Аналитика: Секрет успеха Diablo II. Дьявольское долголетие
Этой игре уже пошел пятый год. Собравшая всевозможные награды, побывавшая на большинстве игровых PC, пройденная вдоль и поперек, также вдоль и поперек взломанная. В оригинале имевшая разрешение 640х480 и только спустя 2 года, вместе с аддоном, получившая невероятные 800х600. Изометрическая
проекция, скромные спецэффекты, линейное прохождение… и, несмотря на антикварную внешность, огромная популярность по сей день. Популярность в онлайне. Конечно же, это великая и ужасная action/RPG от Blizzard Entertainment — Diablo II (плюс аддон Lord of Destruction ). Не пугайтесь, мы не будем в тысячу первый раз анализировать, “ как завалить барбом сорку ” и искать ответ на вопрос “ где найти Баала ”. Давайте посмотрим на короля hack-n-slash под новым, немного непривычным углом. Все, кто по каким-то причинам не видели DII, при знакомстве с этой игрой испытывают легкий шок от новости, что официальные сервера Battle.net по сей день дрожат под напором желающих повоевать на фэнтезийных просторах пяти актов игры. И это тогда, когда уже с каждым шипастым или хвостатым обитателем этого мира можно запросто пить чай, вспоминать былые сражения и хвастаться внуками. Немного утрировано, но факт остается фактом — Battle.net вошел в Книгу рекордов Гиннеса 2002 года как самый популярный в мире игровой сервис (свыше 6 миллионов активных аккаунтов), благодаря именно DII. “Дьявольскому долголетию” искренне удивляются даже верные поклонники игры. Самое простое объяснение феномена, казалось бы, лежит на поверхности: игра на Battle.net, в отличие от большинства современных MMOG, совершенно бесплатна (однако требуются лицензионные ключи), тогда как другие онлайновые миры попросят у игрока абонентскую плату в размере $10-20 в месяц. Но… самое простое объяснение далеко не всегда самое верное. Потому что в DII снова и снова возвращаются те, кто распробовал Dark Age of Camelot , Anarchy Online , Star Wars Galaxies , Neocron , EVE Online , EverQuest и прочие хиты онлайна, и возвращаются вовсе не по финансовой причине.
Локации в Diablo II не очень обширны, но разнообразны.
В чем же секрет уникальной популярности DII на Battle.net? Позади — игра с июля 2000 года, многообразно прокачанные персонажи, места в ладдере, дуэли, совместные прохождения, недобросовестные трейдеры, трусливые (и, наоборот, героические) незнакомые соратники в открытых играх, флирт, обширный “Дневник дьябломана”, серьезные эмоции и участие в великих свершениях. Пора подвести итоги и заодно задуматься, что же в ней такого, в этой простой action/RPG, которую так часто и абсолютно незаслуженно называют незатейливой аркадой. Как бы не так. Автор ответственно заявляет, что “затей” на Battle.net по сей день столько, что хватит еще года на три. Слагаемые успеха Diablo II (здесь и далее имеется в виду как сама DII, так и аддон Lord of Destruction) не является MMOG в классическом понимании этого термина — Massively Multiplayer Online Game. Из нее выпадает ключевое слово “massively”, то есть — “глобальная”. Так называют только игры, в которых одновременно могут присутствовать сотни, а то и тысячи игроков. Что до DII, то максимально возможная партия здесь — 8 персонажей. Естественно, кто-то может выйти из игры, кто-то в нее войдет, но ограничение останется. Почему же мы сравниваем отнюдь не новый уже хит от Blizzard с лучшими MMORPG, где есть и полное 3D, и густонаселенные локации, и даже целые города и замки? Все просто: Battle.net является таким “довеском” к игре, который в значительной степени дополняет геймплей оригинала и погружает игрока в настоящий виртуальный мир. Здесь и континентальные рейтинги, и возможность чата с любым из десятков тысяч
В большой партии порой не видно, кто где. А еще при этом бывают лаги.
играющих независимо от того, где тот находится — в игре или на канале, и удобная торговля, и длительное время, затрачиваемое на честную прокачку персонажей… В итоге, солидный возраст Diablo II перестает иметь решающее значение: в сочетании с сервисами Battle.net мы получаем достаточно свежий даже по сегодняшним меркам продукт, отвечающий требованиям самых взыскательных геймеров. А двумерная графика… что ж, как говорится, не графикой единой. Помимо нее есть еще 10 элементов, из которых можно собрать как завораживающий онлайновый шедевр, так и поделку-однодневку. Перечислим их все: — многообразие вариантов прокачки для каждого класса персонажей, из которых как минимум несколько жизнеспособны; — ярко выраженная боевая система каждого класса, значительно отличающаяся от других; — богатый игровой мир, поддержка кланов и гильдий; — развитые и сбалансированные режимы PvM и PvP; — удобный и легко настраиваемый интерфейс; — привлекательная индивидуальная рейтинговая система;
Магические заклинания ничуть не вредят соратникам, но если этот некромант объявит войну, у него есть все шансы уложить кого-нибудь из бывших друзей.
— отсутствие или минимум лагов; — невысокий расход трафика и низкая абонентская плата; — качественная техподдержка; — своевременные обновления (патчи) и отслеживание хакерских программ. Разумеется, играет роль и геймплей как таковой. Diablo II знаменита ураганным экшеном, которого, впрочем, не так легко добиться. Если герой развит, что называется, вкривь и вкось, на высшем уровне сложности hell его ждет незавидная участь: медленное прохождение “от угла до угла”, трусливые сражения с одиночными монстрами и гибель на каждом шагу. После чего горе-рулевой, как правило, стирает неудачный экземпляр и берется за выращивание нового. Если же прокачка грамотная, а экипировка соответствует уровню подопечного, то даже в самых сложных условиях он будет, в буквальном смысле слова, сносить все живое (и всю нежить) на своем пути. Особенно приятный момент — прохождение подросшим героем тех же самых локаций, на которых он боялся каждого куста еще с десяток уровней назад. Diablo II — одна из немногих РС-игр, в которой правильное развитие персонажа вознаграждается столь явно и столь щедро. Почти в яблочко Однако вернемся к десяти слагаемым успешной MMOG. Если брать в расчет только игру на закрытом Battle.net (то есть на официальных серверах), то можно смело утверждать, что “в минусе” всего 3 пункта. В игре по сей день нет поддержки
Торговый канал. Новичка здесь заботливо встретят, предложат все самое лучшее, проводят в закрытую игру и… не исключено, что со вкусом обокрадут.
кланов и гильдий, хотя она была обещана еще на стадии разработки (куцые возможности в чат-каналах — не в счет). Лаги на Battle.net давно стали притчей во языцех, а заодно причиной гибели не одной сотни хардкорных персонажей. Что касается своевременных обновлений и борьбы с хаками, то упоминание о них — лучший способ потоптаться по любимым мозолям фанатов игры. Патч 1.10, кажется, войдет в историю — как единственный патч, который миллионы игроков ждали больше, чем какую-либо игру, причем ждали больше года. Мап-хак, трейд-хаки, дюпы, нечестные ловушки… на закрытом Battle.net сегодня присутствует весь набор “джентльменов удачи”, а на аукционах вроде eBay.com открыто предлагаются соответствующие программки. Разумеется, Blizzard и не думает безучастно взирать на это безобразие. По официальным форумам перманентно проносятся ужасные угрозы в адрес нечестных игроков, и где-то раз в полгода проводятся показательные карательные акции, в результате которых несколько тысяч пострадавших обзаводятся новыми аккаунтами, и все возвращается на круги своя. Игра слишком популярна для того, чтобы оставаться честной. Кстати, именно после того, как в Diablo II на Battle.net закончился fair play , игру покинули топовые игроки, а следом за ними потянулись остальные фанаты. В конце 2002 года большинство ушло в новый тогда DAoC, многие решили посмотреть наконец на EverQuest, а сегодня все взоры прикованы к World of Warcraft , Lineage 2 , EverQuest 2 и, конечно же, к Guild Wars , которую, к слову, создает бывший костяк Blizzard North образца 1997 года. Естественно, старичок Diablo II не идет уже ни в какое сравнение с этими монстрами жанра, но… зайдите на Battle.net, и вам всегда будет с кем сыграть в DII. “Чем же они там, черт возьми, заняты уже пятый год?” — воскликнет недоуменный новичок. Давайте посмотрим вместе… __ Дьявольские ссылкиwww.ladder.ru— сайт команды РУС-1, создавшей RUSSBarb’а. Огромный форум, на котором, правда, DII сегодня на вторых ролях после DAoC.http://forums.ag.ru/?board=d2_main— форум по action/RPG на Absolute Games. До недавнего объединения с другими играми поджанра здесь было около 95 тысяч сообщений, посвященных DII.http://forum.akara.ru — “Шатер тетушки Акары” — относительно новый ресурс, на котором, впрочем, собрались очень опытные игроки, а потому любой новичок получит ответы на все вопросы и квалифицированные советы.www.diablozone.net— один из немногих любительских сайтов по DII, выполненный на очень приличном уровне. Новости, статьи, файлы и, конечно же, форум.http://forums.slashdot.ru— форумы на Slash[dot].ru. Раздел по DII, как и на форумах AG, насчитывает свыше 90 тысяч сообщений. В недрах самого раздела можно выловить исключительно ценные и толковые гайды.http://blizzard.ru/forum/— помимо DII, здесь активно освещаются и обсуждаются новости, связанные со всеми проектами Blizzard, включая World of Warcraft.
Параллельные игры Существенный элемент онлайновой многопользовательской игры — общение. По большому счету, именно на взаимодействие между игроками возлагают свои самые большие надежды разработчики MMOG. Искусственный интеллект, способный увлечь на месяцы — пока еще неосуществимая мечта, а ведь процветание
В окошке справа DII Hardcore Ladder (Europe) — прибежище настоящих ветеранов.
MMOG напрямую зависит от количества подписчиков. К тому же фэнтезийный мир весьма способствует раскрепощению творческих способностей — в некоторых кланах серьезный отыгрыш роли является необходимым условием членства. Когда все это умножается на идеальный интерфейс, удобный инструментарий для чата и рейтинг (ladder), к которому прикованы все взоры, разношерстная толпа игроков мгновенно трансформируется в развитое сообщество. В ход для экономии времени идут аббревиатуры, над которыми поломает голову даже бывалый фидошник, устраиваются разнообразные чемпионаты, и, в дополнение ко всему, народ развлекается как может, внося собственные дополнения в правила игры. Все началось осенью 2000 года, когда российское комьюнити на Battle.net, оценив популярность игры, замутило RUSSBarb 'а — коллективного персонажа, призванного возглавить европейский рейтинг. Достичь максимального 99-го уровня в одиночку тогда было почти невозможно, и около полусотни наших игроков прокачивали одного-единственного супергероя, создавая ему условия для максимально быстрого набора опыта. В ответ в дружественной Германии был создан GERBarb , который, увы, и выиграл эту гонку. С обидным опережением на
Expansion Hardcore Ladder (Europe) — место главных боев за высокую позицию в рейтинге.
один день, но выиграл. Однако о той истории уже достаточно много сказано (в свое время ей уделила внимание даже CNN ), отметим здесь только влияние этого события на игровое сообщество. На протяжении нескольких месяцев Diablo II стала чем-то гораздо большим, чем просто игрой, для сотен игроков. Вся Европа, затаив дыхание, следила за поединком. И, несмотря на то, что RUSSBarb тогда проиграл, самый большой выигрыш был достигнут в другой, но не менее важной области. После этой дуэли никто и никогда не доставал наших игроков излюбленным (и часто — вполне искренним) вопросом: “ Да как же вы можете быть из России, если у вас там нет компьютеров? ”. Вместе с историей RUSSBarb’а на Battle.net закончилась пора “великих свершений”. Игра была пройдена вдоль и поперек, фан-сайты заполнились под завязку гайдами и советами опытных игроков, и народ заскучал. Получилась довольно неприятная эмоциональная “вилка” — Diablo II продолжала оставаться лучшей онлайновой игрой в своем поджанре, но изрядно всем надоела. Начался период экспериментов и развлечений… Здесь были и разнообразные дуэли, и PK-ing, и причудливо сформированные партии — например, 8 паладинов с разными аурами. На чат-каналах замелькали варвары-метатели ножей и волшебницы с копьями. Игроки постарше опробовали drinking game (подробности опускаем, иначе получится прямая реклама употребления алкоголя). И на
Количество открытых игр почти всегда больше десятка, исключая разве что раннее утро.
недосягаемую высоту поднялся items hunting — игра, целью которой является поиск элитного оружия и брони. На этом развлечении стоит остановиться подробнее. Форумы по Diablo II пестрят сообщениями вроде “ сделал почти тысячу забегов на Баала, ничего не нашел! ” или “ искал Wind Force (лук такой) полгода, сегодня нашел, ура-ура! ”. Это не шутка, забеги на актовых боссов действительно стали чем-то вроде интернационального вида спорта на Battle.net. Процесс сильно смахивает на лотерею — персонаж за минуту-две добирается до супостата, выбивает из него дух и с любопытством разглядывает вывалившийся дроп. У некоторых такое времяпрепровождение становится главной целью игры. Над ними часто подшучивают: “ В чем смысл бегать на Баала, если бегаешь только для того, чтобы выбить из него шмотки, в которых будет еще удобнее бегать на Баала? ”. Вопрос, конечно, смешной, но ни один уважающий манчкин смеяться в ответ не станет. Уважающий себя манчкин наладит программку, которая будет гонять бота, пока он спит. Все, что останется утром, — проверить инвентарь. Эта “автоматизация” окончательно убила Diablo II в глазах ценителей честной игры. День сегодняшний Что же застанет сегодня новичок в Diablo II, впервые попавший на Battle.net? Несмотря на все перипетии, игра по-прежнему жива, и по-прежнему не составляет большой проблемы найти себе компанию для совместного прохождения или
Восемь персонажей — максимум в игре. Самый высокий уровень сложности, но и наибольшее количество очков получаемого опыта.
соперника для дуэли. Игра жива, но она сильно изменилась. Самая серьезная потеря — уход из Diablo II лучших игроков (кстати, скриншоты к данной статье любезно предоставлены одной из самых известных в России “диаблерш” — Shadowmoon , за что ей спасибо). Да, некоторые из них иногда возвращаются “погонять чертей”, но большинство давно уже перекочевало в платные MMORPG. Там гораздо строже отслеживаются хаки, а провинившиеся могут мгновенно лишиться аккаунта. Вместе с ведущими геймерами из Battle.net ушла горячая атмосфера настоящего состязания за высокое место в ладдере, да и сам ладдер изрядно обесценился. Впрочем, несправедливо было бы сделать вывод, что поглупело само комьюнити в DII. Скорее, наоборот: сегодня остаются в основном те, кто отчетливо понимает, что использовать нечестные приемы означает собственноручно лишить себя удовольствия от игры. В моде самостоятельные прохождения без помощи высокоуровневых персонажей и более вдумчивая, чем раньше, игра в партии. Blizzard по мере сил стимулирует интерес игроков к ладдеру, обещая увековечить на своем сайте имена победителей в новом сезоне. Впрочем, это вряд ли вернет былой ажиотаж вокруг DII — она окончательно выпала из мейнстрима, и в моде другие имена. Здесь настала осень, но это далеко не самое худшее время года. Наступило время спокойной игры, из которой за четыре года выветрился только один пункт из десятка слагаемых успеха MMOG, а именно — привлекательный рейтинг (напомним, что 3-х пунктов там изначально не было). Но… король action/RPG по-прежнему на троне, а это значит, что на Battle.net еще долго будет людно и весело. __ Дело техники — подключение Помимо игры на официальных серверах Battle.net, в Diablo II можно играть по локальной сети и TCP/IP. Можно сыграть и по модему, в этом случае эмулируется игра по TCP/IP. Так называемый “ открытый Battle.net ” не имеет никакого отношения к игре на закрытых серверах: в этом случае игра идет по TCP/IP, а для удобства играющих предоставляется возможность воспользоваться такими функциями Battle.net, как чат-канал и организация игры. Чтобы попасть на “официальный” Battle.net, необходимы лицензионные версии как самой Diablo II, так и аддона Lord of Destruction. При входе в игру сначала проверяется CD-key оригинала, следом идет проверка CD-key для LoD. Таким образом, если есть лицензионный ключ от DII, но нет от LoD, на Battle.net пустят, но и играть дадут только в классическую DII. Если есть ключ только от LoD, на Battle.net не пустят вообще. Покупка лицензионной версии с рук — не очень хороший выбор, так как бывшему владельцу достаточно переписать себе эти ключи, поставить их на пиратку и без проблем продолжать играть на Battle.net. В этом случае второй (а иногда — и десятый) покупатель ключа будет вынужден ждать, когда первый наиграется. В России лицензионные коробки с DII и LoD продаются как в крупных специализированных магазинах, так и в интернет-магазинах (“ Озон ”, “ Софткей ”). Стоимость полного пакета сегодня — не более 1200 р. (с доставкой по России до 2000 рублей, в зависимости от вида доставки). Само подключение к Battle.net проходит без проблем. При первом подключении происходит автоматическое обновление игры и закачка патча объемом около 5Мб. Существенный момент — не забудьте указать при создании аккаунта свой работающий e-mail. Если аккаунт украдут (бывает и такое), наличие почтового ящика поможет его вернуть.
*** * *** Остается только вопрос: стоит ли сегодня покупать лицензионную версию DII+LoD (иначе на официальные сервера не попасть), если вы никогда не были на Battle.net? Вопрос сложный, но мы все же позволим себе дать правильный, на наш взгляд, ответ. Если самое важное для вас в онлайновой игре — личные достижения в рейтинге, то забудьте про DII. Шансов у вас — ноль, и удовольствия вы получите — не больше. Другое дело, если для вас имеет значение сама Diablo II, и вы хотите пообщаться с умными (именно умными) игроками из других стран (и не забывайте, что игра на Battle.net полностью бесплатна). В этом случае можно прямо сейчас отправляться в магазин за лицензией.