Руководство и прохождение по "Superbike World Championship"
ИСКЛЮЧЕНИЕ
Согласитесь, такое бывает довольно часто – считаешь какую-то вещь непревзойденным хитом, минимум раз в неделю играешь в нее и расставаться вроде бы не собираешься. И тут вдруг появляется нечто, нагло смешивающее твое представления о жанре вообще, заставляющее забыть все то, что восхищало до сих пор. Но проходит время, и возвращаешься к “старичкам”, безжалостно уничтожая предмет твоей недавней радости.
С Superbike World Championship случай особый. Покрутив игрушку в течение получаса, я без сожаления очистил винчест ер от давно занимавших столь ценное место MotoRacer2 и Castrol Honda Superbike World Champions, окончательно задвинув коробки с этими весьма неплохими вещицами. И, что самое забавное, уже вторую неделю (неслыханный случай!) я об этом решении не жалею. Более того, предчувствую, что к ним скоро присоединится и великолепный Motocross Madness. Такая вот странная игрушка, эта Superbike.
КАРТИНКА
Эх, зарекался же я (именно в этом номере) начинать разговор с графики. Видимо, это было всего лишь благородным позывом. Что поделаешь, рассказывать о Superbike и не упомянуть о ее сильнейшей стороне было бы форменным свинством по отношению к гениям из Milestone и дружественной EA Sports.
Впечатления скомканы и разбросаны. Первые две минуты, посредственная заставка, копание в опциях и установка “всего по максимуму”, смущающий пункт Photorealism и нежелание работать в разрешении выше 800x600 – все это было лишь прелюдией, подготовкой к первому старту. Что было дальше? Шок, просто шок (выражение избито, но что ж поделаешь). Не знаю, чем достигается ощущение того самого “фотореализма” – высококачественными текстурами, плавной графикой, реальными тенями (о, о них – отдельный разговор) или разнообразным жестами и движениями гонщиков, но первые пять минут просто глупо смотришь в экран и тупо восхищаешься окружающим. Потом, конечно, быстро привыкаешь. Как ко всему хорошему.
М-да, графика здесь “забивает” все игры. Даже мою любимую Motocross Madness. Впрочем, с её выхода прошло уже целых десять месяцев, стоит ли удивляться? Стоит, еще как стоит – Motocross Madness до сих пор является образцом того, как надо использовать трехмерные ускорители. Superbike же эти представления в корне изменяет. В визуальном плане у игры есть всё: мощный (и отнюдь не “тормозной”) движок, полный набор всевозможных эффектов, желание разработчиков сделать все чуточку лучше, чем у других. По сути, последнее обстоятельство и является определяющим. Многие не понимают важности работы над мелочами, маленькими радостями пытливого игрока. Milestone в число подобных компаний, похоже, не входит. Поверьте мне, рассказать обо всех “прелестях” просто не удастся! Лучший (и самый правильный) lens flare из всех когда-либо мною виденных в компьютерных играх, потрясающее качество текстур гонщиков и мотоциклов, эффект “плывущего асфальта”, искры и пыль во время падения, чрезвычайно удобная камера “сверху-сзади” и весьма реалистичный вид “из глаз” райдера – этого всего лишь малая толика внешней косметики, создающей общую картину.
Движение гонщика – это отдельная песня. Он абсолютно правильно нагибает тело во время поворота, переносит центр тяжести при торможении и весьма забавно кувыркается после неудачного столкновения. Motion capture, разумеется. При взгляде назад (стандартный способ заме ны мешающего обзору зеркала заднего вида в большинстве современных симуляторов) он поворачивает голову по-разному, в зависимости от положения, в котором находится! А то, как он с трудом поднимает тяжелый мотоцикл, откатывается вбок и, отталкиваясь ногами, возвращается на трассу, будит бурю положительных эмоций. Да и гонщик, показывающий жестами противнику все, что он о нем думает, вызывает только умиление. Люди, создавшие это, любят и умеют работать.
Но, пожалуй, самое их главное достижение – это тени. Удивительно, но гонка в дождливую погоду не производит столь сильных впечатлений, как езда под ярким солнцем. Мрачно и сильно давит на психику. А вот наблюдение за игрой света доставляет лишь радость и эстетическое наслаждение. Чем-то напоминает Formula1 от Psygnosis для Sony PlayStation. Окружающие трассу здания и деревья отбрасывают реалистичные тени, постоянно сменяющие друг друга так, что общее действо сильно напоминает телетрансляцию.
Конечно, не бывает ничего идеального, но в первые минуты просто отказываешься в это верить. Как и в действие, которое происходит по ту сторону монитора. Впрочем, спустя некоторое время находишь изъяны и там. Моделям мотоциклов явно не достает пары сотен полигонов, а задние колеса выглядят несколько ненатурально (даром что “слик”). К тому же, те самые полигоны имеют неприятную тенденцию на определенных треках периодически выпадать. Это, правда, не принципиально, зато еще раз доказывает, что дружной команде EA Sports и Milestone еще есть куда развиваться. В первую очередь, кстати, я на их месте сменил бы звукооператора – его работа явно неудовлетворительна. Конечно, серьезный мотосимулятор сложно сделать уж очень разнообразным в это плане (разве что вставить занудного комментатора плюс радиопереговоры с механиками), но все могло бы быть и лучше. К тому же гордых игроков режима Simulation зачем-то лишили весьма неплохой музыки, решив, наверное, что она только мешает сосредоточиться. Напрасно это они, напрасно.
И ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ
Разумеется, просто “игра с хорошей графикой” была бы никому не нужна. Но Superbike – это еще и серьезный мотосимулятор. Точнее, это правильный мотосимулятор. Баланс соблюден отлично, и игра радует всех: от тех, кто не любит гонки вообще до суровых профи. В меню – уйма настроек всего, что касается реализма, управляемости и режима соревнований. Тех, кому лень там копаться, при входе спрашивают о выборе режима. Action даже не пускает вас к особо интересным опциям, Simulation же интересен не только правильной физической моделью, но и соблюдением регламента, включая все элементы гонки вроде двух тренировок (с ограничением времени!) и квалификаций или обязательный воскресный Warm Up. Плюс ко всему, фанатов н аконец пускают в Bike Setup и позволяют вдоволь наиграться с телеметрией. Но это лирика, главное откровение заключается в том, что физика и динамика поведения в обоих режимах практически не изменяется. Да, да, друзья мои, это так. Просто в аркадном варианте в большинстве случаев возможного “ухода” мотоцикла и заваливания оного набок ваш железный друг будет чудесным образом возвращен в вертикальное положение, да и помощь компьютера в торможении и ускорении нельзя отключить. А в остальном все тоже самое – падать всегда больно. Это первый случай на моей памяти, когда Action является лишь довеском к стандартному “реальному” режиму, а не наоборот. И включен он не для того, чтобы привлечь “неверных”, а чтобы обучить начинающих основам и привить им любовь к настоящим симуляторам, коим и является Superbike World Championship.
Вообще говоря, Superbike – это вполне серьезный автосимулятор самых популярных мотосоревнований FIM Superbike World Championship, то, что у нас принято называть “Формулой-1” в шоссейно-кольцевых мотогонках”. Кстати, эта официальность является большим плюсом игры – она не только привлекает фанатов, но и снимает вопрос о качестве и разнообразии такового важного элемента любого автосимуляторов, как трассы. Автодромы проектируют профессионалы, просчитывая каждый угол поворота и степень наклона, обрабатывая тонны информации и находя единственно верное в данной ситуации решение. Играет свою роль и жесточайшая конкуренция среди самих треков, приводящая в конечном счете к тому, что в игру входят только лучшие и наиболее продуманные треки. Так что глупых “затычек” вроде непроходимых поворотов и необоснованных подъемов в игре нет и в помине. Все меры безопасности соблюдены – за пределы трека легко вылететь, а вот разбиться о некстати поставленную бетонную стену или идиотский тоннель вряд ли получится – пространство для маневра есть всегда. Кто не понял, это здоровый такой камень в огород всяким MotoRacer’ам и иже с ними.
В общем, на удивление гладкая и красивая игра, за которой приятно отдохнуть. Например, от написания рецензий.
СОВЕТЫ
Уж куда без них. Тем более, что таковых набралось довольно много и давать их – сплошное удовольствие. Разумеется, что все они относятся к режиму Simulation.
Основной залог успеха – всегда держитесь полотна трека и не в коем сл учае не слетайте на обочину, особенно во время поворота. Если же мотоцикл все-таки выскочил на траву, постарайтесь как можно спокойнее стабилизировать положение, сбросить скорость и не наклонять корпус, а держать его строго вертикально. Потерянное на торможении время всегда окупит возможность падения.
Если же вы все-таки свалились, то сразу же сходите с дороги – противник не пожалеет ни вас, ни себя, переедет обязательно. И тогда большой свалки (прощай, подиум!) не избежать.
В остальном всегда соблюдайте необходимый для каждого участка скоростной режим. Поначалу, если вам будет трудно, обязательно включите в меню помощь при торможении и потихоньку снижайте активность компьютера в этом деле, подбирая наилучший вариант.
Не “перегазовывайте”, а всегда плавно выжимайте ручку акселератора – подъем на дыбы и падение на спину пока еще никого ни к чему хорошему не привели. Исключением является момент старта – здесь по весьма странным причинам это правило обычно не действует.
Так же старайтесь особенно резко не тормозить, чтобы не заклинило переднее колесо и чтобы вы вновь не совершили полет, теперь уже по другой траектории.
Не выжимайте полный газ при езде по траве или песку: двигатель выдерживает максимальные обороты на первой передаче не более 5–10 секунд, далее следует обязательный взрыв.
Удар о соперника не критичен, если этот удар нанесен не во время поворота. Всегда старайтесь избегать касаний с чем бы то ни было, находясь в наклонном состоянии. Кстати, противника можно вполне эффективно сбивать, “врезая” его во что-нибудь во время бокового столкновения. Не Road Rash, но все же…
При низкой скорости на очень крутых поворотах сильно не опускайте корпус, во избежание падения лучше использовать тормо за, но держаться прямо.
Если при выходе из резкого поворота вы чувствуете, что можете удержаться на трассе и при увеличении газа, то проводите эту операцию как можно осторожнее – наклоненный мотоцикл при сильном ускорении вращения задних колес имеет пренеприятнейшую тенденцию “ускользать” из-под седла гонщика, заставляя его долго катиться по асфальту вслед за потерявшей управление машиной.
Заходить же в поворот нужно по внешнему радиусу, так открывается больше пространства для маневра, да и скорость на выходе выше.
Во избежание черного флага и дисквалификации не злоупотребляйте срезанием углов, пусть и нечаянным. Впрочем, пару раз это сделать вам никто не запрещает.
При пасмурной, но не дождливой погоде для квалификации (собственно, как и для гонки) берите самую мягкую резину, не обращая внимания на советы механика.
Во время квалификации противник здорово мешает нормальной езде, так что надо уложиться в первые пять кругов и успеть показать лучшее время на этих отрезках. Кстати, возвращаться в боксы самому не обязательно, можно воспользоваться опцией To Pit.
Очень удобная клавиша Sit Up, во всех остальных случаях позволяющая поднять мотоцикл на дыбы, при высокой скорости заставляет гонщика лишь выпрямится и поднять голову, что здорово облегчает обзор и повышает видимость при включенной камере “от первого лица”.