NHL 06
NHL 2005. Игра, которая впервые в истории виртуального спорта стала симулятором “мертвого” сезона. В то время как любители компьютерного хоккея “рулили” своими любимыми защитниками и атакующими, сражаясь за кастрюлю имени лорда Стенли, их кумиры выступали в европейских лигах или хуже того — повесив коньки на гвоздик, били баклуши (подробнее о забастовке хоккеистов читайте на этих же страницах).
Такой разительный контраст между виртуальным и реальным хоккеем в очередной раз доказал очевидную истину, которая гласит: бизнес превыше всего. Даже если Канада последует за Атлантидой на дно океана, а выживших хоккеистов украдут зеленые человечки с Альфы Центавра — EA Sports все равно будет штамповать новые и новые части NHL. Поэтому никто из нас и не сомневается в том, что осенью этого года в продаже появится NHL 06 , очередная серия знаменитой хоккейной эпопеи.
Старая школа
Создавая NHL 06, разработчики взяли на вооружение модный нынче прием под названием “вперед, в прошлое!”. Образцом для подражания стала древняя NHL 94 — чтобы подкрепить сходство была даже использована прежняя система нумерации: вместо NHL 2006 игра получила название NHL 06.
Чем же будет похож виртуальный хоккей образца 2006 года на NHL 94? В первую очередь — огромным количеством голевых моментов. Не секрет, что с моделированием силовой игры разработчики в прошлом году дали маху, в результате чего NHL 2005 смело можно было переименовывать в “Столкновение 2005”. Пострадало от этого в первую очередь нападение: перейти в атаку, закрепиться в зоне противника и провернуть интересную комбинацию получалось очень и очень редко. Поэтому в большинстве случаев игроки использовали примитивную тактику “бей-беги”: прорыв по флангу, сближение, бросок — и так пятьдесят раз за матч.
К счастью, поклонники сериала сумели достучаться до разработчиков и объяснить им, что в настоящий хоккей так не играют. Теперь EA Sports поспешно исправляет свою ошибку: в NHL 06 закрепиться в чужой зоне сможет даже неопытный игрок. Но для того, чтобы извлечь пользу из “фигурного катания” перед воротами противника, придется разбираться в тактике игры.
Здесь, однако, встает логичный вопрос — не перекосит ли NHL 06 в другую сторону? Не станет ли постоянная игра в нападении единственной успешной тактикой? Разработчики считают, что нет, и подкрепляют это долгим рассказом о том, как здорово теперь смоделирована защита. Раньше самым простым способом остановить нападающего с шайбой был силовой прием, причем этим трюком злоупотребляли не только “живые” игроки, но и искусственный интеллект. В NHL 06 все иначе. Во-первых, за неправильно проведенный прием можно запросто схлопотать две минуты штрафа. Во-вторых, увернуться от грубого столкновения теперь намного проще. Так что придется учиться “мягко” отбирать шайбу и блокировать броски. Тем более компьютер, по словам EA, этой техникой уже владеет в совершенстве.
На первый взгляд все это звучит заманчиво. Но меня, человека, который угробил на NHL-сериал целых десять лет жизни, терзают смутные сомнения. Дело в том, что разработчики пока ни словом не обмолвились об изменении AI вратарей. Из-за этого благая затея с улучшением атаки может обернуться “баскетбольными” счетами типа 16:22, как было, к примеру, в NHL 2004. Но не будем упиваться желчью пессимизма заранее, а сосредоточимся лучше на других интересных фактах о NHL 06
Новые трюки
Самая долгожданная новинка — это, разумеется, моделирование персональных финтов для игроков-звезд. Дело в том, что в жизни они порой забивают невероятные, “уникальные” голы, после которых трибуны просто взрываются овациями. И вот, наконец, нечто подобное мы увидим в игре. Новая система финтов и обводки получила название Skill Stick — “умелая клюшка”. Больше всего этот прием напоминает ручную обводку из NHL 2005, только теперь вместо фиксированных движений управляемый вами игрок будет выдавать целую серию хитрых трюков. Тут и “провоз” шайбы за спиной, и бросок в домик вратаря, и прочие приемы, которые обязательно порадуют душу любого фаната хоккея. При этом наборы финтов будут уникальными для каждого “звездатого” игрока.
Помимо бросков и обводки, доработке подвергнутся и обычные “щелчки” и “кистевые” — при нажатии клавиши броска в воротах появится прицел, который позволит более точно выбрать место, куда полетит шайба. Впрочем, боюсь, что реальная польза от этого нововведения будет лишь при сильных “щелчках” издалека. А вот для молниеносных “кистевых” такая новинка даже вредна — здесь просто нет времени на то, чтобы целиться.
Еще одно важное нововведение зовется R.P.M. Расшифровываются и переводятся эти три замечательные буквы как Realistic Puck Momentum (реалистичная модель движения шайбы). Помимо улучшенных алгоритмов расчета траектории, R.P.M. будет учитывать кинетическую энергию летящей шайбы и моделировать последствия ее попадания в игроков. Так, например, сильный удар в шлем может оглушить вратаря на несколько секунд. Полевой игрок, который защищен намного хуже, чем голкипер, после такого попадания вообще отправится в лазарет с травмой. Не обделены и любители приколов — в NHL 06 можно будет даже сбить бутылочку с водой, которая лежит на сетке ворот.
Кинетическая энергия будет влиять и на то, как катаются игроки. Под вашим управлением массивный громила? Миритесь с тем, что он очень долго разгоняется и обладает большим радиусом разворота. Сильно изменено и ускорение (speed burst). Теперь оно выглядит следующим образом: игрок немного “отпускает” шайбу от себя, берет клюшку в одну руку и максимально вырывается вперед, после чего усиливает контроль над шайбой и катится по инерции в ожидании дальнейших указаний. В общем, EA продолжает двигаться прежним путем, делая каждую новую версию виртуального хоккея все более похожей на хоккей реальный.
NHL скорее жива, чем мертва
Игровой сезон 2004-2005 стал уникальным событием в истории профессионального американского спорта — он был просто отменен. Для лиги и в первую очередь самих игроков это не принесло ничего хорошего: часть хоккеистов осталась без работы, остальные поехали играть в Европу или “перебрались” в менее престижные американские лиги — такие, например, как AHL.
Главное яблоко раздора между Национальной хоккейной лигой и профсоюзом хоккеистов NHLPA — разные точки зрения на формирование бюджета команд. Руководство лиги считает, что ситуация, которая сложилась в последние пять лет, рано или поздно приведет к банкротству не только отдельных клубов, но и NHL в целом. Для того чтобы подобное не случилось, они предложили ввести единый потолок зарплат — фиксированную сумму, которую командам разрешено тратить на выплаты игрокам (аналогичные схемы используются в других профессиональных лигах). Это, разумеется, пришлось не по душе NHLPA — профсоюз до последнего сражался с нововведением и даже пошел на столь непопулярную меру, как забастовка, в результате чего, собственно, и был отменен сезон. Однако эти усилия привели к обратному результату — позиции руководства лиги просто стали еще более жесткими. А вот измотанные безработицей хоккеисты готовы на любые уступки, лишь бы не потерять еще один сезон. В результате сейчас, когда пишутся эти строки, профсоюз уже фактически поставлен на колени, и новое соглашение между NHL и хоккеистами, скорее всего, будет подписано со дня на день. Так что сезону 2005-2006 — быть!
* * *
От перспективных нововведений и сладких обещаний перейдем к вещам куда более банальным и в некоторой степени грустным. Движок NHL 06 практически ничем не отличается от прошлогоднего моторчика (обработка текстур “напильником” и обновленная анимация — не в счет). Нет даже малейшего намека на улучшение “режима Династии” — видимо, EA Sports считает, что эта часть игры уже близка к идеалу. Впрочем, стоит хотя бы чуточку поиграть в нормальный футбольный или хоккейный менеджер, как становится ясно — это не совсем правда. Единственный луч света в этом темном царстве — возврат в игру редактора игроков и команд, который по непонятным причинам был убран из прошлогодней игры.
О звуке, управлении и интерфейсе разработчики предпочитают молчать. Хотя и здесь далеко не все благополучно: разработкой интерфейсов в EA Sports давно занимаются близорукие циклопы-дальтоники, которые даже и не подозревают о том, что существуют разрешения выше чем 640х480. Комментаторы же в последних частях деградировали до такой степени, что слушать их стало практически невозможно. Будем надеяться, что в NHL 06 исправят хотя бы часть этих недостатков.
Что же в итоге? Разумеется, с выходом NHL 06 серия сделает очередной шаг вперед. Но шаг этот, скорее всего, будет очень маленьким. Целый год разработчики угробили на анимацию финтов, “деструктивную” шайбу и очередную перебалансировку. Мало? Преступно мало!
Будем ждать? Давно уже пора привыкнуть к тому, что новые игры из серии NHL очень скупы на новинки. К сожалению, хоккейные правила практически не меняются, да и конкурентов, которые могли бы подстегнуть разработчиков, нет.
Процент готовности: 90%