Sid Meier’s Civilization IV
Писать о новой “Цивилизации”, признаемся мы вам, очень непросто. История серии насчитывает уже столько лет и игр, что иногда начинает казаться — мы видели уже все, нас уже ничем не удивить. Однако после этого приходит дедушка Сид Мейер и доказывает обратное.
Так было раньше. Так будет и в конце этого года, когда появится Sid Meier’s Civilization IV.
Королевский размах
Новая часть не собирается рушить устои жанра — это все еще пошаговая стратегия, в которой игроку предстоит превратить одно из древних племен в высокоразвитую современную нацию. Однако, по словам PR-глашатаев Firaxis Games , Civilization IV будет совершенно непохожа на своих младших сестер. Дело в деталях, дело в сотнях мелочей, ведь из них, собственно, и состоит игра — что-то поправили здесь, что-то заменили там. Так, на этот раз очень много внимания уделяется борьбе с антисоциальными геймплей-элементами, которые затягивают игру и вызывают скуку. Например, под раздачу попал микроменеджмент: утомительная возня с городами осталась в прошлом, и управлять государством станет заметно легче. Впрочем, не стоит морщиться и кричать на весь мир о том, что Firaxis упрощает свою серию, пойдя на поводу у народных масс. Погодите — у разработчиков заготовлено еще множество приятных сюрпризов.
Но сюрпризы эти, как уже говорилось выше, будут завернуты в привычную обертку. Как и в третьей части, мы начнем протирать трон предводителя государства в IV веке до нашей эры и оставим пост лишь в XXI веке нашей эры. Впрочем, если раньше разработчики оценивали длину игры в 550 ходов, то теперь она уменьшилась до четырехсот.
Дорогу “от плуга до лазера” предстоит освоить 18 народностям. Есть, разумеется, и русские, руководить которыми, скорее всего, будет Екатерина II. Вообще, то, с каким тщанием разработчики подобрали лидеров наций, впечатляет: на выбор предлагаются очень интересные персонажи. Тут и Наполеон, и Рузвельт, и Мао Цзе Дун. Нашлось место и экзотике — например, Египет будет представлять женщина-фараон Хатшепсут.
Выбор правителя повлияет на стиль игры. Если вы решили стать Чингисханом, то можете даже не пытаться обойтись мирными методами — воевать рано или поздно придется. А вот поклонники Ганди вполне могут пройти путь от начала и до конца игры, не сделав ни одного выстрела.
Еще один интересный момент — у некоторых наций будет сразу два предводителя, каждый со своим стилем игры. Например, выбрав Наполеона при игре за Францию, вы получите военный бонус. Если же предпочесть коротышке-завоевателю Короля Солнце Людовика XIV, то это самым положительным образом повлияет на культуру.
Серьезной доработке подверглась политическая система — намного шире стал ассортимент форм правления. Хотите тоталитарное полицейское государство? Без проблем! А может, вам мил “настоящий” коммунизм, где действует закон “от каждого — по способностям, каждому — по потребностям”? Впрочем, увлекаясь властью, не забывайте, что на благополучие государства будут влиять еще и религия, культура и здравоохранение. Не забыты, конечно же, и деньги. Экономическая система игры как всегда на высоте. Одних ресурсов здесь аж тридцать видов. Впрочем, не бойтесь — начинать придется, разумеется, с малого. Обеспечиваем свой народ рисом, пшеницей, глиной, камнем — и, вроде бы, пока жить можно. Потом государство делает огромный шаг вперед, и вот мы уже организовываем добычу урана, нефти и каучука. А на карте тем временем вырастают огромные промышленные комплексы. Строить, кстати, придется очень много — в игре будет более ста видов зданий и тридцати — Чудес света.
Как и прежде, править страной мы будем не единолично. Во-первых, никуда не делись советники, которые в любой момент готовы взять на себя, например, руководство экономикой. Во-вторых, компанию им теперь составляют великие исторические личности. Если заманить одну из них к себе, то государство мигом совершит прорыв в какой-нибудь важной области: искусстве, религии, науке и т.п. Правда, для того чтобы заполучить гения, придется перед этим самостоятельно совершить еще один прорыв, ведь знаменитый и уважаемый человек вряд ли выберет отсталую нацию.
Кстати, в игре будет и возможность вырастить своих микрогероев. Разработчики запланировали более сорока “наград”, которые можно выдать подчиненным. Одни сделают их сильнее, другие позволят передвигаться по дорогам противника, третьи помогут быстрее лечиться. Не забыты и уникальные юниты для каждой цивилизации.
Достать соседа
Разумеется, ни одна игра серии Civilization не обходилась без управляемых компьютером государств-соперников. С кем-то из них мы дружили, на кого-то злобно смотрели через границу. Воевать, конечно же, тоже приходилось. Искусственный интеллект оппонентов всегда был на высоте, однако на этот раз Firaxis обещает нам настоящего гения. Если же кремниевыми гениями вы закусываете на обед, то милости просим в объятья многопользовательского режима — на этот раз он будет доступен сразу после выхода игры, а не в виде запоздалого патча, как в случае с Civilization III. Мультиплеер, кстати, поражает огромным количеством режимов: здесь вам и классические онлайн-стычки, и командные побоища, и даже игра по переписке.
Отношения между нациями стали намного строже. Так, мирную жизнь теперь не будут омрачать юниты соседа, которые без разрешения шныряют по землям игрока. Отныне даже дружественной державе придется соблюдать границы — само собой, если вы их “закроете”.
Наглец все равно лезет на вашу территорию? Что ж, самое время объявить ему войну. Боевая система в четвертой части обещает стать намного логичнее. Всего запланировано порядка восьми десятков юнитов — впрочем, в каждой эпохе выбор будет заметно меньше. Навсегда ушли в прошлое и забавные сценки, когда доблестные рыцари запросто разносили на металлолом мощные танки и пушки — теперь подобное просто невозможно.
Главным козырем сражений в четвертой части станет зрелищность. Известно, что любой правитель рано или поздно начинает скучать в своем роскошном дворце, поглядывая на дверь и размышляя, как там поживают его подданные. Раньше нам приходилось довольствоваться лишь видом с высоты птичьего полета и изучением менюшек с полезной информацией. Теперь все совсем иначе: благодаря новому графическому движку GameBryo можно будет в любой момент коршуном спуститься с небес к одному из своих городов, чтобы рассмотреть его со всех сторон. Разработчики обещают потрясающую картинку с огромным количеством спецэффектов, шейдерной водой, качественными тенями. На высоте будет и анимация — к примеру, мы сможем во всей красе увидеть, как строители возводят очередное Чудо света. Порадует движок и любителей мирового господства — на максимальном удалении можно увидеть планету целиком. Кому она будет принадлежать? Зависит исключительно от вас.
Религиозная сторона
Одним из самых мощных инструментов управления государством в Sid Meier’s Civilization IV станет религия. Всего в игре представлено семь конфессий: православие, индуизм, даосизм, католицизм, ислам, иудаизм и буддизм. Религии будут зарождаться в “святых городах” и медленно распространяться по миру. Однако игрок может обучить и миссионеров, которые заметно ускорят этот процесс.
В первую очередь, религия станет мощным инструментом внешней политики, ведь подружиться со страной, где поклоняются тому же богу, что и у вас, намного проще. Есть и “внутренние” бонусы — народ будет намного счастливее, если ему дадут верить во что-то. В общем, почти как в жизни.
* * *
Ну что, друзья? Помните, о чем мы говорили в начале статьи? Да, у Sid Meier’s Civilization IV и ее папы Сида Мейера есть чем удивить игроков. Геймплей новой части обещает стать проще, логичнее, а следовательно, и увлекательнее. Добавьте сюда прелестный графический движок, и вы поймете, что четвертая “Цивилизация” заслуживает не меньшего внимания, чем заслуживали в свое время ее старшие сестры.
P.S. Впрочем, разработчики подготовили сюрприз даже для тех, кого Sid Meier’s Civilization IV разочарует. По традиции вместе с игрой будет поставляться редактор — пожалуй, самый мощный за всю историю серии. С его помощью любой желающий сможет полностью изменить интерфейс, создать новых юнитов и придумать свежие сценарии. Хотите, чтобы четвертая “Цивилизация” стала похожей, например, на одну из своих предшественниц? И это тоже будет можно!
Будем ждать? Первая трехмерная “Цивилизация” за всю историю серии — красивая, современная. И с радостью заметим, что разработчики не ограничились одним лишь графическим движком, заметно доработав геймплей.
Процент готовности: 90%