06 марта 2006
Обновлено 17.05.2023

The Godfather

The Godfather - изображение обложка

Трилогия «Крестный отец» — это не только девять «Оскаров» (три за первую часть, шесть — за вторую), но еще и фильм, который родил уникальный жанр «оскароносная нудятина про мафию с большими претензиями». С момента выхода в 1972 году первой части «Крестного отца» (между нами просто «Папаша») все фильмы о жизни и невероятных приключениях итальянских братков на территории звездно-полосатой страны снимались по одному и тому же лекалу: персонажи часами ходят со сложными лицами из одного угла съемочной площадки в другой, говорят друг другу банальности, а оружие если и расчехляют, то по очень большим праздникам (ага, в картине о гангстерах). Подобным образом сняты все сколько-нибудь известные фильмы про итальянскую мафию, начиная с заросшего пылью «Однажды в Америке» и заканчивая тошнотворными сериалами «Последний дон» и «Клан Сопрано».

Закон сохранения энергии гласит, что если что-то где-то убывает, то это «что-то» непременно прибывает в другом месте. Когда Голливуд окончательно расписался в своей неспособности снять что-то толковое в жанре «мафиозный боевик» (как драма «Папаша» весьма и весьма неплох, другое дело, что сейчас он смотрится тоскливо), заполнением пустующей ниши занялись игроделы. В 2002 году чехи из Illusion Softworks порадовали нас на удивление бодрым экшеном Mafia: The City of Lost Heaven. А уже в марте этого года Electronic Arts обещает игровую адаптацию того самого The Godfather, с которого все и началось.

Братки по-итальянски

Сразу расставим все точки над i: игровая адаптация «Папаши» будет похожа на свой первоисточник лишь стилистически, никакого морализаторства и размышлений о вечном в ней не предвидится. Electronic Arts — слава аллаху, не Френсис Форд Коппола, она не будет делать очередное «кино не для всех». Ее амплуа — ладный блокбастер, где много «пиф-паф» (по этому поводу Френсис очень возмущался, подробнее см. заметку где-то неподалеку), часто делают «буль-буль» (удел граждан с ногами в тазиках с бетоном) и совсем нет «бум-бум» (что с EA взять — пуританская компания).

Граждане, рассчитывавшие поиграть за одного из персонажей фильма, могут хоть сейчас надувать губы: Вито Корлеоне (дон), Сонни Корлеоне (его старший сын), Майкл Корлеоне (младший сын), Том Хейген (консильери дона, полунемец-полуирландец) и все остальные герои будут всего лишь неиграбельными персонажами второго плана. Нам же достанется роль некоего безымянного мафиози, обслуживающего интересы Семьи. Внешность своего альтер-эго можно набросать в редакторе персонажей, позаимствованном из сериала Tiger WoodsPGA Tour. Рисовать в нем педофильствующих трансвеститов и лысых девушек вам, разумеется, не дадут: герой обязательно должен быть мужчиной итальянской наружности.

По геймплею игра будет ближе всего к Mafia — но с несколькими поправками. «Электроники» сразу сказали, что в их планы не входит моделирование сотен квадратных километров полупустой территории, которая нужна только для того, чтобы было где покататься. Нью-Йорк в «Папаше» заметно меньше, чем любой из трех мегаполисов штата San Andreas, а возможно, даже меньше, чем City of Lost Heaven из «Мафии». Игра возьмет другим — проработанностью своего мира. В каждом квартале есть работающие объекты городской инфраструктуры: склады, банки, магазины, парикмахерские и т. п. Пообщавшись с владельцами или сотрудниками этих заведений при помощи револьвера и кулаков, вы можете поставить их под свой контроль и заставить выплачивать «дань». Усердствовать особо не стоит: законопослушные граждане предпочитают не создавать себе проблем и легко идут на контакт после первого же намека. Если же товарищ упорствует (такое может быть, когда его уже «крышует» другая семья), можно достать оружие и помахать у него перед носом, а для пущего устрашения — заехать пару раз по морде.

В самом крайнем случае буржуя разрешается ранить или даже убить, но сами разработчики так поступать не советуют. Дело в том, что беспредельщиков в The Godfather не любят и стараются им всячески насолить. Единожды обиженный персонаж как минимум затаит злобу, а как максимум — переметнется на сторону конкурентов нашей Семьи (всего в городе действует пять группировок) и попросит их «принять меры». Собственной памятью наделены даже обычные прохожие на улицах, которых мы привыкли давить и расстреливать сотнями. Вы уже давно забудете о том, что обидели какого-нибудь бомжа, но он будет помнить об этом и при случае непременно отомстит. Причем произойти это может в самый неподходящий момент — например, во время ожесточенной перестрелки, когда здоровье будет у вас уже на нуле. Отморозков недолюбливает и полиция: чем больше вы безобразничаете, тем активнее вас ищут. Кстати, будучи «при исполнении», не забывайте убирать случайных свидетелей — настучат ведь, сволочи.

Вывод из этого такой: там, где не действует кнут, используем пряник. Не обязательно давить на людей — пообещайте хозяину казино более мягкие условия «налогообложения», чем у других мафиози, и он с радостью перейдет на вашу сторону без всяких угроз. Организуйте копам «вторую зарплату» — и, когда вы пойдете на дело в следующий раз, постовые на улице будут смотреть в другую сторону. О том, как к тебе относятся окружающие, можно догадаться и по их репликам. Помните, как в Fable нашего героя обзывали «chicken chaser»? Здесь то же самое.

В чужой монастырь со своим уставом

Весной этого года вокруг The Godfather разгорелся весьма неприятный скандал. Electronic Arts пригласила Френсиса Форда Копполу , режиссера всех трех фильмов, посмотреть одну из первых версий игры. Реакция киношника оказалась неожиданно бурной: « Я ничего не знал об этом проекте, и у меня никто не спрашивал, хорошая ли это идея — делать игру по моему фильму. Они используют всем известных персонажей [чтобы привлечь публику], которые только и делают, что убивают друг друга. Я не имею и не хочу иметь никакого отношения к этой игре, я ее полностью не одобряю ».

На самом деле Коппола, мягко говоря, лукавил. Об игре он знал давно, хотя от участия в разработке отказался. Вот что говорил исполнительный продюсер The Godfather за несколько месяцев до этого: « Френсис отказался от нашего предложения поучаствовать в работе над игрой, но пригласил нас в свою библиотеку. Там мы нашли множество бесценных документов о съемках трилогии: наброски костюмов и декораций, промежуточные варианты сценария и т. п. ». Electronic Arts не стала бы врать (это не в ее интересах), да и вряд ли бы она смогла получить разрешение на разработку в обход режиссера. А вот Копполе такой скандал был очень даже выгоден: его имя уже давно не мелькало в прессе, а забвение для людей его круга подобно смерти. Кроме того, из слов режиссера очевидно, что в играх он совершенно не разбирается, но тем не менее лезет в чужой монастырь со своим уставом.

Критика игр в среде киношников вообще считается хорошим тоном. Роджер Иберт, один из самых известных кинокритиков США, получивший в 1975 году Пулитцеровскую премию, недавно написал в своем блоге ( http://rogerebert.suntimes.com ) следующие слова: « Игры требуют от игрока выбора, и этим они сильно отличаются от серьезных видов искусств (кино и литературы), где автор постоянно держит сценарий под контролем <…> Не спорю, среди разработчиков много замечательных людей, но ни один из них даже близко не стоял с поэтами, писателями, режиссерами и композиторами». Так и тянет спросить: «Дядя, а много ли вы видели игр, чтобы делать такие далеко идущие выводы?»

В лоб или по лбу?

Конечная цель игры — самому стать «папашей» и подмять под себя весь Нью-Йорк. На все про все отведено десять лет (1945—1955 гг.), но срок этот будет отсчитываться не в реальном времени (см. GTA), а как бы… за кадром. На протяжении десяти лет перед нашими глазами пройдут все основные события из первых двух частей фильма: гибель Сонни, покушение на дона, приход к власти Майкла, экспансия Семьи в Лас-Вегас (молодость Вито Корлеоне, вероятно, останется за кадром). Самые знаменитые эпизоды воссозданы в виде роликов, в которых главному герою почти всегда отведена какая-то роль. Сцена покушения на дона, например, выглядит следующим образом. Дон выходит из машины, покупает овощи и направляется в сторону парикмахерской, где находится наш герой. В этот момент к нему подбегают киллеры и начинают стрельбу. Завалив дона, гангстеры открывают огонь по парикмахерской. Парикмахеру вышибают мозги, затем смертельную рану получает еще один человек Семьи, а наш персонаж падает на пол и достает револьвер. В этот момент ролик превращается в игру — нужно перестрелять всех бандитов. Главный герой выбегает на улицу, прячется за машиной и, прикрываясь рукой от осколков стекла (выглядит все действо очень эффектно), начинает расстреливать одного мафиози за другим. С последним мобстером приходится повозиться — он берет в заложники проходившую мимо девушку. Когда перестрелка заканчивается, снова начинается ролик: персонаж бежит к дону, которого как раз грузят в карету «скорой помощи». Изменить сюжет не получится при всем желании — вам этого просто не дадут. Тем не менее предсказуемой игра не будет — у главного героя своя история, а сюжет трилогии — это как бы фон для нее.

Приоритетными платформами для The Godfather являются консоли (PS2, Xbox, Xbox 360, PSP), поэтому с системой прицеливания, как водится, полный ахтунг. Чтобы подстрелить кого-нибудь, нужно сначала зафиксировать на нем прицел, а потом еще и «сфокусироваться» на отдельной части тела: голове, руке, ноге или туловище (хедшот смертелен, при ранении в руку противники роняют оружие, при ранении в ногу — падают на землю). Будет ли в версии для РС возможность целиться самому, без всякой фиксации, никому неведомо — на всех выставках и презентациях показывают только приставочную версию.

Очень любопытно реализован рукопашный бой. Силу удара здесь можно варьировать в самых широких пределах (благодаря фирменной системе black hand, придуманной специально для The Godfather) — от легкого тычка в грудь до смачного «хрясь» с размаха. Для запугивания должников и допроса противников — самое оно: жертву можно даже не бить, достаточно замахнуться и остановить кулак перед самым носом NPC. На приставках такая система будет работать на ура (консольные геймпады оснащены аналоговыми кнопками и поддержкой обратной связи), а вот как это адаптируют под РС — опять же, большой вопрос. Авторы игры специально добивались того, чтобы игрок мог прочувствовать каждый удар через геймпад — на мышке и клавиатуре такого эффекта не добьешься.

Настоящий «анекдот» приключился во время озвучки игры. Когда стартовала разработка «Папаши», состояние здоровья Марлона Брандо (исполнитель роли Вито Корлеоне) оставляло желать лучшего. С постели он уже не вставал, а дышать мог только через кислородную маску. Несмотря на это, Брандо согласился принять участие в озвучке игры и даже успел записать несколько реплик — после чего скоропостижно отошел в мир иной. Для записи остальных диалогов «электроники» привлекли профессионального имитатора голосов, а часть фраз взяли прямо из фильмов. Другие актеры, к счастью, живы-здоровы, так что их голоса мы услышим в «первозданном» виде. От предложения озвучить игру отказался только Аль Пачино: то ли денег ему предложили мало, то ли не захотел «мараться» участием в разработке некой компьютерной забавы. Всего же для озвучки «Папаши» приглашено около двух десятков актеров — лишнее свидетельство того, какое значение Electronic Arts придает этому проекту.

Часть музыки позаимствована прямиком из фильма (композитор Нино Рота), причем ее специально переписали таким образом, чтобы она автоматически реагировала на события в игре: едешь по городу — играют спокойные ритмы, началась перестрелка — звук набирает темп и становится тревожным (как в Mafia). Большинство треков написали сторонние композиторы: кроме знаменитого «тууу-тудуду-тудууууу», запоминающихся композиций в фильме нет.

Против лома есть приемы?

Несколько месяцев назад немецкий журнал «Шпигель» опубликовал обширную статью о Джорджио Басиле, киллере из итальянской мафии, который в 1990-е годы отправил на тот свет около тридцати человек. В какой-то момент ему надоела такая жизнь, и Джорджио пошел в полицию, где в обмен на свободу сдал всех своих заказчиков. Сейчас он живет на севере Италии под новым именем.

В ноябре тот же самый «Шпигель» устроил чат, где все желающие могли задать Джорджио любой вопрос. Ответы оказались довольно любопытные. По словам экс-киллера, фильмы про мафию очень далеки от реальности — в них все преувеличено. «Крестных отцов», подобных тому, что показан в фильме The Godfather, в реальности никогда не существовало. Иностранцев в итальянской мафии тоже не бывает, то есть все эти консильери немецко-ирландского происхождения являются выдумкой Марио Пьюзо (автор книги «Крестный отец»). 90% убийств, совершенных мафией, не раскрывается, кроме тех случаев, когда раскалываются сами члены Семьи. Районов, свободных от мафии, по его словам, в Италии нет, только на юге она действует практически в открытую, а на севере — более или менее цивилизованно. Отношение к людям у Джорджио тоже весьма специфическое: животных он ценит больше, чем потомков обезьян, — на последних нельзя положиться. Самый неожиданный ответ последовал на вопрос, не боится ли он того, что мафия отследит его через этот чат: « Не боюсь. Я принял меры предосторожности. Да и не настолько они умны ».

* * *

The Godfather с самого начала записали в клоны GTA и Mafia, но в последующих интервью разработчики сами опровергли эту информацию: « На 80% игра состоит из пеших миссий, оставшиеся 20% — погони со стрельбой. Кататься по городу просто так, конечно, можно, но в этом нет никакого смысла — тут вам не GTA и не Mafia ». А если не GTA и не Mafia, то что же тогда?.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь