31 августа 2005
Обновлено 17.05.2023

"Морской охотник". Торпеда для Кригсмарине

"Морской охотник". Торпеда для Кригсмарине - изображение обложка

Капитан — это звучит гордо. Сразу представляешь себе могучий линкор или крейсер — корабль-город, который в одиночку способен стереть с лица земли небольшое государство тридцать третьего мира. Каюты, кубрики, коридоры, переборки и лестницы. Десятки спешащих по своим делам матросов. Где-то там, на палубе, грозные орудия, готовые в любой момент очнуться от своей тревожной дремы и наказать врага. А над всем этим царит капитанский мостик, где офицеры неторопливо колдуют над приборами. И когда ты ступаешь на него, кто-нибудь обязательно крикнет — “капитан на мостике!” — и все мигом вытянутся по стойке “смирно”, признавая, что этот корабль принадлежит тебе.

Да, ради того чтобы занять столь почетную должность, можно пойти на многое. Например, делегация “ Игромании ” в один не по-летнему пасмурный и дождливый день отправилась в офис компании “ Акелла ” — там, согласно свежим разведданным, ведется разработка игры “ Морской охотник ”, в которой каждый сможет стать капитаном. Пусть и виртуальным.

И эта посудина способна плавать?

В первые минуты знакомства с “Морским охотником” хочется очень грязно ругаться. Хрупкая скорлупка, капитаном которой нам предлагается стать, размером чуть больше детской площадки. Слишком громко чихнешь на носу — и на корме обязательно что-нибудь сломается. Да, граждане, у мореплавателей это зовется “торпедный катер”. Он тоже плавает и даже иногда стреляет. И именно капитаном этого чуда техники нам и предстоит стать.

На палубу тем временем вылезают подышать свежим морским воздухом матросы. Ждешь, когда кто-нибудь из них кувыркнется за борт, — даже при слабом волнении палуба начинает ходить ходуном. Но нет, команда шустро и умело занимает места за несколькими зенитными пушками и пулеметами и тут же разворачивает их в сторону неба. Раздается несколько длинных очередей — похоже, кто-то уже решил отправить наше плавающее недоразумение на дно.

Евгений Орлов , ведущий программист проекта, советует дать команду “полный вперед”. Выполнено! Катер, который только что лениво дрейфовал в сторону берега, срывается с места и, весело переваливаясь с волны на волну, всего за пять-шесть секунд набирает огромную скорость. Вовремя — прямо за кормой плюхается что-то округлое, и тут же раздается мощный взрыв, который поднимает в воздух огромный столб воды. Пронесло.

Самолету, что атаковал нас, везет меньше: несколько снарядов попадает в хвост, и вот “летун”, оставляя за собой черный след, взрывается где-то вдалеке. За несколько секунд до катастрофы пилот выпрыгивает и камнем падает в воду — на такой высоте парашют банально не успевает раскрыться. На то, чтобы добраться до берега, у бедняги есть всего две минуты — именно столько, по статистике, живет человек в холодной воде Баренцева моря.

У нас тоже не обходится без потерь — взрывной волной убивает расчет кормовой турели. Тем не менее катер, не снижая скорости, продолжает двигаться к своей цели — небольшой немецкой базе. Там на мелком ремонте стоит эсминец Z-36. Наша задача — основательно “отремонтировать” его торпедами. Корпус от этого расколется на пару частей, отсеки затопит — идеальный корабль для Кригсмарине.

Сделать задуманное оказывается не так уж и просто. Кто-то на Z-36 замечает наше приближение. Звучит сигнал тревоги, и палуба корабля оживает: по ней, стремясь как можно быстрее занять свои посты, бегут матросы. И вот уже рядом с торпедным катером проносятся первые снаряды. Наш экипаж начинает отстреливаться. Делают это они, впрочем, скорее для того, чтобы успокоить себя: легкий зенитный “Эрликон” вряд ли способен причинить массивному эсминцу хоть сколько-нибудь заметный ущерб. А вот торпеды, которые ждут своего часа в вытянувшихся вдоль борта трубах, — совсем другое дело. Однако вогнать хотя бы одну из них в борт врага — нелегкая задача. Торпедный прицел, похожий одновременно на компас и подкову, сложен и непонятен — разбираться в том, как он работает, уже нет времени. Поэтому приходится переключаться на “нечестный” вид от третьего лица и целиться на глаз.

Первую партию исполняет левый торпедный аппарат: почти не издавая шума, “рыбка” выпрыгивает из его нутра и, оставляя под водой след из тысяч пузырьков, лихо атакует берег. Однако земля, несмотря на мощный взрыв, тонуть категорически отказывается. Приходится дать еще один залп. Он оказывается успешным — ведомая скриптом камера приближается к эсминцу и показывает, как в его борт впивается торпеда. Колонки сотрясает могучий “ба-бах!”, а изображение на несколько секунд закрывает водная пелена. Потом все успокаивается, и мы видим то, что осталось от некогда грозного корабля: носовая часть оторвана взрывом и быстро уходит под воду, на палубе полыхает пожар. Спасать гибнущий эсминец никто и не пытается — матросы в спешке перемахивают через бортовые ограждения, прыгают в ледяную воду и плывут к берегу.

Наш катер тем временем делает разворот и с чувством выполненного долга направляется в открытое море. Впрочем, это еще не конец. На горизонте появляется небольшой корабль — красивый, с элегантными обводами корпуса. Это Schnellboot — немецкий торпедный катер. Юркий и быстрый, он является очень опасным противником. Приходится покидать капитанское место и вставать за расположенное на носу сорокамиллиметровое орудие — главный калибр нашей малютки. Турель разрисована надписями “Kill. Kill. Kill. Kill” — неужели кто-то из команды знает английский? Нет, ответ куда проще: катер, на котором мы плывем, — американский ELCO A-3, поставленный в СССР по ленд-лизу. Видимо, иностранные друзья решили разместить на орудии инструкцию для советских солдат — короткую и лаконичную.

Немецкий катер скачет по волнам, как лягушка по раскаленной сковородке. “ Физическая модель у него еще недоработана ”, — поясняет Евгений. Приходится прикончить уродца, чтобы не мучился. Первые залпы идут “россыпью”: снаряды попадают в борта “Шнельбота”, в воду рядом с ним, разрываются в воздухе — немцу все это не причиняет никакого вреда. Впрочем, уже через несколько секунд беспорядочной пальбе приходит конец, и выстрелы начинают подкрадываться к середине вражеского катера — именно здесь расположены топливные баки. Пара точных попаданий — и “Шнельбот” взлетает на воздух.

Заплатить за этот фейерверк приходится очень большую цену — враг вел огонь по расчетам турелей и успел уничтожить почти весь наш экипаж. Запомнилось, как гибли матросы — выстрелами их буквально рвало на части. Жестоко, очень жестоко.

Сухопутная жизнь

Она [игра] не жестокая, она реалистичная ”, — комментирует происходящее на экране Дмитрий Архипов , вице-президент “Акеллы”. И добавляет: “ Это простое “убей их всех”, как, собственно, и было на самом деле ”.

Что ж, слова Дмитрия очень хорошо характеризуют “Морского охотника”. Да, игра потрясающе реалистична, и местами эта реалистичность граничит с жестокостью. Но дело здесь в том, что разработчики хотят максимально достоверно показать игрокам то, какой страшной жизнью жили экипажи торпедных катеров. Во время Второй мировой эти маленькие и беззащитные скорлупки использовались для атак на конвои, которые шли под защитой могучих эсминцев и крейсеров. Сражение с ними всегда превращалось в “мясо” — в случае попадания у торпедистов почти не было шансов на спасение, ведь взрывом катер разносило буквально на болты и гайки. Но даже успев спастись, матрос мог и не рассчитывать на то, что другой экипаж придет ему на помощь: чтобы подобрать человека, необходимо было снижать скорость до минимума. А это делало катер слишком заманчивой целью для стрелков противника.

Камикадзе, говорите? Нет, ни в коем случае. Торпедные катера уходили в море, чтобы вернуться. И нередко они возвращались с победой. Ведь это совсем не сложно — промчаться мимо пусть и сильных, но слишком медленных и неповоротливых охранников, подойти на расстояние торпедной атаки и всадить своих “рыбок” в борт жертвы. А потом, не мешкая, удирать, сверкая винтами.

На берегу же экипажи еще и умудрялись жить какой-никакой личной жизнью. По крайней мере, в “Акелле” разрабатывают для своей игры целую сюжетную линию — явление в симуляторах редкое. Начнет игру наш герой даже не капитаном, а так — стрелком за одной из турелей. Впрочем, уже через пару миссий будет обязательный подвиг и награда в виде собственного катера. Еще несколько побед — и вот вместе с нами уже плавает несколько посудин, капитанам которых можно раздавать приказы с помощью несложного командного интерфейса.

Нашлось в сценарии место и героизму, и даже небольшой романтической линии. Говорят, что на берегу нас будет ждать прекрасная комсомолка — чем не повод для того, чтобы поскорее возвращаться домой? Вообще, сотрудники “Акеллы” относятся к сюжету не так “серьезно”, как разработчики других симуляторов. Например, огромное внимание уделяется системе званий и поощрений. Пилот сбитого вражеского самолета барахтается по правому борту? Пожалуй, стоит сбросить скорость и выделить “языку” угол где-нибудь в трюме — вдруг это высокопоставленный офицер, который знает Военную Тайну? Разведчики ведь в долгу не останутся, а отблагодарят тушенкой и водкой. А ее мы, в свою очередь, выменяем у снабженцев на какую-нибудь ценную “примочку” к нашей посудине. Не совсем реалистично, говорите? Зато очень увлекательно!

Миссий в кампании запланировано порядка двух-трех десятков: половина — сюжетные, остальные — секретные и “случайные”. Сами задания создаются “по мотивам” реальных исторических событий. Так, например, в одном из них нам предстоит взять на борт отряд диверсантов и под покровом ночи высадить их рядом с батареей немецких орудий. Потом зайти с другой стороны и устроить маленькое показательное выступление — чтобы гарнизон отвлекся на охоту и дал себя захватить. Некоторые из вас, наверное, уже вспомнили роман Алистера Маклина “Пушки острова Наварон”? Да, очень похоже. Единственное серьезное отличие заключается в том, что миссия будет происходить не в Эгейском море, а в Баренцевом: кампания в “Морском охотнике” всего одна — за Советский Союз.

Высадка десанта — не единственный вариант “нетрадиционного” использования торпедных катеров. Как вам, например, возможность собственным днищем проделать проход в минном поле? Морские мины, прежде чем взорваться, тратят несколько секунд на всплытие. Большой и тихоходный корабль уйти не успеет, а вот у маленького торпедного катера есть все шансы проскочить. Если, конечно, капитан будет лихим, удачливым и немножко чокнутым.

За штурвалом

Еще одна интересная особенность “Морского охотника” заключается в том, что в отличие от большинства других симуляторов у этой игры очень низкий “порог вхождения”. Так, например, тот же самый “ Ил-2 Штурмовик ” приходилось достаточно долго осваивать даже на самом низком уровне сложности. В “Охотнике” все иначе. Больше всего игра напоминает “ Пиратов Карибского моря ”: вид от третьего лица, стандартное управление с помощью клавиш WASD. Впрочем, уже через несколько минут понимаешь, как сильно тяжелый парусник отличается от маленького торпедного катера. Если первый очень неповоротлив, то второй, наоборот, чересчур юрок. Маленькая ошибка — и кораблик уже несется совсем не туда, куда надо. Отдельного недоброго слова заслуживают волны — посудину временами раскачивает так, что становится тяжело и управлять, и целиться.

Да-да, целиться. В любой момент игрок может занять место за одной из турелей и собственноручно нашинковать свинцом первого попавшегося врага — управление катером в это время возьмет на себя искусственный интеллект. Придется в “Охотнике” руководить и подчиненными: матросов можно разместить за орудиями или направить, например, в машинное отделение — выжимать все соки из двигателя.

Сам геймплей можно охарактеризовать двумя словами — быстрый и напряженный. Кораблик носится по водной глади, как юла, и на раздумья обычно остается очень мало времени. Не стоит забывать, что в большинстве заданий будутпринимать участие и союзники: другие торпедные катера, более крупные суда, авиация, береговые войска. Так что придется еще и разбираться, где здесь враги, а где друзья.

Впрочем, есть у этого хаоса и свое преимущество — уж очень красиво выглядит. Не секрет, что художники “Акеллы” уже давно стали айвазовскими игровой индустрии — никто и никогда не рисовал виртуальное море красивее, чем они. И если в “Пиратах Карибского моря” мы видели яркие южные картины, которые будто сошли со страниц туристических каталогов, то “Морской охотник” переносит нас на суровый север. Природа здесь скучная, вода мутная, неспокойная и какая-то злая. На небе — хмурые облака. Иногда сквозь них проглядывает солнце, способное ослепить игрока на несколько секунд. Однако стоит начаться сражению — и картина меняется. Скучное северное море озаряется вспышками выстрелов, следами торпед, взрывами — в первые минуты эта красота так захватывает дух, что о самом сражении банально забываешь.

Особое восхищение вызывает то, насколько серьезно художники подходят к своей работе. Отлично смоделированы корабли — видна каждая маленькая деталь, каждая заклепочка. Некоторые посудины, которые присутствуют в “Морском охотнике”, были уничтожены во время Второй мировой. Так вот, в игре они гибнут точно так же, как и в жизни, — даже внешний вид разломов в корпусе одинаков. Мелочь, которую заметят лишь специалисты, но как приятно, черт возьми!

* * *

А еще здесь есть Настоящие Русские Мужики — в меховых шапках и неуклюжих бушлатах. Такое впечатление, что их только вчера согнали с многочисленных полей и грядок нашей великой Родины, нарядили во что попало и обозвали матросами. Капитан крошечной посудины, чей экипаж собран с миру по нитке, — разве это звучит гордо? Нет, ни капли. Ну и пусть! Откроем вам маленький секрет: капитан большого и неуклюжего корабля выглядит гордо, только разгуливая по набережной. А вот когда к его тихоходу на расстояние торпедного выстрела подходит маленький и юркий катер, вид у него… испуганный, мягко говоря.

Так что? Есть тут желающие напугать парочку заносчивых капитанов? Да? Отлично! Тогда собираемся в начале следующего года на берегу Баренцева моря — и в бой!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь