26 июля 2006
Обновлено 17.05.2023

Bad Day LA. Стыд и срам

Bad Day LA. Стыд и срам - изображение обложка

Что? Первый со времен American McGee’s Alice (вышедшей около шести лет назад) персональный проект одиозного продюсера Американа Макги. Содержит сцены с участием маленьких детей, поедающих наркотики, огромный шагающий гамбургер, восстание мексиканских гастарбайтеров и многочисленные падения самолетов.

Как? Под видом фаната третьих «Корсаров» прокрасться в офис «Акеллы» и выкрасть свежеприсланную бета-версию игры. По пути домой побороть низменное желание заработать бешеные тысячи и не загнать диск пиратам с Савеловского рынка.

Американ Макги , как говорят противники гей-парада в столице, осатанел. В нашем прошлогоднем интервью автор нежно любимой American McGee’s Alice бодро хихикал и отмахивался от вопросов вроде « Не боитесь, что вас запретят в Америке? » легкомысленными аргументами. « У нас же тут комедия! — с огоньком в глазах чеканил Макги. — Мы же несерьезно! При желании можно вообще подростковый рейтинг получить! » Автор этих строк Bad Day LA на тот момент еще не видел и потому лишь одобрительно кивал. Сейчас же, после того как эксклюзивная бета-версия исхожена вдоль и поперек, можно с уверенностью утверждать — уважаемого продюсера ждут серьезные проблемы. Винс Дези , главный идеолог незабвенной дилогии Postal , тоже считал, что насаживать кошку на дуло пистолета, мочиться на прохожих и бить гомосексуалистов лопатой по голове — это смешно. Так вот, его нетленка, если кто вдруг не в курсе, продается в Соединенных Штатах Америки с маркировкой «Mature».

Грязный стыд

Bad Day LA — это предельно вызывающе неполиткорректный экшен, посвященный всем мыслимым фобиям общества потребления. Кто из нас не боится биологического оружия? Это когда вы в одну минуту трете глаза от едкого дыма, а в другую с удивлением выплевываете собственные внутренности на тротуар. С этого, так сказать, катаклизма Bad Day LA только начинается. Дальше следуют и вовсе удивительные вещи: цунами, падения самолетов, террористы, гомосексуалисты, землетрясения и прочие радости жизни (для получения полной картины см. наши заметки на полях). Главгерой — похабный негр, бывший голливудский агент, отказавшийся от благ общества потребления в пользу свободного бродяжничества. Он прорывается через творящийся в Лос-Анджелесе ад, преследуя одну-единственную цель: спастись. Тем временем вокруг одновременно идет трансляция всех известных науке фильмов-катастроф. На центральных улицах сыплет гигантский метеоритный дождь, регулярно приземляясь на случайных прохожих. Группа зомби заплевывает какой-то зеленой желчью пенсионного вида мужчину. Террористы-снайперы отстреливают выживших с крыш высотных зданий. Словом, обстановка уютная.

И вот тут надо отдать Макги и компании должное — смоделировать отдельно взятый апокалипсис им удалось крайне убедительно. Толпы визжащих обывателей, огонь, зомби, беспорядочная пальба и крики о помощи не исчезают с экрана ни на минуту. Здесь постоянно что-то происходит. Или с неба валится раскаленная космическая порода, или группа вооруженных яппи грабит банк, или сплоченная формация зомби загоняет женщину на дерево. В общем, картинка крайне плотная — снять «пустой» скриншот с главгероем в качестве центрального персонажа сложно, потому что в кадр постоянно норовят залезть какие-нибудь встревоженные NPC.

Сам геймплей, как и обещал Макги, вызывающе прост. Избегая множественных опасностей, вы несетесь от одной контрольной точки к другой, выполняя по дороге нехитрые задания вроде «убей десять террористов». Кроме собственно убийств, вы можете также лечить нуждающихся (для этого необходимо подойти к раненому вплотную и помахать над ним импровизированной аптечкой), тушить пожары и перевоспитывать зомби. С ними ситуация особая. Технически мы имеем дело не с медлительными пожирателями мозгов, а с зараженными биологическим оружием обывателями. Это обстоятельство позволило геймдизайнерам ввести в игру оригинальный ход — обдав очередного зараженного струей из огнетушителя, вы производите чудотворный акт исцеления. Если же милосердию в вашем сердце места нет, то пострадавшего от химической атаки можно пристрелить или забить ломом насмерть.

Важно только не промахнуться и не огреть монтировкой мирного прохожего. Членовредительство здесь не проходит бесследно. В игре есть эдакий «кармометр» — специальная шкала, которая отражает, как хорошо вы себя ведете. Если регулярно поджигать старушек, стрелять по гражданскому населению из двустволки и кидаться коктейлем Молотова в посетителей супермаркета, то в скором времени разъяренная толпа бросится на вас. И тут надо отдать обитателям Лос-Анджелеса должное — в гневе они страшны. Группа возмущенных фемин способна забить несчастного главгероя голыми руками в течение нескольких секунд. Есть, однако, способ реабилитироваться в глазах окружающих. Как только вы замечаете, что шкала вашего рейтинга находится в незавидном положении, необходимо в срочном порядке творить добро. Повысить свой имидж можно самыми разнообразными способами: лечить раненых, тушить множественные пожары (в которых обычно жарятся люди), исцелять зомби. Несколько добрых дел моментально восстанавливают рейтинг, так что вы легко можете позволить себе случайно промахнуться и подстрелить, скажем, патрульного полицейского.

Пожары, зомби, раненые и прочие требующие вашего вмешательства события отмечены прямо на экране специальными иконками, что помогает ориентироваться в окружающем хаосе. Плюс у любого здравомыслящего встречного можно спросить дорогу, нажав на правую клавишу мыши. После этого у вас над головой появится исполинского размера стрелка, указывающая, куда нужно держать путь.

Когда Макги обещал, что сделает «игру, в которую сможет играть даже ваша бабушка» (это дословная цитата), он не врал. Местное управление и вообще игровой процесс действительно сводятся к монорельсовой беготне и планомерному нажатию одной и той же кнопки. Все объекты инвентаря, включая аптечки, огнетушитель или снайперскую винтовку, работают при помощи левой клавиши мыши. Выбрали оружие — оно стреляет. Выбрали бинт — он лечит.

Есть еще два момента. Во-первых, это напарники. С ними отдельная история. Ближе к середине игры в компанию негру-бродяге набивается целых четыре человека. На экране, однако, демонстрируется только один — вы вольны переключаться между поддерживающими персонажами, используя соответствующие кнопки. Одновременно из всей компании можно вызывать лишь одного помощника, и только в скриптовых сценках мы видим всех сразу.

Во-вторых, периодически Bad Day LA разбавляет аркадную беготню аркадным же тиром. Вы помещаетесь за станковым пулеметом и планомерно строчите во все живое. Стационарные этапы, надо заметить, крайне хороши собой: множественные взрывы и, натурально, толпы убитых на экране делают свое дело — вы начинаете непроизвольно хихикать и давить на гашетку с двойным усердием.

На вторых ролях

Bad Day LA предлагает на выбор одного из четырех персонажей-товарищей-нахлебников разной степени невменяемости. Знакомьтесь.

Блюющий мальчик

Зараженный биологическим вирусом семилетний мальчик, который регулярно изрыгает содержимое своего желудка на всех окружающих. Как только у этого подгнившего цветка жизни заканчиваются оппоненты, он начинает плеваться желчью в вас. Милейшее создание.

Садовник Хуан

Амнезийный мексиканец Хуан категорически не помнит, кто он, откуда и куда должен попасть. Зато он является счастливым обладателем гигантского размера бензопилы с неиссякаемым запасом горючего. Хуан, наверное, самый адекватный из всех компаньонов — будучи предоставлен сам себе, способен перепилить зомбированную футбольную команду.

Беверли-Хиллз

Малобюджетный клон Пэрис Хилтон, классическая американская блондинка в бейсболке и джинсовой юбке, прижимающая к груди карликовую породу не то пуделя, не то крысы. Вооружена полным отсутствием головного мозга, а также внушительным набором всевозможных парфюмов, которые способны действовать как слезоточивый газ.

Сержант

Непрестанно цитирующий Джорджа Буша-младшего военнослужащий, чья правая рука представляет собой плохо заштопанную культю, из которой регулярно капает кровь. Сержант сквернословит, не выпускает сигару изо рта и дерется что ваш Чак Норрис. Второй после Хуана по адекватности персонаж. Рекомендуем.

Лак для волос

Как нетрудно догадаться, весь вышеозначенный беспредел подается под видом неполиткорректной комедии. То есть главный аргумент, который мистер Макги планирует предъявить разъяренной ESRB, заключается в том, что все это, типа, шутка. Пожелаем Американу удачи, но что касается качества местных шуток… они… как бы это сказать… специфические. Юмор тут делится на два типа: разговорный и так называемый slapstick. Последнее — это непереводимый термин, обозначающий тот тип комедий, в которых герои непрерывно бьются лбом о двери, наступают на грабли и шмякаются лицом в торт. Так вот, если вид пенсионного вида женщины, которая, силясь показать главгерою спасительный вертолет, падает с небоскреба в воду, а потом съедается акулами, кажется вам смешным — добро пожаловать. Следом за такими шутками следуют диалоги довольно сомнительного свойства. Макги (который здесь выступил как геймдизайнер, продюсер и автор сценария) — безусловный мастер создать атмосферу и способный смешно задавить в кадре невинную девочку, оказался, увы, не в состоянии написать смешные реплики. В итоге из колонок льется непрерывная похабщина. Мы даже не будем тратить на примеры наши драгоценные страницы — чтобы ознакомиться с ними, достаточно заглянуть вечером в детсадовскую беседку какого-нибудь рабочего квартала. Там вы услышите такие речевые конструкции, которые товарищу Макги и не снились.

Периодически Американ устраивает на экране чистой воды «Монти Пайтон». Например, здесь присутствует банда сбежавших заключенных, вооруженная здоровенными тушами рыбы. Члены бандформирования размахивают рыбинами над головой и угрожающе выкрикивают что-то вроде « трепещи перед величием угря! ». Следом за этими безоговорочными фаворитами идет троица облученных метеоритной радиацией обывателей, которые становятся отрицательными супергероями, напяливают плащи и терроризируют город. Есть, наконец, смотритель музея истории, разящий окружающих молнией и содержащий безбилетных посетителей подвешенными за ноги.

Визуально все это выглядит… неоднозначно. Арт-директоры Kozyndan, которых мы воспевали еще в нашем интервью, сработали для игры отличный арт. Все окружающие объекты действительно выглядят так, будто кто-то набросал их карандашом поверх трехмерных каркасов. К сожалению, этот вот рукодельный эффект сильно проседает под натиском классической cell-shading графики, которая сейчас выглядит попросту скверно. Когда в воду льется нарисованный вручную поток — это выглядит чуть ли не визуальным прорывом. Когда же вы находитесь от активных объектов на ощутимом расстоянии, на экране предстает очередной cell-shading-продукт, какими индустрия нас уже успела перекормить.

Ох, как «плохо»

Вообще недостатков у Bad Day LA хватает. Главный просчет — это, конечно, геймплей. Одноклеточная беготня и полное отсутствие интерактивности окружающего пространства — печальная комбинация. После первых двух уровней с тушением обывателей и отстрелом зомби потихоньку свыкаешься. И вот тут очень некстати выясняется, что в схожем ключе пройдет вся игра. Никакого намека на нелинейность здесь нет — каждое конкретное препятствие преодолевается одним-единственным способом. В изобилии разбросанные вокруг машины, автоматы с газировкой, компьютеры и магнитофоны никак на вас не реагируют. В расставленные повсюду дома заходить нельзя. Периодически (это совсем уже стыдоба) упираешься лбом в невидимую стену.

Ну и пальба, если уж на то пошло, не то чтобы очень веселая. Ни приседать, ни перекатываться, ни ползать наш герой не умеет. Перестрелка с наводнившими банк грабителями выглядит крайне уныло: вы, как поломанный манекен, выпрыгиваете из-за угла, делаете несколько выстрелов и, получив пару ответных пуль, запрыгиваете обратно. Как пишут в инструкциях к некоторым лекарствам: «при необходимости повторить». Отчаянно не хватает сколько-нибудь корректной физики — трупы гнусно проваливаются сквозь объекты, неуклюже бьются головой и вообще ведут себя крайне неопрятно.

С AI на данный момент просто беда. Враги буксуют лбом о стену, забиваются в угол, подло перерождаются в каком-нибудь укромном уголке и выглядят совершенно неубедительно. Учитывая громогласные обещания официального сайта наделить местное население чуть ли не коллективным сознанием и уровнями настроения, есть небольшая надежда, что мы имеем дело всего лишь с ранней версией искусственного интеллекта.

Тридцать три несчастья

Периодически Bad Day LA выглядит как интерактивная инструкция по поведению в экстремальных ситуациях. Вроде тех дурацких картинок, что часто висели в школе и демонстрировали счастливо улыбающихся детей, объятых адским пламенем. Таких вот инструкций игра предлагает ровно семь — по количеству катаклизмов.

Биологическая атака

Гигантские зеленые облака клубятся по улицам Лос-Анджелеса и превращают всех вдохнувших цветного газа в плюющихся собственной желчью зомби. Заразиться может и сам герой, после чего все здравомыслящее население города начинает носиться за ним наряду с остальными зомби. Из главгероя, впрочем, зеленая дрянь со временем выветривается.

Землетрясение

Какая игра-катастрофа без раскола почвы и падения беззащитных прохожих в раскаленную магму? С этим у Bad Day LA полный порядок — раскол демонстрируется не в заставке, а прямо во время игры. Обыватели цепляются за осыпающийся асфальт, воют и всячески паникуют. Совсем как в кино.

Метеоритный дождь

Раскаленная космическая порода, желая передать горячий привет кинофильму «Армагеддон», беспорядочным дождем сыпется на головы жителей Лос-Анджелеса, не щадя ни дорогих машин, ни бутиков. На ваших глазах очередной метеорит приземляется на голову трем пенсионерам, которые пытались было вынести телевизор из соседского дома. Поделом!

Пожар

Падающие повсеместно самолеты вызывают множественные пожары. Горит все — от супермаркетов до частных вилл. Вам предстоит спасать различную утварь из домов, которую подкопченные жители выдают за друзей и родственников. « У меня там девушка! » — кричит измазанный сажей мужчина, указывая на горящий дом. Девушкой оказывается огромная надувная кукла для известно каких целей. Если вдруг захочется огреть похабника ломом по лбу — не отказывайте себе в удовольствии.

Война банд

Афроамериканская шпана, явно заглянувшая из очередной подворотни Сан-Андреаса, расстреливает мирное население и поливает его огнем при помощи нехитрой комбинации лака для волос и зажигалки. Среди прочего этот этап славен также маленькими детьми, которые едят наркотики из заботливо расставленных бандами мешков. Детей надлежит наставлять на путь истинный путем профилактических подзатыльников.

Цунами

Еще один голливудский привет — на сей раз фильму «Столкновение с бездной». Исполинских размеров волна заливает город, в результате чего все начинают перемещаться по колено в воде. С волной прибывают морские жители, среди которых бьющие электричеством кальмары и вполне себе спилберговские акулы.

Нападение мексиканской армии

Безобидные мексиканские гастарбайтеры, которые всю свою американскую жизнь проводят на садовых участках жителей Беверли-Хиллз, надевают военную форму, меняют вилы на автоматы и требуют законного увеличения жалования, а также полной капитуляции. Расстрел голливудских небожителей из станкового пулемета прилагается.

* * *

Все это выглядит крайне странно. После Alice, которая уже давно обрела культовый статус, от Макги ждут чуть ли не второго пришествия. По крайней мере за его творческим союзом с китайским самородком Тревором Чаном пристально следит весь земшар. И вот, шесть лет спустя, Американ планирует выйти на публику с крайне непретенциозным проектом. Bad Day LA выглядит как хамская аркада, главной достопримечательностью которой значится полное отсутствие политкорректности. Играть в это будет весело — хватит уже того, что тут есть враги, угрожающие главному герою угрем. Условно говоря, Bad Day LA имеет три, как говорят на Западе, selling point, то есть «продающих особенности». Во-первых, это крайне упрощенный геймплей, в который действительно можно втянуться после одной-двух минут игры. Во-вторых, скандальная тема — за нее Макги еще поплатится (Америка вряд ли готова смеяться над самолетным дождем, террористами и снайперами на крышах). И, наконец, в-третьих, это в меру уникальная картинка, которая, как нам кажется, сейчас недостаточно использована.

Что из этого всего получится, сказать сложно даже сейчас, после тщательного знакомства с бета-версией. Макги — большой талант, так что несколько точечных вмешательств в геймплей могут сотворить чудо с этой и без того приятной игрой. В любом случае интересно посмотреть, как человек, которому внушительная часть игронаселения с большим ожиданием смотрит в рот, получает большое удовольствие, дурачится и делает то, чего, видимо, давно хотелось. Удачи вам, комрад Американ, держитесь за буденовку!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь