31 мая 2006
Обновлено 17.05.2023

Halo 2

Halo 2 - изображение обложка

Halo — одна из немногих игр, способных разделить друзей, единомышленников и даже единоутробных близнецов на два непримиримых лагеря. Пока одна половина сотрясает воздух криками о том, что Halo, дескать, плохой шутер (графика, мол, никудышная, дизайн уровней однообразный, геймплей плохой), другая половина крутит пальцем у виска и по стопятидесятому разу проходит эту игру. Если вы разделяете мнение о том, что это один из лучших шутеров в истории игр, то сегодня у нас с вами праздник: Halo 2 выходит на РС. По такому случаю мы прошли игру на Xbox 360 и теперь спешим поделиться с вами самыми свежими впечатлениями.

To be continued

Прежде чем начать рассказ о сюжете второй части, нелишним будет пробежаться по предыстории игры (узнать ее можно из книг по вселенной Halo, но на русском языке они не издавались). В XXIV веке расплодившееся от неуемного почкования человечество начинает интенсивную колонизацию космоса. Освоив несколько сотен миров, земляне внезапно сталкиваются с мощным противником — ковенантами, полурелигиозным объединением, куда входит целых семь рас. Многие годы игра, что называется, идет в одни ворота: ковенанты захватывают планету за планетой, человечество хныкает и обиженно утирает сопли. После нескольких тяжелых поражений капитаны космических кораблей получают приказ: ни при каких обстоятельствах не отступать в сторону Земли, даже если это приведет к гибели судна и экипажа.

Тем временем на планете Рич начинается подготовка спецоперации с участием «спартанцев» (кто это такие, вы можете прочитать во вставке). Задача «спартанцев» — проникнуть на корабль ковенантов и выяснить, где находится их родная планета. В этот самый момент Рич атакуют, и все, кто находился на ней погибают. Уйти удается только одному кораблю с последним выжившим «спартанцем». Корабль этот, как вы уже, наверное, догадались, называется Pillar of Autumn, а «последний из могикан» не кто иной, как Мастер Чиф. В попытке увести алиенов подальше от Земли экипаж Pillar of Autumn вслепую совершает прыжок в космос и совершенно случайно оказывается возле странного небесного тела кольцевидной формы — Alpha Halo 04 (оно же — Installation 04). Здесь и начинается первая часть Halo.

Ковенанты все-таки настигают корабль и берут его на абордаж. Часть экипажа — в том числе и Мастер Чиф в компании с искусственным интеллектом Кортаной — успевает покинуть Pillar of Autumn и высаживается на поверхности Halo. В скором времени выясняется, что для ковенантов это кольцо является чем-то вроде религиозной святыни, а построила его некая древняя раса — Forerunners. Поначалу назначение «бублика» остается непонятным, но ближе к середине игры, когда на сцену выползает третья сила — The Flood, все становится на свои места. «Флудеры» — это паразиты, способные заразить любое живое существо и превратить его в некое подобие зомби. Споры этих паразитов хранились на Halo как бы в карантине. Само же кольцо является оружием невероятной разрушительной силы, крайним средством на случай масштабной эпидемии. Будучи активированным, оно может уничтожить всех живых существ в целой галактике. В финале игры Мастер Чиф при содействии Кортаны взрывает кольцо и направляется домой — на Землю. На этом первая часть Halo заканчивается.

Halo 2 начинается сразу же после этих событий. Мастер Чиф принимает награды на борту космической станции, болтающейся на орбите Земли, а в это время на радарах появляется флот ковенантов. Их сил недостаточно для того, чтобы опрокинуть оборону людей, но алиены применяют военную хитрость и все-таки прорываются к поверхности планеты, к городу Нью-Момбаса. Уличные бои продолжаются недолго — Нью-Момбаса ковенантов не интересует, им нужно нечто другое. Звездолет алиенов совершает прыжок в гиперпространство прямо над городом, а за ним увязывается крошечный кораблик UNSC (United Nations Space Command — вооруженные силы землян) с вездесущим Мастером Чифом на борту. На выходе из гиперпространства экипаж впадает в состояние легкой прострации. « Что это? » — ошалело вопрошает капитан корабля Миранда Киз. « Это? — невозмутимо переспрашивает Кортана. — Это еще одно Halo ». Delta Halo 05, если быть точным.

Земляне мигом забывают о преследуемом ими корабле (на котором предположительно находился один из руководителей ковенантов) и высаживают на кольцо десант во главе с Мастером Чифом. Расследование по горячим следам приводит к неутешительным выводам — иерарх алиенов прибыл сюда затем, чтобы активировать Halo.

Тем временем в лагере ковенантов творятся еще более интересные вещи. Командира, который допустил гибель первого кольца (второй играбельный персонаж), судят как еретика, лишают всех воинских званий и публично наказывают. Позже в разговоре с глазу на глаз иерархи предлагают ему почетную альтернативу сметной казни — звание Арбитра. Арбитр у ковенантов — что-то среднее между крестоносцем и камикадзе: остаться в живых нереально, зато чтить будут как героя. Но уже на самом первом задании Арбитра начинают терзать сомнения. Лидер группы еретиков, на поимку которого его, собственно, и отправили, говорит вещи, никак не вяжущиеся с пророчествами иерархов, а по возвращении с этой миссии Арбитр становится свидетелем подковерных политических интриг: верхушка ковенантов принимает решение сменить личную гвардию — охранять их теперь будут не Elites (синие, красные и желтые ящеры, знакомые нам по первой части игры; соплеменники Арбитра), а Brutes (нечто среднее между тупым как пробка вуки и медведем гризли на стероидах).

В дальнейшем этот инцидент перерастет в настоящую гражданскую войну между Elites и Brutes, в которую будут втянуты все остальные расы ковенантов. Между тем нашествие The Flood приобретает все больший и больший размах, а Мастер Чиф сотоварищи продвигаются все дальше и дальше в попытке предотвратить активацию второго кольца. Заканчивается игра как классический блокбастер: вроде бы хэппи-энд, но все самое интересное еще впереди. Мастер Чиф — в одном месте, Миранда Киз, сержант Джонсон (если вы смотрели ролики из игры, то должны помнить харизматичного негра с сигарой, один в один списанного с сержанта Эпоуна из фильма « Чужие ») и Арбитр — в другом, Кортана — в третьем.

На лицо ужасная

Коротко о графике: она ужасна. Это даже не вчерашний, это какой-то позапозавчерашний день. Мы проходили Halo 2 на Xbox 360, так вот — на этой консоли игра выглядит даже хуже, чем первая часть Halo на РС (а она, как вы, вероятно, помните, тоже не блистала особыми графическими достижениями). На оригинальном Xbox картинка вызывает чуть меньшее отторжение — недостатки графики скрывает низкое разрешение.

Станут ли переделывать движок под стандарты РС, не сообщается, зато точно известно, что работать игра будет только под Windows Vista. Новая операционная система от Microsoft преподносится как революция в РС-гейминге (в частности, игры здесь запускаются прямо с диска, без инсталляции), а Halo 2 — хороший способ продемонстрировать ее преимущества.

Лучшее — враг хорошего

Что бы ни говорили скептики (топите их в унитазе!), а Halo — один из лучших фантастических шутеров, который когда-либо видела наша жалкая планета. Эту игру есть за что любить — за чудесную атмосферу (такой правильной фантастики никто не делал ни до, ни после), за божественно красивую музыку, за умных противников, а главное — за уникальный геймплей.

Уникальность Halo в том, что увлекательность игры здесь достигается минимально возможными средствами. Это шахматы от мира шутеров — ничего лишнего, только самое необходимое. Баланс оружия идеальный — такое не снилось даже Counter-Strike (хотя бы потому, что оружия там больше). Пистолет практически бесполезен против группы врагов, но за счет оптического прицела противников можно отстреливать на средних и дальних дистанциях. Автомат универсален — приличная скорострельность и неплохая убойная сила. Шотган по традиции хорош на ближних дистанциях. Снайперская винтовка отличается убийственной мощью, но патронов для нее всегда мало. Ракетница встречается редко, но исключительно метко.

Человеку, который придумал плазмогранаты, намертво приклеивающиеся к любым поверхностям, вообще следовало бы вручить Нобелевскую, Пулитцеровскую и, на всякий случай, Букеровскую премию. Противники теперь просто не могут убежать от гранат. Мало того, чтобы швырнуть «подарочек», больше не надо шарить по блоку цифровых клавиш или F-G-H — для этого действия зарезервирована правая клавиша мыши. Смена оружия — Tab, удар прикладом (хорош в ближнем бою, когда патроны в обойме на исходе) — F. Более удобной раскладки не было еще ни в одном экшене.

Техника ведет себя именно так, как она должна вести себя в аркадном шутере. Джипы и танки удобны в управлении и абсолютно неуязвимы (хотя главного героя могут убить). Летательные аппараты достаточно быстры, чтобы уворачиваться от выстрелов, и достаточно медленны для того, чтобы вести прицельную стрельбу.

Ну и главное — энергетический щит. Halo первым наступил на горло традиции, трепетно соблюдаемой со времен замшелого Wolfenstein 3-D. Линейка здоровья здесь есть, но уменьшаться она начинает лишь тогда, когда энергощит на нуле. А восстанавливается энергощит автоматически — достаточно выйти на несколько секунд из зоны поражения.

Что же изменилось в Halo 2? На самом деле не так уж много, но все изменения весьма существенные. Линейка здоровья (а вместе с ней и аптечки) отправилась на свалку истории — вместо нее теперь «в две смены» работает энергощит. Когда энергощит близится к обнулению или полностью обнуляется, он начинает истошно мигать и пищать: мол, хозяин, пора в укрытие, еще несколько выстрелов — и мы склеим ласты. Откуда, вы думаете, авторы Call of Duty 2 позаимствовали эту фишку? Именно из Halo 2.

Наземную технику отныне дозволено отбивать у противников в самом прямом смысле этого слова. Запрыгиваете на какой-нибудь Ghost, вышибаете водителя из седла и занимаете его место. Враги могут проделывать с вами то же самое, но, если вы нормально играете, случаться это будет нечасто. Легкие виды оружия (пистолеты, автоматы) можно носить сразу в двух руках. Когда нет гранат, это оптимальный вариант.

Игра за Мастера Чифа практически ничем не отличается от игры за Арбитра. Мощность энергощитов у них примерно одинаковая, оружие доступно одно и то же. Разница только в том, что у первого есть фонарик, а второй умеет на короткое время становиться невидимым. Но на геймплей это почти никак не влияет.

Мультиплеер вылизан до блеска — не случайно Halo 2 считается самой популярной игрой на серверах Xbox Live. В первые месяцы после выхода игры нагрузка на сервера выросла в четыре раза. В часы пик в Halo 2 играло одновременно более 100 000 человек, в самое «тихое» время — не менее 18 000 (данные на январь 2005 года).

На этом месте изменения со знаком «плюс» заканчиваются и начинается длинный такой знак «минус». Уровни по-прежнему сделаны настолько убого, что это не поддается никакому словесному описанию — разве что непечатному. За унылой комнатой, где нет ничего, кроме серых стен, следует такой же унылый коридор, затем опять такая же унылая комната, снова коридор. Потом вы спускаетесь/поднимаетесь на лифте и обнаруживаете, что нижний/верхний этаж…полностью скопирован с предыдущего. И таких этажей может быть еще пять или шесть. По ходу игры вы побываете на космической станции, на Земле, на станции ковенантов-еретиков, на Delta Halo 05 и в столице алиенов, но все это время у вас будет такое чувство, как будто вы ходите по одним и тем же местам.

Баланс оружия изменился в худшую сторону. Старые пушки стали слабее, а новые — ни уму ни сердцу. Любимый всеми автомат со счетчиком патронов бесследно исчез, на смену ему пришли дурацкий SMG и еще более дурацкая винтовка с оптическим прицелом, стреляющая короткими очередями (такая же есть и в F.E.A.R. ). Использовать ее в качестве снайперки неудобно — убойная сила низкая. На средних и ближних дистанциях от нее тоже толку мало — она стреляет только короткими очередями. Аналогичная пушка у ковенантов раздражает еще больше. Та же история со снайперской винтовкой и гранатометом алиенов — сами стволы нарисованы по-идиотски, удовольствия от них никакого. Единственная отдушина — энергетический меч. Вот это действительно стоящая штука.

Изменения в балансе сказались на геймплее не самым лучшим образом. В первой половине игры вы ничего не почувствуете — это тот же самый Halo, что и прежде, с такой же сумасшедшей динамикой. Проблемы начнутся ближе к концу, когда вам придется иметь дело с целыми стаями Brutes. В больших количествах эти типы представляют серьезную опасность уже на уровне сложности Normal. Не раз и не два вы окажетесь в ситуации, когда Brutes придется долго и нудно отстреливать поодиночке, потому что нахрапом их не возьмешь. В первом Halo такое было просто немыслимо.

Джипы и танки в Halo 2 лишились привилегии быть бессмертными. На игре это почти никак не сказалось, но на нервы действует. Еще сильнее на нервы действует скорость передвижения танков и Ghost’ов — по сравнению с первой частью она значительно снизилась.

Долбаный The Flood вызывает чувства уже совершенно иного рода — бешенство, и ничего кроме бешенства. «Флудеры» убивают двумя ударами мизинца, их всегда очень много, и они всегда лезут врукопашную. Драться с ними было неинтересно еще в первой части, а тут и подавно. Странно, что в Bungie это до сих пор не поняли.

Покажи личико?

Кто такой Мастер Чиф — человек, киборг или робот, управляемый искусственным интеллектом? Ни в первой, ни во второй части игры его ни разу не показывали без защитного костюма, а в те моменты, когда он все-таки снимал шлем, камеру нарочно поворачивали куда-нибудь в сторону.

Ответ на вопрос — ху из мистер, то есть, конечно, Мастер Чиф — был дан в книгах по вселенной Halo ( Halo: The Fall of Reach , Halo: The Flood , Halo: First Strike ). Мастер Чиф — последний выживший боец суперэлитного подразделения «спартанцев», созданного когда-то для подавления народных волнений. В этот отряд было отобрано 75 детей в возрасте шести лет с особым генетическим кодом, близким к идеалу. Пропавших детей заменили клонами (согласия родителей никто не спрашивал), а все данные о них стерли раз и навсегда. В возрасте 14 лет «новобранцы» перенесли тяжелые операции — им усовершенствовали скелет, мускулатуру, зрение и нервную систему. Выжило после этих операций лишь 33 ребенка, еще 30 погибло, оставшиеся 12 превратились в инвалидов.

Зная дату «призыва» «спартанцев» (2527 год) и год, на который пришлись события первой части Halo (2552 год), легко вычислить возраст Мастера Чифа — 31 год.

Самый «выносливый» шутер на свете

В среде противников Halo принято считать, что своим успехом эта игра обязана лишь дефициту шутеров на Xbox. Давайте посмотрим, так ли это.

Halo держался в первой десятке по продажам около двух лет — с 2001 по 2003 гг. За это время на Xbox вышли такие шутеры, как Unreal Championship (средний балл на GameRankings — 8,3), Max Payne (8,5), Max Payne 2: The Fall of Max Payne (8,6), Star Wars: Jedi KnightJedi Academy (7,6), Brute Force (7,8), Serious Sam (7,7), Medal of Honor: Frontline (7,9), TimeSplitters 2 (8,7) и The Thing (7,8). Заметьте, что мы взяли только самые лучшие игры и не учитывали всякие полукровки (то есть не чистокровные шутеры) вроде Hitman 2: Silent Assassin , Tom Clancy’s Splinter Cell,Tom Clancy’s Ghost Recon и им подобные.

Еще более любопытные выводы можно сделать, если проанализировать данные о продажах РС-версии. На персоналках Halo вышел 30 сентября 2003 года и сразу стал настоящим завсегдатаем чартов. В том же месяце Halo занимает четвертое место по продажам (за один день!). На первом месте был Star Wars: Jedi KnightJedi Academy , на третьем — Battlefield 1942: Secret Weapons of WWII , на шестом — Medal of Honor: Allied AssaultBreakthrough , на восьмом — Battlefield 1942 (учитывать будем только шутеры).

Октябрь 2003-го — Halo уже на первом месте. Январь 2004-го — десятое место. Июль 2004-го — по-прежнему десятое место (кроме Halo в чарте только один шутер — Far Cry на седьмом месте). Август — сначала девятое, а потом седьмое место; первую позицию оккупирует DOOM III. Декабрь 2004-го — семнадцатое место. Январь 2005-го — одиннадцатое место; DOOM III уже на девятнадцатом. Март 2005-го — девятое место; десятью строчками ниже топчется Call of Duty. Последний раз Halo появился в первой двадцатке в июле прошлого года — тогда он был на восемнадцатом месте. Кроме него в чарте было еще три шутера: Battlefield 2 на первом месте, Half-Life 2 на седьмом и Star Wars: Battlefront на четырнадцатом. Обратите внимание, что самая старая игра в этом списке (SW: Battlefront) вышла в сентябре 2004 года, через год после Halo.

Скептики могут возразить, что рекламная кампания Halo по масштабу совершенно несопоставима даже с рекламной кампанией Half-Life 2. Это действительно так — о Halo слышали далеко за пределами игровой индустрии. Но здесь есть один небольшой нюанс: плохие шутеры никогда не держатся в чартах месяцами и уж тем более годами. Живой пример — Enter the Matrix : игра разошлась тиражом около 5 млн копий, но в РС-чартах высидела лишь один месяц. Зато хорошие шутеры, такие как Max Payne 2, Call of Duty или Hal-Life 2, из этих чартов палкой не выгонишь.

* * *

Halo 2 чуточку хуже, чем первая часть, она все так же увлекательна, как и раньше, ее хочется проходить снова и снова, не обращая внимания на допотопную графику и кошмарный дизайн.

Между тем в интернете уже появилась информация о том, что Bungie создает игру для Xbox 360 под рабочим названием Forerunner. Forerunners — та самая древняя раса, которая построила кольца, а потом бесследно исчезла. В Halo 2 объясняется, что с ними случилось, но ответ на вопрос, почему это с ними случилось, не дается. По одной из версий Forerunners были предками людей.

Выпускать игру под названием Forerunner никто, конечно, не будет — скорее всего, ближе к релизу ее переименуют в Halo 3 или что-то очень похожее. Когда релиз? Явно не в этом году и явно не на РС. Наиболее вероятная дата — 2007 год. Если за это время ситуация не изменится, через пару лет Halo 3 портируют на персоналки. Или не портируют.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь