Caesar IV
Если попросить игроков перечислить самые известные “градостроительные” стратегии, то первой, вне всякого сомнения, назовут SimCity. Затем последуют Pharaoh , Cleopatra и Zeus: Master of Olympus. Не исключено, что кто-то вспомнит Emperor: Rise of the Middle Kingdom. И наверняка найдется знаток, который тихо, со скорбью в голосе скажет: “А вот еще была такая классная игра — Caesar ”.
Именно так и никак иначе. Дело в том, что третья часть “Цезаря” вышла аж семь лет назад — огромный срок для нашей индустрии. С тех пор об одной из самых интересных и успешных игровых серий не было слышно практически ничего. Более того, компания Impressions Games , которая занималась разработкой Caesar, в прошлом году ушла в страну вечных релизов.
Но, к счастью, “Цезарь” все-таки выжил. Дело в том, что бывший коллектив Impressions Games не разбежался в разные стороны, а создал собственную компанию — Tilted Mill Entertainment. Издателем стала все та же Vivendi Universal Games , которая обладает правами на торговую марку Caesar (“мельники” сохранили с ней хорошие отношения).
И вот около года назад сложилась ситуация, когда вопреки классикам марксизма-ленинизма “и низы смогли, и верхи захотели”: Vivendi выразила заинтересованность в дальнейшем развитии “Цезаря”, а Tilted Mill с готовностью взялась за создание четвертой части. Ур-ра!
Цезарь, ты мудр и прекрасен!
Наиболее заметным отличием Caesar IV от предшественников станет полностью трехмерная графика. Следует отметить, что опыт создания градостроительных игр в 3D у Tilted Mill уже есть — мы говорим о проекте Immortal Cities: Children of the Nile , который вышел в конце 2004 года. К счастью, порядком устаревший движок от “Детей Нила” в Caesar IV использоваться не будет — для “Цезаря” разработан новый моторчик с симпатичным названием Linden.
Хотя до выхода игры остается еще целый год, качество графики можно оценить уже сейчас. Будем откровенны, разница между Caesar IV и Caesar III заметно больше, чем между третьей и второй частями. Четкие и яркие текстуры, отличное освещение, симпатичные спецэффекты, очень детальные и красивые постройки — в общем, есть на что положить глаз. Число построек, кстати, увеличилось аж до сотни. Практически все дома-сараи будут анимированными, причем тип анимации (дым из труб, галдящие зрители в Колизее и т.п.) зависит от заселенности здания и времени суток.
Увеличен и размер карт. Теперь они по-настоящему огромны — на некоторых скриншотах отлично видно, насколько далеко простирается линия горизонта. За счет этого на одной и той же площади можно при необходимости разместить в два с лишним раза больше объектов, чем раньше.
Раз уж речь зашла о прекрасном, упомянем и о саундтреке. Tilted Mill обещает нам более часа музыки от замечательного композитора Кейта Зиззы , который работал и над Pharaoh — и, надо сказать, здорово работал. Очень надеемся, что озвучка жителей и прочие звуковые эффекты также окажутся на высоте.
А вот геймплей Caesar IV, похоже, до последнего пикселя на экране будет придерживаться традиций, заложенных в предыдущих частях. Главной идеей игры по-прежнему остается строительство и развитие города в одном из районов великой империи. Древний Рим подходит для этого идеально, ведь территория этого государства включала в себя грандиозный набор географических и климатических зон. Поэтому, как только вам наскучит строительство в одном месте, “Цезарь” поспешит откомандировать вас в новую провинцию.
Как и раньше, в игре будет три стандартных режима: “свободное строительство”, отдельные сценарии и кампания. Нам наиболее интересна, разумеется, последняя. Цель игрока в ней — стать императором. Получить очередное повышение можно как выполняя задания нынешнего императора, так и просто развивая вверенную провинцию.
В последнем случае недостаточно будет просто отстраивать все новые и новые кварталы. Каждый город закладывается с определенной целью. Например, в одной из миссий игроку придется возвести форпост, который будет сдерживать набеги варваров, в другой — богатый речной порт. Будут даже города, построенные исключительно ради переработки одного из ресурсов, коих в игре теперь более трех десятков.
Что еще? Бои? Они в четвертой части, как и прежде, на вторых ролях — основной задачей игрока является все-таки строительство. В начале каждой новой миссии разрешено выбрать военный или мирный способ прохождения — во втором случае боевые действия будут сведены к минимуму либо будут отсутствовать вообще.
Главными задачами игрока, таким образом, остаются планирование, строительство и управление. Город должен быть очень удобен — например, здания желательно расположить таким образом, чтобы максимально сократить время, которое тратят жители на пешие прогулки. Но не стоит забывать и об эстетической стороне. Согласитесь, что строить свинарник в жилом квартале патрициев — не самая лучшая идея.
Подобно другим градостроительным симуляторам, здания в Caesar IV будут эволюционировать в зависимости от заселенности и привлекательности зон, в которых они расположены. Длина пешеходных маршрутов — тоже далеко не абстрактное понятие. Как и ранее, улицы городов в Caesar будут запружены горожанами. Разница, однако, в том, что раньше они генерировались случайным образом и бродили без всякой цели, лишь создавая видимость жизни в поселении. Теперь же каждый римлянин (а их обещают аж семь десятков разновидностей, от крестьян до патрициев) будет жить настоящей жизнью: спать ночью, ходить на работу днем, покупать продукты на рынках, посещать увеселительные заведения.
Каждого горожанина при желании можно взять за шкирку и допросить с пристрастием: что эта тварь дрожащая изволит думать о вашем городе, прекраснейшем во вселенной. Сделано это отнюдь не для утоления праздного любопытства, а для получения информации: все ли в порядке в вашей провинции, довольны ли жители, не назревает ли очередной бунт? Кроме “изучения общественного мнения” информацию можно будет получить из десятков таблиц и графиков, а также от нахлебников-советников. Одним словом, инструментарий для развития города и управления обещан весьма разнообразный и, мы надеемся, эффективный.
Чтобы игрок не заскучал от пасторальных пейзажей и неторопливой провинциальной жизни, периодически его будут подбадривать стихийными бедствиями: наводнениями, пожарами, засухами и т.д. Не обойдется и без вооруженных набегов варваров. Впрочем, найти неприятности на свои филейные части можно и самостоятельно — неумелое управление городом запросто может привести к восстанию. За сладкую жизнь в кресле правителя надо ведь платить, не так ли?
Римские летописи
А в курсе ли вы, что легендарному “Цезарь”-сериалу уже более десяти лет? Самая первая игра появилась в далеком 1993 году — это была забава исключительно для хардкорных фанатов, которые подсели на строительство городов благодаря SimCity. Продвижению Caesar в массы, однако, помешала слабенькая графика (либо 320х200 при 256 цветах, либо 640х480 при 32 цветах) и не самый удачный интерфейс.
Однако после прихода в Impressions Games нового ведущего дизайнера — Криса Беатриса — развитие сериала пошло ударными темпами. Caesar II вышел уже в 1995 году и мог похвастаться изометрической проекцией, богатой цветовой палитрой и достойным набором разрешений. Очень серьезной доработке подвергся интерфейс. Сказать, что Caesar II был лучше первой части, — вообще ничего не сказать. Перемены оказались просто фантастическими, поэтому игра быстро стала бестселлером. К слову, именно Крис Беатрис курирует работу над четвертой частью “Цезаря”, и более того — является президентом Tilted Mill.
Хорошие продажи Caesar II подтолкнули разработчиков к дальнейшему совершенствованию игры, и вот в 1998 году мы увидели Caesar III. Отличия от предыдущей части на этот раз оказались минимальны: в основном разработчики сосредоточились на геймплейных мелочах и улучшении графики. Впрочем, большего фанатам было уже и не надо.
* * *
Caesar IV — игра, от которой не стоит ждать сюрпризов и открытий. Да, будут тонны улучшений, новый движок, разнообразные здания, жители и ресурсы, интересные миссии, наконец. Но это никак не повлияет на общий вид игры — на выходе мы получим вполне знакомый конструктор городов. И, черт возьми, кто сказал, что это плохо?!
Наоборот — хорошо, просто отлично! Для тех, кто “в теме”, Caesar IV окажется отличным подарком. А для разработчиков аналогичных игр, включая SimCity, — еще и примером для подражания, ведь “умные” жители и полное трехмерье были востребованы в градостроительном жанре очень давно.
Будем ждать? Многообещающее продолжение одной из самых знаменитых стратегических серий. Теперь в третьем измерении и с кучей интересных фишек!
Процент готовности: 60%