25 октября 2005
Обновлено 17.05.2023

Age of Empires III

Age of Empires III - изображение обложка

Классические стратегии вроде Age of Empires давно уже должны занять заслуженное место в списке самых бесполезных увлечений аборигенов планеты Земля. Из года в год эти странные создания с упорством, достойным лучшего применения, строят города, собирают ресурсы и науськивают свои войска на условного противника. Продавать по сотому разу одни и те же игры разработчикам удается благодаря приему, который очень часто используется в “большом” бизнесе: не нужно менять начинку (даже если от нее скулы сводит), если можно поменять этикетку. Усвоив это правило, игроделы быстро поставили производство проектов категории “more of the same” на поток: “Age of Empires для джедаев” ( Star Wars: Galactic Battlegrounds ), “Age of Empires с привкусом Civilization ” ( Rise of Nations ), “Age of Empires: Все эпохи в одном” ( Empire Earth ), “Age of Empires по-древнегречески” ( Age of Mythology ), “Age of Empires по-украински” (“ Казаки ”) и даже “Age of Empires по-болгарски” (Tzar: The Burden of the Crown”, в России более известна как “ Огнем и мечом ”). Что предложит Age of Empires III?

Мы наш, мы новый мир построим

Age of Empires продолжает неспешно окучивать одну эпоху за другой. Отработав историю Древнего мира и Средневековья, в третьей части разработчики взялись за Новое время. События Age of Empires III происходят в промежуток между 1500 и 1850 годами — это, как известно, была эпоха бурной колонизации. После того как турки в середине XV века перекрыли связь с Востоком, западные страны приступили к поискам альтернативного пути в Индию и случайно открыли Америку. Третья Age of Empires будет посвящена именно ее освоению, а история колоний в Азии и Африке останется за кадром.

В целом это будет все та же игра — изменения носят скорее эволюционный, нежели революционный характер. Краеугольным камнем стратегии на сей раз станет так называемый Home City — город, который вы выбрали в качестве столицы (находиться он может только в Европе, поскольку Америку осваивали именно европейцы). Он будет вашей ключевой базой, а также источником подкреплений и поставщиком всех необходимых ресурсов (судя по всему, до тех пор, пока не наладишь производство на новом месте). По мере прохождения игры и накопления очков опыта (откуда они берутся — см. ниже), “малую родину” можно модернизировать: возводить более совершенные здания, изобретать новые технологии, создавать юниты с мощным вооружением. Сами разработчики сравнивают это с процессом тюнинга машины в серии консольных автогонок Gran Turismo : выиграл заезд — получай новые шины, выиграл еще один — разблокируются новые спойлеры (все то же самое, впрочем, есть и в серии Need for Speed Underground ).

Кампанию игрок начинает лишь с несколькими поселенцами и так называемым “исследователем” (explorer — пришел на смену скауту из предыдущих частей). В других играх со словами “Age” и/или “Empires” в названии эти граждане не более чем сбоку припека: максимум, на что они способны, это разведать окрестности базы и бесславно погибнуть от сабельки первого же встречного супостата. В игре, название которой кроме слов “Age” и “Empires” включает в себя предлог “of” и циферку “III”, они являются полноценными героями (позже их роль берут на себя уникальные юниты — личности, которые оставили заметный след в истории колонизации Америки) — да-да, прямо как в другой игре с “ Warcraft ” и “ III ” в названии. Кроме разведки (для этого, кстати, есть функция autoexplore — маршрут персонажа можно прокладывать на мини-карте) и отражения ранних атак противника, эти товарищи еще и занимаются поиском сокровищ (ресурсы, очки опыта или уникальные предметы для экипировки героя), разбросанных по всей локации. Ценности хорошо охраняются (дикими животными или бандитами), но охота за ними всегда окупается.

Права на смерть VIP-персон лишили — пав на поле брани, они возрождаются на базе (а эта фишка утянута уже из Warhammer 40 000: Dawn of War ). Зато их могут взять в плен и потребовать выкуп. Можно заплатить, а можно поступить так, как подобает истинному колонизатору — отбить героя силой и накостылять обидчикам за “моральный вред”.

Еще один интересный момент — дополнительные задания. Выполнять их необязательно, но, разумеется, очень желательно. Во-первых, за них полагаются ценные бонусы. А во-вторых, некоторые из них очень интересны. Разве можно отказаться от шанса спасти ацтеков от хищных испанских конкистадоров (а потом, конечно, перебить этих дикарей и забрать их золото себе)? В Ensemble Studios называют такие эпизоды “Forrest Gump moments”, намекая на то, что игрокам — так же, как и герою одноименного фильма — предстоит воочию увидеть целый ряд исторических событий.

Много опыта на сокровищах, конечно, не заработаешь (хватит разве что на “первоначальный капитал”), поэтому в дальнейшем придется использовать другой способ: строить торговые поселения (которые, кстати, приносят еще и деньги). Если же возвести одно из них рядом с гнездовьем индейцев, то вы со временем получите доступ к их юнитам и апгрейдам. Загвоздка заключается лишь в том, что прибежища спекулянтов находятся далеко за пределами базы и требуют постоянной охраны. А если их еще и много…

Поскольку центральная роль отводится героям, логично было бы предположить, что геймплей окажется похожим на Warcraft III, где мобильный отряд с персонажем во главе носится по карте и отбивает у противника матценности. Ничего подобного: в Age of Empires III найдется место и для любителей точечных ударов, и для фанатов “Казаков”, которые оперируют исключительно трех-, четырех- и пятизначными цифрами. До баталий в “казачьих” масштабах дело, разумеется, не дойдет (графика-то теперь полностью трехмерная), но 300—400 юнитов игра сдюжит. Вопрос только в том, сдюжит ли это ваш компьютер.

Generic-бренды

Не так давно в игровую индустрию пришло такое понятие, как generic-бренды. Это когда для игр придумывают типовое название вместо того, чтобы накреативить простое и броское вроде “ Halo ”, “ Half-Life ” или “ Max Payne ”. Особенно часто переиначивают Age of Empires. Название это банально само по себе, а когда его еще и начинают обыгрывать другие разработчики, получается форменный ужас. Вы только послушайте: Age of Castles , Age of Rifles , Age of Sail , Age of Pirates , Ashen Empires , Aztec Empires , Cyber Empires , Empire Earth (тут, впрочем, все понятно — у руля этого проекта стоял Рик Гудман , экс-дизайнер Age of Empires), Empire of Magic , Empire of the Ants , Fantasy Empire , Galactic Empire , Heart of Empire : Rome , Space Empires , Trade Empire , World Empire , Zoo Empire , Jade Empire , Empires: Dawn of the Modern World , Heroes of Annihilated Empires , Ancient Empires , Casino Empire , Star Empire , Nemesis of the Roman Empire , Starfleet Command Volume 2: Empires at War >, Dragon Empires , The Great Empires , Empire of Karn , Eagle Empire , Dark Empire , наконец, просто Empire — продолжать можно еще очень долго, но тогда статья рискует растянуться страниц на десять.

Почему создатели игр придумывают такие клишированные названия? Причины могут быть самые разные. Одни это делают от недостатка фантазии, другие таким способом пытаются оттяпать кусок чужой аудитории (неопытный игрок, который и словосочетание GTA: San Andreas запомнить не в состоянии, может запросто перепутать Age of Empires и Empire Earth). Но есть в такой ситуации и положительная сторона: дженерик-название почти всегда означает, что игра в лучшем случае проходная, а в худшем — попросту мусор. Посмотрите на приведенный нами список — из всех этих игр добрых слов заслуживает разве что сама Age of Empires да Jade Empire (к Heroes of Annihilated Empires это не относится — игра-то еще не вышла).

Опричники против команчей

В Age of Empires III планируется 24 миссии (на каждую уйдет примерно по сорок минут, то есть в сумме получается что-то около 16 часов геймплея). Стартует игра в начале XV века на Мальте, где вам в лице шотландского рыцаря Моргана Блэка предстоит отражать нападение вконец распоясавшихся к тому моменту турков. Во втором и третьем акте действие перенесется сначала на Карибские острова, а затем и на материковую Америку, а играть вы будете уже за потомков того самого Моргана.

В дележе Америки будут участвовать восемь стран, вы вольны принять сторону любой из них (к сожалению, пока непонятно, как выбор стороны будет сочетаться с национальностью Моргана Блэка. Может, он волен переметнуться под любой флаг?). Список получился весьма занятный: Великобритания, Испания, Франция, Португалия, Дания, Пруссия, а также… Россия и Турция (очень любопытно посмотреть, как опричники — а такие юниты действительно есть, они даже озвучены по-русски — будут наводить шороху в индейских селениях, а янычары — грабить испанские галеоны). Индейцы (двенадцать племен, включая ацтеков, чероки, ирокезов, команчей и сиу) действуют как отдельная сила, но играть за них не дадут.

Во имя баланса у всех держав примерно равные шансы на победу. Но есть у каждой свои собственные преимущества и недостатки. Британцы премируются бесплатными поселенцами при строительстве каждого Manor House (о бонусах при ведении морской войны почему-то ничего не известно). Туркам даже строить ничего не надо — халявная рабсила им достается автоматически через определенные промежутки времени. У датчан поселенцы очень дорогие (потому что у них меньше людских ресурсов), зато они могут строить банки, которые приносят солидные суммы, и обладают очень крепкой обороной. Французы, наоборот, не способны похвастаться сильной экономикой, зато они отлично воюют и быстро находят общий язык с коренными американцами. Пруссаки получают возможность вербовать наемников гораздо раньше других наций. Португальцы сильны своим флотом и кавалерией. Испанцы регулярно получают новые корабли со своей родины. Ну и, наконец, русские смогут заказывать юнитов сразу “партиями” — по нескольку человек за один раз.

Ключевым фактором победы по-прежнему является динамичное развитие и своевременные прыжки из одной эпохи в другую, ибо только так можно оставаться на острие прогресса и сохранять за собой технологическое (а значит, и военное) преимущество. В Age of Empires III таких эпох пять. Первой по счету идет Discovery Age (эпоха открытий) — время великих географических исследований. Ее все игроки начинают сущими голодранцами — с одним лишь Town Center, несколькими поселенцами и исследователем. Через некоторое время они переходят в Colonial Age (эпоха колонизации) — период интенсивного грабе… освоения колоний. Именно в это время в Америке появляются крупные населенные пункты и начинаются колониальные войны. Своей кульминации они достигают к середине XVIII века (Семилетнюю войну помните?), когда все страны, которые присутствуют в регионе, вступают в Fortress Age (эпоха крепостей). Развитие экономики отходит на второй план, первостепенная задача — сохранить свои земли и по возможности отвоевать колонии соседей. Досыта поколотив друг друга, колонизаторы оказываются в Industrial Age (индустриальная эпоха), где, как понятно из названия, происходит настоящий рывок в технологическом плане — от мануфактур переходят к массовому промышленному производству. Примерно в это же самое время, наверное (официально пока это не подтверждено), в колониях возникнет движение за независимость. Замыкает список Imperial Age — эпоха империализма. Все колонии поделены, слабые конкуренты давно выброшены за пределы “ринга”. Те же, кто остался, зорко следят друг за другом в надежде оттяпать у зазевавшегося конкурента хоть небольшой клочок земли. В эпоху империализма определится окончательный победитель — ведь править миром может только одна держава (в реальной истории это была Великобритания).

Перед очередным прыжком в светлое капиталистическое завтра для своей колонии можно выбрать правителя — это даст некоторые бонусы. На каждом историческом этапе они будут разные. На первых порах, к примеру, на выбор предлагают губернатора, адмирала и вождя одного из местных племен. Губернатор обеспечит бесплатных поселенцев и мушкетеров, адмирал раздобудет дополнительный корабль и большой запас стройматериалов, а индейский вождь любезно предоставит своих воинов.

Экономическую систему немного упростили: ресурсов теперь всего три — пища, дерево и деньги (вместо золота). Крестьянам больше не придется бегать с ними туда и обратно — единожды добравшись до мельницы или лесопилки, они будут вкалывать там до гробовой доски. Видимо, в Ensemble Studios не понаслышке знают об играх GSC GameWorld. В сетевой игре предусмотрено два режима: deathmatch и “превосходство” (supremacy). В первом игроки начинают с большим запасом ресурсов и могут практически сразу вступать в конфликт, не заботясь об экономической базе, во втором все более-менее стандартно — сначала строимся, потом бьем морды.

Самые большие изменения ожидаются в графике — никогда еще трехмерная стратегия не выглядела столь сногсшибательно. Шутка ли — в Ensemble Studios даже наняли отдельного человека (на полный рабочий день, с медицинской страховкой и оплачиваемым отпуском!), который занимается исключительно визуализацией воды.

Помимо безупречного видеоряда, Age of Empires III одной из первых среди стратегий обзавелась физическим движком ( Havok 2 , что используется в Half-Life 2 и еще целой куче топовых шутеров). “Тряпичные” модели юнитов и здания, которые каждый раз разваливаются по-новому, — это теперь и в RTS будет в порядке вещей.

Вопрос о том, сколько придется заплатить (в буквальном смысле) за такие красоты, пока остается открытым. Впрочем, уже сейчас можем сказать, что Age of Empires III будет “стоить” дорого. Ведь впервые в истории игровой индустрии авторы честно заявили, что игра не сможет работать на полную мощность даже на самых продвинутых компьютерах. Счастливые обладатели GeForce 7800 GTX с гигабайтом памяти на борту уже сейчас могут расслабиться и встать в один ряд с пролетариатом, поскольку и их компьютеры не справятся с Age of Empires III. Дело в том, что некоторые эффекты, предусмотренные в движке, еще не поддерживаются современными видеокартами. Проект делали “на вырост”, чтобы и год спустя игра оставалась красивейшей из стратегий (остается молиться, чтобы и разработчики других игр не подхватили эту “прогрессивную” инициативу).

Услышав эту новость, игроки, и без того напуганные слухами о том, как сильно игра тормозила на E3, засыпали Ensemble Studios таким количеством писем, что ее руководитель Брюс Шелли был даже вынужден успокаивать их в своем дневнике. По его словам, тормоза на E3 объяснялись перегревом компьютеров (системные блоки там были заперты в специальных ящиках, которые плохо вентилировались), но это мало кого успокоило.

Коллекционное издание

На минувшей GC’2005 Брюс Шелли лично сообщил, что для завзятых фанатов сериала ограниченным тиражом будет выпущена коллекционная версия Age of Empires III. Помимо собственно игры туда войдет книга The Art of Empires (210 страниц!), на страницах которой мы увидим труды художников Ensemble Studios , компакт-диск с музыкальным сопровождением, DVD-диск с фильмом о разработке, прохождение, руководство пользователя и большой постер. Все это богатство будет упаковано в красивую коробку и обойдется в $69,99.

* * *

Age of Empires III не произведет революцию и не устроит жанровых потрясений — это просто еще одна стратегия из разряда “копай-строй-воюй”. Очень качественная, проработанная, но без того запала и молодецкой удали, что присуща какому-нибудь взрывному Dawn of War. Игра возьмет свое не геймплеем (он скорее всего будет довольно обыденным), а невообразимо красивой графикой. Не стоит думать, что это плохо — в конце концов, именно ради нее лидеры игровой индустрии тратят миллиарды долларов на компьютерное железо и консоли нового поколения и именно ради нее мы потом по десять раз играем одни и те же игры.

P.S. На нашем диске в разделе “ Из первых рук ” вы найдете несколько тизер-треков из игры. Музыка вполне своеобычная, в духе Age of Empires, но, если интересно, можете послушать.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь