Tom Clancy
Во всем были виноваты тени. Тогда, в самом начале века, с ними шаманил каждый второй человек в игровой индустрии — ведь мощности процессоров и графических ускорителей наконец-то стало хватать на то, чтобы неуклюжий карлик, проходя мимо правильно поставленного фонаря, преобразился в могучего гиганта, размазанного по ближайшей стене.
Как гласят легенды, особых успехов добились штатные программисты студии Ubisoft Montreal — они создали такую продвинутую систему теней и их взаимодействия с окружающим миром, что под нее мигом было решено переделать концепцию одной из будущих игр компании. Так вместо легкомысленного экшена, где главный герой носился по уровням, радовал публику немыслимой акробатикой и таскал с собой футуристические гаджеты, родилась вещь куда более серьезная: романтика разведслужб, серьезный и практически всемогущий спецагент, осторожные миссии в тылу врага. Миру теней здесь была отведена самая важная роль: на маскировке строилась почти вся игровая механика. Смог стать лучшим другом темноты — и тебе уже нет равных.
В первый раз тени всколыхнулись в 2002 году, когда на Xbox вышел Tom Clancy’s Splinter Cell, лучший стелс-экшен в мире. С тех пор не проходит и года, чтобы на наши головы не свалилась очередная часть этой игры.
Танцы с тенями
Коллега Степан Чечулин в своей прошлономерной рецензии на Prince of Persia: The Two Thrones совершенно верно подметил — сериалы у компании Ubisoft получаются просто отличные. Хлоп! — и на рынок вываливается очередной игровой пирожок. Глазастый Сэм и рад бы посидеть в сторонке, отдохнуть от праведных спецагентских дел, но нет — из года в год его раз за разом вытаскивают из теплой конуры и посылать сеять по-американски разумное, по-своему доброе и чем-то даже вечное.
Первая часть показала, каким должен быть настоящий стелс-экшен. Да, некоторые стелс-элементы скрытности использовались в играх и раньше, но почти всегда они были достаточно примитивны и необязательны. В Tom Clancy’s Splinter Cell игрок превращался в мечту налоговой инспекции: все свои делишки он проворачивал в тени. Практически каждую минуту здесь приходилось где-нибудь прятаться, куда-нибудь пробираться, пулей пробегать за спиной очередного негодяя. Кого-нибудь убить? Ну, если только очень тихо и не забыв «убрать за собой» — то есть спрятать тело в укромном месте.
Подстать геймплею оказались и возможности главного героя: он умел менять скорость передвижения, выглядывать из-за углов, карабкаться по трубам и даже зависать на них в самых экзотических позах. С оружием, а вернее, с боезапасами к нему дело обстояло очень грустно, но это компенсировалось огромным набором полезных гаджетов. Тепловизоры, направленные микрофоны, камеры на липучках — в дело шло все. Самое приятное, что играть в столь необычных условиях было очень и очень интересно.
Нашлись у игры и минусы. Несмотря на участие в проекте Тома Клэнси, автора целой библиотеки политических детективов, сюжет игры был, мягко говоря, слабым. Tom Clancy’s Splinter Cell очень часто противопоставляли серии консольных экшенов Metal Gear Solid : в первом, мол, геймплей отличный, да вот история подкачала, а во втором все с точностью наоборот — геймплей скучен и примитивен, зато сюжет, несмотря на свою сверхшизофреничность, полностью приковывал внимание игрока.
Во второй и третьей частях Splinter Cell разработчики постарались исправить этот недочет. Вторая часть была уже значительно веселее; третья так вообще порадовала множеством оригинальных находок и местами неожиданно тонким юмором. Заметим, что при этом в Ubisoft все-таки не пошли путем Metal Gear Solid, — интересный сюжет они старались делать не столько за счет эффектных роликов, сколько за счет фирменной атмосферы, серьезной и немножечко грубой. Все-таки любая часть Splinter Cell куда больше похожа на «шпионскую» игру, чем, например Metal Gear Solid 2: Substance с его безумной историей. Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent обещает пойти по тому же пути.
Осторожно!
Знаете, если бы создатели Metal Gear Solid решили сделать то, что задумали сценаристы Double Agent, то выглядело бы это примерно следующим образом: секретная лаборатория, принадлежащая то ли ЦРУ, то ли транснациональной корпорации, медсестра, в которой погиб литературный критик, и скучная мини-игра, где надо было бы пересаживать лицо главному герою. В роли массовки обязательно бы выступала оседлавшая параплан китайская агентесса, десяток злодеев чудаковатого вида (нечто среднее между персонажами аниме и офицерами ГРУ) и кенгуру, которые непонятно почему поселились на Северном Полюсе.
Разработчики Double Agent поступили совсем иначе: взяли и сказали игрокам одно слово — beware (опасайся). И начали бомбардировать интернет загадочными посланиями. Вот рассказ о Саре Фишер, дочери Сэма, которая недавно погибла в автокатастрофе. А вот еще большая неожиданность — вести о том, что нашего героя увольняют из Агентства Национальной Безопасности. В недрах официального сайта Double Agent один пытливый фанат обнаружил еще несколько документов, из которых стало ясно, что у Сэма на почве семейной драмы серьезно поехала крыша. В итоге он совершил несколько серьезных преступлений и загремел в тюрьму.
На этом месте крыша уже начала ехать и у игроков. Что такое? Неужели подобным способом разработчики решили «попрощаться» с бессменным главгероем серии? Или они задумали нечто более оригинальное? Правильным оказался второй вариант. Сэм лакомился тюремной баландой совсем недолго — на свободе все-таки кормят значительно лучше. Поэтому наш герой в компании с «коллегой» устраивает побег — благо бывшему агенту самой элитной спецслужбы США провернуть подобное не так уж и сложно. Товарищ по несчастью оказывается «человеком чести» и, вдохнув свежего уличного воздуха, предлагает Сэму работать на его группировку. Наш герой соглашается, и с этого момента у него начинается новая жизнь. Жизнь двойного агента…
Да-да, вы не ослышались! Ubisoft не стала переворачивать сериал с ног на голову и превращать Сэма в самого настоящего бандита. История с Сарой Фишер, увольнение из АНБ, преступления, долгие месяцы в тюрьме — все это лишь часть огромной операции по внедрению агента в верхушку опаснейшей террористической группировки, которая действует на территории США. Выступать в роли этого самого агента, как все уже, наверное, догадались, предстоит Сэму Фишеру.
Чем это чревато для игроков? Ну, в первую очередь тем, что теперь к «работе» придется подходить по-новому, с невиданной ранее ответственностью. Еще бы — ведь работодателей у нас двое. И каждый чего-то хочет. Террористы норовят использовать уникальные навыки Сэма в своих грязных делишках. Отказываться нельзя — агенту под прикрытием самому предстоит стать «немножко преступником». Про «настоящее» руководство, то, которое из АНБ, тоже забывать не стоит — рано или поздно оно выйдет на связь и попросит Сэма сделать что-нибудь на благо государства. Вот и приходится балансировать на тонкой грани «между добром и злом».
Не получилось? Что ж, последствия будут самыми непредсказуемыми. С каждой новой частью Splinter Cell становился все более и более нелинейным — правда, в основном за счет усложнения миссий. В Double Agent нас наконец-то ждет кампания с несколькими концовками. Будут сложности и во время миссий — если выполнять задание АНБ слишком рьяно, террористы заподозрят неладное и быстро выведут Сэма на чистую воду.
А вот про сам геймплей практически ничего не известно. Как и прежде, это будет stealth-экшен, с огромным количеством специальных возможностей и очень необычными миссиями, события которых развернутся в самых разных уголках планеты — начиная с Азии и заканчивая Соединенными Штатами Америки. Кроме того, заметно расширится арсенал пушек и гаджетов: во-первых, специалисты АНБ за прошедшее время придумали несколько новых игрушек, а во-вторых, Сэму наконец-то будет разрешено использовать оружие и экипировку террористов. Здравствуй, автомат Калашникова!
* * *
Хотя нет, пока не здравствуй — до выхода игры есть еще как минимум несколько месяцев. И вытерпеть эти несколько месяцев будет очень и очень непросто. Ubisoft действительно скармливает игрокам самый правильный игросериал в мире — каждая его часть несет в себе ровно столько нового и интересного, чтобы игроки просто остались довольны. И, как нам кажется, Tom Clancy’s Splinter Cell Double Agent не станет исключением.
Будем ждать? Трехглазый «зэк»-невидимка выходит на тропу войны! Берегитесь — новая часть Splinter Cell порадует нас не только хорошо знакомым старым, но и хорошо забытым новым.
Процент готовности: 90%