Lock On. Ka-50 “Черная акула“
Виртуальные пилоты — наверное, самые обиженные компьютерно-игровой индустрией люди. Судите сами: фанаты адвенчур, жанра, который принято хоронить каждую вторую субботу, почти ежемесячно получают одну-две новых игры (о качестве большинства из них мы скромно умолчим — речь сейчас идет вовсе не о том). Ну а сколько же за последние годы вышло авиасимуляторов? Е-д-и-н-и-ц-ы!
И хуже всего, если кто не в курсе, дело обстоит с симуляторами боевых вертолетов. В 2000 году нас порадовали сразу двумя потрясающими играми: КА-52 Team Alligator и Enemy Engaged: RAH-66 Comanche vs. KA-52 Hokum. После этого производство симуляторов (не только вертолетных — вообще почти любых) за рубежом окончательно перестало быть модным — и наступила тишина.
Спасать ситуацию взялись отечественные компании. В 2004 году вышла игра “ Ударная сила ”, в которой было представлено аж шесть винтокрылых машин: от AH-64A Apache до вертолета-выдумки Ка-58. К сожалению, разработчики из G5 Software так и не смогли определиться, что же они делают — аркаду или серьезный симулятор, и поэтому публика получила совершенно непонятную вещь, в которой сверхреалистичная летная модель сочеталась с тесными картами, нереальными заданиями и геймплеем в стиле “каждому террористу — ракету в сортир”. Несерьезно.
И вот теперь на сцене появились москвичи из Eagle Dynamics , которые также решили подарить фанатам возможность полетать на виртуальных винтокрылах. Серьезность их намерений сомнений не вызывает: основатели компании работали в авиационной промышленности, и за спиной у них — целая линейка симуляторов боевых самолетов, начиная с престарелого Su-27 Flanker и заканчивая недавним “ Lock On. Современная боевая авиация ”. Именно развитием последнего станет новая игра “ Lock On. Ка-50 “ Черная акула ” (название пока рабочее и может измениться к релизу), которая позволит полетать над Крымом и Кавказом на легендарном отечественном вертолете. Ну а подробности об этом замечательном проекте нам прямо сейчас расскажет Андрей Чиж — QA-менеджер компании Eagle Dynamics.
С самолета — на вертолет!
[Игромания]: Здравствуйте! Наверное, вам еще не раз зададут вопрос “почему вы решили сменить самолеты на вертолеты?”. Мы не станем “повторяться” и спросим о другом — почему именно сейчас? Тема современных истребителей и штурмовиков себя изжила? Или вы просто решили от нее отдохнуть?
[Андрей]: Нет, конечно, тема истребителей и вообще самолетов нам по-прежнему интересна, и мы продолжаем ее развивать. Но хочется попробовать себя и в качестве разработчиков вертолетного симулятора, тем более сделать подобную игру мы мечтали очень давно.
Здесь стоит отметить и то, что новый проект будет “интегрирован” в “Lock On. Современная боевая авиация” — у нас уже давно есть идея объединить в одной игре различные летательные аппараты и позволить им совместно действовать на поле боя.
[Игромания]: Расскажите, сильно ли отличается разработка вертолетного симулятора от авиасимулятора? Наверняка есть свои сложности, свои особенности?
[Андрей]: Радикальных отличий нет, есть только своя специфика. Для моделирования вертолета, например, нужна детальная поверхность земли, ведь летаем мы на малых высотах. Необходимо добавить в игру и специфических противников: технику, вооруженную мелкокалиберными стрелковыми системами, переносные и мобильные зенитно-ракетные комплексы, ну и, конечно же, вертолеты противника. Физика винтокрылой машины заметно сложнее, чем у самолета, и требует б о льших усилий при разработке. Также нужны некоторые специальные графические эффекты.
Главный герой
Разработка игры выпала на очень трудные времена для реального Ка-50: не так давно стало известно, что наше Министерство обороны предпочло “Черной акуле” массовые закупки Ми-28Н. Разумеется, мы не могли не затронуть эту тему в беседе с разработчиками.
[Игромания]: Почему “главным героем” игры стал Ка-50, а не выбранный Минобороны Ми-28Н?
[Андрей]: Начнем с того, что Ка-50 более “проверенная” машина. Несколько таких вертолетов уже состоят на вооружении армейской авиации, в то время как Ми-28Н — это дело малопрогнозируемого будущего ( действительно, Ми-28Н до сих пор не прошел полный цикл испытаний. — Прим. ред. ). Кроме того, “Черная акула” — одноместный вертолет, и реализовать его в игре намного проще, чем машину с пилотом и стрелком-оператором.
Ну и, наконец, последнее. Дело в том, что некоторые системы Ка-50, например прицельный комплекс “Шквал” и ракеты “Вихрь” используются и на штурмовике Су-25Т, который был главным героем игры “ Lock On. Горячие скалы ”. Следовательно, моделировать их уже не надо.
[Игромания]: Кстати, как вы сами относитесь к тому, что военные предпочли именно Ми-28Н? Не ошиблось ли Министерство обороны? И какой бы выбор сделали вы?
[Андрей]: На эту тему можно говорить очень долго. Ми-28Н достаточно интересная машина, классическая, с экипажем из двух человек. У нее современная авионика, пилотажно-навигационный комплекс, прицельные системы. Кроме того, военные уже привыкли к машинам Миля, и переучивать пилотов с Ми-24 на Ми-28 будет намного проще, чем на “Черную акулу”.
Но в то же время Ми-28Н вооружен уже устаревшими противотанковыми ракетами “Атака-В”, которые уступают как по дальности, так и по точности “Вихрю” с Ка-50, и это очень большой минус. Кроме того, стоит отметить, что “Черная акула” проще в пилотировании и превосходит своего конкурента по большинству летных характеристик. В общем, вопрос действительно спорный и непростой.
Что касается меня, то я бы выбрал американский “Апач” ( улыбается. — Прим. ред. ).
[Игромания]: А какие у вас отношения с разработчиком настоящего вертолета — ОАО “Камов”?
[Андрей]: Мы обращались к камовцам, но пока, к сожалению, никакой официальной поддержки не получили. Возможно, что со временем они “проникнутся” и мы найдем общий язык. Пока же нам приходится искать необходимую информацию в открытых источниках и через фанатов авиации.
Стоит отметить, что это уже не первый случай молчания со стороны ОАО “Камов”. Сотрудники компании G5 Software, когда разрабатывали “Ударную силу”, жаловались на то же самое. Будем надеяться, что камовцы, которые в последнее время вкладывают очень много сил в продвижение своей продукции, рано или поздно обратят внимание и на компьютерные игры.
Но даже без помощи ОАО “Камов” у Eagle Dynamics получается очень серьезный симулятор. У вертолета отличная летная модель, хорошо проработаны бортовые системы — смоделированы даже система катапультирования и уникальный комплекс обмена тактической информацией… Впрочем, обо всем этом нам куда подробнее расскажет сам Андрей.
[Игромания]: Насколько сильно вы углубляетесь в моделирование Ка-50?
[Андрей]: Мы, конечно же, стремимся сделать виртуальную “Черную акулу” как можно более похожей на реальный прототип. На мой взгляд, ни в одном вертолетном симуляторе, за исключением, разве что, Jane’s Longbow 2 , не была столь подробно смоделирована авионика, кабина пилота, летная модель и т.д. Впрочем, для начинающих игроков готовится и значительно более простой режим.
[Игромания]: Будет ли в игре Ка-52, который выполняет роль вертолета разведки и целеуказания, руководя сразу несколькими Ка-50?
[Андрей]: Ка-52, к сожалению, не будет. Однако система разведки и распределения целей у нас реализована в группе из четырех “Черных акул”: машины передают друг другу информацию об обнаруженных врагах, что помогает координировать действия.
Вот как это будет выглядеть в игре. У каждого пилота есть свой номер в звене — от одного до четырех. Первый — лидер группы. К нему стекается вся информация, и он может распределять цели между остальными летчиками.
Выйдя на рубеж атаки, вертолеты из скрытых позиций с помощью прицельного комплекса “Шквал” начинают искать цели. Их тип и координаты поступают к командиру, который решает, что будет делать каждый подчиненный. Таким образом, группа получает огромное преимущество — она может слаженно начать атаку и, используя фактор внезапности, с первого же захода поразить самые важные цели.
Особенно актуальной подобная система будет в мультиплеере, когда всеми машинами управляют реальные люди. Но, разумеется, для того чтобы использовать ее эффективно, придется очень долго готовиться.
[Игромания]: Очень многие критикуют Ка-50 за компоновку — мол, одному пилоту тяжело справиться и с управлением, и с ведением боя. Не боитесь аналогичных претензий к вашей игре? Ведь игроку нужно будет управлять вертолетом на малой высоте, засекать цели, оценивать обстановку и, наконец, сражаться?
[Андрей]: Да, это справедливая критика. Но уж какой вертолет есть, такой есть. Кроме того, летчику очень помогает то, что Ка-50 в буквальном смысле этого слова начинен электроникой: тут вам и отличная система управления, и автоматизированный прицельный комплекс, с помощью которого можно очень быстро находить цели.
Есть и еще один момент: как показывает опыт, виртуальные пилоты очень быстро привыкают к новому самолету или вертолету. Почему? Ну, во-первых, потому, что “летают” значительно больше, чем реальные летчики. И, во-вторых, они могут “эксплуатировать” технику в любых режимах, экспериментировать и учиться даже на фатальных ошибках. Так что, мы думаем, ничего сложного в “Lock On. Ка-50” для игроков не будет.
Планы на завтра
Буквально за несколько недель до подготовки этого интервью в Сети появились слухи о том, что помимо “ Lock On. Ка-50 “ Черная Акула ” компания Eagle Dynamics ведет разработку еще одной винтокрылой игры и — вы не поверите! — симулятора F-16 (и, возможно, МиГ-29), причем настолько подробного, что его якобы планируется использовать в качестве тренажера для реальных пилотов. Мы, конечно же, спросили об этом у Андрея.
[Андрей]: Мы постоянно работаем над перспективными проектами — сюда, например, входит сбор информации по новым самолетам. И среди них есть как F-16, так и МиГ-29.
Про то, какими будут наши новые игры, впрочем, говорить пока рано, ведь в процессе разработки их концепция может измениться, и не раз. Могу лишь с уверенностью сказать, что следующий авиасимулятор будет выполнен в лучших традициях Eagle Dynamics, посвящен современной боевой авиации и буквально нашпигован современными технологиями. Кроме моделирования самих самолетов и вертолетов мы планируем развивать “объединенное поле боя”, давая игроку возможность взаимодействовать с наземными подразделениями и в некоторых ситуациях даже руководить ими.
Два винта, Крым и Кавказ
[Игромания]: А где предстоит воевать винтокрылым машинам? Будет ли нелинейная кампания?
[Андрей]: В “Lock On. Ка-50” мы решили использовать ту же самую карту, что и в “Lock On. Современная боевая авиация”, то есть Крым и Кавказ. Кампания будет линейной, с заранее подготовленными миссиями. Мы сейчас подумываем о том, чтобы сделать две кампании, но это если хватит времени.
[Игромания]: И какие же задачи предстоит решать нашему вертолету?
[Андрей]: Мы планируем представить в игре как можно больше разных типов миссий. Тут вам и полномасштабные бои, и воздушная поддержка наземных частей, и прикрытие высадки десанта, и “диверсионные” задачи в тылу врага, и многие другие ситуации, в которые может попасть ударный вертолет.
[Игромания]: Существует две игры, в которых машины ОАО “Камов” были показаны более чем достойно: КА-52 Team Alligator и Enemy Engaged: RAH-66 Comanche vs. KA-52 Hokum. Учитываете ли вы их опыт, берете ли что- нибудь из них, например “ролевую” систему работы с экипажами из Team Alligator или замечательную динамическую кампанию из Enemy Engaged?
[Андрей]: Да, это хорошие игры, которые оставили заметный след в истории вертолетных симуляторов. Сейчас мы ведем работы над динамической кампанией — она появится в одном из наших будущих проектов — и, разумеется, изучаем то, что было сделано в Enemy Engaged. Но о полном копировании речь ни в коем случае не идет.
[Игромания]: А как у вас дела с графикой? Изменилась ли она по сравнению с игрой “Lock On. Современная боевая авиация”?
[Андрей]: Нет, движок остался практически тем же самым. Изменились разве что незначительные детали.
Стоит отметить, что ничего плохого в последнем ответе нет. Те, кто увлекается авиасимуляторами, наверняка помнят, что два года назад практически ни одна система не могла переварить игру “Lock On. Современная боевая авиация” на полных настройках — графический движок явно создавался в расчете на перспективные компьютеры. Так что и сегодня он способен выдавать вполне современную картинку. На выставке “Софтул” нам довелось увидеть рабочую версию “Lock On. Ка-50 “Черная акула”. И, надо сказать, выглядела она очень неплохо: богатый ландшафт, реалистичная техника, сложная модель повреждений у Ка-50 и так далее.
Легенда о двух винтах
Пожалуй, ни одно серьезное авиашоу не обходится без Ка-50. Публика очень любит этот небольшой, необычной конструкции вертолет, который вытворяет в воздухе незабываемые вещи. Сложные маневры на больших скоростях, движение боком, задом, легендарная “мертвая петля” — все это с легкостью, играючи. В небе “Черная акула” ведет себя так, будто и машина, и пилот хотят сказать небу: мы тебе неподвластны. Впрочем, так оно, наверное, и есть: с самого рождения этот вертолет был дерзким задирой, который нарушал почти все законы и порядки. И именно поэтому судьба Ка-50 оказалась столь тяжелой…
Мало кто знает, что поначалу вертолеты в армии использовались в основном в качестве транспорта, в бои же “по старинке” отправляли самолеты. Ситуация изменилась лишь во второй половине 60-х годов прошлого века — тогда, после войны в Корее, стало ясно, что армии нужна маневренная и хорошо вооруженная машина, способная действовать даже с маленькой и неподготовленной посадочной площадки. В 1965 году совершил первый полет американский вертолет AH-1G Huey Cobra, на который были возложены исключительно ударные функции. В СССР решили пойти другой дорогой и создать машину, способную помимо эффективного ведения боя перебрасывать людей и грузы. В 1966 году ОКБ Камова (именно так в те годы называлось ОАО “Камов”) предложило проект Ка-25Ф. Этот вертолет нес огромное количество вооружения (пушку, противотанковые управляемые ракеты и др.) и мог перевозить до восьми десантников. Военные, однако, предпочли разработку ОКБ Миля — красавца Ми-24, который стал, пожалуй, одной из самых легендарных и успешных машин за всю историю винтокрылой авиации.
Но камовцы продолжили работу над боевыми вертолетами. Дело в том, что в 70-е годы США приступили к разработке AH-64A Apache — мощной ударной машины, предназначенной для борьбы с танками. СССР был нужен “адекватный ответ”. И вот в январе 1977 года начинается проектирование вертолета под обозначением В-80, который затем переименовали в Ка-50.
Даже сегодня “Черная акула” выглядит гостем из будущего — настолько сильно она непохожа на свои аналоги. Начнем с того, что в Ка-50 использована соосная схема расположения винтов (то есть один над другим). Благодаря ей удалось добиться потрясающей маневренности — например, вертолет всего за несколько секунд способен развернуться вокруг своей оси. Особое внимание уделили и живучести машины: все ключевые агрегаты Ка-50 либо бронированы, либо “закрыты” менее важными системами, машина может долгое время выполнять полет на одном исправном двигателе, кабина выдерживает прямое попадание пуль калибра 12,7 мм, а за спасение летчика отвечает уникальная система катапультирования.
Под стать Ка-50 оказалось и его вооружение. “Главным калибром” вертолета являются противотанковые управляемые ракеты “Вихрь”, которые способны поражать цель на дальности до десяти километров, причем для того, чтобы достать врага на таком расстоянии, требуется менее тридцати (!) секунд. Огромная скорость и потрясающая маневренность этих “птичек” позволяют использовать их даже против малоскоростных воздушных целей. Кроме “Вихрей” Ка-50 несет неуправляемые реактивные снаряды, ракеты “воздух — воздух”, авиабомбы и т.д.
Огромное количество критики обрушилось на конструкторов за решение сделать вертолет одноместным, ведь на большинстве винтокрылых машин пилота дополняет второй член экипажа, который помогает использовать оружие, вести наблюдение за полем боя и т.д. По замыслу камовцев, вторым членом экипажа стал сам Ка-50. Вертолет оснащен удобной системой управления и навигации, а уникальный телевизионный прицельный комплекс “Шквал” максимально упрощает поиск целей и использование оружия. Несколько машин, действуя вместе, могут обмениваться тактической информацией в реальном времени — это позволяет пилотам “видеть” глазами своих товарищей.
Впрочем, в конце 80-х — начале 90-х годов началась разработка и двухместного варианта вертолета, который получил название Ка-52 “Аллигатор”. Но это вовсе не значило, что камовцы решили отступить от первоначальной идеи, — новую машину оснастили огромным количеством разведывательной аппаратуры, сделав из нее “летающий штаб”, который руководит несколькими Ка-50. В случае же необходимости “Аллигатор” может и сам вступить в бой — вооружен он не хуже “младшего брата”.
Продолжилось и развитие Ка-50. Машина постоянно совершенствовалась, ее оснащали новыми электронными системами и оружием, а в середине 90-х годов “обучили” действовать ночью. Шестого января 2001 года “Черная акула” впервые вступила в бой с настоящим противником — южнее чеченского села Центорой вертолетом был обнаружен и уничтожен лагерь боевиков.
Однако даже эта (и несколько других) победа не помогла Ка-50 стать основным боевым вертолетом Российской армии. Весной 2004 года военные отдали предпочтение Ми-28Н — отличной современной машине, которая, однако, не так революционна и до сих пор не прошла полный цикл испытаний. Ка-50 и Ка-52 планируется закупать небольшими партиями для вооружения специальных подразделений. Почему так произошло? Есть разные версии, начиная с того, что армия привыкла к вертолетам фирмы Миля (и это действительно так — Ми-24 до сих пор является основным боевым вертолетом наших войск), и до банальной взятки.
* * *
Оригинальный Lock On, равно как и большинство других симуляторов современных боевых самолетов, всегда критиковали за сложность и, как ни странно, отсутствие зрелищности: вот противник засекается каким-нибудь AWACS’ом, который передает целеуказание на один из истребителей, и тот запускает ракеты с пары десятков километров. Игрок же видит исключительно отметки на радарах да короткие надписи (нет, ближний воздушный бой, конечно же, случается, но только по очень большим праздникам) — и зачастую отправляется в объятия “ Ил-2 Штурмовик ”.
Старожилы рассказывают следующую историю — не знаем, правда ли это или нет. Двадцать пять лет назад, когда разработка Ка-50 еще только начиналась, многие критиковали вертолет за одноместную компоновку. Камовцы, защищая свою машину, сравнили ее с легендарным самолетом Ил-2 — на нем с большинством задач тоже справлялся один пилот. Сравнение это удивительно подходит и для игры: скорее всего, мы получим эдакий “Ил-2 Штурмовик” в современных декорациях — динамичный и красивый симулятор с огромным количеством экшена, боями на малых дистанциях и, конечно же, любимым вертолетом в главной роли.
Скажите, разве о большем можно мечтать?
Будем ждать? Первая за, черт возьми, пять лет игра про боевые вертолеты. Причем от проверенной временем команды, сотрудники которой уже несколько раз доказывали нам, что умеют делать потрясающе качественные симуляторы. Похоже, весной следующего года в виртуальном Крыму опять будет жарко.
Процент готовности: 60%