The Witcher
Здесь старый друг в любой момент может отблагодарить вас стрелой в спину, а враг — неожиданно подать руку в случае смертельной опасности. Здесь трусость помогает сохранить жизнь и получает оправдание, а отчаянный героизм на поверку оказывается банальной глупостью. Здесь в глазах эльфа вы увидите лед безразличия, а уродливое существо с далекого болота вдруг удивит вас монологом такой глубины, что поневоле задумаешься — не поселиться ли по соседству с новым товарищем?
Здесь — это в мире «Ведьмака», мире, который талантливый польский фантаст Анджей Сапковский описал во множестве романов и новелл. В основу своей вселенной Сапковский положил очень эффективный закон: только одно абсолютно — ничего абсолютного нет. Не бывает беспросветной тьмы и идеально чистого света. Не все эльфы добры, а орки — злы. У каждого существа есть свои мотивы — будь то страх, жажда наживы или чувство вины. Отсюда такой удивительный эффект «смещения пространства» в книгах пана Сапковского. Выдуманные герои этого мира подчиняются законам реальной жизни и, что удивительно, делают мир еще сказочнее.
Разумеется, популярность вселенной Сапковского не осталась незамеченной: по «Ведьмаку» сняли фильм, телесериал и нарисовали целый цикл комиксов. Но, сказать по совести, эти проекты были не слишком удачными: их создателям не удалось воссоздать атмосферу саги. Увы, проблема вполне типична: «другие люди» не всегда до конца понимают идеи писателя и выпускают в итоге жалкую пародию, нацеленную лишь на заработок быстрых денег.
Несмотря на это, молодая польская команда CD Projekt RED разрабатывает по игру The Witcher. Амбициозные разработчики уверяют, что не повторят чужих ошибок и правильно воссоздадут уникальный мир Сапковского. Ну а мы… мы стараемся верить и с нетерпением ждем релиза.
Рожденный в Каэр Морхене
Каэр Морхен. Секретная цитадель, обитатели которой занимаются не самым, на первый взгляд, добрым делом, — выкрадывают оставленных без присмотра детей, подбирают сирот и найденышей.__ Несмышленых подростков подвергают тренировкам невероятной сложности, кормят хитрыми травами и зельями, вызывающими изменения в организме. Девять из десяти «абитуриентов» не выдерживают испытаний, а выживший становится ведьмаком — маловосприимчивым к магии мастером меча, охотником на нежить и прочих «ракаев». Таким, как Геральт — главный герой саги и игры.
Сюжет The Witcher начинается с того момента, когда Геральт после долгих странствий возвращается в Каэр Морхен и находит свою альма-матер захваченной. Но на этом беды только начинаются. Известная прорицательница Итлина предрекает смерть всего сущего от снега и льда, а в разных частях света появляются орды монстров. Решением этих проблем и займется Геральт.
Как все эти события согласовываются с сюжетами книг? Очень просто — почти никак. В игре мы встретим знакомую вселенную, героев и минимум отсылок к произведениям Сапковского. Бедняге Геральту прямо перед описанными выше событиями отшибло память. Теперь инвалиду-одиночке предстоят долгие странствия по нелинейному сюжету, включающему две основные ветки — личную (некая любовная история) и «глобальную» (объединение могущественного королевства Темерии), а также три разнообразных концовки. Мэтр Сапковский лично консультирует CD Projekt RED по всем вопросам, которые касаются сюжета, отношений между персонажами, стиля текстов и диалогов.
Главная особенность геймплея — его многообразие. В анонсах разработчики смело ставят The Witcher на одну доску с такими RPG-титанами, как, например, The Elder Scrolls IV: Oblivion. Ролевая система «Ведьмака» основана на четырех базовых параметрах — силе, ловкости, выносливости и интеллекте, для каждого из которых предусмотрено пять основных уровней. Вдобавок будет целый вагон и маленькая тележка дополнительных улучшений, дающих Геральту новые возможности в боях, дипломатии, алхимии и так далее. «Прокачка» идет классическим образом: с получением уровня игрока награждают очками опыта, которые можно инвестировать в различные навыки.
В бою Геральт использует три разных стиля боя — силовой, молниеносный и групповой, — переключаться между которыми разрешено в любой момент. В довесок прилагается очень хитрая система комбо-ударов. Победа будет зависеть от грамотного комбинирования как стилей, так и конкретных ударов.
Не стоит забывать, что ведьмаки — не только хорошие бойцы, но также волшебники и алхимики. Геральт умеет пользоваться шестью так называемыми магическими знаками: Аард — психокинетический удар; Игни — пирокинез; Ивен — изгнание нежити; Гелиотроп — защита от магии; Аксия — «успокоение» противников; Ирген — запирание дверей. В свободное от драк время наш герой охотно варит разнообразные зелья, причем для того чтобы намешать что-нибудь совсем уж убойное, придется выполнить не один сложный квест и раздобыть редкий рецепт.
Универсальным сверхвозможностям Геральта враги собираются противопоставить, как ни странно, искусственный интеллект. Противников обещают наделить огромным количеством тактик: нападение в одиночку, группой, окружение и т.д. Почувствовав запах паленого, пауки закопаются под землю, а вампиры обездвижат героя магией и поспешат ретироваться. Все это пока есть только на бумаге — в жизни же самые талантливые AI-напарники нередко оказываются квадратными болванами.
Сомнениям можно подвергнуть и графику. Да, на картинках она выглядит роскошно. Но нас все-таки терзают смутные сомненья. Дело в том, что CD Projekt RED — новички в разработке компьютерных игр и должного опыта у них, скорее всего, нет. Доказательством этого является то, что игра создается на достаточно старом и слабом движке легендарной Neverwinter Nights — Aurora.
Обратите внимание: если в «Невервинтере» мы следили за приключениями героя с высоты птичьего полета, то разработчики The Witcher не стесняются показывать на скриншотах крупные планы — а это говорит, что программисты CD Projekt RED серьезно изменили программный код. Выглядит красиво, но пока, увы, только на картинках.
Впрочем, хватит скепсиса — стоит сказать и что-нибудь хорошее. Тем более что первые впечатления все-таки положительные: в демонстрационном ролике можно увидеть отличные тени и освещение, реалистичную смену времени суток с погодными эффектами и движением солнца по небу и многое-многое другое. Уровни, кстати, теперь не собираются из заранее подготовленных элементов, а рисуются вручную — это делает игру красивее.
Особое внимание уделяется и анимации — камера в The Witcher находится рядом с персонажами, а значит, даже самые маленькие просчеты в движениях будут отлично заметны. Для воссоздания драк был приглашен признанный мастер боя на мечах Марчин Змундски, выпады и удары которого были аккуратно перенесены в игру. Так что с нетерпением ждем релиза и первого поединка — очень уж хочется посмотреть.
Польский волшебник
Анджей Сапковский родился в 1948 году в небольшом польского городе Лодзь. Он рос ничем не примечательным юношей, который, как и тысячи сверстников, обожал книги Толкиена и Желязны. После окончания университета города Лодзь Анджей попробовал устроиться по специальности — в сфере торговли. Но успех не особо сопутствовал нашему герою. Позже, в эссе «Сапковский представляет Сапковского» (шло вместо предисловия к книге «Дорога без возврата»), Анджей напишет про самого себя: « Во всех занятиях, действиях и профессиях, которыми он занимался в жизни, он всегда оказывался enfant terrible ».
После того как очередной работодатель обанкротился, 37-летний Анджей неожиданно решил написать свою первую фэнтезийную новеллу — Wiedzmin (посвященную приключениям ведьмака по имени Геральт). Очень быстро нашелся издатель, опубликовавший ее за небольшое вознаграждение. Именно так началась карьера Сапковского-писателя.
«Ведьмак» стал для нашего героя настоящей золотой жилой. В 1990 году из-под пера автора выходит второй цикл новелл, объединенных общим названием «Последнее желание», а в 1992 третий и последний — «Меч предназначения». Начиная с 1994 года, Сапковский последовательно пишет пять романов, последний из которых заканчивается таинственной гибелью Геральта (именно «таинственной» — Сапковский все-таки оставил себе возможность воскресить героя). В отличие от Роберта Желязны, так и не сумевшего до конца жизни остановиться на всевозможных продолжениях и предысториях «Хроник Амбера» и окончательно запутавшегося в них, Сапковский настаивает, что точка в странствиях Геральта когда-нибудь будет поставлена. Но явно не.
* * *
Дамы и господа, ближайшие год-полтора, похоже, будут очень и очень интересными для любителей ролевых игр. Только что на прилавках появился долгожданный The Elder Scrolls IV: Oblivion, не за горами и Neverwinter Nights2 с GothicIII. Но не стоит забывать о том, что в тени этих игр спрятался The Witcher — лошадка пусть и темная, но вполне способная потягаться со своими породистыми соперницами.
Будем ждать? От игры начинающих разработчиков можно ждать чего угодно. Конечно, The Witcher может оказаться очередным паразитом на теле популярной вселенной — но мы тут в «Игромании» требуем от CD Projekt RED совсем другой игры. А именно — крепкой и интересной RPG.
Процент готовности — 70%