Ex Machina
Fallout в России — больше чем Fallout. В то время как весь цивилизованный мир успел забыть о существовании этой игры, похоронить разработчиков, развеять их пепел по ветру и распрощаться с иллюзиями относительно выхода третьей части, варвары с одной седьмой части суши пытались, что называется, сказку сделать былью. В ход шли все возможные способы: онлайновые петиции и слезные письма разработчикам, «постапокалиптические» модификации ко всему на свете, регулярные публикации в игровой прессе (один наш знакомый из компании 1С , который по долгу службы читает все игровые журналы и сайты, утверждает, что ностальгические статьи о Fallout появляются не реже, чем раз в полгода) и, конечно же, «фоллауты» собственного изготовления. С ролевыми «фоллаутами» как-то не срослось (вспоминается разве что игра « Фаза: Исход », о которой в последнее время практически ничего не слышно), зато есть «фоллаут»-стратегии (« Койоты » и « Карибский кризис »), как минимум один «фоллаут»-экшен ( S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl — если когда-нибудь выйдет), один «фоллаут»-квест (« Ядерный титбит 2 »), а теперь еще и «фоллаут» на колесах. Речь идет об Ex Machina , на обложке которой прямо так и написано: « Fallout на колесах. В лучшем смысле этого слова ».
Конец света, дубль 9803434634
Сюжет Ex Machina (произносится «Экс махина», а не «Экс машина») стартует на традиционной для постапокалиптических игр оптимистичной ноте. В 2011 году на поверхность голубого шарика плюхнулась летающая тарелка. Причем плюхнулась не абы где, а на Ближнем Востоке, рассаднике сионизма, терроризма, радикального исламизма и всех остальных измов. Западные державы охватывает коллективный мандраж: арабы и прежде не отличались миролюбием, а уж с технологиями инопланетян хорошего поведения от них ждать не приходится. Тем временем на планете начинает происходить что-то странное: сначала птицы, а за ними и все остальные живые существа вымирают с устрашающей скоростью. Пока Запад и Восток обмениваются дипломатическими нотами и взаимными угрозами, очередь доходит и до потомков обезьян. Когда человечество оказывается одной ногой в могиле и уже приподнимает вторую, неизвестный гений создает защитные маски, благодаря которым остаткам людей удается спастись. Выжившие приспособились к изменившемуся климату и создали новые поселения (вдали от мегаполисов, ставших коллективными могильниками). Основным средством передвижения стали тяжеловооруженные грузовики: на них удобно ездить по бездорожью, а в случае чего всегда можно дать сдачи.
Вся эта предыстория остается за кадром (если не выполнять побочные квесты и не читать книг, вы ничего толком не узнаете), сама же игра начинается с того, что главный герой (молодой фермер), достигнув совершеннолетия, на ржавом рыдване покидает родное селение и отправляется в свободное плавание. Вернувшись через некоторое время домой, он обнаруживает, что неведомые враги сожгли родную хату (вместе с родителями) и надо бы кому-нибудь за это отомстить. Долгие поиски приведут его в итоге к тем самым инопланетянам и разгадке того, что же все-таки случилось с Землей. Главная интрига связана с масками, которые носят на лице все обитатели мира Ex Machina. На первых порах искренне думаешь, что под масками прячутся хоть и мутировавшие, но все-таки люди, а на самом деле…
Мир Ex Machina мало чем отличается от любого другого «постапокалипсиса». Огромные пустынные территории с разбросанными повсюду заправками и хорошо защищенными поселениями утюжат торгаши, фермеры и бандиты, которые постоянно воюют друг с другом. Самые ходовые товары — оружие, горючее и металлолом. Трофеи вываливаются из подстреленных противников и перепродаются потом в городах, а вырученные деньги идут на бензин, починку автомобиля, новые запчасти (более прочные кабины, более вместительные кузова и более мощное вооружение) и, разумеется, на покупку новых экипажей. Недостатка в трофеях никогда не бывает (на каждые полкилометра дороги встречается в среднем по три бандюгана), было бы в чем возить — большая часть награбленного просто не влезает в кузов. Квесты выдаются все в тех же городах.
Чего у Ex Machina не отнять, так это обаяния. Грузовички выглядят настолько мило, а музыка настолько приятна, что игра сразу располагает к себе. На этом фоне не обращаешь внимания даже на простенькую по нынешним временам графику — стилизация решает все.
Хронические болезни
Через два-три часа, увы, понимаешь, что Ex Machina гораздо… проще, чем она кажется поначалу. Бои похожи один на другой как две капли воды: для победы нужно постоянно крутиться вокруг противника, стараясь все время быть позади него. Баланс оружия весьма условен: ракеты и пулеметы всегда в фаворе, а вот пушки почти бесполезны. Искусственный интеллект врагов и союзников исчерпывающе описываются фразой «тупой и еще тупее»: первые еще могут вести бой, но не в состоянии догнать игрока или заехать на самый завалящий холмик, вторые в большинстве случаев не способны даже самостоятельно передвигаться по дорогам — все время застревают между деревьями, зданиями или камнями. Квесты донельзя примитивные: отвезти кого-то или что-то в определенное место, убить злодеев, терроризирующих округу/отравляющих колодцы/отбирающих у детей погремушки, проводить грузовик с ценным грузом и так далее. Противники возрождаются на одних и тех же местах с таким упорством, что доходит до смешного: доедешь до какой-нибудь точки, перебьешь всех врагов, соберешь их манатки, отвезешь в город, починишься, возвращаешься на это же самое место — а тут снова они. Торговля получилась как бы с боку припека — во всех городах продается только один вид товаров, да и тот по завышенной цене.
В сюжете зияют дыры одна больше другой: в одной из книг сказано, что после падения тарелки на Землю вымерли все живые существа, кроме людей, но деревья и трава почему-то не пострадали.В описании города Пешт утверждается, что это единственное место в мире, где берут плату за проезд через мост — но есть по меньшей мере еще один мост, где за проезд тоже надо платить (там деньги, правда, берут «неофициально»). На одной из локаций круглые сутки идет дождь, но вокруг на многие километры почему-то простирается пустынная местность с редкими островками леса, а грязи нет и в помине. Заехав во время вражеской атаки в город (или на заправку), а потом, покинув его, вы обнаружите всех бандитов на тех же самых местах, хотя за это время успела наступить ночь (или день).
Еще больше нареканий вызывает подача сюжета. Сколько квадратных километров бумаги потрачено на стоны о том, что российские игроделы экономят на сценаристах и озвучке, — а воз и ныне там. Диалоги оставляют желать, желать или еще раз желать лучшего — хотя они и не настолько убоги, как в том же « Ночном Дозоре ». Озвучка выполнена «профессиональными программистами»: голоса поставлены плохо, там, где это не нужно, нагнетается пафос. Радиоэфир практически пуст, что тоже непростительно: значительная часть атмосферы в подобных играх создается именно за счет болтовни по радио. Дежурные фразы «Привет!», «Как дела?» и «За что?» — не в счет. И ведь сам по себе сюжет Ex Machina достаточно неплох (в конце есть даже развилка!), но эти «мелочи» очень сильно портят впечатление.
А вот то, насколько быстро и стабильно работает игра, стало для нас самой настоящей неожиданностью. Хотя бы потому, что тестирование и отлов багов среди большинства российских разработчиков до сих пор считаются дурным тоном (см. « Багсары III »). Ex Machina в этом плане — без пяти минут образцово-показательный пример. Уровни грузятся быстро, тормозов нигде замечено не было, серьезных багов не обнаружено. Раздражают только непомерно долгие сохранения — секунд по десять, не меньше. В остальном же — никаких претензий. Всегда бы так.
* * *
Ex Machina явно сделана наспех, недостатков в ней выше крыши, но, несмотря на все это, мы совершенно искренне рекомендуем как минимум с ней ознакомиться. Эта игра слишком проста и бесхитростна, чтобы увлечь надолго, но на несколько часов ее «заряда» хватит с лихвой. Ну, а если все-таки втянетесь (уж больно Ex Machina обаятельная), то уж точно пройдете ее до конца.
P.S. На официальном форуме тем временем открылась тема, где высказываются предложения о том, что стоило бы добавить в аддоне. Разработчики на этот счет пока хранят молчание, но, судя по косвенным признакам (авторы говорят, что история осталась недосказанной), дополнению все-таки быть.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 7.0
Графика: 6.0
Звук и музыка: 7.0
Интерфейс и управление: 7.0
Дождались? Приятная почти во всех отношениях игра с букетом болезней, присущих большинству российских проектов. «Сгорает» Ex Machina очень быстро, но первые впечатления от нее остаются исключительно положительные.
Рейтинг «Мании»: 7.0