07 июня 2005
Обновлено 17.05.2023

Fable: The Lost Chapters

Fable: The Lost Chapters - изображение обложка

Четыре года назад перед руководством Microsoft , которая в то время как раз готовилась к запуску Xbox, встал непростой вопрос: кому поручить разработку эксклюзивной RPG, способной на равных тягаться с серией Final Fantasy и обеспечить приставке солидные продажи? Перебрав несколько кандидатур, они остановились на Питере “Дяде Пете” Мулине и его студии Lionhead (не смущайтесь того, что в графе “разработчик” указана некая Big Blue Box — она принадлежит “львиноголовым”), авторе блистательных Populous , Theme Park , Dungeon KeeperBlack &White. Дядя Петя сразу же ответил согласием: он вынашивал идею создания ролевой игры почти 20 лет, и за это время у него накопилась масса своих идей.

Идей оказалось столько, что в сумме они >тянули по меньшей мере на революцию в жанре. По его замыслу, Fable (в то время она еще называлась Project Ego ) должна была стать игрой, свободной от столь привычных нам ролевых клише. Из Петиных рассказов (за подробностями милости просим во врезку) получалась ТАКАЯ игра, что даже скептики выпадали в осадок. Как выяснилось позже, разработчики действительно переоценили свои силы. Дату выхода Fable откладывали несколько раз… но в итоге самые смелые идеи так и остались нереализованными. Даже в незавершенном виде Fable получилась чудесной игрой, но когда она все-таки поступила в продажу (ажиотаж был бешеный, в первые же дни было продано 350000 копий), владельцы Xbox пришли в ярость и назвали ее одним из главных разочарований прошлого года — им якобы всучили совсем не то, что было обещано. Такое нередко случается, когда рекламная кампания ведется слишком активно. Каким бы хорошим ни был конечный продукт, покупатели все равно останутся недовольны, ведь они представляли его как нечто абсолютно идеальное (хорошие примеры — “ Матрица: Перезагрузка ” и Half-Life 2, гениальный фильм и гениальная игра, которые, тем не менее, все раскритиковали).

Выход Fable на персоналках подразумевался, но об этом ни разу не говорили открыто: во-первых, это был Xbox-эксклюзив, во-вторых, она изначально затачивалась под консоль и консольную аудиторию. После релиза игры на “икс-ящике” о возможности переноса ее на РС заговорили с большей уверенностью, причем речь уже шла не о простом порте, а о Fable 1.5 — улучшенной и дополненной версии. Через полгода томительного ожидания авторы наконец >выложили карты на стол — да, Fable на компьютерах будет, и да, в улучшенном варианте.

Простите нас!

Разочарование от Fable среди Xbox-игроков вполне объяснимо: дядя Петя в привычной для себя манере наобещал горы манны небесной еще тогда, когда у него и конь не валялся. “ Это будет лучшая RPG в истории игр , — пообещал он. — Там будут даже деревья, растущие в реальном времени, и герои-конкуренты, следующие по сюжетной линии параллельно с игроком и отбивающие у него квесты! ” От таких возможностей теряли голову даже самые здравомыслящие люди. Представьте себе, вы отправляетесь на другой конец света, проникаете в замок дракона, забираетесь в самую последнюю комнату в самой высокой башне… и обнаруживаете, что вашу принцессу уже увел какой-то козел (наверняка это был уродливый огр), которому теперь достанется весь гонорар!

И что же в итоге? В итоге разработчикам пришлось отказаться от самых революционных фишек и повыкидывать их в последний момент — иначе они провалили бы очередной дедлайн (и так опоздали сверх всякой меры).

Возмущению игроков не было предела. Питер Мулине даже опубликовал на форумах Lionhead открытое письмо, где извинился за случившееся: “ Простите нас за то, что мы не смогли сделать игру такой, какой обещали. Поймите, ВСЕ те фичи, о которых мы говорили ранее, действительно БЫЛИ в игре. И если мы их выкинули, значит, на то были серьезные причины. Деревья, растущие в реальном времени, например, мы удалили потому, что на их обсчет уходило бы 15% мощности процессора и нам пришлось бы жертвовать более важными вещами — графикой, AI и так далее ”. В конце письма Питер дал зарок не распространяться впредь о своих проектах раньше времени, чтобы не разочаровывать игроков. Но, похоже, удержаться от соблазна ему не удалось: недавно он поведал о своей новой разработке The Room , которая снова выглядит слишком уж невероятно, чтобы быть правдой…

Но сейчас перед нами стоит более >насущный вопрос: будет ли в версии для персоналок все то, чего недосчитались “искбоксеры”? РС намного мощнее черно-зеленого шайтан-ящика, он легко справится с дополнительной нагрузкой, да и времени, вроде бы, достаточно — уж за целый год-то можно довести игру до ума? Пока обещаны лишь дополнительные главы (игра станет на треть длиннее), насчет всего остального разработчики хранят молчание.

Законы жанра существуют для того, чтобы их нарушать

Что такое традиционная RPG? Это полторы тонны характеристик (особенно это относится к AD&D), манекены вместо персонажей, оживающие только на время многокилометровых диалогов, утомительная возня со шмотками и вгоняющие в смертельную скуку схватки с монстрами. Это совершенно мертвый мир, в котором ничего не происходит спонтанно, все по скриптам, все по сценарию. Ни в Vampire: The Masquerade — Bloodlines , ни в “ Лыцарях Пожухлой Республики ” (как-никак, самые лучшие RPG последнего времени) вы не можете заговорить с первым встречным, потому что с ним не о чем говорить (дежурные фразы не в счет). Вы не можете послать его в известное место и врезать ему по фейсу просто потому, что вам этого захотелось. Вы не можете соблазнить его подружку или из чистого озорства пукнуть (извините) у него под носом. Персонажам в Knights of the Old Republic 2 ничего не стоит задвинуть трехчасовую философскую сентенцию, но они в упор не замечают героя, машущего мечом у них перед носом или раздетого догола (всю вторую половину моя джедайка бегала в костюме танцовщицы, но ни одна сволочь не обратила внимания на ее наряд). Грабьте, убивайте, насилуйте (хотя нет, этого как раз и не дадут) — никто и слова не скажет. Разве что напарники вякнут что-нибудь робко, да и то для проформы. Абсурд? Абсурд. Но таковы, видите ли, каноны жанра.

В Fable все в точности до наоборот. Ключевое слово здесь — “можно”. Хотите оскорбить прохожего и затеять с ним драку? Всегда пожалуйста. Забить его до полусмерти и с удовлетворением наблюдать, как он ползает по земле, вымаливая прощение? Не имеем ничего против. Пнуть подвернувшуюся под ногу курицу, дать подзатыльник чьему-то ребенку, испортить воздух в людном месте или пробежать по деревне в голом виде под дружный хохот селян? Ради бога. Легкий флирт с первой попавшейся девушкой и прогулка с ней до ближайшего сеновала? You’re welcome.

Как и во всех Петиных играх, в мире Fable ничто не проходит бесследно. Каждое действие вызывает последствия. Защитника слабых и угнетенных встречают аплодисментами, он пользуется успехом у женщин и ловит на себе восхищенные взгляды детишек, но взамен получает дурацкий нимб над головой и вынужден все время сдерживать себя, чтобы не совершить какой-нибудь нехороший поступок. Адепты темной стороны, наоборот, живут в свое удовольствие и убивают всех, кого им захочется, но их внешности не позавидуешь. Завидев красноглазого типа с мертвенно-бледной кожей и рогами на голове, люди разбегаются в ужасе, да и на бесплатную любовь со стороны представительниц прекрасного пола можно уже не рассчитывать.

Впрочем, даже самое сильное грехопадение обратимо. Для получения индульгенции потребуется посетить специальный храм и выложить там внушительную сумму денег, зато результат не заставит себя ждать: персонаж вновь станет похож на нормального человека, а не на инфернальное чудище. Концовок, кстати говоря, несколько, и чтобы посмотреть их все, надо отыграть за обе стороны. Благо это нетрудно: сосредоточившись на основной сюжетной линии, игру можно пройти часов за десять.

Главный герой начинает игру, будучи еще мальчиком, а заканчивает ее глубоким старцем. После потери родителей и сестры (на деревню напали бандиты) он попадает в Гильдию Героев, где его учат всему, что должен знать настоящий герой (своего рода тьюториал). Завершив обучение, он покидает стены Гильдии, и здесь уже начинается самое интересное. Основную задачу (поиск тех, кто убил родственников) может отложить на потом и заняться поиском приключений на свою пятую точку

Разработчики умудрились добавить что-то новое даже там, где, казалось бы, “все придумано до нас”. Взять те же квесты. Помимо опыта, они приносят еще и известность, а значит, и шанс заполучить более серьезные задания. В других RPG (будем, будем показывать пальцем — в Knights of the Old Republic 2!) о ваших подвигах все узнают сами собой, даже если в радиусе нескольких километров от вас не было ни единой живой души. В Fable все намного сложнее. Если просто так завалиться в таверну и небрежно бросить что-нибудь вроде “я тут между делом завалил того самого монстра, который сожрал ваших охотников”, вас почти наверняка встретит издевательский хохот и реплики типа: “Вы слышали?! Этот молокосос утверждает, что он убил монстра, с которым не справилась дюжина взрослых дядек! Ха-ха-ха-ха!” В следующий раз будьте умнее и берите с собой свидетелей (для этого есть команда “следуй за мной”) — они не только разнесут молву о вас по всему свету, но и… отвлекут на себя противников. Вы же тем временем сможете без помех закончить свое дело.

Если хочется настоящего челленджа, можно пообещать выполнить квест голышом (!) или без единого ранения. Удалось — вознаграждение будет больше, не удалось — заплати штраф и не бахвалься больше попусту.

С квестами связана одна странность, которую разработчики, видимо, упустили из виду. А именно: при провале задания его можно начать заново — что несколько нелогично в игре, где каждое событие влечет какие-то последствия. Исправят ли это в РС-версии? Будем надеяться, что да.

Я его слепила из того, что было

Как настоящие герои проводят время, свободное от ратных подвигов? Правильно, пьянствуют, просаживают деньги и волочатся за всеми сколько-нибудь симпатичными ля фам. В Fable все эти удовольствия доступны в полной мере.

Завоевать расположение барышень не так-то просто. Деньги и известность ничего не значат, если ваш подопечный одет в бомжовскую одежду и выглядит, как заштатный сморчок. Подберите стильный наряд, сделайте модную прическу, найдите хорошего татуировщика, купите подарок и тогда… тогда вы обзаведетесь очаровательной супругой и собственным домиком. Или даже супругом (!) — Big Blue Box и Lionhead, как истинные британцы, всегда отличались либеральностью в этом щекотливом вопросе.

Наличие жены не мешает завязывать небольшие интрижки на стороне. При желании можно обзавестись даже несколькими женами в разных городах, но если одна из них все же застукает вас на месте преступления, скандала не избежать. Разбив все имеющиеся в доме тарелки и обложив шаловливого муженька всеми известными ругательствами, благоверная удалится в ближайший бар заливать свое горе вином. Надоевшую женушку можно и убить, но это чревато падением на темную сторону (хотя если вы и так злодей…). Лучше уж развестись или отвести ее в ближайший лесок (“Милая, как насчет романтического ужина на природе?”) и… оставить там на съедение монстрам. Вы уже влюблены в эту игру? Мы — по самые гланды.

Даже ролевая система, самая занудная сторона любой RPG, сработана изящнее некуда. Никакой генерации персонажа и никаких классов — весь этот священнодейственный дебилизм благоразумно отправлен самым дремучим лесом. В Fable действует правило “я его слепила из того, что было”. Любитель тяжелых двуручных мечей и другого оружия ближнего боя со временем вырастает в мышцатого “танка”. Используя лук и регулярно тренируя воровскую сноровку, герой постепенно превратится в утонченного леголаса. А вот маг… маг так быстро состарится, что уже в молодости станет лысым шамкающим старикашкой. “Ш-шынок, будь добл, подай мне ишо клушку пива?” — согласитесь, не слишком приятная перспектива (между делом, от долгих посиделок в кабаке и регулярных возлияний ваш подопечный стремительно растолстеет и станет жутко неповоротливым, так что не забывайте об оздоровительных пробежках по лесам, кишащим монстрами, и танцах с саблями).

К счастью, никто не запрещает вам совмещать все три подхода (здесь, чай, не пуританская AD&D). Неплохой фехтовальщик, сносно стреляющий из лука и владеющий при этом парой убойных заклинаний, — почему бы и нет? Другое дело, что истинными мастерами становятся лишь те, кто выбирает узкую специализацию.

Кстати, шрамы, полученные в бою, остаются на теле почти всю игру и служат элементом имиджа. NPC при их виде сразу проникаются уважением (“В каких же переделках ему так досталось!”), да и сам персонаж выглядит мужественнее. С каждой новой битвой появляются новые шрамы, а старые потихоньку затягиваются.

Близнец, еще близнец

Несмотря на то, что мы называем Fable игрой Питера Мулине, непосредственными руководителями проекта были братья-близнецы Саймон и Дин Картеры. Играми они стали увлекаться еще в раннем детстве, причем уже тогда братья начали писать собственные проекты — Druid , Druid 2 , Rockman , Cloud Kingdoms. Саймон и Дин уверяют, что их игры оказали влияние на самого Питера Мулине и его первая игра Populous была не чем иным, как конверсией Druid 2 для Amiga (сам Петя, что характерно, этого не отрицает и не подтверждает). В начале 90-х Саймон и Дин попали в Bullfrog , где им довелось поработать над Magic Carpet , Hi OctaneDungeon Keeper. Покинув Bullfrog вместе Питером Мулине, они основали летом 1998 года компанию Big Blue Box (которая теперь принадлежит Lionhead ) и с тех самых пор работали над Fable.

* * *

Игры Питера Мулине всегда отличались оригинальностью и в высшей степени глубоким игровым процессом, но им недоставало элементарной сбалансированности. Вспомните Black&White — грандиозный проект, который так и не довели до ума: безудержное восхищение ко второму-третьему острову сменялось такой замогильной тоской, что игру забрасывали, так и не узнав даже половины ее возможностей. Но в случае с Fable Lionhead впервые удалось сделать игру не просто оригинальной, но дьявольски интересной. Пропустить такое — значит, лишить себя самого, возможно, увлекательного приключения этого года.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь