Руководство и прохождение по "Star Wars Episode I: The Gungan Frontier"
Дело дядюшки Лукаса живет и процветает! Вселенная “Звездных войн” еще в 1991 году начала завоевание мира компьютерных игр. С тех пор вышло около двух десятков игр самых разных жанров (преимущественно action-adventure) и для различных платформ под эгидой Star Wars. Но этого, видимо, мало. Иначе чем объяснить тот факт, что под крылом гиганта Lucasfilm создана кампания Lucas Learning, цель которой – “приобщить в игровой форме народные массы к вселенной Star Wars”? (Это почти дословная цитата из официального заявления.)
И вот вам первый продукт этой компании – весьма нестандартная игра-обучение под названием The Gungan Frontier. Трудно как-то однозначно определить ее жанр: скажем, что это стратегия/симулятор, обучающая азам экологии и вводящая в мир Star Wars. Суть дела состоит в следующем. Планета Ганган (Gungan) страдает от перенаселенности. Поэтому Верховный Совет Гангана поручает вам основать колонию на пустынном спутнике Набу (Naboo). С этой целью вы должны превратить свой корабль в подобие Ноева ковчега, набрав на борт различных животных и растений (по своему усмотрению) и высадив все это хозяйство на Набу. При этом высадить не как придется, а с умом (в определенной последовательности, в разных местах и разных количествах), чтобы создать в безжизненном мире стабильную экосистему. Но это еще не все. Ведь конечная цель – основание колонии для ганганов, а потому вам потребуется “отстреливать” животных и собирать растения для процветания этой колонии. Делая это, вы, разумеется, нарушаете экологический баланс. Так что и здесь надо действовать с умом.
Впрочем, вам не придется заниматься никакими точными математическими расчетами. Все делается “на глазок”, исходя из элементарного здравого смысла. Надо только постоянно “держать руку на пульсе планеты”, своевременно обнаруживая нарушение баланса и находя средства для его устранения. В этом помогают исчерпывающие графики и “компьютерный советник” – дроид D2-R2. Вам предоставляется широкое поле для экспериментирования, благо что всего в игре присутствует более 80 различных видов животных и растений (а на борт корабля вы можете взять одновременно не более 23 видов), причем есть возможность создания собственных тварей и включения их в игру. Все простенько и ненавязчиво, так что игра доступна даже для детей младшего школьного возраста (с 9 лет, как рекомендует Lucas Learning).
ЭКОСИСТЕМА
Вся игровая система держится на элементарной цепочке “хищник-жертва”: есть растения, которые “мирно” себе произрастают, есть травоядные животные, которые поедают эти растения, есть хищники, которые охотятся на травоядных, затем на хищников могут найтись свои хищники и т.д. Все растения и животные размножаются с определенной скоростью, и когда эта скорость примерно сравнивается со скоростью их уничтожения, то в системе возникает равновесие (численность каждого вида почти не меняется с течением времени). Такая экосистема называется стабильной. Простейш ий пример – система, состоящая только из растений: вы высаживаете на планете только растения, и затем они начинают размножаться, пока не захватят всю планету, после чего их численность не будет меняться.
Все растения и животные имеют свою среду обитания: это может быть deep swamp (глубокое болото), shallow swamp (мелкое болото), mud (грязь), sand (песок) или rock (камни). Некоторые виды живут только в одной среде, другие – в нескольких. Растения и животные различаются также по размерам, плодовитости (сколько потомства приносит за раз), частоте приношения потомства и времени жизни, а животные виды ещё и по скорости передвижения. Есть летающие виды – они обитают везде, но питаться могут, как правило, только на определенных территориях (хотя бывают и исключения).
Но, пожалуй, самая главная “характеристика” видов – это то, насколько они полезны для ганганов. Каждый вид обеспечивает некоторым количеством пропитания (food) и строительного материала (shelter). Растения, как правило, мало полезны и дают весьма скудное количество food и shelter или не дают их вовсе. Вот почему невозможно создать солидную колонию, основываясь только на растительном царстве. И напротив: чем выше животное отстоит от растений на шкале “хищник-жертва”, тем оно более полезно. Так что “многоступенчатые” экосистемы сулят большие перспективы для развития колонии, но такие системы и труднее поддерживать на стабильном уровне.
ОСНОВНОЙ ЭКРАН
Рекомендуется начать игру с тренировочной миссии (Training Mission), где вас научат обращаться с интерфейсом. Далее переходите к отдельным миссиям (Missions), где вы постепенно обучитесь всем элементам хозяйственной деятельности. Затем к вашим услугам игра на случайно сгенерированной карте, причем на двух уровнях сложности: Beginner и Advanced. На уровне Beginner за вас загрузят корабль (не надо ломать голову, какие виды взять, чтобы можно было создать стабильную экосистему) и автоматически определят наиболее благоприятное место высадки.
Начав игру на уровне Beginner, вы сразу же окажетесь на основном экране. В окошке (4) показывается выбранный вид растения или животного (число над ним – количество особей данного вида у вас на корабле). Чтобы выгрузить одну тварь с корабля, просто наведите курсор мыши на поверхность планеты и нажмите на левую кнопку мыши. Только учтите, что каждый вид имеет свои зоны обитания, так что не удастся выгрузить, к примеру, на песок того, кто привык жить в болоте. Если действие невыполнимо, то в нижней части курсора появится перечеркнутый красный кружок. Но вы все равно можете щелкнуть кнопкой мыши – в этом случае всплывает подсказка с информацией о том, где обитает данный вид.
Чтобы сменить высаживаемый вид, просто щелкните левой кнопкой мыши по окошку (4) – тогда появится панель со списком всех видов на вашем корабле. Этот список приводится в левой части панели. (В правой части панели имеются фильтры, с помощью которых все твари можно отфильтровать по размерам и среде обитания.) Чтобы выбрать другую тварь, щелкните по ее названию в списке. При этом полезно следить за цветом надписей в списке: красным цветом отмечаются твари, являющиеся хищниками (predator) по отношению к выбранной, а ярко-зеленым – ее жертвы (prey). Можно и попутешествовать по всему дереву “хищник-жертва”, для этого щелкните по закладке FOOD WEB. Там же имеется информационная кнопочка (c буквой “i”), нажав на которую, вы получите информацию о среде обитания данного вида и его полезности для колонии ганганов.
Если вы умело манипулируете высадкой и подобрали удачное сочетание животных/растений, то постепенно будет увеличиваться показатель Bio-Score , приводимый в правом верхнем углу экрана (это попросту суммарное число особей на планете). Как только этот показатель достигнет отметки 1000, можно уже приступать к “сбору урожая”. Для этого щелкните по кнопке (9) (она называется harvest ). Появится панель, на которой можно указать, сколько особей и каких видов пустить “под нож”, то есть передать их для нужд развивающейся колонии. Опции такие: “None” – вообще не брать, “Some” – несколько, “A lot” – много, “As needed” – по мере надобности (колонии), “Maintain” – поддерживая численность популяции на постоянном уровне. Рекомендуется выбирать “Some” или “Maintain” как наиболее щадящие баланс экосистемы. Только с “Maintain” есть одна тонкость: если популяция уже заняла все 100% своего ареала и дальше уже не может размножаться чисто физически, то при опции “Maintain” вообще не будут браться особи данного вида (эффект такой же, как и от “None”), поскольку численность их популяции должна поддерживаться постоянной, а в данном случае это максимально возможная. Поэтому рекомендуется активизировать “Maintain” тогда, когда численность популяции достигла примерно 50% от максимальной. Опцией “A lot” лучше вообще никогда не пользоваться либо пользоваться в случае резкого увеличения численности какого-то вида.
Рост численности колонии ганганов можно проследить по показателю Gungans в правом верхнем углу экрана. Более подробную информацию о колонии можно получить, если щелкнуть по кнопке (8) ( Gungan City ). Тогда на основном экране вместо поверхности планеты появится подводный город – колония ганганов. Город строится автоматически, по мере поступления ресурсов. Вам остается только наблюдать за его развитием. Из этого наблюдения можно делать для себя кое-какие выводы. Можно наводить курсор мыши на отдельные сооружения, и тогда в правом верхнем углу экрана будет отражаться информация об их состоянии. Чем разнообразнее поступающие ресурсы (shelter от разных видов), тем разнообразнее будут цвета различных сооружений. Можно получить и совет “от босса”, для этого щелкните по кнопке (11) ( Boss Nass ) – он скажет вам о первоочередных нуждах колонии.
За развитием экосистемы планеты удобно следить с помощью графиков, которые вызываются нажатием на кнопку (6) ( Graphs ). Можно и обратиться за советом к дроиду D2-R2 (10) – он укажет вам на “дыры” в экосистеме.
Основное ваше “орудие” – это Toolselector (5). Нажав на эту кнопку, вы можете выбрать один из четырех “инструментов”: Capture, Stun, Bio-Scan, Release. О “Release” мы уже говорили – этот инструмент задается “по умолчанию” с начала игры, с его помощью можно высаживать выбранный вид на поверхность планеты. “Capture” осуществляет прямо противоположное действие: с помощью него можно забирать животных на борт корабля. С помощью комбинации Capture/Release можно “вручную” перемещать животных и растений по поверхности планеты, добиваясь желательного распределения. Кстати, обе эти операции удобно делать во время паузы (нажмите P на клавиатуре). Следующий инструмент – “Stun” – практически бесполезен и может применяться разве что для забавы: с его помощью можно “оглушить” животное, так что на некоторое время оно прекратит всякое движение. “Bio-Scan” – это сканер, с помощью которого можно получить подробную информацию как о выбранном животном/растении, так и обо всей его популяции.
Можно и преобразовывать поверхность планеты по своему усмотрению. Этой цели служит кнопка (7).
С помощью (2) можно менять масштаб изображения планеты.
(1) – энциклопедия Kresh, не только дающая информацию обо всех видах, но и обучающая азам экологии.
(3) – камера слежения, автоматически отслеживающая выбранную особь.
CREATE-A-CRITTER
Вы можете создавать собственных тварей и вводить их в игру на равных правах с уже имеющимися. Для этого после загрузки игры надо нажать на “Create-a-Critter”. Тогда появится панель, на которой вы можете менять следующие параметры:
KINGDOM – какому царству принадлежит тварь: животному (animal) или растительному (plant);
SIZE – размер твари;
HABITAT – в какой среде обитает;
Color – цветовой окрас твари;
Offspring – сколько детенышей приносит за один раз (number of offsprings): от few (мало) до many (много); как часто приносит потомство (reproduces): от rarely (редко) до often (часто);
Lifespan – продолжительность жизни: от short time (короткая жизнь) до long time (долгая жизнь);
Food – чем питается: растениями (plants) или животными (animals);
Speed – скорость передвижения: от slow (медленно) до fast (быстро);
Sound – издаваемый звук;
Herding – стремится (yes) или нет (no) к стадной жизни.
Кроме того, разработчики обещают выставлять на своем сайте www.gunganfrontier.com новых животных, откуда их можно свободно скачивать и вводить в игру. В настоящий момент (по данным на 25 мая) имеется первый Expansion Pack из трех животных (объем скачиваемого файла – 2 Мб). В отличие от создаваемых вами тварей, это “законные” животные из мира Star Wars, и их данные автоматически занесутся в энциклопедию Kresh после инсталляции Expansion Pack.
ПРОХОЖДЕНИЕ МИССИЙ
1. GARDEN MOON
Высадить к 200-му ходу хотя бы по одному растению каждого вида. Совсем простенькое задание. Маленькая загвоздка в том, что каждый вид может произрастать лишь на определенной местности (камни, песок, грязь, мелкое болото, глубокое болото). Доступ ко всему списку растений вызывается с помощью клавиши I. Выберите растение, щелкнув по нему левой кнопкой мыши, а затем поводите им по экрану поверхности планеты в поисках подходящего места. Даже если растение нельзя куда-то посадить (на что будет указывать перечеркнутый красный кружок), все равно полезно щелкнуть левой кнопкой мыши – появится указание, где обитает данное растение.
2. HAPPY HERBIVORES
К 200-му ходу достичь численности популяции ikapi в 25 особей. Ситуация очень простая: у вас на борту 15 особей ikapi и 4 вида растений, которые пригодны им в пищу. Вам надо только равномерно рассадить все растения и так же равномерно рассредоточить возле них ikapi.
3. NEW GUNGAN HOME
Довести численность колонии ганганов до 10000. На планете уже есть стабильная экосистема. Вам надо только “с тричь урожай”, не нарушая баланса. Делается это очень просто. Щелкните по кнопке Harvest и установите уровень “Some” или “Maintain” для всех видов. После этого только следите за состоянием экосистемы. Если вдруг где-то возникнет “провал”, сбросьте с корабля несколько особей недостающего вида.
4. SAVE THE POMS
Довести численность популяции poms до 200. Pom – это растение, которое беспощадно уничтожается двумя видами животных – daggert и hohokum. К счастью, и на них есть управа – хищник bogwing. Поэтому выпустите всех хищников возле мест произрастания pom’ов и наблюдайте за истреблением травоядных. После этого poms разрастутся буйной порослью. Для справки: такой вид воздействия на экосистему называется “top-down management”.
5. ENDANGERED KAADU
Увеличить популяцию kaadu до 60 особей. Травоядные kaadu находятся на грани вымирания из-за нехватки пищи и засилья хищников. Первым делом вызовите паузу ( P ). На вашем корабле находятся 6 видов растений, пригодных в пищу kaadu. Равномерно рассадите растения по всей поверхности планеты. На взрослых kaadu охотятся два вида хищников – saw-toothen и urusai, влиять на которых вы не можете (как в прошлой миссии). Но зато вы можете пока что отсадить adult kaadu куда-нибудь подальше от хищников (используйте комбинацию инструментов Capture/Release). Kaadu размножаются яйцами, и на борту вашего корабля имеется 10 яиц. Равномерно раскидайте их по всей поверхности планеты, желательно подальше от птиц peko-peko, которые любят полакомиться этими яйцами. Снимите игру с паузы и наблюдайте за ростом популяции kaadu. Как только заметите всплеск численности kaadu, снова нажмите на паузу. Этот всплеск означает, что из яиц вылупилось новое поколение kaadu. Рассредоточьте новорожденных по всей поверхности планеты, дабы они не стали легкой добычей для хищников. Снимите игру с паузы и ждите следующего всплеска. Повторяйте эту операцию до победного конца.
6. FOOD FIGHT
Сберегите к 500-му ходу хотя бы одну особь falumpatest. Falumpaset – это крупное травоядное. К счастью, на него никто не охотится, зато хватает конкурентов, питающихся теми же растениями. Эта миссия даже полегче предыдущей. И способ действия вам известен: ставим игру на паузу и высаживаем все растения. Кроме того, выпускаем всех хищников chuba и sketto, которые охотятся на травоядных конкурентов. Далее только наблюдаем. В этой миссии довольно легко не только сохранить популяцию falumpaset, но даже удвоить ее численность.
7. HYDEMOCK CAMPAIGN
Довести численность популяции hydemock до 200. Колония ганганов должна насчитывать при этом не менее 1500 жителей. Нажмите на P. Высадите все оставшиеся hydemock. Расселите также всех прочих тварей (кроме птицы geejaw, пожирающей hydemock) и высадите все растения, за исключением saago, treeman’s herb xosha и grass (они тоже растут на песке и потому конкурируют с hydemock по части территории). Поставьте уровень “сбора урожая” на “Some” для всех видов. Снимите игру с паузы и просто наблюдайте и ждите.
8. PEKO-PEKO PERIL
К 500-му ходу довести численность популяции peko-peko до 40 птиц. Очень простая миссия. Небольшая загвоздка состоит лишь в том, что peko-peko находится на вершине дерева “хищник-жертва”. Следовательно, надо выстроить всю “пищевую цепочку”, начиная с растений, что бы обеспечить peko-peko пропитанием. Для справки: peko-peko питается яйцами kaadu и охотится на chuba, pikolis, shaupart и yobstring.
9. VEERMOK CHOW
Довести популяцию veermock до 50 особей. Эта миссия очень похожа не предыдущую; даже полегче, так как “дерево питания” попроще.
10. BLOW IN THE WIND
К 100-му ходу довести численность популяции clodhoppers до 300 особей. Вся проблема – в питании. В вашем распоряжении имеется очень мало растений bubble spore, которыми питаются clodhoppers. Зато имеется множество семян этих растений, которые еще надо развеять над поверхностью планеты. Надо подгадать так, чтобы ветер отнес споры в прибрежные грязевые зоны – это единственное место, где “пересекаются” clodhoppers и bubble spores (clodhoppers обитают в rock, sand и mud, а bubble spores произрастают только в mud, shallow swamp и deep swamp). Впрочем, если какие-то семена попадут в болото, не беда: ведь никто не мешает вам пересадить растения в грязь. Главное – успевать делать это вовремя, дабы понапрасну не гибли clodhoppers. Если “зашиваетесь”, ставьте игру на паузу и спокойненько выправляйте ситуацию.
11. CLODHOPPER ALERT
Довести популяцию растений t’ill до 80 штук. Проблема в том, что это растение поедается в огромных количествах не в меру разросшейся популяцией травоядных clodhoppers. Решение простое – напустите на них хищников pikobis.
12. GREEDY CITY
К 1000-му ходу довести численность колонии ганганов до 60000 жителей. Ни в один момент времени численность колонии не должна опуститься ниже 5000. В этой миссии придется немного попотеть, так как потребуется прорва ресурсов для обеспечения такой большой кол онии. (С самого начала игры на планете уже имеется довольно приличная и стабильная экосистема, но ее ресурсов все равно не хватит.) Поэтому сразу же жмите на P и равномерно распределяйте все, что у вас есть. Далее в разделе Harvest укажите “ Some” для всех видов. Затем осторожно отпускайте паузу (вначале идите на Slow) и следите за показаниями графиков. Ваша задача – создать стабильную экосистему, после чего сможете расслабиться и только дожидаться нужной отметки в 60000 жителей. Но можно и форсировать события – когда численность колонии подойдет к 50000, можно хищническим образом “подстричь” все виды, переведя “сбор урожая” в режим “A lot”. Конечно, экосистему вы подорвете, но с задачей справитесь (особенно полезно, если будет поджимать время).
13. THE DOMINO EFFECT
К 500-му ходу должны сохраниться saago grass, ikapi и veermok (хотя бы по одной особи). Расклад такой: saago grass – это растение, которое едят травоядные ikapi. Ikapi, в свою очередь, уничтожаются хищником veermok. В эту «пищевую цепочку» вмешиваются еще 2 травоядных – hrumph и geejaw, которые питаются той же травкой и уничтожаются тем же хищником. Здесь от вас потребуется почти ювелирная работа, так как буквально каждая особь будет на счету. Но первым делом поставьте Harvest на “None”. Затем добавьте штук 5 veermok в качестве “охранников” к растениям. Снимите игру с паузы и отслеживайте количество saago grass, ikapi и veermok – полезно время от времени перебрасывать их на новое место, расширяя тем самым ареал их обитания. При умелом манипулировании можно даже создать стабильную экосистему.