Аналитика: Любовь и ненависть в онлайне
В начале 2005 года в Японии произошел весьма курьезный случай. Одну девушку арестовали за… незаконный взлом сетевого аккаунта в MMORPG Lineage. Аккаунт принадлежал ее приятелю, ушедшему с головой в игру. Забравшись на “вражескую территорию”, девушка повела себя, как жена рыбака из известного анекдота: начисто стерла все, что было на аккаунте, впоследствии объяснив это местью за прекращение романтических отношений.
Реакция молодого человека неизвестна, но мы подозреваем, что та энергичная особа была арестована не столько ради буквы закона, сколько для того, чтобы обеспечить ее собственную безопасность. (Помните финал того же анекдота: “ Жить ей оставалось не больше часа… ”?) Такая месть тем более жестока, что пара познакомилась в онлайновой игре и девушка прекрасно знала, что делает.
Впечатлившись этой историей, один из крупных западных игровых сайтов задал своим посетителям вопрос: “ Что бы вы сделали, если бы ваша мать/сестра/подруга удалила ваш игровой аккаунт? ” Около 40% опрошенных отнеслись к вопросу легко: “ Я бы сказал ей: я все равно тебя люблю, так что это не имеет значения ”. Еще треть предпочла сдержанную реакцию. А вот оставшиеся 30%, не колеблясь, выбрали категоричный вариант: “ Сослал бы ее в Сибирь ”.
Ураганная страсть
Самое главное отличие виртуальных отношений от реальных — исключительно высокий накал чувств. Всем известно, как люди могут выговариваться в поездах случайным попутчикам. А если собеседник живет где-нибудь в Австралии и вероятность встретиться с ним близка к нулю? Многие в этой ситуации искренне полагают, что не стоит сдерживать свои дикие инстинкты, причем как хорошие, так и плохие.
В онлайновых играх такая откровенность порой выплескивается самым неожиданным образом. “ Русские, убирайтесь домой ”, “ Вы, конечно, можете приехать к нам и даже поселиться у нас, но мы тогда сожжем ваш дом ”, “ Ха-ха, не смешите меня, вы не можете играть из России, у вас же нет компьютеров ”, — вполне реальные фразы, услышанные, точнее увиденные, и не раз, на европейских серверах разных MMORPG. Причем их авторы вовсе не бритоголовые парни с суровым выражением лица, а обычные немецкие студенты, довольно интеллигентные в реальной жизни (впрочем, большинство европейцев сохраняет цивилизованные манеры и в игре).
В виртуальном пространстве проявляются абсолютно все чувства и эмоции, особенно те, что подавляются обществом, и к этому надо быть готовым заранее. Теперь умножаем эту особенность на нежные чувства, внезапно пробудившиеся между собеседниками, и получаем настоящий пожар. Киберлюбовь разрастается до невиданных размеров за считанные дни, влюбленные забрасывают игру, выбираясь сначала в обычные чаты или аську, обмениваются фотографиями и, если хватает времени, желания, а порой и средств на дальнюю поездку, наконец-то встречаются. Но… бурный накал чувств и смелое их выражение, приобретенные в Сети, уже дали корни. И здесь — уже не редкость как экстрим вроде вышеупомянутого удаления игрового аккаунта, так и скороспелая свадьба.
Слова и дела
Взаимоотношения людей в глобальной Сети давно уже стали предметом не только горячих дискуссий, но и весьма серьезных научных работ. Первая из них была опубликована еще в 1995 году: это книга американского клинического психолога и социолога Шерри Туркл ( Sherry Turkle ) “ Жизнь на экране: личность в эпоху интернета ”. Эта же тема вдохновила авторов множества книг и даже фильмов. Самый известный из них — “ Вам письмо ” ( You’ve Got Mail ) с Мег Райан и Томом Хэнксом — вышел еще в 1998 году и был, между прочим, удостоен “ Золотого глобуса ”.
Откуда же появляется виртуальная любовь? По мнению ученых, имеется две причины. Во-первых, эти чувства, как ни странно, самые искренние и честные. Если вас любят, то любят именно вас, вашу душу, ваш интеллект. Собеседник может не знать ваш настоящий возраст, материальное состояние, социальный статус, внешность и даже пол — и все-таки проявлять к вам симпатию, основанную только на том, что и как вы говорите. Это подкупает.
Вторая причина для того, чтобы “пуститься во все тяжкие”, — скука семейной жизни. Специалисты из Флоридского университета утверждают, что интернет вскоре станет наиболее распространенной формой супружеских измен (если уже не стал таковой). При этом они поделились любопытной статистикой: оказывается, почти 90% из тех, кто флиртует в Сети, не считают свои действия чем-то предосудительным, но те же люди, узнав, что их партнер тоже не прочь порезвиться в виртуале, сочтут это… изменой.
В нашем случае добавляется третий и очень мощный фактор: совместное прохождение игры. Разговоры в чате — это всего лишь разговоры. В онлайновой RPG все гораздо глубже. Вам либо помогают, рискуя своим персонажем, либо проявляют откровенную трусость. У вас могут украсть все вещи, но могут и одеть с ног до головы, что называется, for free. Случается, что вас убивают в спину, но всегда можно встретить того, кто защитит от PK.
MMORPG — это особый мир. Достижение высокого статуса в нем, как правило, стоит многих месяцев прокачки персонажей и поисков хорошего оружия и брони. Естественно, все это остается игрушечным, хотя и продается на онлайновых аукционах за отнюдь не виртуальные деньги. Однако чувства, которые вызывают любые события в игре, — очень даже реальные, а самолично найденные предметы и заботливо выращенные персонажи имеют нешуточную ценность в глазах всего игрового комьюнити. И… человек раскрывается так, как он, возможно, никогда не раскроется в реальности.
Опытному завсегдатаю эротического чата не составит труда вылить ушаты нежности на свой предмет страсти, при этом ковыряя в носу и благоухая “Балтикой №9”. Но не существует ни одной сетевой игры, тем более ролевой, где можно долго обманывать окружающих. Особо пакостным индивидуумам там не помогает даже смена аккаунта, настолько они узнаваемы.
Впрочем, настоящее благородство и смелость тоже не остаются незамеченными. Таким образом, дружба, начатая в онлайне после нескольких месяцев совместной игры, имеет гораздо больше шансов на долгую жизнь, чем обычный флирт по аське или в чатах. Ведь здесь вы не только красиво говорите, вы совершаете поступки, которые порой весьма красноречивы.
Что же делать, если невинное истребление мобов закончилось неожиданным водопадом нежных чувств и эмоций по отношению к другому игроку? Психологи дают виртуальным влюбленным два совета. Первый предназначен для свежеиспеченных пар и звучит так: “Встречайтесь как можно быстрее, чтобы избежать последующего разочарования”. Второй: “Не встречайтесь никогда, чтобы не потерять хотя бы то, что имеете, потому что вероятность потери слишком высока”. Это адресовано давно знакомым онлайновым парам, у которых уже сложились представления друг о друге, естественно, не имеющие ничего общего с реальным положением дел.
Лучший тест — MMORPG!
По данным исследований, в Италии только 25% из тех, кто познакомился в чате, решаются перенести отношения в реальность. Дальнейшее развитие событий еще печальнее: например, в Англии и Австралии общение продолжает только третья часть этих отважных пар. Все остальные прекращают связь в течение двух-трех недель.
В такой печальной статистике виновато человеческое воображение, безо всяких ограничений рисующее портрет невидимого собеседника или собеседницы. А уж если за кисти и краски берется любовь, то итоговую картину можно смело вешать в церкви. Увы, реальность давит эти хрустальные мечты, как асфальтовый каток.
И сетевая RPG может только подлить масла в огонь. В отличие от простых строчек на экране чата, здесь все персонажи не только видимы, они зачастую стройны и очень красивы (однако многие новые MMORPG, например EverQuest 2 , позволяют создать подопечного героя, более или менее похожего на своего владельца). И мы привыкаем к этим образам героических рыцарей и сногсшибательных воительниц, тем самым изрядно увеличивая возможное разочарование от реальной встречи.
И все же совместно пережитые “бои и походы” в MMORPG, пусть и не настоящие, дают гораздо более верное представление о человеке, чем досужая болтовня в аське. Помните песню Владимира Высоцкого, где дается мудрый совет взять с собой в горы друга, который “оказался не друг и не враг, а так…”? В онлайновом мире гор нет, но есть многопользовательские игры. Чтобы добиться серьезного успеха в большинстве из них, приходится приложить немалые интеллектуальные и душевные усилия. И если ваш виртуальный друг живет слишком далеко, чтобы с ним встретиться, то просто поиграйте с ним в хорошую MMORPG, например в World of Warcraft или Star Wars Galaxies, и… возможно, вы узнаете человека даже лучше, чем если бы встречались с ним несколько лет.
Цитата
Согласно опросам, виртуальным страстям подвержен едва ли не каждый второй в рунете. При этом категоричное “нет” онлайновой любви говорят всего около 20%, и еще столько же утверждают, что испытывали нежные чувства к знакомым по Сети, но не рискнули бы назвать это любовью. И только десятая часть морально устойчива: не оспаривая возможности таких отношений, они утверждают, что вполне довольны своей личной жизнью и никого на стороне не ищут.
А вот отношение к онлайновому флирту своего партнера у нас более лояльное. Если на Западе около 80% опрошенных категорически против, чтобы их вторая половина развлекалась таким образом, то у нас “за” и “против” в равной пропорции: 50/50. Типичные мнения выглядят так (реальные сообщения с форума Geo-forum.com ).
Противник онлайновых страстей: “ А кто сказал, что этот человек должен быть далеко? Никто и никогда не знает, в какой точке земного шара сидит этот виртуал! А если он живет за углом, в соседнем подъезде или вчера переехал на новую квартиру, а она как раз этажом выше? Так что, ребята, никто не застрахован от перевоплощения виртуала в реал. Вот поэтому и говорю, что если поймаю ее за этим делом, то убью ”.
Голос разума: “ Все дело в доверии. Нельзя человеку, тем более любимому, запрещать что-то такое делать, он не собственность и не вещь. Если и предприму какие-то действия, то в отношении себя. Разговоров, скандалов и т.д. я устраивать не буду. Я вообще не люблю скандалы ”.