SLI-технология глазами nVidia
Многие геймеры еще помнят те времена, когда графическую мощность компьютера можно было удвоить, установив две PCI -карты Voodoo 2 от канувшей в лету 3dfx. При этом необходима была и обычная 2D -карта. Технология SLI ( Scan Line Interleave — “чередование строчек”) позволяла использовать две карты, при этом одна выводила на экран четные линии, другая — нечетные. Таким образом на мониторе и формировалась картинка. В то же время представьте себе всю сложность этой системы — в вашем компьютере установлено сразу три (!) графических карты: две 3D и одна 2D. Обходился такой мощный компьютер геймеру в то время недешево — приличная 2D-карта стоила $ 200 - 300 , а каждый Voodoo 2 стоил еще $ 500. До этого момента SLI-технология была реализована только в Voodoo 2 и дальнейшего развития на массовом рынке не получила. Однако в этом году, с массовым внедрением шины PCI Express x16 , ситуация может измениться. Но это уже будет не такое SLI, как у Voodoo 2. nVidia избрала иной подход, нежели в свое время 3dfx.
Новая технология призвана вернуть лидерство nVidia.
SLI от 3dfx и SLI от nVidia — не одно и тоже Сокращенное название технологии осталось прежним — SLI, но теперь оно расшифровывается как Scalable Link Interface — “масштабируемый интерфейс”. Одна карта просчитывает и выводит нижнюю половинку изображения, а вторая — верхнюю. При этом не следует думать, что отношение нагрузки составляет 50/50. Во многих играх в нижней половине кадра присутствуют куда более сложные элементы (растительность, ландшафт и другие объекты), а верхняя половина кадра часто занята только статическим небом. Благодаря технологии балансировки нагрузки две карты смогут “договариваться” друг с другом и оптимально распределять задачи. Связь между картами осуществляется с помощью U -образного моста (в случае с Voodoo 2 это был обычный шлейф ). Но без сложностей не обошлось. Разработчикам игр придется преодолеть ряд трудностей перед тем, как игры “научатся” использовать мощь двух графических карт. Во-первых, задачу рендеринга нужно оптимально разделить между двумя картами. Во-вторых, необходимо передавать информацию об изображении со второй карты на первую, к которой подключен монитор. Наконец, обе половинки изображения следует объединить и вывести на экран. Мы еще не получали рабочий образец моста и драйвера, а также материнской платы, так что говорить о том, как все это будет работать на практике, — пока рано. _ Аппаратные требования _ Что же нужно для того, чтобы использовать мощь двух карт? Две карты серии GeForce 6800 с шиной PCI Express, мост и материнская плата с двумя слотами PCI Express x16. Присмотримся к аппаратным требованиям более подробно. Карты должны использовать одинаковый графический процессор, то есть вы можете объединить только две GeForce 6800 Ultra , две GeForce 6800 GT или две GeForce 6800. Если вы установите разные карты, система не будет работать, хотя в теории должна, ведь используется технология балансировки нагрузки. Еще неизвестно, будет ли поддерживаться новая технология в будущих картах серии NV4x (ценой $ 100 - 200 ). Кроме двух видеокарт вам понадобится материнская плата с двумя слотами PCI Express x16. Пространство между двумя слотами определяется длиной мостового соединения. Пока неизвестно, какие чипсеты, не говоря уже о реальных материнских платах, смогут поддерживать две видеокарты. Мы знаем только об одном таком чипсете — Intel Tumwater. Однако он предназначен для рабочих станций на базе серверных процессоров Pentium 4 Xeon и стоит очень недешево.
Вначале устанавливается одна карта, затем вторая и только потом их можно соединить мостом.
В то же время, интерфейс PCI Express еще очень молод. Так что появление чипсетов с двумя интерфейсами PCIE x16 — дело времени. Наконец, не стоит забывать, что nVidia сама занимается разработкой чипсетов ( nForce ), так что наверняка в ближайшие месяцы можно ожидать появления от нее подобного решения. _V-Sync _ Геймеры всегда выключают вертикальную синхронизацию V-Sync. Напомним, что при выключении этой опции карты выдают максимально возможную частоту кадров без привязки к частоте обновления монитора. К счастью, слухи насчет обязательного включения V-Sync для пары карт оказались необоснованными. nVidia решила эту проблему с помощью использования буфера, соединяющего сигналы от двух карт. Почему нельзя использовать разные карты __ Хотя nVidia рекомендует покупать обе карты от одного производителя, возможность использовать разные видеокарты все же оставлена, главное условие — одинаковые графические процессоры (GPU). Как это будет реализовано на практике и будут ли карты от разных производителей работать эффективно вместе, нам еще предстоит узнать. Ведь карты могут использовать память с разными частотами и задержками. Быть может, данная проблема будет решена так же, как и с двухканальной памятью. Если в материнской плате установлены модули памяти с разными параметрами задержки, то система автоматически устанавливает такие показатели, которые соответствуют самому медленному модулю памяти. Кстати, U-образные мосты будут производиться теми же компаниями, которые выпускают графические карты. В nVidia не забыли и про возможность разгона видеокарт, она будет реализована через драйвер. Но при этом обе карты должны быть разогнаны одинаково. **_Цена _**Основным преимуществом использования SLI в ценовом отношении является возможность постепенного апгрейда. То есть вы можете сначала купить одну карту, а подкопив денег, потом приобрести и вторую. Но не забудьте и про материнскую плату с двумя слотами PCIE x16.
U-образный мост позволит объединить мощь двух видеокарт.
Кто будет тратить столько денег на графическую подсистему? Конечно продвинутые геймеры и энтузиасты. Напомним, что в свое время системы Voodoo 2 SLI приобрели немалую популярность среди геймеров, несмотря на высокую цену. Сегодня минимальная конфигурация SLI (не считая материнскую плату) обойдется вам в $299 за каждую карту GeForce 6800, при этом вы получите мощь 24 пиксельных конвейеров! Мы можем только надеяться, что nVidia позволит включать SLI и на младших моделях своих видеокарт. Известно, что 6800 Ultra потребляет очень много энергии. Чтобы “прокормить” две такие карты, потребуется 250 Вт. nVidia рекомендует для компьютера с двумя указанными видеокартами использовать блок питания не менее чем на 550 Вт. Для младших видеокарт этой серии (6800 GT и 6800) можно обойтись и более простыми вариантами. **
Только будущее покажет жизнеспособность SLI._Производительность _Теперь перейдем к самому важному вопросу — насколько новая технология эффективна? Из уст представителей nVidia мы узнали, что в SLI-режиме производительность в тестах 2,3 и 4 игрового бенчмарка3DMark 2003при разрешении1600x1200со сглаживанием4xи уровнем анизотропной фильтрации8xвозросла в1,87**раз! Независимых тестов пока еще нет. Только они покажут — так ли все прекрасно. А проблемы могут возникнуть. Скажем, как nVidia решит проблему пиксельных программ, которые должны обрабатывать пиксели из двух половинок кадра?.. В общем, поживем — увидим.**Заключение **nVidia наконец сделала то, чего давно ждали все геймеры планеты, — объявила о выпуске SLI-технологии, которая позволит использовать сразу две видеокарты на одном компьютере и увеличит производительность в два раза. Подобная формула уже успешно сработала в случае с Voodoo 2. Насколько эффективной будет новая инкарнация SLI — покажут только тесты. Но предварительные результаты уже радуют. Пока что заявлена поддержка SLI только у карт серии GeForce 6800 с интерфейсом PCI Express. Возникает вопрос, что лучше — выложить $499за GeForce 6800 Ultra или потратить $598на две GeForce 6800 ($299 )? Ответ придется ждать как минимум пару месяцев, когда на рынок выйдут чипсеты и материнские платы с двумя слотами PCIE x16. Если заявления nVidia о приросте производительности почти в 2 раза окажутся верными, то ATi придется очень тяжело в битве за наши кошельки.
3dfx, Voodoo 2 и SLI Впервые 3dfx выпустила ускоритель трехмерной графики Voodoo Graphics в далеком 1996 году. Для соединения видеокарты с ускорителем Voodoo был оборудован двумя VGA -разъемами (один для соединения с видеокарточкой, другой — для монитора). В обычных режимах работы Voodoo попросту бездействовал, а при включении 3D -режима он брал на себя обработку изображения. Однако подобная связка снижала качество 2D -изображения. Такая же схема работы использовалась в Voodoo 2 , который появился в начале 1998 года. V2 стал очень популярным. Его производительность превосходила Voodoo Graphics в 3-4 раза. Новый акселератор поддерживал Glide версии 2 и 3 , OpenGL и Direct3D. Главным его козырем стала технология SLI. Данная технология позволяла связать два ускорителя в пару, увеличивая производительность практически в два раза. При этом одна карта обрабатывала четные строки изображения, другая — нечетные. Объем видеопамяти также суммировался. Все ускорители семейства Voodoo 2 производились в двух модификациях — 8 Мбайт и 12 Мбайт памяти.