30 сентября 2004Игры в разработке
Обновлено 17.05.2023

Стальные монстры

Стальные монстры - изображение обложка

Все начинается как и шестьдесят с лишним лет назад. Японцы, чьи амбиции явно не соотносятся с размерами приютивших их островов, развязывают масштабную экспансию на Тихом океане. Стране как воздух необходимы ресурсы, поэтому задачи, которые стоят перед флотом, просты — как можно быстрее захватить Филиппины, Индонезию, Бирму, Малайю и еще несколько мелких, но богатых островов. Сделать это, однако, будет не просто — ведь на другой стороне океана расположились США, обладающие мощным флотом и огромным экономическим потенциалом. И страна эта явно желает противопоставить нарастающим японским амбициям свои крейсера и линкоры. **

Стальные монстры - фото 1

Что будет дальше — неизвестно. Капризная госпожа История тихонько отходит в сторонку, передав бразды правления простому игроку и противостоящему ему искусственному интеллекту. Под командованием каждого из них — огромные военные базы, аэродромы, научные лаборатории и, что самое главное, флоты из сотен новейших кораблей. Именно с помощью последних в разрабатываемой питерской компанией“Леста”военно-морской стратегии“Стальные монстры”и вершится история.Корабли изфильмаВообще-то, еще несколько лет назад название “Стальные монстры” носил совсем другой проект, отношения к компьютерным играм практически не имевший. Да, компания “Леста” пока не является ветераном отечественной компьютерно-игровой индустрии (в активе у ребят всего одна собственная игра — стратегия“Антанта”** , действие которой разворачивается в Первую мировую войну). Но зато эти люди обладают воистину гигантским опытом в сфере создания видео- и компьютерной графики. Фильм “Ночной дозор” все смотрели? А “игровые” вставки видели? Вот это как раз и есть одна из работ питерских спецов. Ну а общее количество рекламных роликов, видеоклипов и заставок для компьютерных игр, сделанных за тринадцать лет существования “Лесты”, уже давно не

Стальные монстры - фото 2

Повышенная потрепанность — одна из отличительных черт местных трехмерных моделей. Сразу видно, что их по назначению используют, а не в ангаре лакируют.
поддается исчислению. Была у компании и идея сделать свой собственный “большой” проект — цикл компьютерных фильмов, реконструирующих значимые исторические события. Темой первой ленты как раз являлась война на Тихом океане. Но, к сожалению, стать былью этой сказке не удалось — компания не нашла партнера на Западе, а отечественному телевидению компьютерные самолетики, бомбящие компьютерные кораблики, оказались неинтересны. Зато эти самые самолетики и кораблики оказались очень востребованными на рынке компьютерных игр. Так и случилось перерождение “Стальных монстров” из фильма-реконструкции в стратегию с элементами симулятора. И знаете, наверное, это даже хорошо, что наши каналы с головой ушли в сериалы для домохозяек, а акулам западного телерынка нет никакого дела до компании из далекой России. Почему хорошо? Да потому, что “Стальные монстры”, рабочую версию которых мне не так давно довелось пощупать в офисе компании, оказались одной из самых необычных и интересных игр последнего времени. Основная идея “Монстров”, как вы уже, наверное, догадались, это противостояние США и Японии на Тихом океане. Игроку предлагается встать на сторону одной из этих могучих держав и постараться привести ее к победе. При этом игровой процесс включает в себя три больших “куска” — стратегию, тактику и симулятор, играть в которые можно как вместе, так и по отдельности. Разумеется, каждая из этих составляющих заслуживает отдельного рассказа. Линкор для адмирала Начнем со стратегического режима. В нем действия разворачиваются на глобальной карте Тихого океана, вымощенной секторами-квадратикам. Те из них, в которых находятся Японские острова и западное побережье США, называются

Стальные монстры - фото 3

На месте тех, кому не посчастливилось оказаться на земле, я бы уже разбегался по бомбоубежищам.
“метрополиями”. Здесь ведутся научные разработки, строятся новые корабли, нанимаются командующие эскадрами. Острова, которых в Тихом океане огромное множество, являются “ничейными”. Соответственно, до них можно дотянуться своими загребущими руками, захватить и переоборудовать в базы, где будут добываться ресурсы, ремонтироваться принадлежащие игроку суда и совершаться прочие замечательные события. Для каждой противоборствующей стороны созданы свои стартовые условия. Так, Япония в начале игры обладает очень мощным и высокотехнологичным флотом, однако испытывает серьезные трудности с добычей ресурсов — их на Японских островах просто не имеется в должном количестве. Поэтому с первых минут игры самураям приходится примерить на себя роль жестокого агрессора, стремительно покоряющего близлежащие территории. А вот США, со своей стороны, особых проблем с ресурсами не испытывают и больше озабочены созданием флота, который был бы способен противостоять японскому. Цель, впрочем, у обеих сторон одна — подавление соперника. Различия, правда, есть и здесь: например, одним из вариантов победы США является разработка атомной бомбы и сброс ее на территорию Японии. Так что баланс в “Стальных монстрах” весьма хитер. На первый взгляд игра в стратегическом режиме может показаться очень простой. Традиционный для подобных проектов пошаговый режим с его скрупулезным высчитыванием ходов отсутствует — действие проходит в реальном времени (есть возможность включения паузы). Сражения ведутся преимущественно с помощью кораблей и самолетов. Первые сбиваются в эскадры, бороздят морские просторы и колошматят друг друга главным калибром. Вторые размещаются на авианосцах и крупных базах и, в зависимости от предназначения, проводят разведку, воюют с себе подобными или сбрасывают бомбы и торпеды на “рожденных плавать”. Победная стратегия вроде бы лежит на поверхности — наделал побольше кораблей и самолетов, собрал их в несколько мощных “кулаков” и нанес удар по

Стальные монстры - фото 4

Стратегический экран. Японская экспансия достигла апогея, и теперь США придется очень сложно.
самым слабым местам противника. Однако не все так просто. Начнем с того, что размеры Тихого океана огромны, а “видят” наши подопечные очень недалеко. Выяснить, что задумал оппонент, в подобных условиях сложно, поэтому грамотная организация разведки и патрулирования становится для игрока одной из приоритетных задач. Кроме того, очень важно научиться “думать за врага”, предугадывая его шаги. Еще интереснее обстоит ситуация со снабжением. Во-первых, сырье, добытое на базах, может быть использовано только после его доставки в “метрополию”. Для этого приходится снаряжать конвои из транспортных судов. Во-вторых, находящиеся в море боевые корабли обладают одной очень неприятной особенностью — пожирают топливо с фантастической скоростью. А когда мазут в цистернах подходит к концу, встают посреди моря-океана и дальше двигаться отказываются. При формировании эскадры есть возможность включить в состав несколько танкеров, забитых топливом под завязку, — это увеличит дальность хода. Однако запасы в танкерах тоже со временем подойдут к концу, и что делать тогда? Конечно, можно завернуть для заправки в близлежащий дружественный порт, но это займет много времени. Поэтому в большинстве случаев приходится формировать транспортный конвой и посылать его вслед за эскадрой. А теперь представьте, какие тактические возможности это дает. Так, запросто можно построить несколько эскадр, состоящих из быстроходных крейсеров, и отправить их на охоту за вражескими конвоями, ведь потопление даже пары из них приведет к заметному ослаблению противника. Или, если позволяют силы, попробовать организовать тотальную блокаду морских транспортных путей, в результате чего инициатива полностью перейдет в ваши руки.

Стальные монстры - фото 5

У этого четырехмоторного кашалота явно появился враждебно настроенный “хвост”.
Вообще, про стратегический режим “Стальных монстров” можно рассказывать очень и очень долго — настолько он богат возможностями. Здесь вам и модернизация баз, и подбор командующих для эскадр, и искусственный интеллект противника, умеющий на лету менять стиль игры. Но давайте перейдем к тактическому режиму, который громко протестует, требуя, чтобы и ему предоставили место на этих страницах. Крейсер для капитана Тактический режим “Стальных монстров” похож на обычную RTS. Вид с высоты птичьего полета, “туман войны”, корабли-юниты, готовые по первому клику вашей мыши рвануться в бой или перестроиться в одну из доступных формаций — все достаточно стандартно. И все-таки не стоит забывать про то, что игра учитывает специфические особенности морских сражений. Так, руководить кораблями намного сложнее, чем сухопутными подразделениями, — ведь они менее маневренны, и, следовательно, им требуется куда больше времени на выполнение приказа. Поэтому победа здесь зависит не столько от реакции игрока и скорости, с которой он двигает мышью, сколько от правильного выбора дистанции, на которой будет вестись бой, и построения, которое займут подчиненные корабли. К примеру, тот же самый авианосец вообще не имеет смысла ставить в общий строй, где он быстро погибнет от выпущенных противником снарядов. Куда разумнее

Стальные монстры - фото 6

Красивый вид. Правда, командам кораблей сейчас явно не до любования самолетами противника.
держать его на удалении, откуда он сможет эффективно поддерживать сражающихся с воздуха. Картина боя несколько меняется, когда вместо сражения с себе подобными корабли игрока нападают на наземную базу противника, стараясь захватить ее. Сначала суда подавляют своим огнем береговые батареи, аэродром и прочие защитные сооружения. Потом происходит высадка десанта, который вступает в бой с гарнизоном базы (управлять десантом нельзя). Здесь также существует множество вариантов развития событий. Например, можно затратить больше времени на подготовительную фазу. С одной стороны, это значительно повысит шансы десанта, однако может случиться, что в итоге вам достанутся одни руины, отстраивать которые заново придется долго. Да и вероятность того, что за это время к противнику придет помощь, также не стоит исключать. С другой стороны, более ранняя высадка десанта значительно снижает шансы на успех. Плюс возрастут человеческие потери, восполнить которые не так уж и просто. В результате игроку приходится балансировать между двумя этими крайностями, стараясь найти оптимальный вариант. Впрочем, можно плюнуть и ничего этого не делать. Пускай компьютер пашет, захватывая базы и отправляя на дно вражеские посудины. Вы можете ограничиться управлением флотами на стратегическом уровне — игра позволяет вообще отказаться от тактических сражений. Возможна и другая крайность. Для тех, у кого стратегический режим вызовет аллергию, подготовлена нелинейная кампания из пары десятков миссий, среди которых есть как реальные исторические сражения, так и придуманные разработчиками сценарии. Отбейте японскую атаку в Перл-Харборе, прогоните самураев с Филиппин и Тайваня, победите в Восточно-Китайском море и, взяв штурмом Нагасаки, поставьте точку в этом недоразумении. Есть еще с десяток вариантов развития событий, причем от некоторых из них у военных историков волосы встанут дыбом. Так что “Стальные монстры” надоедят нам с вами очень нескоро. Самолет для пилота Ну а когда все-таки надоест, можно взять и попробовать взглянуть на ту же самую войну глазами ее рядового участника. В “Стальных монстрах” в любой момент тактического сражения разрешается переключиться в режим симулятора. Доступной для управления техники — море. Можно управлять самолетом,

Стальные монстры - фото 7

Сейчас кто-то отправится на дно.
башней с главным калибром крейсера, зенитной установкой и даже подводной лодкой. Следует, правда, отметить, что “симулятор” — слишком громкое название. По уровню реалистичности этот режим все-таки ближе к сильно продвинутой аркаде. Тем не менее отсутствие абсолютной реалистичности вряд ли помешает нам с вами разрядиться после долго кропления над стратегической картой — бои обещают быть очень любопытными. Как вам, например, возможность залезть в начиненный взрывчаткой японский самолет и собственноручно, с криком “Банзай!”, направить его на американский линкор? Или подбить того же самого камикадзе с помощью одного из первых в мире зенитно-ракетных комплексов? И не стоит удивляться последнему предложению — да, зенитно-ракетные комплексы в конце Второй мировой войны действительно существовали, только в виде опытных образцов. Однако следует отметить, что разработчики “Стальных монстров” не ставят перед собой задачу сделать игру, которая полностью аутентична истории. События здесь могут начать развиваться совсем не так, как они описаны в соответствующих учебниках, и вполне возможно, что тут найдется место экспериментальному оружию — все будет зависеть от того, как быстро игрок станет двигаться по дереву технологий. Эта составляющая, кстати, реализована очень оригинально. Так, доступ к некоторым технологиям открывается только в случае возникновения определенной игровой ситуации. Например, если Япония будет вести свою кампанию успешно, то не появится доступ к камикадзе — они окажутся просто невостребованными. Еще одна особенность игры — конструктор юнитов, позволяющий, в пределах разумного, модифицировать существовавшую в то время боевую технику. Так что юные самоделкины уже могут начать выдумывать варианты модификации “Зеро”.

Стальные монстры - фото 8

Сергей Титаренко
А наш океан будет Тихим! Не секрет, что тема Второй мировой войны является одной из самых популярных у создателей компьютерных игр. Однако большинство из них предпочитают пастись в районе пляжа Омаха или, на худой конец, в районе Сталинграда. А вот сражения на Тихом океане вниманием до недавнего времени избалованы не были. На вопрос, почему именно сюда “Леста” решила отправить своих “Стальных монстров”, нам отвечает Сергей Титаренко, руководитель проекта: “Именно на Тихом океане, на наш взгляд, произошли наиболее интересные сражения Второй мировой — здесь в боях принимали участие более 1000 кораблей. Именно на Тихом океане начала формироваться современная тактика военно-морского боя, сочетающего в себе использование надводных и подводных кораблей, а также самолетов. Кроме того, не стоит забывать, что в лице США и Японии сошлись в жесточайшей схватке совершенно разные противники, каждый — со своими обычаями и культурой. В результате сражения носили самый ожесточенный и бескомпромиссный характер: японцы дрались до последнего, породив феномен камикадзе; американцы, со своей стороны, уничтожали врага тяжелым вооружением, используя колоссальное экономическое преимущество”.
*** * *** Очень интересна и техническая составляющая “Стальных монстров”. Разработчики грозятся, что во время тактических поединков движок игры сможет просчитывать и прорисовывать более 100 крупных кораблей. И все это при потрясающем уровне детализации — так, если на каком-нибудь крейсере шальным снарядом собьет дальномер, то точность его орудий значительно упадет. Отдельного внимания заслуживают модели кораблей. Они, конечно, не так детальны, как те красавцы, которых создает “Акелла” для своего “Морского охотника”, но не следует забывать про то, что это игры совершенно разных жанров (“волки” делают чистокровный симулятор). И для стратегии уровень детализации, достигнутый художниками “Лесты”, более чем достаточен. Ну а насладиться этой необычной игрой, скорее всего, можно будет уже в начале следующего года — именно тогда планируется спустить “Стальных монстров” на воду.


Будем ждать? Очень оригинальный и многообещающий проект. Если разработчики воплотят все задуманное, то фанаты стратегий и военно-морских игр получат новый фетиш Процент готовности: 75%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь