Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад
Во что играли 5 лет назад
Shogun: Total War
Дата выхода : 2000 год
Жанр : Стратегия
Издатель/Разработчик : Electronic Arts/Creative Assembly
На рубеже веков (а если точнее, то на протяжении второй половины 1999 года) все играющее человечество с затаенным дыханием ожидало появления первой настоящей стратегии третьего тысячелетия — Braveheart. Средневековая Шотландия, полностью трехмерная графика с бесконечным зумом, глобальные войны за провинции, тактика, стратегия, макроэкономика, Мел Гибсон опять же…
За агрессивным пиаром “Храброго сердца” робких анонсов “тоже трехмерной и тоже глобальной” игры под названием Shogun: Total War , честно сказать, практически никто и не замечал. А зря. Про Braveheart, оказавшийся, разумеется, редкостной дрянью, уже и думать забыли, а вот про “Сегуна” помнят до сих пор.
Итак: средневековая Япония, объятая гражданской войной. Мы — один из враждующих даймье, глава клана, который борется за объединение страны под властью военного правительства — сегуната. Мы ломаем голову над глобальной картой, распределяя ресурсы между провинциями, собираем и тренируем армию, а когда настает время сразиться с врагами, играем в одну из лучших трехмерных тактик в истории электронных развлечений.
После оглушительного успеха Shogun, а также его аддона Mongol Invasion серия Total War и по сей день остается одним из главных стратегических брендов индустрии.
Во что играли 10 лет назад
The Terminator: Future Shock
Дата выхода : 1995 год
Жанр : Action
Издатель/Разработчик : Bethesda
Я твердо уверен: будь у авторов The Terminator: Future Shock чуть получше с фантазией и дизайном, сейчас мы уже и помнить не помнили бы игру под названием Quake. Идейно Future Shock во многом опередила свое время. Кроме шуток! Издайте сейчас эту же игру с новым графическим движком и обзовите как-нибудь, не знаю, HALO 3 — и вот увидите, никто и не подумает, что это продукт десятилетней давности.
Нет, правда! В “Терминаторе”, скажем, задолго до Quake появилась такая штука, как freelook — свободный осмотр местности при помощи мыши (наклонившись к земле, например, можно было разглядеть собственные ноги). Вокруг же, что очевидно, царило полное и окончательное 3D, а спрайтовыми были разве что враги и спецэффекты (да и где они такими не были в 1995-то году?). Мало того, The Terminator ко всему прочему отличался огромными многоэтажными уровнями, сложной системой навигации и даже возможностью покататься на самолетах или бронемашинах!..
Подкачало только одно. При всех этих достижениях цивилизации играть в Future Shock, как и в большинство тогдашних шутеров средней руки, было до чертиков скучно. Не радовал ни мир далекого будущего, захваченный взбесившимися шварценеггерами, ни сюжетная кампания про партизанскую войну подпольщиков-людей, ни мрачный (вернее сказать, непроглядно темный) дизайн уровней. Ничего, короче говоря, не радовало. Зато идеи, конечно, были передовые, и за это “Терминатору” наша безусловная дань уважения в этой рубрике.
Во что играли 15 лет назад
Duck Tales: The Quest for Gold
Дата выхода : 1990 год
Жанр : Аркада
Издатель/Разработчик : Walt Disney/Incredible Technologies
Признайтесь, друзья, что слова “Дисней”, “аркада” и “мультфильм” в своей совокупности обычно не вызывают ничего, кроме натужной зевоты (если вам, конечно, не “от 3-х до 6-ти”). В большинстве, да не во всех.
Так вот слушайте же: пятнадцать лет назад на свете появилась игра, в которой были и “Дисней”, и “аркада”, и “мультфильм”, и была она не чем иным, как платформером по мотивам одного из самых, возможно, успешных и длинных диснеевских мультсериалов — Duck Tales (у нас также известном как “Утиные истории”). При всем при этом игра была таким, не побоимся этого слова, ураганным экшеном, по сравнению с которым меркнут иные консольные тотемы вроде мутантского ежика Соника или усатого итальянского водопроводчика на букву “М”.
Сюжет у нас был следующий: однажды к мультимиллионеру Скруджу Макдаку приходит шотландская утка по имени Гломгольд (главный враг и конкурент за звание богача номер один в мире) и предлагает пари, которое вкратце звучит как “у кого к концу месяца будет меньше денег, тот дурак”. Итак, в сжатые сроки нам необходимо срочно достать как можно больше денег, а для этого — пройти кучу мини-игр: изрядно помотаться по всему миру (аркадная самолетная забава типа Sopwitch ), исследовать пещеры (привет Super Mario!) в поисках сокровищ, попрыгать на лианах (а-ля Tarzan ) и даже устроить фотосессию с редкими животными.
В общем, в историческом плане Duck Tales не представляли собой ничего особенного, но изучать по этой игре историю аркад начала 90-х — лучше и не придумаешь.
Во что играли 20 лет назад
Crusade in Europe
Дата выхода : 1985 год
Жанр : Варгейм
Издатель/Разработчик : Microprose
Эх, эх, друзья… Разработка Civilization IV вышла на финишную прямую, поэтому мы медленно, но верно заканчиваем наш цикл познавательных историй на тему “Сид Мейер и его жизнь в до-“Цивилизованную” эпоху”. Сегодняшняя история называется “Сид и Вторая мировая”.
Итак, сразу же после своей самой первой игры — спорной во всех отношениях стратегии NATO Commander — Сид оставил тему современных боевых действий (и так, кстати, больше никогда к ней и не возвращался) и решил заняться своим любимым делом. А именно — историческими реконструкциями. В Crusade in Europe он, скооперировавшись с лучшими историками Второй мировой, с маниакальной точностью воссоздал практически все великие сражения периода 1944—1945 годов.
Впрочем, кроме этой самой маниакальной точности в проекте больше не было практически ничего примечательного. Crusade in Europe создавалась по правилам настольных варгеймов, поэтому никакими особенными достижениями похвастаться, увы, не могла. Десяток шестиугольных фишек разных цветов, кучи всевозможных параметров и “доступный” текстовый интерфейс. Понятно, что с таким вот багажом игра Сида не нашла отклика в широких народных массах. Однако, что примечательно, она стала любимейшей мультиплеерной (какой еще интернет?! режим hot-seat!) забавой для крайне ограниченного круга крайне увлеченных лиц. Бывает и так.