружения и физику в духе Silent Storm, помножьте на кинематографичность Call of Duty и получите примерное представление о будущей грозе всех чартов. Представьте себе типичную RTS-карту с дорогами, домами и овражками. Наметанный глаз уже ищет место, где поставить лесопилку, а где — охранные вышки, но тут выясняется, что в нашем подчинении одни лишь войска. ОК, пусть будет тактика. Начинаем смотр подведомственных вооруженных сил: один танк и пятеро солдат с винтовками. Взгляд падает на мини-карту, на которой копошатся десятки недругов, и в этот самый момент становится дурно. Начинаем позиционную войну “ Блицкрига ”: танк на передовые позиции, пехоту в поддержку, клик туда, клик сюда, два выстрела с противоположной стороны карты… миссия проиграна. В следующий раз действуем умнее — переключаем танк в ручной режим управления: курсорные стрелки — движение машины, мышка — движение башни; все как в старых добрых аркадах. Поиграв в веселый тир и изничтожив заградительные кордоны, снова переключаемся в стратегический режим и занимаем оборонительные позиции… Возвращаемся к вопросу о том, что такое “В тылу врага” — стратегия или экшен. Это — удачный синтез и того, и другого. С одной стороны, вы можете полностью отдаться инстинктам и, руководя действиями одного-единственного танка, запросто пройти всю миссию, а с другой — никто не запрещает корчить из себя Жукова, играть в позиционную войну, назначать укрытия, вести огонь по одной цели и устраивать тому подобный Close Combat. Раздав подчиненным правильные приказы, вы вообще можете не вмешиваться в бой — кто-то из солдатиков будет до посинения отстреливать немчуру из окна дома,
Немецкий мотоциклетный патруль напоролся на противотанковую гранату. Смотреть на спецэффекты сбежалось полсела.
кто-то — затаится в канаве с гранатой в зубах, ну а кто-то с включенной опцией “самостоятельности” — вовсю бегать по карте и искать приключения на свою полигональную задницу. Чувствуете, что дела идут плохо, — переключайтесь на ручное управление и изображайте Рэмбо из средней полосы. Физика-химия То, с каким тщанием художники отрисовали каждую полоску на березках, каждую заклепку на танках и каждый кирпичик в заборе, заслуживает как минимум стоячих оваций. Особенно отрадно, что все эти милые сердцу мелочи — вовсе не бездушные декорации. Графический движок “В тылу врага” с легкостью отображает разрушения любой степени брутальности — на ваших глазах горят березки, отваливаются куски танковой обшивки и разлетаются каменной крошкой кирпичи. Возможно, вы уже наслышаны о том, что под капотом “Тыла…” запрятана мощнейшая физическая система? Так вот, даже по сравнению с красочным рассказом моего коллеги, Олега ибн Александровича Ставицкого, (обязательно см. прошлый номер “ Игромании ”) то, что есть в игре на самом деле, — круче раз эдак в тысячу. С системой разрушений “Тыла…” может сравниться разве что русиш-блокбастер “ Операция Silent Storm ”, да и то — в “Операции” был совсем не тот масштаб действий. Попробуйте на секунду представить, что вы имеете дело с детально смоделированным поселком городского типа, в котором можно уничтожить буквально все — от городской ратуши до последнего куста ежевики. Вы можете ломать бетонные стены бункеров, курочить бревенчатые заборы, поджигать деревья и валить телеграфные столбы. При должном старании и запасе боеприпасов вы можете за пару часов превратить маленький городок-с-открытки в
Шесть союзнических танков уничтожены силами одного- единственного “Тигра”. В учебниках это называют “тактико-техническим превосходством”.
груду выжженных дымящихся развалин. “В тылу врага” вы можете дать волю всем своим первобытным инстинктам. Забудьте обо всех ваших высших образованиях или врожденной интеллигентности. Мы даем гарантию — первая же миссия в русской кампании превратит даже самого мирного человека в волосатого Конана-разрушителя. Начав с безобидного расстрела деревенских кур из бортового танкового пулемета, вы плавно дойдете до крушения сараев и закончите массовыми расстрелами немецко-фашистских захватчиков фугасными снарядами. Так все и случится — проверено на людях!.. Камень-ножницы Однако не стоит думать, что вся эта варварская свистопляска сделана исключительно на потеху нашей черной душе. Местная физическая модель, в первую очередь, поставлена на службу геймплею. Укрывшись с пулеметом за окном крестьянского сарая, вы можете остановить практически любое количество напирающих вражьих солдатиков, но даже самый хлипкий броневичок раздавит ваш неприступный замок, как карточный домик. Даже если у супостатов вдруг не окажется броневичка, хитрые бойцы пехоты подпалят крышу вашего домика “коктейлем Молотова” или притащат танковый пулемет и мощным свинцовым огнем изрешетят тонкие картонные стены. Или, допустим, вы спрятались внутри каменного
Первый экшен-постулат в действии: хочешь неожиданно уничтожить врага — стреляй из-за угла.
бункера или на втором этаже кирпичного дома. Это, конечно, оградит от любого пулеметного огня и даже гранат… но не спасет от прямого попадания танкового снаряда. “В тылу врага” нигде не чувствуешь себя в безопасности. В условиях, когда даже самое хорошее укрытие может рассыпаться по земле пылью, а самый непробиваемый танк — встать посреди чиста поля с заглохшим двигателем или заклинившей пушкой, — тактическая ситуация на поле боя меняется каждую секунду. Только что вы храбро шли в наступление, звенели гусеницами и орали “за Сталина!”, а уже через минуту весь экипаж машины боевой мечется вокруг горящего танка, а попрятавшиеся по кустам фашисты угощают ваших бойцов свинцом. Возможна и обратная ситуация: в течение получаса вы чувствовали себя последней дрожащей тварью и ныкались по кустам и оврагам, но одна успешно брошенная граната отправила грузовик с немцами в кювет, и долгожданная победа сама пришла в ваши руки. Вся тактическая основа “В тылу…” работает по старому как мир принципу — “камень-ножницы-бумага”: мобильные броневики пачками расстреливают пехоту, танки с одного выстрела изничтожают броневики, ну а пехота обучена обездвиживать танки гранатами. Конечно, и тут не обходится без деталей: скажем, винтовки дальше бьют, но дольше перезаряжаются, фугасные снаряды на раз разрушают дома, но для уничтожения техники лучше использовать
“В лоб” танки практически непробиваемы — лучше целиться в гусеницы или в боковую броню.
бронебойные, осколочные гранаты приносят кучу головной боли живой силе противника, а от противотанковых — легко спрятаться… Таких примеров — тьма. “В тылу врага” делают детали. Займитесь картой Теперь о грустном. Несмотря на вылизанный и в целом сбалансированный геймплей, в игре нередко встречаются серьезные проколы в плане дизайна миссий. Начать хотя бы с того, что в брифинге вам даются очень расплывчатые цели, а на мини-карте никак не отмечаются ключевые точки задания. Казалось бы — ничего смертельного, однако на деле такие недоработки иногда здорово раздражают. Скажем, в одной из немецких миссий, когда после победного марша по небольшому городку у танка вдруг заглох двигатель, игра выдала сообщение о том, что нужно срочно захватывать машину союзников и бежать из города. Мы стремительно захватили танк, после чего… двадцать минут кружили по краям карты, ибо никто не удосужился обозначить на карте точку побега. В английской кампании вообще дошло до фарса — по заданию от нас требовалось вызволить резидента из фашистской неволи. Диспозиция, вроде бы, простая: резидента держат в городской ратуше под строгой охраной. Мои бойцы лихо уничтожают всю охрану, обрабатывают ратушу из гранатометов и… случайно убивают пленника. В этот самый момент игра даже не думает сообщать о провале миссии, и мы, как полные идиоты, еще полчаса пытаемся расчистить подходы к ратуше. Впрочем, уже сейчас, пока я долблю по клавиатуре, разработчики положили на официальный сайт первый патч, исправляющий кучу ошибок, а когда вы будете читать эти строки — наверняка появится и второй. Так что будем надеяться на лучшее. Внимание к __ “В тылу врага” поражает невероятной детализацией игрового мира. Скажем, ваши подопечные могут сесть за руль любого транспортного средства — от мотоцикла с коляской до тяжелого танка. У каждого из солдат есть собственный инвентарь, в котором лежат винтовки, автоматы, патроны, аптечки. Танк сам по себе — это просто железный гроб с пушкой, и для того, чтобы он поехал, нужно посадить внутрь четырех человек (водителя, стрелка, заряжающего и **_
_командира — все очень серьезно), а также запастись топливом и снарядами. Топливо можно взять из бочек или слить из бензобаков бесхозной техники (для того чтобы провернуть такую операцию, придется снарядить мальца с канистрой), снаряды — вручную перетаскать из ящиков… Если вдруг танк (или какая другая техника) вдруг выйдет из строя, с него можно снять пулемет, перетаскать снаряды, свинтить пушку… Наконец, его можно просто починить, заслав для этой благой цели казачка с ремонтным комплектом в руках. “В тылу врага” — игра сверхдетализованная. Без дураков. Вы можете посадить солдат на броню танка, заставить их переходить реку вброд (оружие в это время — строго в высоко поднятых руках), поджигать спичками бочки с керосином, менять автомобилям колеса прямо во время боя, закладывать мины, сливать бензин, таскать в руках пушечные снаряды, сидеть за станковыми пулеметами… Что еще отрадно, все эти детали — не ради пустого понта, и каждая мелочь в игре действительно работает. Скажем, в одной из миссий мои бойцы никак не могли взорвать вражью гаубицу. Они кидали в нее гранаты, обстреливали из пулемета… и только через несколько минут выяснилось, что в гаубице попросту было нечему детонировать — в стволе не оказалось ни одного снаряда! Оценив подобные масштабы, проникаешься к разработчикам нехилым уважением. С одной стороны, при меньшей детализации “В тылу врага” ничуть бы не потеряла. А с другой — очень, знаете ли, приятно подстрелить фашиста, снять с него форменную каску и напялить на свою неприкрытую макушку.* * * В качестве эпилога позвольте толкнуть речь “за жизнь”. Первый раз я увидел “В тылу врага” на февральской КРИ-2003 на стенде компании “1С”. Тогда она представляла собой некую Commandos-образную стратегию про советского танкиста, который блуждал в немецком тылу, нападал на патрули, угонял танки, взрывал склады с боеприпасами и другими способами демонстрировал фашистам козью морду. Слева от этой игры показывали “Периметр”, а справа крутили уже практически законченную “Операцию Silent Storm”. Понятно, что в тени этих супербизонов средненькая по всем параметрам “игра про танкиста” откровенно терялась… “В тылу врага” дня сегодняшнего — это колоссальный прорыв за полтора года. Хит, проект высочайшего класса AAA, который не погнушается продавать даже заевшийся западный издатель-мейджор. Что тем более почетно — такой сочный блокбастер вышел из-под пера малоизвестной (будем честными) в индустрии конторыBest Way** , которая до “В тылу врага” промышляла исключительно разработкой мультимедиа-приложений. Чудо?.. Нет, результат долгой и упорной работы. И как дико это ни звучит, но после таких игр действительно не стыдно “поддерживать отечественного производителя” (то, что студия Best Way прописана на территории уже давно не отечественного города Северодонецка, дела, в общем-то, не меняет). Не того “производителя”, который заполоняет прилавки “народными бестселлерами”, а серьезных и вменяемых людей, которые хорошо делают свое дело и несмотря ни на какие трудности выпекают блокбастеры мирового уровня. За такими как они — будущее нашей индустрии… И никакого пафоса. Мы действительно в этом уверены.
Реиграбельность: да Классный сюжет: нет Оригинальность: нет Легко освоить: да Оправданность ожиданий : 100% Геймплей: 9 Графика: 9 Звук и музыка: 7 Интерфейс и управление: 8 Рейтинг “Мании”: 9.0 Дождались? Адская смесь из экшена, стратегии и тактики породила на свет титанических масштабов блокбастер. “В тылу врага” — пожалуй, лучшее WWII-развлечение сегодняшнего дня. Сверхдетализированная, продуманная, красивая и невероятно интересная Игра.