Диптаун наяву. Мечта виртуальщика — Active Worlds
Первым предсказал пришествие виртуальности, наверное, фантаст Уильям Гибсон в романе “ Нейромант ”. Но отечественному пользователю куда милее виртуальный город Диптаун, придуманный писателем Сергеем Лукьяненко. Все окружение предельно знакомо. Что-то позаимствовано из компьютерных игр, что-то — из интернет-технологий. С одной стороны — совершенно новое, с другой — легко узнаваемое. Многие спят и видят, как настанет день, когда у любого интернетчика появится возможность побродить по многополигональным улочкам Диптауна. Пускай нет в реальности Дмитрия Дебенко , пускай не скоро станет массовым оборудование, с помощью которого человек сможет проникать в виртуальность (хотя это уже
не факт), но ведь объемные виртуальные интернет-миры наверняка можно разработать… Пока одни размышляют, другие давно живут в виртуальном Диптауне. Дело в том, что в Сети уже существует некий аналог города, придуманного Лукьяненко. Только это не город — целый мир. Знакомьтесь, Active Worlds. Пришествие виртуальности “Активные миры” (создатели — компания ActiveWorlds.Com, Inc. ) многие называют просто 3D-чатом, но на самом деле это полноценный трехмерный мир. 3D-вселенная внутри интернета. В “Мирах” на сегодняшний момент обитают десятки тысяч человек, управляющих своими виртуальными персонажами. Выглядит
Знаменитый ресторан «Три поросенка» из романов «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала» Сергея Лукьяненко. Можно зайти внутрь, посидеть за стойкой бара, поболтать с постояльцами.
действо как трехмерная онлайновая RPG. Если вы видите Active Worlds впервые, то разницы с большой вероятностью не заметите. Но если разобраться, то AW — не совсем игра, а иногда даже совсем не игра. Это вещь несравненно большая, чем “комната для чата” (пусть и трехмерная), и куда более масштабная, чем любая онлайновая ролевка. Убедиться в этом несложно, опробовав программу (хотя говорить о целом виртуальном мире “программа” язык не поворачивается) в действии. Для того чтобы с головой нырнуть в виртуальную вселенную, для начала необходимо скачать прогрмму-клиент с сайта www.activeworlds.com , установить ее, подключиться к Сети и… Почти сразу же после установки и процедуры регистрации вы оказываетесь в огромной вселенной. Сотни огромных миров, тысячи маленьких городов… Можно отправиться в средневековую Европу, можно — на экваториальные острова. Хотите прогуляться по улицам Лондона? Не вопрос: найдите соответствующий мир — и можете путешествовать. А может, вас привлекает будущее? Что ж, в Active Worlds найдется несколько футуристических мегаполисов. Ну, а если у вас просто есть лишние десять минут, которые вы хотите провести в приятной компании, то к вашим услугам бесчисленные кафешки, забегаловки, ресторанчики… Никакой игре такое и не снилось. Все миры смоделированы в приятном глазу 3D-пространстве — конечно, “Активные миры” не могут похвастаться красотами Doom 3 или Half-Life 2 , но с учетом размера миров и количества народа, их населяющих, — графика просто фантастична. Было бы странно, если бы мир AW был просто красивой декорацией. На хоккейном поле можно принять участие в матче, причем управлять противниками будут боты (с ними играть не очень интересно), но куда интересней сразиться с реальными противниками — персонажами, которыми управляют реальные люди. Не хотите хоккей? Добро пожаловать в казино, здесь “живой” крупье примет у вас ставки. Может быть, вы просто хотите попутешествовать по различным странам, посетить музеи? Собирайте тургруппу, находите проводника — и вперед: можете не сомневаться, путешествие будет увлекательным.
Основы онлайнового прогресса __ Если не вдаваться в высокотехнологичные крайности, то окажется, что существует как минимум два способа принести реальность в сетевое общение. Первым из них можно считать звуковые и видеоконференции, требовательные к качеству соединения и нуждающиеся в специальной аппаратуре вроде веб-камер. Вариант интересный, как-нибудь мы разберем его подробнее, но доступен он далеко не каждому. На практике часто выходит, что пропускных возможностей даже сравнительно неплохих телефонных линий оказывается недостаточно для передачи “живого” аудио и видео. Есть и второй способ, несколько отличающийся от предыдущего, зато менее требовательный к коннекту и более доступный. Суть его заключается в переносе чатов/конференций в трехмерный мир, где каждый собеседник представлен специальным аватаром (трехмерной моделью, символизирующей оного), умеющим двигаться, жестикулировать, менять выражение лица (ассортимент возможностей зависит от того, какой программой вы будете пользоваться). Получается эдакий разумный компромисс между разговором в текстовом окошке и многомегабайтным видеочатом, работающий даже на самой обиженной Министерством связи линии, но в то же время почти реальный. Для доступа в заманчивый мир вам понадобится установить любое из приложений-браузеров.
Миры архитекторов Active Worlds вряд ли стали бы столь популярны среди интернет-пользователей, если бы весь интерес сводился к путешествию по мирам и живому общению с другими виртуальщиками. Да, несколько тысяч пользователей набралось бы, но не десятки и даже сотни, это уж точно! Но у AW есть изюминка, которая привлекает в них практически всех, кто хоть раз попробовал путешествовать по виртуальным мирам. Основное преимущество Active Worlds — постоянное усовершенствование и обновление. Ведь практически каждый житель виртуальных миров может
Мэрия одного из русских секторов мира Active World — Диптауна. Подавляющее большинство персонажей — наши с вами соотечественники. Вселенная внутри вселенной…
построить свой собственный деревенский дом или возвести роскошный особняк либо замок. Причем постройка будет не стандартным домом из набора, как в каких-нибудь RPG: во-первых, можно создавать модели самостоятельно, а во-вторых, разрешено обклеивать дома любыми текстурами, оживлять трехмерными объектами и музыкой. Если задаться целью, можно даже создать целый мир. Вам всегда найдется чем заняться, даже если нет настроения болтать с местными жителями или гулять по уже готовым мирам. Теория 3D-приключений Active Worlds — настоящая вселенная внутри интернета. Эдакий 3D-рай для любого желающего почувствовать себя жителем виртуального города. Можно играть во всевозможные игры (в частности, на Java ), участвовать в общественных мероприятиях, заняться бизнесом (в некоторых мирах действует своя валюта), поучаствовать в клановых войнах (некое подобие RPG), наконец, просто общаться, общаться, общаться… К сожалению, за все прекрасное в этом мире надо платить. Active Worlds тоже не бесплатен. Впрочем, в отличие от цен на всевозможные MMORPG, здесь не пытаются оставить пользователя совсем уж без гроша в кармане: за год взимают всего $30, да и то только в том случае, если вы хотите стать полноценным жителем мира. То есть строить свои собственные дома, создавать миры… Если же вы всего лишь турист и хотите только попутешествовать по виртуальному пространству, то никакой мзды с вас не возьмут. Для туристов вход бесплатный, вот только не все миры можно будет посетить. Им даже разрешается строить небольшие домики, но постройки живут в виртуальности лишь один месяц, а затем благополучно исчезают. С созданием индивидуального персонажа тоже будут проблемы: для турья доступны только два класса (мужчина и женщина), полноценные же пользователи могут выбирать из сотен всевозможных моделей: хоть роботом нарядитесь, никто слова не скажет.
Технические моменты __ __ Active Worlds совсем не требователен к железу. Для нормальной работы потребуется машина уровня не ниже P-400, 64 Мб оперативки, графическая карта с 32 Мб памяти. То есть машина любого геймера потянет графику программы. Что же касается скорости коннекта, то у нас в редакции на “спутнике”, понятно, все летало, но были сомнения, будет ли все нормально работать у пользователей, сидящих на диалапе. Чтобы выяснить это, мы снарядили одного добровольца и, приставив рокетлаунчер к его левому виску, обязали проинсталлировать дистрибутив на домашнем компьютере. Причина проста: товарищ является счастливым обладателем древнейшей АТС и канала, на котором скорость больше 14400 невозможна в принципе. Создатели Active Worlds утверждают, что для нормального путешествию по мирам нужна связь не меньше, чем 28800. Практика показала, что они несколько завышают требования. На 14400 перемещаться в виртуальности вполне можно. Да, иногда происходят подвисания, но случается это достаточно редко и какого-либо дискомфорта не вызывает. Самой объемной передаваемой информацией является графика, а точнее трехмерные объекты и текстуры; разговоры и движения возможны, по сути, на любой скорости, просто чем медленнее соединение, тем дольше вам нужно будет ждать, пока компьютер загрузит мир. При этом будет закачиваться только окружающая вас местность и сохраняться в локальном кэше. В следующий раз, когда вы попадаете в ту же точку мира, никакой скачки из Сети не будет, она подгрузится с винчестера, а не из интернета. Для диалапщиков это весьма актуально.
Альтернативные вселенные __ Помимо Active Worlds в интернете существует множество менее масштабных, менее густо заселенных, но зачастую очень интересных 3D-вселенных. В рамках этой статьи мы не рассказываем о них, но если тема 3D-чатов и им подобных миров вам интересна, пишите на ящик _internet@igromania.ru _(с пометкой “Виртуальные миры” ). Если наберется достаточно писем, мы расскажем вам о других популярных вселенных Мировой Паутины.
Русские в AW В мирах Active Worlds можно найти пользователей самых разных национальностей, и было бы удивительно, если бы в виртуальность не нырнули наши с вами **
**
Active Worlds умеет быть потрясающе красивым.
соотечественники. Самый крупный русскоязычный проект — http://activeworlds.ru , на нем всегда можно встретить веселые тусовки, а заодно скачать русскоязычный клиент, через который вы попадете в русскоязычную вселенную активных миров, там же находится и мир Диптаун. Главным плюсом, взамен на отсутствие умопомрачительного количества доступных миров и многоязыковой аудитории, является абсолютно бесплатное “гражданство”. По своей сути русскоязычный проект является самостоятельным, просто реализованным на технологии, созданной Activeworlds.Com. Но не подумайте, что Activeworlds.Ru посещают только наши с вами сограждане, география аудитории очень разнообразна — русскоговорящие люди со всех концов света. На сайте собрано множество пояснительных статей для новичков, работает форум. В “русской вселенной” три мира, совершенно разноплановых по тематике. Основной и стартовый мир — Диптаун. Это город, созданный по произведениям Сергея Лукьяненко, с самыми различными постройками: бары, магазинчики, дома, сады, океанариум, египетские пирамиды и средневековые замки. Кстати, есть тут и волосяной мост, и “Лабиринт смерти” , и бар “Три поросенка”. Здесь можно построить домик или замок своей мечты, все зависит только от вашей фантазии. Мир Калипсо — молодой, развивающийся игровой мир с очень демократичным уставом и большим будущим. Он пока еще только строится, так что спешите принять участие в его создании. В этом мире вас могут порадовать очень красивыми закатами и восходами солнца, играми и конкурсами.
Некоторые здания в мире Active Worlds просто огромны. Иногда жители сбиваются в шайки и устраивают массовые погромы.
Ксенвард — мир фэнтези. Пенье птиц, шум волн, буйная растительность, пещеры, в которых можно заблудиться, домики хоббитов и таверна, где может отдохнуть уставший путник. В мире Ксенвард приятно побеседовать в тишине с другом или подружкой, побродить в одиночестве по лесным тропинкам, полюбоваться водопадом и повеселиться с друзьями на пикнике. Русскоязычный браузер __ Русскоязычный браузер AW, который дожидается вас на наших CD/DVD , содержит массу настроек. Программа очень удачно сконфигурирована: в ней можно работать сразу после инсталляции, но было бы странно не настроить ее, что называется, под себя. Давайте более детально разберемся в основных настройках клиента. **
После запуска инсталлятора и установки программа поинтересуется, каким способом вы подключаетесь к интернету. Можете смело жать на Автоконфигурацию , утилита самостоятельно определит способ доступа. После этого загрузится сам 3D-браузер. Самое большое окно программы предназначено для отображения трехмерного мира. Прямо под ним располагается окошко чата, в котором появляются сообщения различных персонажей мира. Здесь же вы сможете посылать свои сообщения как конкретным персонажам, так и всем окружающим сразу. Справа от главного окна расположено окошко контактов —Панель управления. Здесь можно сохранять имена конкретных персонажей, адреса телепортов и другую важную информацию. Тут расположено несколько списков:Телеграммы— своеобразное “хистори”. Здесь хранятся все послания от различных персонажей AW, адресованные лично вам. В любой момент можно пролистать и посмотреть, кто что и когда вам писал. Все непрочитанные послания отмечены.Контакты— аналог контакт-листа ICQ. Список всех ваших друзей в миреActive Worlds**. Да и работает по тому же принципу, что и аська-лист. В любой момент можно отправить другу послание. А если возникнет необходимость поговорить, что называется, в привате, то можно в любую секунду перенестись в то место, где находится друг.Миры— полный список миров, принадлежащих данной вселенной. Стоит кликнуть на какое-то из названий, и вас телепортирует прямиком в соответствующий мир.Телепорты— телепорты, расположенные максимально близко к тем местам, которые вы регулярно посещаете. Очень удобно: кликнул на нужный телепорт, и не нужно бежать, например, до бара “Три поросенка” на своих двоих. Перейдите в закладку Показать и настройте вид браузера по своему усмотрению. Просто выставляете галочку напротив любого пункта, и на экране тут же отображается соответствующий показатель или окно: кадры в секунду, системные сообщения, часы и много чего еще полезного. Разберем только несколько самых важных параметров.Видимость— расстояние в условных единицах (метрах), на котором ваш персонаж спокойно может рассматривать объекты. В идеале, конечно, лучше выставить данный параметр побольше, но если у вас слабый компьютер, то видимость придется ограничить, например 30 метрами. Еще один важный момент. Чем выше у вас выставлена видимость, тем больше объектов будет подгружать компьютер. Если, допустим, вы задали параметр видимости, равный 10 метрам, то грузиться будут только те объекты, которые в этом радиусе находятся. Если же радиус видимости больше, например 40 метров, то и подгружаться в кэш будут все объекты этого радиуса. С одной стороны, чем больше объектов подгрузится, тем лучше — мир будет полнее, реалистичнее… Но! Если вы подключаетесь к Сети по модему, то неизбежны тормоза, а иногда даже долгие зависания. Так что выбирайте.Высота— во вселенной AW есть понятие нулевой отметки. Это некий аналог уровня моря в обычной жизни. Счетчик показывает, насколько вы поднялись/опустились относительно этого уровня.Скорость передачи— счетчик скорости загрузки объектов для мира. Сверху главного окна расположен ряд функциональных кнопок. Слева направо:Стрелки “перемотки”. С их помощью можно перемещаться между локациями. Если вы, например, переместились в новый мир, то кнопка “назад” моментально вернет вас в предыдущий мир.Глаза, смотрящие вверх, вниз и прямо. С помощью этих пиктограмм можно изменять направление взгляда в основном окне браузера.Кнопка с глазом и камерой. С ее помощью можно переключаться с вида от первого лица на вид от третьего.Кнопка с мышью и стрелками. Пиктограммы определяют, за что отвечает в мире AW мышка: за перемещение или только за направление взгляда персонажа.Away From Keyboard. При нажатии на кнопку для всех окружающих вас персонажей загорается сообщение, что вы отсутствуете у клавиатуры.Глобус. Активирует встроенный в программу интернет-браузер, позволяющий путешествовать по различным сайтам. Сразу под функциональными кнопками располагаются кнопки с перечнем различных действий/настроений, которые могут быть изображены вашим персонажем: прыгать, танцевать, спать…*** * * ** Распинаться о прелестях Active Worlds можно до бесконечности, но никакие слова не передадут ощущений, которые испытываешь, путешествуя по огромным виртуальным мирам. AW ждет большое будущее: разработчики постоянно совершенствуют графическое ядро, увеличивается количество жителей виртуального города. Вселенная живет своей собственной жизнью без перерывов на сон и отдых. Собственно, больше говорить совершенно не хочется, пора идти на погружение. Дип… Глубина-глубина, я не твой.