Tomb Raider: Legend
Серия Tomb Raider — это история падения в такую пропасть, из которой обычно без посторонней помощи уже не выбираются. Самая первая игра этого длинного, как кишка, сериала вышла в далеком 1996 году и принесла авторам славу создателей главного секс-символа игровой индустрии. Надо было очень постараться, чтобы сесть в лужу с таким брендом. И они постарались: последующие несколько лет Eidos Interactive и Core Design рубили сук, на котором они сами же и сидели, так усердно, что к 2000 году, когда появилась восьмая (если считать вместе с аддонами) игра, словосочетание Tomb Raider стало почти что ругательством. После этого до них наконец-то дошло: надо либо что-то менять, либо сворачивать лавочку и идти торговать семечками. Три года работы, много пафоса и обещаний — и полный пшик на финише: Tomb Raider: The Angel of Darkness не только не исправила ошибки своих предшественниц, но и принесла новые проблемы. Лара стала еще неповоротливее (мешал бюст девятнадцатого размера), непонятно зачем появились деньги и примитивная система прокачки. Тут уже уEidos окончательно лопнуло терпение: бренд забирают у Core Design, а разработкуследующей части поручают Crystal Dynamics , известной по серии Legacy of Kain и недавнему недошутеру Project: Snowblind.
Возвращение блудного папы
Чтобы не наделать новых ошибок и не угробить сериал окончательно, авторы решили пойти по пути наименьшего сопротивления. Вместо сомнительных реформ и экспериментов — возврат к истокам, к изначальному варианту Tomb Raider. Точнее — даже к изначальной атмосфере, потому что сам геймплей как раз требует большой переработки. Руководит разработкой Тоби Гард , “папа” Лары, который покинул Core Design после выхода первой части “Тамбовского рейдера” ради собственной студии Confounding Factor.
Нездоровое пристрастие Лары к артефактам и пыльным гробницам никуда не делось. Что наша красавица ищет на этот раз, разработчики не сообщают, зато доподлинно известно, что у нее появятся конкуренты — некая полуподпольная организация (такие же секты фигурировали и в предыдущих частях) и… конкурентка, которая тоже не прочь наложить свои наманикюренные пальчики на таинственный артефакт. Скриптовых сценок, диалогов и роликов публике пока не показывали, но в Crystal Dynamics уверяют, что сюжет будет на очень высоком уровне. В Tomb Raider: Legend мы узнаем, зачем, собственно, Лара Крофт подалась в искательницы приключений, и увидим, как именно это случилось (иными словами, нас ждет что-то вроде приквела). Посетить ей предстоит Западную Африку, Боливию, Россию (опа!) и Гималаи — всего девять уровней.
Самым раздражающим недостатком Tomb Raider были “прыжковые упражнения”. Помните, какое это мучение? Чуть-чуть не хватило разбега, пролетел на миллиметр дальше или ближе — и вот Лара, оглушительно визжа, падает в бездонную пропасть, навстречу шипам, лаве и другим малоприятным вещам. При этом прыжки составляли примерно половину всей игры. Первыми исправили этот недочет создатели Prince of Persia: The Sands of Time. Там использовалась очень щадящая система: если у вас случался небольшой недолет или перелет, то игра это прощала и автоматически корректировала полет Принца (причем визуально этот трюк был совершенно незаметен). Точно так же теперь устроены прыжки и в Tomb Raider: Legend. На этом заимствования из The Sands of Time не заканчиваются. Так, при входе в новое помещение камера облетит все его закоулки — чтобы было проще понять, куда надо двигаться и как лучше это сделать.
Игровой процесс, по большому счету, остался таким же. Лара, как и прежде, резво бегает, прыгает, плавает и возится с допотопными механизмами. Управление обещают сделать удобнее (впрочем, нормальной поддержки мыши мы, скорее всего, так и не дождемся — игра затачивается под Sony PlayStation 2), а ненавистные паззлы с ящиками — убрать навсегда.
Бездонного рюкзачка, в котором помещались десятки аптечек и арсенал целого армейского подразделения, больше не будет. С собой Лара отныне может носить только два вида оружия — старые добрые пистолеты (будет ли у них бесконечный боезапас, как раньше, неизвестно) и что-нибудь крупнокалиберное (шотган, автомат, гранатомет и так далее). Также у нашей героини появятся гранаты, скалолазный крюк, бинокль с режимами инфракрасного и ночного видения, фонарик (световые шашки, впрочем, тоже никуда не денутся) и наушники с микрофоном (видимо, в игру решили добавить закадрового помощника, который будет давать подсказки и говорить, что делать дальше). Все предметы отображаются непосредственно на роскошном теле главгероини (то есть, если вы, например, выберете автомат, она снимет его с плеча).
Оружие по-прежнему наводится на цель автоматически, плюс иногда можно будет воспользоваться стационарными турелями. Бочки, расставленные в местах обитания противников, надлежит расстреливать, чтобы причинить злодеям больше урона (поразительно, но до такой банальной вещи разработчики додумались только сейчас). В одном из трейлеров мы видели Лару на мотоцикле, но на сей счет авторы хранят гробовое молчание (так что, возможно, это была просто скриптовая сценка). В случае ранений подлечиться можно аптечкой, либо… подножным кормом — некоторые растения обладают целебными свойствами.
Он ее породил, он ее и…
Человека, которого вы видите на фотографии, зовут Тоби Гард , и именно он придумал концепцию Tomb Raider и образ Лары Крофт. Он же проделал и большую часть работы над первой игрой: Тоби анимировал главную героиню и некоторых противников, смоделировал несколько уровней, написал сценарий и создал все видео- и скриптовые ролики. К слову, в то время ему было всего двадцать лет.
После завершения проекта стены Core Design показалась нашему герою тесными, и он переехал в Бристоль, где основал небольшую студию Confounding Factor. Первой (и, увы, последней) игрой компании стала пиратская экшен-адвенчура Galleon: Islands of Mystery. Работы над ней начались еще в конце 90-х годов, но выпустить ее удалось только в начале 2004 года и лишь на Microsoft Xbox (версии для РС и других консолей пришлось отменить). Вскоре после этого Confounding Factor закрылась (она просто не осилила столь амбициозный проект), а Тоби вернулся обратно под крыло Eidos Interactive.
Из князи в грязи
Лара Крофт родилась 14 февраля 1968 года в Англии. Дочь богатенького лорда Хеншингли Крофта, она получила хорошее образование и в будущем должна была стать типичной ксениейсобчак. Но в шестнадцать лет ей на глаза попался номер журнала National Geographic, и с этого момента жизнь нашей героини кардинально изменилась. Из журнала Лара узнала об известном археологе Вернере Ван Крое и о том, что в ближайшее время он собирается в экспедицию. Лара тут же отыскала его и попросила взять ее с собой, предложив в обмен спонсорство экспедиции. Впрочем, в то время она хоть и увлекалась археологией, но все же оставалась нормальной девушкой. Окончательно же наша героиня тронулась после авиакатастрофы в Гималаях, когда летела с горнолыжного курорта. Вместо того чтобы погибнуть от холода и ранений, она благополучно добралась до ближайшего населенного пункта и вернулась домой. Но последствия падения с большой высоты все же дали о себе знать — с этого момента Лара посвятила себя охоте за забытыми артефактами и прочим безумным авантюрам.
Интересно проследить, как менялся ее образ от игры к игре. В первых частях это была кукольная модель с гипертрофированными формами. В Tomb Raider: The Angel of Darkness — жуткий мутант с грудью чудовищных размеров и внешностью “уронили мордой об асфальт”. И только сейчас, к 2005 году, Лару наконец-то сделали более-менее симпатичной.
* * *
Несмотря на все попытки разработчиков встряхнуть серию и привнести в нее что-то новое, Tomb Raider: Legend, скорее всего, останется все той же игрой, какой она была в конце девяностых (судя по тому, что мы видели на E3). Печально, но в эпоху турбореактивных Принцев мисс Крофт выглядит как неуклюжая и старомодная пришелица из викторианской эпохи.
P.S. Очень удивляет, что авторы игры до сих пор не додумались сделать для Лары систему “тюнинга”: возможность менять костюмы, прически, косметику, маникюр. Об этом же мечтает любой ларопоклонник!
Будем ждать? Тот же самый Tomb Raider, что и раньше, только чуть-чуть наманикюренный и напедикюренный. Если Legend унаследует еще и недостатки предшественников, Лару придется хоронить в ее же гробницах.
Процент готовности: 80%