02 августа 2001
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "Apache Havoc"

Руководство и прохождение по "Apache Havoc" - изображение обложка

YOU ARE CLEAR TO TAKE OFF

С самого начала игра была очень странным проектом. Во-первых, из-за названия – возможность управления российским боевым вертолетом встречается редко, на моей памяти до сих пор было всего лишь три подобных продукта. Во-вторых, из-за обещания авторов создать самый совершенный графический движок – всем известно, насколько сложно сделать качественный вертолетный симулятор, ведь сражения происходят на сверхнизких высотах и алгоритм прорисовки ландшафта должен быть очень мощным. В-третьих, странным было и то, что команда создателей Razorworks обитает в Оксфорде, следовательно, ни к Apache, ни к Havoc никакого прямого отношения не имеет.

Неудивительно, что и интерес к игре то возрастал, то понижался в зависимости от поступления новых фактов и картинок. Соответственно изменялось и мое отношение к проекту: от удивления представленным на Е3 до разочарования увиденным во время ECTS и, наконец, до повторного удивления от знакомства с бета-, а теперь уже и финальной версией игры. И знакомство это, как вы видите по рейтингам, не разочаровало. Но об этом чуть позже, сейчас же немного о главных “действующих лицах”.

Выбор AH-64D Apache Longbow и Ми-28Н Havoc-B не случаен. Обе эти машины практически идентичны другу. В отличие от камовских Ka-50 и Ka-52 (более известных как “Черная Акула”) с так называемым двойным винтом, создатели и Apache, и Ми-28 использовали “классическую” конструкцию со стандартным задним винтом, не позволяющим вертолету пойти в бесконтрольное вращение вокруг своей оси и обеспечивающим свободное скольжение на месте. Более того, схожесть этих двух моделей породила в рядах американских военных специалистов стойкую уверенность, что Ми-28 просто был “содран” с Apache. Отчасти благодаря этому давлению и желанию создавать только свое в 1986 году Министерством Вооруженных сил СССР было принято решение использовать в дальнейшем именно Ka-50, а не Ми-28, лишь немного уступающий первому по характеристикам, но намного более дешевый и надежный. К счастью, глобального военного конфликта и, соответственно, возможности проверить, кто же был прав в этой ситуации, так и не произошло, а за плечами у обоих конструкторских бюро есть повод гордиться своей продукцией – Ka-50 отличился во время Чеченской кампании, а Ми-28 (точнее, его предшественник, Ми-24) прекрасно зарекомендовал себя во время Афганской войны. Так что припасем “Черную Акулу” и “Аллигатора” для будущих виртуальных разборок с RAH-66 Comanche – сейчас нас ждут не менее увлекательные сражения.

ENEMY ENGAGED

Если честно, оценить Apache-Havoc я смог лишь тогда, когда представилась возможность познакомиться с ним поближе. Как я уже говорил, во время ECTS все это выглядело как-то странно и не увязывалось одно с другим. Вроде бы средняя графика и слова консультанта о “графическом движке нового поколения”, разговоры о реальном лесе и какие-то странные зеленые прямоугольники с редкими единичными деревьями по краям, фразы о разнообразном рельефе местности и пологая зеленая долина… Вот и запустив впервые игру, я мысленно поставил графике три балла. Но чем больше я вникал в суть, тем сильнее менялось мое отношение к увиденному. Вначале невзрачный мир через 15 минут ознакомления преображается и становится таким родным и красивым. То, что в первое время только раздражало, начинает радовать глаз. Идея с лесом уже не кажется такой убогой, замечаешь, что берега рек выглядят вполне реально, холмы вокруг действительно похожи на холмы, а после взрыва первой колонны с горючим вообще нет предела ликованию. Но полностью стилем игры я проникся, лишь поставив демонстрационный режим и просидев около получаса перед монитором, делая небольшие заметки и наслаждаясь открывшимся видом. Действительно оценить старание художников и программистов можно только при включении так называемой Auto-Action камеры – ведь во время игры из кабины вертолета не так много и увидишь.

А когда не увлечен боем, а просто наблюдаешь за тем, что происходит на экране, начинаешь замечать и вовсе удивительные вещи. Становятся видны даже надписи на ракетах, а когда снижаешь скорость, замечаешь, что лопасти у вертолета поднимаются и опускаются не только вследствие наклона штурвала, но и в зависимости от величины тяги. Лужи после дождя постепенно высыхают под лучами солнца, дым легко разгоняется, а если опуститься достаточно низко, то можно заметить, как мощный поток воздуха, создаваемый вращающимся винтом, колышет траву и гонит песок. Корпуса вертолетов идеально копируют оригинал, а подборка текстур полностью соответствует стилю маскировочного окраса той или иной стороны. Скорострельная пушка поворачивается в сторону выбранной цели, а стойки колес сжимаются от тяжести при жесткой посадке… Перечислять можно долго, но самое удивительное, что на таком высочайшем уровне выполнены не только модели основных вертолетов, но и вся техника в игре. Через открытый задний люк транспортного CH-47D Chinook видны боковые иллюминаторы, сквозь которые пробивается свет, а Су-33 после посадки подруливает к ангару и поднимает фонарь кабины. Во всех видах транспортных средств сидят люди, будь то самолет, автомобиль или танк. Окружающий мир строго логичен, и пыль из-под колес грузовиков летит, только если они сходят с бетонного шоссе, а фары по ночам включают все, кроме тяжелой бронетехники, – зачем им свет, если есть приборы ночного видения?

Целостность картинки дополняет великолепный звук. Я, конечно, понимаю, что многого, находясь в кабине вертолета, не услышишь – шум винтов, как-никак. Однако все эти условности и вопросы о реализме отходят на второй план, когда слышишь, как в ночной степи трещат о чем-то своем цикады и птицы поют поутру в лесу. Что ни говори, но большинству авиасимуляторов именно подобных (пусть и не очень реалистичных) мелочей и не хватает.

RETURNING TO BASE

Еще более удивительно то, что Apache-Havoc отнюдь не является аркадным симулятором, с Comanche от NovaLogic его нечего и сравнивать. Физическая модель продумана до мелочей, учитывается не только плотность воздуха, общая масса и атмосферные воздушные потоки, но такие редко вводимые разработчиками вещи, как компенсация веса при расходе топлива или так называемые эффекты “вихрев

ого кольца” и “углового стопора” винта. А за возможность посадки со сломанным двигателем методом авторотации вообще стоит сказать авторам отдельное спасибо. Более того, предусмотрен даже “клин” лопастей из-за несовпадения скорости воздушных потоков на предельно малых высотах. А как забавно смотрится беспомощно вращающийся вертолет при потере хвостового винта или сходе с горизонтальная плоскости при попадании в воздушную яму! Особенно, когда за этим наблюдаешь со стороны, а не сам пытаешься выправить непослушную машину.

Следует отметить, что создание физической модели вертолета – одно из самых сложных занятий, ведь приходится учитывать уйму факторов, никогда не берущихся в расчет при создании обыкновенного авиасимулятора. Главное здесь – не сделать ее предельно упрощенной и не переборщить со сложностью. Apache-Havoc более или менее справляется с этими двумя задачами благодаря возможности настройки сложности полета и системы помощи. Можно регулировать всё – от вихревых эффектов до управления радаром. В качестве дани полному реализму можно даже вообще отключить помощь со стороны второго пилота, и тогда вас оставят один на один со стандартными натовскими символами на экране и руководством с подробными характеристиками техники. Тогда пара часов бесплодных попыток угадать, кому принадлежит та или иная единица, не подлетая вплотную, а ориентируясь лишь на данные о скорости, высоте полета и радарной обстановке, вам обеспечена. Можно же, наоборот, поставить режим Easy, и тогда определение цели будет происходить мгновенно, а вместо характеристик станет появляться надпись вроде “вражеский самолет” или “танк союзников”. Для тех, кто не любит бросаться в крайности, существует средний режим, тогда ваш напарник будет определять лишь модель техники, а вспомнить, у кого она на вооружении, это уже ваше сугубо личное дело.

MISSION ACCOMPLISHED

Разумеется, что подобные дизайнерские наработки стали бы бессмысленными без качественно продуманного игрового процесса. И здесь Empire приготовила еще один козырь – динамическую кампанию. Конечно, это не ново, и Tour of Duty в симуляторах используется довольно часто, но каждая его грамотная реализация достойна упоминания: ведь куда интереснее наблюдать за развитием конфликта и ощущать свое участие в нём, а не идти по заранее написанному авторами сценарию готовых заданий. Конечно, миссии от этого теряют некоторую разнообразность, но кто на во

йне гонится за личным интересом? Тем более, как приятно бросить надоевшее патрулирование и отправиться на охоту за вертолетами врага. Или, возвращаясь с операции по переброске груза, немного отклониться в сторону и помочь штурмовикам добить колонну вражеской бронетехники – плюс в том, что вас никто не заставляет выходить на те задания, которые вам не нравятся.

Идея динамической кампании наконец-то получила достойное воплощение, как внутреннее, так и графическое. Мир игры живет на отведенных ему 160000 квадратных километрах своей, понятной только ему жизнью. День сменяется ночью, рассеивается туман и начинается дождь, постепенно переходящий в ураган. Одновременно в воздухе и на земле находятся сотни боевых единиц, выполняются и срываются операции, гибнет техника и люди. Достаточно только включить динамическую камеру, и становится понятно, что вы только пешка в этой войне, лишь одно из бесчисленных орудий уничтожения.

Что еще можно сказать об игре? Посмотрите на рейтинг, хотя здесь все и так ясно. Конечно, минусы есть, и для многих они критичны – подобный реализм и графика выливаются, как вы уже догадались, в обязательную необходимость трехмерного ускорителя (совместимого с Direct3D) и совсем не маленькие запросы к железу, и это при том, что игра иногда умудряется притормаживать на машине, явно превосходящей рекомендованную конфигурацию. Что поделаешь, такова расплата за качество. Так что, если вы большой поклонник симуляторов и, что самое главное, располагаете подходящим компьютером, Apache-Havoc для вас. Всем же остальным тоже очень рекомендую посмотреть – подобные игры появляются не часто.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И СОВЕТЫ

Как и полагается нормальному симулятору, управление достаточно сложно и в нем задействована практиче

ски вся клавиатура. Но для начала достаточно разобраться с основными режимами полета и с работой радаров – все остальное не так важно. К тому же Empire не стала вводить дополнительные трудности, поэтому все нижесказанное относится в равной мере и к Apache, и к Havoc.

ВЗЛЁТ

Вначале запустите двигатели (клавиша R) , и отпустите тормоза ( B ). Увеличьте газ ( Q ) до 65–75% в зависимости от загрузки и плотности воздуха. Как только вертолет достигнет требуемой высоты, развернитесь в соответствии с курсом, увеличивая или уменьшая тягу хвостового винта ( Z и X ). Наклоните корпус вперед ( U ). Поддерживайте газ на уровне 85–95% ( Q и A ) и сохраняйте заданный угол наклона по отношению к горизонту. Как только вы наберете достаточную скорость, маневрирование с помощью заднего винта будет не так эффективно и поворачивать вертолет придется, наклоняя корпус вправо или влево ( L и R ). Чтобы зависнуть на месте, сбросьте скорость, потянув штурвал на себя и опустив газ до 65%. Выровняйте положение, добейтесь минимального отклонения и нажмите H для поддержания машины в стабильном положении.

ПОСАДКА

Очень рекомендую во время посадки не лететь прямо в сторону предполагаемого места и точно зависать над ним, а делать это по широкой дуге. Во-первых, это позволит вам направить вертолет носом в сторону ветра, а во-вторых, позволит снизить скорость и высоту, что позволяет справи

ться без риска с управлением в самый последний момент. В любом случае последовательность действий должна быть следующей. Медленно приближайтесь к цели, а когда до нее останется около десяти метров, потянув штурвал на себя, окончательно сбросьте скорость и зависните над площадкой. Опустите газ до 55–60%, это приведет к тому, что вертолет начнет медленно снижаться. Помогая себе хвостом, выровняйте направление относительно ветра и перед самым касанием земли чуть-чуть отклоните машину назад, чтобы коснуться земли одновременно всеми тремя колесами. Сбросьте тягу до нуля, заглушите двигатели и поставьте тормоза.

Если время посадки ограничено, то можно в момент зависания сбросить газ до 20–30%, а затем, перед самой землей, включить двигатели на полную мощность, одновременно дернув штурвал на себя. Но экспериментировать таким образом в спокойной обстановке не советую, мало ли что может случиться.

Большим плюсом вертолета является то, что он может садиться практически на любую поверхность. Если у вас нет выбора и приходится опускать машину на склон горы или пригорка, то нужно делать это боком к склону и лицом в подветренную сторону, а не в направлении вершины, как это может сначала показаться.

РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Главное правило современного воздушного боя – выстрелить первым. Оружие становится все более совершенным, и если вам не удастся сразу же уничтожить цель, то второго шанса уже может не быть. Соответственно, одним из определяющих факторов является то, насколько быстро вы владеете системами наведения.

НАЗЕМНЫЙ И ВОЗДУШНЫЙ РАДАРЫ

Радары одинаково функционируют на обоих вертолетах, включаются нажатием клавиш Insert и Home соответственно. Как вы уже д

огадались, первый предназначен для обнаружения целей на поверхности, а второй отвечает за состояние дел в небе. Управление обеими системами осуществляется с помощью клавиш дополнительной цифровой клавиатуры (справа), функции в основном одни и те же. Дальность действия радара регулируется клавишами + ( плюс ) и - ( минус ) на той же клавиатуре, направление – клавишами 2 , 4 , 8 и 6. Клавиша 1 отвечает за автоматический выбор цели, а если вам необходим ручной режим, то нажмите 0. Приоритетность целей для наземного радара определяется клавишами 3 и 9 , а наведение на самолет союзников – клавишей 7. Цель везде захватывается клавишей Enter.

TADS И EOS

Это краткое обозначение систем оптического слежения, используемых на обеих моделях вертолетов. Они позволяют навести оружие на цель, не вызвав бешенного воя её антирадарной системы. Требует прямой видимости, зато не позволяет вам “засветиться”. Обнаружение и захват цели чем-то напоминает работу телеоператора – вы перемещаете камеру и фиксируете изображение. Вообще-то этим должен заниматься второй пилот, но в связи с его отсутствием эта обязанность возлагается на вас. Разумеется, реальное применение она находит только против наземных целей – захватить таким образом в прицел воздушный объект, обладающий приличной скоростью, достаточно проблематично. Немного о самих системах. FLIR ( Delete ) представляет собой стандартную для обоих вертолетов инфракрасную оптику, использование которой, к сожалению, возможно только при хорошей освещенности, зато такие вещи, как туман и дым ей не помеха. LLLTV ( End ) и DVO ( Page Down ), установленные на Havoc и Apache соответственно, применяются в случаях слабого освещения, в основном ночью. DTV ( End

) используется только на Apache и предназначена для детального рассмотрения объектов с целью определения их принадлежности.

Управление в основном аналогично управлению наземным и воздушным радарами, только клавиши _+ и _- отвечают за увеличение и уменьшение изображения.

IHADSS И HMS

Эти включающиеся клавишей Page Up системы представляют собой ни что иное, как вмонтированное в шлем устройство для визуального обнаружения целей. Информация выводится на стекло непосредственно перед глазами пилота, а пеленгация противника проводится простым поворотом головы в соответствующую сторону. Эти системы отвечают за наведение оружия, поэтому могут быть включены только после активизации последнего ( Backspace ). Управление аналогично любому из радаров.

ТАКТИКА БОЯ

Теперь немного о том, что и когда приходится использовать. Включение радара надо производить как можно реже – это крайний, хотя и наиболее эффективный способ. По возможности применяйте оптические системы, в худшем случае – IHADSS или HMS. Это позволит избежать нежелательного дальнего пеленга, да и цель будет меньше знать о вашем присутствии. Конечно, если вы вовлечены в жестокий бой, делать что-то уже поздно – применяйте стандартный радар и включайте электронные системы глушения ( I и J ), все равно вас уже засекли. Если вы используете помощь второго пилота, то он это сделает за вас, равно как и отстрелит ракетные ловушки ( C и F ) при возникновении такой необходимости. Вообще говоря, способов ухода от опасности в случае поступления сигнала о приближении ракеты достаточно много, но классическим является следующий: если вы обладаете достаточным запасом высоты (80–100 метров), то зависните на секунду на месте, потом резко свалитесь на один бок, сбросьте обороты до нуля, наклоните корпус вперед и идите вниз по длинной дуге. Когда до земли останется пара десятков метров, одновременно с применением противоракетных средств отклонитесь в другую сторону и дайте полную тягу. Если же вы находитесь на предельно низкой высоте, то выполняйте это маневр в обратной в последовательности – вначале поднимайтесь, затем падайте. Опаснее всего в таких случаях попасть в вихревой поток или застопорить винт, но, с другой стороны, прямое попадание ракеты тоже не прибавляет здоровья. После того как с противником в зоне видимости будет покончено или вы решите ретироваться (что в большинстве случаев является самой правильной тактикой), не забудьте отключить радар ( Ctrl + Del ), это жизненно необходимо.

СВОБОДНЫЙ ПОЛЁТ

Следующие клавиши могут оказаться чрезвычайно полезными. G включает и выключает автопилот, W выбирает следующий пункт назначения. Y отвечает за “дворники” при плохой погоде, а N – за прибор ночного видения. Но самыми важными являются комбинации Ctrl + - ( минус ) и Ctrl + + ( плюс ), так как они помогают уменьшить или ускорить ход времени, а нет ничего хуже, чем ждать начала большой операции.

“БОЛЬШАЯ ИГРА”

На выбор вам предоставляется несколько видов “соревнований” – от свободного полета до специальных миссий. Есть и Multiplayer, и Apache-Havoc выглядит очень даже неплохо в этом режиме. Сражения чем-то напоминают партизанскую войну, когда никто не решается включить радар – проти

вники на минимальной скорости и высоте “патрулируют” город, прячась за зданиями и ныряя во внутренние дворы. А как приятно дать полный залп в хвост ничего не подозревающему сопернику! Впрочем, режим кампании не менее, а может быть, даже более интересен.

На выбор вам предоставляют три вымышленных военных конфликта – войну Грузии с Турцией, новый кубинский кризис и сражение за независимость Таиланда от Китая. Или наоборот, в зависимости от того, какую сторону вы выберете. После того как вы определитесь с формальностями, вас перенесут на авиабазу. Здесь вы будете проводить большинство своего времени, наблюдая за передвижением войск, ремонтируя и снаряжая вертолеты, выбирая очередное задание. Видов миссий достаточно много, сами они возникают в зависимости от обстановки на фронте. Так, например, если вы (или кто-то другой) во время разведывательной операции наткнетесь на колонну вражеской бронетехники, то по возвращении на базу вам предложат участвовать в операции по ее уничтожению. Успех в подобных миссиях определяет не только ваш общий счет и, соответственно, получение очередного звания, но и ваше оставшееся время. Если вы станете проваливать одно задание за другим, то вас просто спишут в отставку. Если же вы, наоборот, будете “отличником боевой подготовки”, то в ваши руки вверят несколько подразделений и допустят к возможности самому создавать новые миссии. Может статься, вам и удастся выиграть войну. Желаю вам в этом успеха!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь