Hellgate: London
Говорят, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Смысл этой гениальной мысли вовсе не в том, что человек может в любой момент выйти на берег, обсушиться на солнышке и отправиться на поиски нового водоема, желательно кисельно-молочного. Совсем даже наоборот. Истинный смысл в том, что единожды забравшись в эту реку, человек будет брести по ней всю жизнь, пока не утонет или не провалится в какую-нибудь яму. Уве Болла не заломало бы поискать себе новую речку — но зачем, если ему нравится быть Уве Боллом? Хидео Кодзима , выпустив очередной Metal Gear Solid , заявляет что-нибудь в духе: «Надоело и баста!» — но тут же берется за новую часть. Питер Молинье уже тысячу раз проклял свой длинный язык, но по-прежнему продолжает обещать манну небесную в будущих играх. А экс-сотрудники Blizzard , уходя на вольные комбикорма, создают свои собственные «близзард» и — правильно! — выпускают те же самые Warcraft , World of Warcraft и Diablo , только с другими названиями. Guild Wars от компании ArenaNet пытается стянуть одеяло с массивной туши World of Warcraft; скоро к ней присоединится неназванная пока онлайн-RPG от Red 5 Studios. Castaway Entertainment , не торопясь, лепит собственную ипостась Diablo , тоже пока неназванную. Тем же самым занимается и Flagship Studios во главе с Биллом Роупером , только у их игры уже давно есть имя и она ближе всех находится к финишной черте. Это, если кто не понял, Hellgate: London.
С третьей попытки
Хорошая «диабла» — вещь правильная и в высшей степени богоугодная. Но одно дело, если эту «диаблу» выпустит Blizzard, и совсем другое, если это будет никому не известная Flagship. Выше головы не прыгнешь, особенно если твоя голова находится на уровне пупка Blizzard. Что делают «флагманы»? А они делают то, что от них ожидали меньше всего, — превращают свою «диаблу» в без пяти минут шутер.
Вид от первого и от третьего лица, невиданная по меркам Diablo динамика и много-много-много монстров вокруг. Характерная цветовая гамма делает игру похожей на Painkiller , но лишь до тех пор, пока руки не доходят до мышки и клавиатуры. И тут обнаруживается Драматическая Подробность Номер Раз: меткость в Hellgate: London ни на что не влияет! Как и во всякой ролевой игре, здесь совершенно не имеет значения, куда вы попали — в лоб или в пятку. Главное, что попали. Мышка тут в некотором роде даже сбоку припека: наводить прицел и переключаться между противниками можно автоматически нажатием клавиши Tab. Размер нанесенных повреждений зависит исключительно от традиционных ролевых характеристик — сила, воля, выносливость и тому подобное.
Драматическая Подробность Номер Два: уровни генерируются случайным образом. Рассказы об этой пикантной детали непременно сопровождаются со стороны разработчиков бурной жестикуляцией, обильным слюноотделением и фразами вроде: «Представляете, что это значит?!» Вообще-то представляем: при повторном прохождении мусорный бачок, который стоял на этой стороне улицы, переместится на ту, вход в очередную станцию метро будет не с юга, а с севера, а возле Букингемского дворца нас атакуют не справа, а слева (условно говоря). Что в итоге получится из этой затеи, мы, если честно, сказать не беремся, но есть сильное опасение, что добром это не кончится — фразы «генерация уровней случайным образом» и «однообразный дизайн» почти синонимы. Не исключены и проблемы с балансом: все-таки игра от первого лица — материя гораздо более тонкая, чем незатейливая action/RPG в изометрической перспективе, какой была Diablo.
Кого же мы все-таки будем мочить и в каком, простите, сортире? Да как обычно, зомби и демонов, заявившихся в наш мир из преисподней без регистрации и вида на жительство. Спустя двадцать пять лет после того, как вы прочитаете эти строки, нелегальные мигранты с другого света проковыряют в пространство-времени Лондона немаленькую такую дырочку (те самые hellgate) и нескончаемым потоком хлынут через кордон. Озабоченные проблемой беженцев англичане тут же хватаются за оружие. Представители мультикультурной диаспоры на это, естественно, обижаются и дают сдачи, да так, что во всем Лондоне практически не остается людей. Армия ничем помочь не состоянии и в рамках программы по культурной ассимиляции (мы, демоны, к вам, а вы, люди, к нам, в преисподнюю) отправляется в полном составе на тот свет. Одним словом, ситуация штатная, поводов для волнения нет.
Мы вступаем в игру через пять лет после этих событий. Лондон лежит в руинах, по улицам разгуливают ожившие мертвецы и доедают последних шонов и эшей. Есть ли жизнь за пределами города — неизвестно. Остатки лондонцев во главе с орденом тамплиеров укрылись в бесчисленных тоннелях метро, выбираясь оттуда лишь в случаях крайней необходимости. В прошлом тамплиерам уже приходилось дважды отражать поползновения нелегалов. В первый раз это было еще в Средние века, тогда все закончилось эпидемией бубонной чумы. Следствием второй разборки (1666 год) стал Великий лондонский пожар: сгорел почти весь город, но погибло лишь шесть человек — сущие пустяки, если задуматься. Третья попытка команды в красных трусах увенчалась успехом, и тамплиерам пришлось в буквальном смысле этого слова посыпать голову лондонским пеплом и уйти в подполье. Теперь вся надежда только на артефакт невероятной мощи — без него очистить город силами немногих выживших практически нереально.
Если оставить за скобками пресловутую трехмерность и закос под шутер, Hellgate: London выглядит, играется и тем более позиционируется как современный Diablo. Клик-клик-клик — кто на новенького? Клик-клик-клик — уноси готовенького. Трупы тщательно обыскиваются на предмет оружия и ценных вещей, которые потом загоняются торговцам, обитающим все в том же метро. Заботиться об амуниции не придется — она здесь отсутствует как класс. По мнению дизайнеров Flagship, беготня за патронами не самым лучшим образом сказывается на динамике игры, а если эти патроны еще и не удается найти… Решение в какой-то мере правильное: раз уж из Halo 2 и Call of Duty 2 (да, это чистокровные шутеры, но аналогия более чем уместна) исчезли аптечки и никто по этому поводу не всплакнул, логично было бы пустить под нож и амуницию. Вот только как это отразится на балансе? И что потом? Как видно на примере все того же Hellgate: London, следом в печку полетит необходимость целиться в противников. Если продолжать мысль дальше, то нам со временем и передвигаться самостоятельно запретят.
Базовых типов оружия несколько десятков, но вряд ли между ними будет такая же ощутимая разница, как в «породистых» шутерах — с балансом намучаешься. На основе этих образцов в дальнейшем игрок сможет изготавливать более мощные стволы со своими особенностями. Механика безо всяких затей позаимствована из Diablo II. У каждого оружия есть слоты под так называемые моды — благодаря им повышаются характеристики. У пистолета слот всего один, в винтовке их пять. Название проапгрейженного оружия тоже меняется (например, был Negotiator — стал Holy Negotiator), так что всегда понятно, чем хорош тот или иной экземпляр.
Оружие бывает одно- и двуручное, комбинировать его можно как душе угодно. Особенно удобно сочетание «пистолет+гарпун» и «меч+гарпун»: гарпуном подтягиваешь врагов к себе, вторым орудием убийства добиваешь несчастного.
Самое время поближе познакомиться с новыми жителями Лондона. Бестии — безмозглые, похожие на собак существа, которые умеют прыгать на большие расстояния. Зомби — обычные трупаки, только вместо души у них демоны. Демоны-призраки — серьезные ребята, которые чихать хотели на вашу броню. Ну и наконец, просто демоны — самые опасные противники. Они умеют общаться друг с другом и координировать свои действия, используют заклинания и оружие, аналогичное вашему.
Ну и, конечно же, Diablo-клон не может обойтись без еще одной важной вещи — многопользовательского режима. Еще со времен StarcraftBlizzard четко усвоила, что без мультиплеера никак нельзя — он гарантирует игре долгую жизнь и позволяет выпускать аддоны в промышленных количествах. Flagship Studios , как и положено экс-«близзардам», придерживаются того же мнения. Режим сетевой игры будет похож не столько на Battle.Net (что было бы логично), сколько… на геймплей онлайн-РПГ (разработчики ссылаются в первую очередь на Guild Wars ). Акцент сделан не на междоусобицы, а на совместное выполнение квестов. Станции метро играют ту же роль, что и города в Diablo II : это такая демилитаризованная зона, где можно отдохнуть, подлечиться, продать награбленное честным трудом, купить новый образец меча-кладенца и поискать кидал-напарников. Нейтральные персонажи (NPC) регулярно перемещаются из одной локации в другую, а их цели, желания и интересы меняются ежедневно (ей-богу, Билл Роупер прямо так и сказал).
Все формальные процедуры авторы постараются упростить настолько, насколько это возможно — онлайновые игры и без того отнимают много времени. Путь от станции метро до ближайших монстров будет минимально коротким, вся сколько-нибудь важная информация фиксируется в карманном компьютере персонажа.
Flagship подумывает даже о том, чтобы сделать собственный портал для купли-продажи предметов за реальные деньги. В данный момент они пристально следят за аналогичным сервисом Station Online ( Sony ) — если он оправдает себя, велика вероятность, что для Hellgate: London будет создано нечто подобное.
Почему Лондон?
« Почему Лондон? » — допытывается каждый второй журналист у сотрудников Flagship. « Почему именно Лондон, а не Берлин, Багдад, Найроби, Пхеньян или, я не знаю, озеро Титикака? » У разработчиков ответ готов заранее: «Если коротко: по кочану. Если подробно: потому что ». Потом они разом делают серьезные лица и начинают Вещать: Лондон им приглянулся из-за того, что здесь больше, чем где бы то ни было, «подходящих» достопримечательностей. Разгуляться действительно есть где: тут и древние здания викторианской эпохи, и римские акведуки, и бомбоубежища времен Второй мировой, и богатый исторический бэкграунд. Но самая главная лондонская достопримечательность — это метро. Построено оно было аж полтора века назад (это была первая в мире подземка) и за прошедшее время успело разрастись до фантастических размеров. В первый же день работы, десятого января 1863 года, метро приняло в свои объятья сорок тысяч пассажиров. А за весь 1880 год оно перевезло уже сорок миллионов человек. Сами лондонцы называют свое метро The Tube (труба) — тоннели там практически круглые.
В настоящий момент лондонская подземка насчитывает 273 станции, и это без учета тех, что закрыты по тем или иным причинам. Законсервированные станции пользуются дурной славой, о них ходят самые дичайшие слухи. В 2004 году на экраны даже вышел фильм на эту тему — ужастик Creep. Возвращаясь с вечеринки поздно вечером, главная героиня (Франка Потенте) умудрилась заснуть в ожидании поезда, а когда проснулась, обнаружила, что метро уже закрылось. Ночью она сталкивается с каким-то существом, весьма отдаленно напоминающим человека. По сравнению с игрой — детская прогулка; в Hellgate: London нам придется провести в метро чуть ли не половину игры.
Орден тамплиеров
Кто такие тамплиеры? Все вроде бы слышали, что это какой-то рыцарский орден из дремучего Средневековья, но на этом познания большинства людей и заканчиваются. А посему проведем небольшой ликбез.
Орден тамплиеров (от слова temple — храм) был основан в 1118 году, в период между первым и вторым Крестовыми походами. Цель — защита дороги на берегу Средиземного моря, по которой паломники добирались в Иерусалим. Порядки в ордене были самые строгие. При вступлении в ряды тамплиеров рыцари принимали обет покорности, бедности и безбрачия, отрекались от мирской жизни и брали на себя обязательство не есть ничего, кроме хлеба и воды, и носить только самую простую одежду. Внутри ордена было три иерархические группы — рыцари, священники (подчинялись не Папе, а напрямую великому магистру) и «сержанты» (прислуга, оруженосцы, рядовые солдаты).
Первое время существование ордена устраивало практически всех. Церковь видела в нем силу, способную кардинальным образом повлиять на исход войны на Ближнем Востоке, — почти весь период Крестовых походов дела там шли ни шатко, ни валко. Простые рыцари и обычные люди шли в орден за защитой — в Средневековье действовало право сильного, а здесь они получали гарантированное покровительство. Наверняка сыграла свою роль и сама необычность затеи — рыцарские ордена были единственными негосударственными организациями, сравнимыми по могуществу с церковью.
В орден вступали тысячи людей, следовательно, увеличивалось и его могущество. Тамплиеры провозглашали культ бедности, но их богатство год от года росло. Церковь и феодалы преподносили им крупные пожертвования, однако основным источником дохода ордена было ростовщичество. По сути, тамплиеры стояли у истоков банковской системы Европы.
Немалые доходы приносили им и военные действия. Тамплиеры принимали активное участие в Крестовых походах и зарекомендовали себя как одна из самых жестоких и беспринципных организаций. В 1241 году совместно с дамасцами они нападают на египтян, заодно атаковав своих же товарищей по оружию — госпитальеров и тевтонцев. Силы крестоносцев были подорваны, и в течение следующих сорока лет мусульмане вытеснили их с Ближнего Востока. В 1290 году под ударами мусульман пал город Акра, где находилась штаб-квартира тамплиеров, а их самих практически полностью истребили. Остатки ордена бежали на Кипр и осели там.
Несмотря на столь тяжелое положение, орден был все еще очень силен, и у него оставалось множество владений, разбросанных по всей Европе. С завершением Крестовых походов он быстро превратился в обычную банду наемников, и монархи европейских стран сообща с церковью решили от него избавиться. Главу ордена заманили в Париж, взяли под стражу, а затем сожгли на костре. Одновременно была арестована большая часть тамплиеров по всей Европе. Орден извели практически под корень, но помнили о нем еще очень и очень долго.
* * *
В пресс-релизе Namco Bandai , обнародованном в январе этого года, Hellgate: London стоит в самом конце с пометкой «TBA» (to be announced — дата выхода будет объявлена дополнительно). Руководящий состав Flagship (Билл Роупер, Дэвид Бревик , Тайлер Томпсон , Макс и Эрик Шейферы ) полностью состоит из бывших сотрудников Blizzard, а та известна своим умением тянуть резину. Так что TBA вполне может означать, что игра в этом году и не выйдет. Хотя время удобное — о Diablo III ничего не слышно, Sacred 2 анонсирована, но ни скриншотов, ни роликов, ни сколько-нибудь подробной информации о ней нет…
P.S. Да, кстати! Разработчики не исключают, что в будущем мы увидим Hellgate: Los Angeles , Hellgate: Paris и т.п.