Билла загоняют в Гугол? Война между Microsoft и Google
Если индустрия высоких технологий сегодня — это целый мир, то, как и положено любому миру, эта индустрия полнится слухами. Самый актуальный слух на сегодняшний день — открытая война между Microsoft и Google , которая разгорится в самом ближайшем будущем. Передовицы почтенных изданий и уважаемых интернет-ресурсов уже сейчас пестрят заголовками о смене караула в IT-олигархии и новом витке борьбы за господство в софтверном мире. Что же не поделили редмондский гигант и самый популярный поисковик Сети?
GoogleOS
Те, кто хоть немного следит за событиями в софтверном мире, конечно же, знают, что компания Google (учрежденная Ларри Пейджем и Сергеем Брином, выходцем из России) не только владеет одноименным интернет-поисковиком, но и активно осваивает околосетевой (и не только) рынок программного обеспечения. При этом едва ли не каждый новый продукт компании или работающих совместно с нею фирм оказывается прямым конкурентом аналогичных продуктов от Microsoft. Вот лишь примерный список таких проектов: бесплатная почтовая служба Gmail (объем почтового ящика от 2,5 Гбайт; соперничает с Hotmail ), Google Desktop (программа для поиска данных на компьютере; ответ Microsoft — Windows Desktop Search — опоздал на два месяца), Google Toolbar (конкурент MSN Search Toolbar , только работающий и под Internet Explorer, и под Mozilla Firefox ) и Google Talk («подсиживает» MSN Messenger ).
Появление подобных утилит может несколько поколебать спокойствие Microsoft, но до банкротства они ее явно не доведут. Куда большее беспокойство у боссов редмондской корпорации должны вызывать слухи о якобы кующейся в подземельях Google операционной системе нового поколения.
Авторитетный западный блоггер Джейсон Коттке уверен, что лучшие умы команды Брина сейчас работают именно над загадочной GoogleOS, которая будет сильно отличаться от других программ подобного рода. Традиционные операционки (вроде Windows) очень дороги и сложны в разработке, а прибыль отнюдь не гарантирована (могучей IBM в свое время пришлось свернуть это направление). Операционная система «гуглов» будет сделана по совершенно иным принципам. Это будет комплекс из трех компонентов: браузер (как ключ к остальным приложениям), собственно веб-приложения и веб-сервер, работающий на компьютере пользователя и позволяющий использовать часть программ без выхода в Сеть (при этом Windows будет служить лишь инструментом для загрузки компьютера). Помимо онлайновых продуктов в линейке Google будут и офлайновые — аналоги MS Office и других прикладных программ (тоже, разумеется, бесплатные). Для реализации этой затеи Google надо лишь обеспечить клиентов дешевым (или вообще бесплатным) интернетом, что, видимо, и собираются сделать Брин и Пейдж, скупающие сейчас оптоволоконные сети.
Несмотря на то что теория Коттке — не более чем предположение, у Microsoft имеются все поводы для беспокойства. Появление сильного конкурента на фоне явных проблем с убеждением пользователей в необходимости приобретения очередной версии Windows или Office (цены на лицензии высоки, а полезность новых функций порой весьма сомнительна) — это не есть хорошо. Чтобы ответить новаторам, нужны неординарные идеи — как в старые добрые времена.
Заклание MS Office
Спорам о наличии или отсутствии камня преткновения в отношениях между Google и Microsoft, похоже, не суждено утихнуть. В нарушение международных конвенций о способах ведения войны топ-менеджеры поисковика замахнулись на самое сакральное из того, что было на балансе Microsoft, — священную (и вместе с тем дойную) корову MS Office. Покушение на заклание сверхрентабельной животины осуществляется группой лиц, действующих с очень недобрым умыслом и весьма продуманным сговором. В соответствии с недавно заключенной сделкой между Google и Sun Microsystems компания Брина—Пейджа получает право на дистрибуцию некоторых Java-продуктов Sun. Программы «Солнышка» будут распространяться совместно с поисковым инструментарием Google.
На первый взгляд, подобное партнерство не несет серьезной угрозы для империи Уильяма Гейтса. Между тем есть одно «но», которое может запросто подпортить настроение Стиву Балмеру. Все дело в том, что в комплект опционных __ приложений для поискового софта Google входит бесплатный пакет OpenOffice — конкурент «Эмэс Офиса». Глава Sun Microsystems Скотт Макнили уже успел поделиться своей радостью с общественностью: объемам дистрибуции программ Sun приказано расти.
Один из шефов Google Эрик Шмидт ни на йоту не отстал от своего коллеги, отметив, что теперь-то сотрудничество между компаниями выйдет на качественно новый уровень и откроет для участников сделки уникальные перспективы. О том, связаны ли эти перспективы с «дружбой против Microsoft», господин Шмидт предпочел не распространяться. До сего дня глава подразделения Microsoft Information Worker Джефф Рейкес уверял, что его работодатель за неделю продает больше лицензий MS Office, чем создатели OpenOffice и StarOffice распространяют за год.
Между тем мы позволим себе не делать скоропалительных выводов по поводу истинных целей акции Google. Версия целенаправленного удара по MS Office имеет не больше шансов на жизнь, чем предположение о банальном желании поисковика повысить привлекательность собственного софта и, соответственно, «проходимость» рекламных площадок.
Версия 1: конфликт отцов и детей
Сравнения нынешней Google с Microsoft первой половины 90-х в последнее время встречаются все чаще и чаще. Пищу для подобных выводов подбрасывает и сам софтверный гигант: в интервью изданию Fortune глава Microsoft признал, что « из всех конкурентов, с которыми сталкивалась Microsoft, Google наиболее похож на нее ».
В не столь далеком прошлом готовность к принятию нестандартных решений позволила Microsoft одолеть традиционалистски настроенную IBM — своего главного соперника в борьбе за трон властителя отрасли. Сегодня накал борьбы за лидерство в IT-сфере немногим отличается от тех славных времен, а заручившееся поддержкой инвесторов трио Брин—Пейдж—Шмидт имеет все шансы вывести свою корпорацию в абсолютные фавориты. Средства, полученные от первичного размещения акций на бирже (IPO) и из иных источников, позволяют Google не экономить на специалистах, технологиях и оборудовании. Собратьям же компании по отрасли, напротив, все труднее получить доступ к венчурным капиталам инвесторов, «ослепленных» влиянием Google (об этом, в частности, заявляло руководство поисковика Oodle ). Поэтому вполне возможно, что после всех квалификационных заездов перед финишной прямой у просто Google не останется конкурентов.
Впрочем, финального заезда может и не быть, если какой-нибудь резкий поворот на неоправданно высокой скорости не отправит Google в вечный «пит-стоп». Еще свежо предание о том, как молодая и прогрессивная Netscape пыталась бросить перчатку «королю». Молодости Netscape и прогрессивности ее Navigator тогда оказалось недостаточно. Впрочем, в отличие от героев минувшей эпохи Google не ставит на один или несколько главных проектов. Ее тактика — не очень сильные, но многочисленные удары по всем фронтам. Ударов, наносимых там, где их никто ранее не наносил. А стратегия неординарности, с которой победила Microsoft, вполне может сгодиться и для Google. Сегодня в эту компанию верят так же, как некогда верили в молодую Microsoft.
Вместе с тем есть и еще один довод в пользу нашего подзаголовка. Принимая во внимание тот факт, что очень многие топ-менеджеры Google — птенцы Биллова гнезда, то не пора ли вспомнить роковую историю Эдипа с убиением отца и занятием отчего трона? Хотя это, конечно, уже сущий фрейдизм.
Версия 2: война без особых причин
Правильнее сказать, вообще не война, а грамотная пиар-кампания, соответствующая интересам всех ее субъектов и поддерживаемая как основными участниками «военных действий», так и сочувствующими какой-либо из сторон третьими компаниями. Краеугольным камнем подобной оценки происходящего является простой, но емкий тезис о том, что Microsoft и Google просто нечего делить. Дескать, Брин и Пейдж заняты продажами рекламных площадей и управлением сервисами доступа к рекламным ресурсам партнеров, а основу бизнеса сэра Уильяма Гейтса составляет оптово-розничная торговля вариациями Windows (у Windows Vista их будет девять, считая две специальные редакции для европейских рынков), MS Office (вскоре мы сможем выбирать между Office Server и Office Premium Edition ), SQL Server и пр. Не меньшее место в данной теории занимает вольный перевод басни про Моську и ее слона. Все дело в том, что только в прошлом году и только в свой основной бизнес Microsoft вложила $8 млрд — больше, чем все IPO-инвестиции Google. Кроме того, чуть порывшись в финансах, мы обнаружим, что доходы Microsoft в текущем году уже составили более $14,5 млрд, в то время как обороты (не доходы!) Google во втором финансовом квартале 2005 года (простите за несходство периодов и показателей, но наглядности это не мешает) достигли лишь $1,38 млрд.
Основные прибыли Microsoft получает от работы с корпоративными клиентами, которых не так-то много среди пользователей Google (разработка корпоративных поисковых машин — search appliances — занимает далеко не первое место в бизнесе компании). Поэтому некоторое сужение слоя частных клиентов не может нанести существенного вреда редмондцам. При этом справедливости ради аналитики отмечают, что и у Microsoft абсолютное большинство пользователей составляют частные лица, поэтому в передаче «физиков» на откуп Google нет никакой целесообразности (ага, выходит, что некоторая конкуренция интересов все-таки есть!).
Такая вот стройная теория, в которой, правда, нет места ни для GoogleOS, ни для вполне житейского понимания того, что качественное, но дорогое не всегда выигрывает у менее притязательного, но бесплатного.
Елен Троянский
В одном из американских судов рассматривается дело об утечке мозгов из Microsoft. В прессе, освещающей процесс, постоянно присутствуют три имени собственных: Microsoft (истец), Google (ответчик) и Кай-Фу Ли (бывший член команды Билла Гейтса, а ныне топ-менеджер Google, выступающий в роли некоего Елена Троянского). Предыстория такова: относительно недавно хедхантерам Брина и Пейджа удалось переманить господина Ли у, очевидно, не столь щедрого на жалованье конкурента. Переманили со всеми потрохами, включая обязательство не работать над поисковыми технологиями в течение года после оставления службы в рядах Microsoft.
Расстроенные «неполноценностью» приобретения боссы поисковика пытаются доказать в суде незаконность включения вышеупомянутых условий в трудовые договоры и прочие соглашения. Microsoft отстаивает свое право требовать соответствующего поведения от Кай-Фу Ли. Фемида совещается и откладывает рассмотрение исков компаний на зиму, запрещая мистеру Ли использовать приобретенные в Microsoft навыки до вынесения решения по делу. Впрочем, совсем без дела Кай-Фу Ли сидеть не придется: в праве рекрутировать новые IT-кадры суд его не ограничил.
Думается, что, зная предысторию процесса, никто не станет обвинять гражданина Уильяма Гейтса в склонности к мелочному сутяжничеству. На сегодняшний день на Брина работают более сотни бывших специалистов Microsoft (поговаривают, что зарплаты в феоде самого богатого человека планеты на четверть ниже, чем в Google), в том числе один из создателей Windows NT , лидер направления .Net My Services Марк Лаковски. Неумение удержать ценных сотрудников, обладающих, помимо замечательных профессиональных навыков, знанием механизмов внутреннего устройства Microsoft, может дорого обойтись корпорации.
Не меньшую угрозу для Гейтса—Балмера представляет трудоустройство в Google таких динозавров MS-джихада, как Эрик Шмидт (усердно боролся с Microsoft во времена службы в Novell и Sun Microsystems), Омид Кордестани (шеф департамента продаж рекламы и экс-труженик Netscape ), и ряда других топ-менеджеров, собаку (или что там предпочитают динозавры?) съевших на противостоянии редмондской корпорации и, возможно, накопивших силы для эффектного реванша.
* * *
А теперь давайте хотя бы на минутку оставим Microsoft и Google в покое. Этим корпорациям противостояние может принести убытки и утрату лидирующих позиций. Пользователи уже выиграли и продолжают выигрывать в этой реальной или мнимой войне. Мы получаем реальный выбор между бесплатными, но перенасыщенными рекламой сервисами Google и более функциональными, но стоящими серьезных денег программами Microsoft и ее коллег. В конкуренции рождается качество, и софтверные магнаты не могут более полагаться на присказки а-ля «пипл схавает!».