The Movies
Поразительно, но до сих пор ни одна живая душа не догадалась сделать игру про кино. Впрочем, мысль об этом наверняка посещала немало светлых, не очень светлых и даже совсем темных голов. Другое дело, что никто не знал, как именно должна выглядеть такая игра . Каким образом заставить управляемых компьютером персонажей делать то, что им положено по сценарию? Как написать этот самый сценарий? Как смонтировать получившийся видеоматериал (не вставлять же в игру программу для профессионального видеомонтажа)? Как потом наложить спецэффекты?..
В общем, вопросов много, а вот ответов на них практически нет. По всем этим причинам господа игроделы многие годы предпочитали окучивать более доступные и понятные темы. Индустрии нужен был свой Колумб, который не побоялся бы рискнуть и открыл для всех новый континент — игры про кино. Выступить в этой роли решил хорошо знакомый нам всем Питер “дядя Петя” Молине , человек, который подарил миру такие гениальные вещи, как Populous , Dungeon Keeper , Black & White. Его новый проект — The Movies — станет первой игрой, которая даст возможность любому желающему побывать на съемочной площадке. Пусть и виртуальной.
Дубль раз
Проверенный факт: любая проблема кажется сложной, если ее не разложить на составляющие части. С The Movies приключилась именно такая история. Пока все дружно чесали репы и гадали, как же сделать игру про кино, дядя Петя просто взял уже готовые ингредиенты и свел их воедино. В The Movies, по сути, утрамбованы сразу три забавы: экономический симулятор киностудии (то бишь тайкун), симулятор “разведения” актеров (чистой воды The Sims 2 ) и собственно съемки (единственный по-настоящему новый элемент).
Самый, пожалуй, интересный элемент The Movies — это, разумеется, съемки. Начинает любой киномагнат с подбора актеров и персонала. Сценаристы отправляются прямиком за компьютеры или печатные машинки, операторы занимают места за камерами, а актеры жеманно устраиваются в креслах, где их начинают усердно “штукатурить” гримеры. Подобрав нужные декорации, вы закидываете своих подчиненных на съемочную площадку… ну а что делать дальше, они сообразят самостоятельно исходя из ситуации, которую — внимание! — вы задаете уже сами. Поскольку виртуальным актерам не объяснишь, что именно от них требуется, в игру встроены около двух тысяч (!) классических сцен из фильмов: погоня, перестрелка, внезапное нападение монстров, трагическая гибель, поцелуй, признание в любви, “ву-ху”, ну и так далее (у каждой из них есть еще свои разновидности, например поцелуй в губы, в щеку, в лоб). Выбираете ту или иную сцену, даете отмашку — и актеры начинают разыгрывать ее как по нотам. Перед этим, конечно, нужно раздобыть все, что понадобится для съемок. Если речь идет о погоне, на съемочной площадке должна быть хотя бы пара автомобилей, лошадей (в случае с вестерном) или вертолетов. Если снимаете любовную сцену, в кадре не помешало бы поставить кровать.
Сам процесс съемок идет почти без участия игрока. Крикнуть какому-нибудь бездарному лицедею “ Выпей йаду, каналья! ” или дать пинка зазевавшемуся осветителю, увы, не дадут. Все, что вы можете в этот момент, — регулировать интенсивность сцены с помощью специального ползунка. Сдвигаете его в одну сторону — и актеры, которые лежат в постели, нежно прижимаются друг к другу и… скромно целуются. Сдвигаете в другую — и эта же самая парочка мгновенно начинает радовать нас самыми неприличными позами, в то время как кровать под ними жалобно трещит. Точно так же дела обстоят и во всех остальных жанрах: исполненный чести и достоинства поединок двух галантных героев одним движением мыши можно превратить в жестокий мордобой с использованием пустых бутылок, табуреток и бейсбольных бит.
На многое, впрочем, не рассчитывайте: снять откровенную порнографию или очень жестокий фильм (в духе “ Бешеных псов ” и “ Города грехов ”) вам не дадут — цензура, друзья! Крови в The Movies самый минимум, расчлененки нет и в помине. Эротические сцены первоначально планировали просто закрыть черными квадратами, но после “кофейного” скандала с GTA: San Andreas (читайте наш “ Новостной меридиан ”) разработчики, скорее всего, придумают дополнительные способы защиты от создателей “откровенных” модификаций. Актеров младше 21 года не будет в принципе, иначе игроки начали бы снимать их в порнографии, в роли жертв маньяков-убийц или, что еще интереснее, в роли самих маньяков-убийц (помните фильм “ Дети кукурузы ”?).
После завершения съемок начинается этап пост-продакшн: отснятый видеоматериал озвучивается и снабжается субтитрами. Для этого в игру будет включен здоровенный аудиоархив с обширной библиотекой звуковых эффектов на все случаи жизни. Реплики туда не входят — по умолчанию актеры изъясняются на Sims-образной тарабарщине, но если очень хочется, озвучить их тексты можно и самому (для этого нужен микрофон и компания знакомых с хорошо поставленными голосами). Синхронизацию речи с движениями губ актеров игра выполнит уже сама. Если же надрывать свои драгоценные голосовые связки вам недосуг, можно ограничиться одними лишь субтитрами.
Режиссерская версия
Если вы надеетесь, что авторы сразу же выпустят игру со всеми теми возможностями, которые они успели наобещать, то… можете надеяться дальше — все проекты Lionhead Studios попадали в руки игроков уже в изрядно обрезанном виде (вспомним ту же самую Fable , например). Из The Movies ничего выкидывать вроде бы не собираются (по крайней мере, пока так говорят), но, по словам дяди Пети, будь у них время, они добавили бы в игру еще много интересных возможностей (к примеру, полный контроль над камерами во время съемок). Поскольку времени у разработчиков нет, все эти фишки будут включены в расширенную редакцию The Movies, которая появится через полгода-год после выхода оригинальной игры и будет носить подзаголовок Director’s Cut. Этот прием, кстати, тоже позаимствован из кино: там “режиссерские версии” (то есть фильм в том виде, в котором его хотел бы видеть режиссер, но не увидел из-за происков продюсера или еще по каким-то причинам) выпускают ко всем сколько-нибудь заметным картинам.
Веяния времени
Взявшись за такую благодатную тему, как кино, разработчики не могли отказать себе в удовольствии выжать из нее все соки. В The Movies перед вами пройдет вся история кинематографа, начиная с немых черно-белых фильмов и заканчивая современными мегаблокбастерами, каждый кадр которых стоит тысячи долларов. Всегда мечтали снять собственный вариант “ Прибытия поезда ” братьев Люмьер или “переосмыслить” культовую “ Касабланку ” и прославиться на весь мир? С The Movies нет ничего невозможного!
На ваших глазах в кино придут звук, цвет, спецэффекты, новые приемы съемки и монтажа, один за другим сменятся несколько поколений актеров. Есть, конечно, и ограничения. Какую-нибудь “ Войну миров ” на заре XX века примут тепло (несмотря на то, что по современным меркам это будет жалкое зрелище), а вот “ Терминатор ” или, скажем, “ Автостопом по галактике ” зрители просто не поймут, ведь в то время компьютеров не было, да и о путешествиях в космосе мало кто думал. Выпускать фильм о Второй мировой войне в 30-х годах тоже глупо — война-то тогда еще не началась. Впрочем, подобное вряд ли будет возможно даже теоретически. А вот выпустить картину сразу после Второй мировой уже разрешат. Но поступать так не стоит — зрители еще слишком хорошо помнят эти пять с половиной лет ужаса, и вряд ли им захочется пережить их еще раз. А вот в 90-х годах “не пойдут” уже “ Унесенные ветром ”: современному попкорн-оглоеду эта картина покажется слишком нудной, наивной и наигранной.
Хорошо известно, что качество фильма далеко не всегда гарантирует успех в прокате. В тропиканках, рабынях изаурах и нетленках Уве Болла художественной ценности может быть, не больше, чем в ведре с мусором, но в прокате они могут дать фору даже самым увесистым киноблокбастерам. В полной мере это правило применимо и к The Movies. Условно говоря, мыльная опера с бюджетом в сто тысяч долларов запросто может принести в три или четыре раза больше денег, в то время как крупнокалиберный фильм за полторы сотни миллионов долларов едва окупит расходы на собственное производство. После пары таких проколов десять раз подумаешь, что выгоднее — клепать какие-нибудь примитивные сериалы и иметь небольшой, но стабильный доход или снимать нечто масштабное и дорогое, рискуя вылететь в трубу из-за расходов на одну-единственную киноленту.
Кассовые сборы зависят еще и от множества других факторов. В первую очередь это раскрученность картины. Денег на рекламу не надо жалеть никогда (кроме, само собой, тех случаев, когда их просто нет). Известный фильм, о котором день и ночь трубят в газетах, журналах, по радио, на телевидении, в кинотеатрах (после окончания съемок игра автоматически создает тридцатисекундный рекламный ролик, куда войдут самые зрелищные моменты фильма — и вот его-то и будут крутить по ТВ и перед киносеансами) и в интернете, почти наверняка соберет хорошую кассу — основная масса людей интересуется кино лишь постольку поскольку и обычно выбирает знакомые названия. Но если фильм будет плохим, сборы рухнут уже на второй или третьей неделе проката. Виной тому станет “сарафанное радио”: первые зрители расскажут о своих впечатлениях друзьям и знакомым, друзья и знакомые — своим друзьям и знакомым…
Хороший, но слабо разрекламированный фильм будет вести себя совсем по-другому. В премьерный уик-энд сборы окажутся мизерными (фильмы, как правило, стараются запускать ближе к концу недели, чтобы на выходных их посмотрело больше народу), зато потом, когда зрители распробуют ваше творение и поделятся своими восторгами с теми, кто фильм не смотрел, количество посетителей, наоборот, пойдет вверх. А может и не пойдет — не исключено, что картину просто не заметят.
Саму премьеру надо обставлять с как можно большей помпой. Устройте громкую пресс-конференцию, организуйте интервью с актерами и (обязательно!) фуршет — от такого обращения писаки из киножурналов сразу добреют и либо пишут положительные рецензии, либо ругают фильм куда осторожнее. Вообще, чем больше усилий вы приложили для раскрутки фильма, тем меньше вероятность провала. Есть даже специальный индикатор, который по пятибалльной шкале показывает степень ожидаемости кинокартины.
Удачные идеи, благодаря которым фильм стал популярным, можно использовать в будущих проектах (как гарантию от провала). Главное — не переусердствовать: зритель имеет нехорошую привычку уставать от похожих картин. Покажите ему три вестерна подряд, и этот привереда сразу начнет брюзжать. К тому же на рынке присутствуют другие кинокомпании, которые никогда не постесняются позаимствовать ваши находки. Мало того, конкуренты могут переманивать актеров и даже срывать съемки. То же самое, впрочем, можете делать и вы.
Интерес к фильмам той или тематики в немалой степени подстегивают события, которые происходят в мире. Журналы и газеты сообщают, что где-то упала летающая тарелка? Самое время снять что-нибудь фантастическое с нападением инопланетян и последующим реваншем двуногих. Совершен крупный теракт? Срочно снимайте фильм про террористов и их неизбежную гибель от рук бравого спецназа.
Почти как в жизни
Больше всего головной боли доставят актеры. Проблем с ними в The Movies будет не меньше, чем в реальной жизни. Любимые публикой звезды, за спиной которых уже есть несколько хитовых фильмов, имеют свои “бзики”. Астрономические гонорары и целая армия прислуги (горничные, массажисты, охранники, водители и так далее) — это так, повседневные мелочи. Будьте готовы к тому, что кому-то из ваших подчиненных потребуется самолет, бутылка французского вина урожая 1793 года (где вы ее возьмете, никого не волнует) или что-нибудь такое, чего нельзя даже вообразить, — фантазия этих мерзавцев воистину неиссякаема. Самое гадкое — с их капризами придется как-то мириться, ведь талантливый актер может запросто вытащить на себе весь фильм.
Если нет желания возиться с уже зажравшимся VIP-ом, всегда можно взять какое-нибудь молодое дарование. Впрочем, перед тем как начать съемки, несчастного придется пропустить через все круги киношного ада: актерские курсы, клинику пластической хирургии, тренажерный зал (негоже трясти в кадре целлюлитом) и толпу визажистов, которые превратят в роковую красавицу даже огородное чучело. Фильм с никому не известным актером может запросто провалиться, но если он все же будет успешным, у вас на руках окажется звезда, которую вы, так сказать, взрастили собственными силами…
…и которая очень быстро переймет все замашки своих зажравшихся коллег. После пары-тройки хитовых проектов ваш лицедей мутирует в избалованную и истеричную сволочь — такую же, как и актеры “старой школы”. Он обзаведется собственной свитой, перестанет следить за собой и того и гляди подсядет на наркотики или алкоголь. Зарвавшихся звезд нужно немедленно наставлять на путь истинный, иначе многомиллионные инвестиции отправятся прямиком коту под хвост.
На запах знаменитостей стаями слетаются папарацци — они будут сутками напролет слоняться вокруг вашей студии в надежде заполучить кадр, где Том Круз тайком целуется с Уиллом Смитом. Разгонять журналистов не нужно (их поголовье — прямое свидетельство того, что дела у вас идут на ура), но и слишком близко подпускать тоже не стоит: репортеры падки на всякий компромат, к тому же они жутко донимают актеров. Иногда, впрочем, скандал может пойти только во благо. Такое может случиться, если актер, в которого вложено много времени и денег, вдруг стал непопулярным и его надо срочно “реабилитировать”. Здесь скандал будет очень даже уместен — внимание публики вернется к подопечному в мгновение ока. Будут в игре и забавные моменты, которые высмеивают нашу с вами жизнь. Так, например, к игроку может обратиться какой-нибудь влиятельный хрыч с просьбой снять его бесталанную, да еще и страшную дочку в вашей будущей ленте. Дав свое согласие, вы поставите фильм под угрозу, зато в обмен получите некий бонус, например, право не платить налоги в течение длительного времени. Но если пресса узнает об этом, вас ждет грандиозный разнос с весьма неприятными последствиями.
Прекрасно понимая, что совмещать бизнес и творчество всегда тяжело, в Lionhead Studios позаботились о тех, кому экономический аспект игры до лампочки. Специально для таких людей в игре есть режим sandbox (“песочница”), где можно творить без оглядки на бюджет, сроки и пристрастия аудитории.
Джон Му
На первый взгляд это может показаться странным, но в The Movies не будет ни реальных актеров, ни реальных фильмов. Причина очень простая: каждому “звездуну” и каждой кинокомпании, снявшей тот или иной фильм, пришлось бы отстегивать деньги за использование их имени или бренда. А поскольку игра охватывает всю историю кино, этих имен и брендов набралось бы просто неприлично много. Да и необходимости в них как-то нет: все желающие смогут создать копии обожаемых кинозвезд в инструментарии, который будет прилагаться в игре (или скачать уже готовую модель с одного из моддерских сайтов). Таким же макаром законодательные препоны обошли, например, создатели Freedom Force и City of Heroes : они просто сделали своих персонажей очень похожими на героев комиксов и прозрачно намекнули игрокам, где взять всех этих суперменов и бэтменов.
На плечи моддеров ляжет и труд по созданию новых сцен для съемок. В игре их заготовлено целых две тысячи, но это, скорее всего, лишь необходимый минимум. Впрочем, может, и сами создатели порадуют нас несколькими аддонами (анонсирована же “режиссерская версия”!).
* * *
Еще один интересный момент: отснятый фильм можно сохранить на жесткий диск отдельным файлом и отправить кому-нибудь через интернет. Чтобы вашу картину могли посмотреть даже те, кто никогда не слышал о The Movies, файл разрешено конвертировать в один из распространенных видеоформатов — AVI или MPEG. Фильмы, сохраненные в специальном внутриигровом формате, займут меньше места, но их можно будет посмотреть только на тех компьютерах, где установлена игра.
Не надо быть провидцем, чтобы догадаться, что вскоре после выхода игры в Сети наверняка появится куча сайтов, где будут собирать эти фильмы, награждать лучших режиссеров и обмениваться опытом. К чему приведет стихийное народное творчество, пока сказать сложно, но если разработчики все сделают, как обещали, The Movies станет не просто еще одной великой игрой, а настоящим явлением на стыке двух медий — игр и кино. Никто не спорит, на первых порах игроки будут творить довольно примитивные фильмы, но ведь и кино поначалу никто не воспринимал всерьез…