FlatOut 2
По поводу отчетной игры у автора этих строк произошла следующая история. Пока он увлеченно искусывал губы во время очередного онлайнового дерби, за спиной собрались двое отчаянно ненавидящих компьютерные развлечения людей и произнесли дословно следующее: « @#$%^! себе! Вот это я понимаю, игры продвинулись! ».
Респонденты, конечно, давно не листали журнал « Игромания », но в одном они правы: только что появившееся в продаже автомочилово FlatOut 2 действительно демонстрирует, как все современные достижения научно-технического прогресса могут и должны служить геймплею. Более того, перед нами — самая открытая и дружелюбная к морально неподготовленному пользователю игра за долгие-долгие годы.
Достижения
Вообще, ситуация уникальная: впервые на моей памяти случайно проходившему мимо приятелю из тех, кто «не в теме», не нужно подробно пояснять, в чем же прелесть происходящего на экране, — он и сам все прекрасно видит! Все эти комплименты, впрочем, звучат с одной существенной оговоркой. FlatOut 2 — игра исключительно для мальчиков. Если же ей заинтересовалась девочка — то с девочкой явно что-то не то, отведите ее на принудительный курс барбитерапии.
Почему? Да потому, что, если вы вдруг еще не в курсе, мы тут имеем дело с натуральным симулятором развала сараев. FlatOut 2 (равно как и первая часть) славна тем, что это гонка, в которой абсолютно все объекты на трассе, включая последнюю доску в придорожных кустах, ведут себя согласно законам Ньютона. Более того, этим же самым законам подчиняются также водители, которые при удачном стечении обстоятельств умеют прошибать лбом стекло и вылетать из автомобиля. Финны из Bugbear Software впервые объединили прелесть рэгдолл-механики и хриплые мужские гонки на подержанных авто. Они же умудрились прикрутить к этому занимательному действу физический движок уровня Havok. Полученный результат оказался, мягко говоря, поразительным. Рев форсированных двигателей, пыль в камеру, крупномасштабная демонстрация надругательств над телами водителей и прочие мужские радости во второй части оказались умножены не в два, как мы думали, а во все четыре раза. Более того, сиквел открывается предупреждением, в котором авторы убедительно просят пристегиваться во время вождения автомобиля и заявляют, что ни Empire Interactive , ни Bugbear Software ни в коем случае не поощряют весь тот беспредел, в который вы сейчас будете играть.
А на экране в этот момент творится примерно следующее: пять ржавых колымаг, поднимая пыль, сходятся в гигантскую кучу-малу, откуда с визгом вылетает очередной водитель. Во время гонки какой-нибудь особо ловкий джип задевает бампером столб, на котором крепится надпись «Финиш». Вся конструкция обваливается на головы проезжающих, вызывая шум, аварии и столпотворения. Роскошный спортивный автомобиль на всем ходу влетает в мебельный магазин, сшибает экспонаты, переворачивает стол за пять тысяч долларов и, разнеся стеклянную витрину, уносится дальше по своим делам. И так везде. FlatOut 2 доводит все, что нам нравилось в первой части, до абсолюта. Это три с лишним гигабайта свежевыжатого тестостерона, приправленные школьными уроками физики.
Ингредиенты
C точки зрения содержимого — FlatOut 2 аккуратно множит все статистические данные оригинала, то есть еще больше и еще лучше. Вот, скажем, заезды наперегонки. Они отныне происходят в трех классах — дерби, гонки и стрит-рейсинг. Для того чтобы пробраться на следующий уровень, необходимо приобрести соответствующую машину. Машина продается за деньги, а деньги зарабатываются самыми различными способами. Каждая гоночная категория представляет собой серию кубков, за которые предстоит побороться. Кубки — это, в свою очередь, трассы, их может быть от трех до пяти-шести. И вот здесь начинается самое интересное. Во-первых, деньги зарабатываются не только победой в заезде. Даже если вы пришли четвертым, по итогам соревнования вам обязательно начисляется некоторая сумма — небольшую премию можно получить, скажем, нанеся самый большой урон на трассе. То есть если вы, как последний бульдозер, будете сшибать каждый забор и каждые ворота на своем пути, то можете рассчитывать на прибыль. Или вот за какой-нибудь особо выдающийся удар по сопернику здесь тоже неплохо платят. Во-вторых, есть и другие способы заработать на пропитание: выбрасывание вражеского водителя из машины, фигурное переворачивание конкурентов, рекорд круга и прочие приятные достижения.
Более того, после завершения очередного кубка вам также станет доступна новая статья заработков — трюки. О них мы, наверное, не устанем писать никогда. Кроме классических гонок и дерби, Bugbear также придумали двенадцать зловещих соревнований вроде «выброси водителя из машины как можно дальше» или «сыграй водителем в боулинг». Эти самые мини-игры доступны для совместного времяпрепровождения и вызывают у неподготовленных игроков совершенно неприличные гиканья. Несчастные рэгдолл-фигурки охают, ахают, шмякаются на землю, сбивают головой кегли, прошибают телом гигантские игральные карты, летают через огненные кольца и терпят прочие унижения. Понятно, что к гонкам подобные забавы имеют весьма опосредованное отношение — в начале заезда вам выдается специально разработанное для мини-игр авто, у которого в задней части расположено по две гигантские турбины. Авто ревет, разгоняется до каких-то космических скоростей и служит чем-то вроде шаттла для запуска многострадальной тряпичной куклы в воздух.
И вот тут надо отдать Bugbear должное — они превратили эти самые мини-игры в сущее визуальное пиршество. Во-первых, в финальные секунды перед свободным полетом визжащего водителя действие переходит в пижонское slo-mo. Во-вторых, вокруг происходит натуральный праздник: бьют фейерверки, горит огонь, из турбины, со всеми положенными спецэффектами, вырывается сожженный азот. Нормальная, в общем, мужская обстановочка.
Ну и сами по себе гонки превратились в сущее безумство. Скорость здесь физически ощущается каждой клеткой. Машины ревут, выгребают землю из-под колес, с размаху мнут бока друг о друга, разваливаются буквально на части, теряют колеса, двери, капот… И это при том, что все участники заезда, как ни странно, пытаются победить. Более того, пытаются крайне агрессивно. Местный AI — это отдельная строчка. Западные рецензенты отчаянно ругали первую часть за излишнюю прыткость искусственного интеллекта. Очень интересно посмотреть, что они напишут теперь, потому что соперники натурально озверели. Причем никакого мошенничества со стороны компьютера не наблюдается — ведомые коллективным кремниевым разумом водители вступают в ожесточенную конфронтацию друг с другом, допускают ошибки, сходят с трассы, врезаются в стоящие на дороге бульдозеры и, вообще, ведут себя совсем как живые. При этом они очень грамотно контролируют ситуацию, из-за чего во время гонки регулярно возникают сценки, которые уверенно просятся в любой голливудский блокбастер. Например, два автомобиля, которые прошибают деревянные заграждения и взлетают на очередном трамплине в воздух. При этом во время полета один из них сжигает азот и вроде как уходит вперед, но соперник все-таки успевает дать ему бампером в борт, отчего обе машины, сцепившись, падают на землю, кувыркаются и, наконец, дробят корпуса о какую-нибудь стену.
Благодаря такому вот крайне агрессивному AI неожиданно срабатывает задуманная Bugbear персонификация соперников. Помните, как в рубрике «Из первых рук» мы пару месяцев назад сетовали, что финны неразумно тратят свои силы на никому не нужные вещи вроде вражеских «биографий»? Так вот, настало время выкинуть белый флаг и признать свою неправоту! Через несколько часов игры ты уже поименно знаешь всех своих соперников, боишься их, учишься обманывать их тактики — в общем, вступаешь с гражданами в почти что интимные отношения. Более того, игра очень грамотно демонстрирует вам, с кем конкретно сейчас ведется борьба на трассе — в левом нижнем углу появляется портрет гонщика, который на данный момент находится ближе всего. Интересно, что во FlatOut 2, в отличие от любой другой гонки, нет четкого разделения на соперников-имбецилов и соперников-фаворитов. То есть каждый из участников заезда с равным успехом может оказаться как на первом, так и на последнем месте. Здесь вообще нет такого понятия, как прогнозируемая ситуация. Когда на голову в любой момент может обвалиться гигантская металлическая конструкция или ковш от экскаватора — какие уж тут прогнозы.
Помимо персонификации сработала также вторая удачная затея Bugbear — активные точки на трассе. То есть на дорогах есть моменты, где периодически что-нибудь происходит. На горных треках вдруг случается обвал, и на голову водителям весело летят валуны размером с кинг-конговы ноздри. В городе вам легко могут скинуть на капот испорченный монитор, отчего вы тут же ахнете, как подкарауленная в туалете школьница, потеряете управление и непременно впилитесь в соседнюю палатку с мороженным. Внимание к деталям и потрясающий, а местами так и просто гениальный левел-дизайн — это главное преимущество второй части FlatOut по отношению к первой. Здесь все продумано и все может быть использовано по назначению. Стоящая на обочине бензоколонка может подорваться, обвалить крышу и засыпать дорогу соперникам. Не надо, кстати, думать, что устроенный вами развал сараев неожиданно испарится, когда вы будете проезжать на этом самом месте через круг. Здесь все, включая последний винтик, сохраняется до конца гонки.
Ну и еще немного о нововведениях. Каждую колымагу, представленную в магазине, отныне можно «обкатать» на специальной трассе. Здесь вам выдается огромное поле с заранее установленным трамплином и заботливо предоставленным бетонным «кольцом» для проверки разгона и максимальной скорости. Плюс бесконечный запас закиси азота, который в боевых условиях приходится зарабатывать трюками и разрушениями. Так вот, главная цель таких вот тестовых заездов — вовсе не проверить скорость или там, извините, подвеску. Очевидно, что все нормальные люди используют данную возможность, чтобы безнаказанно разнести в щепки машину, на которую не получается накопить вот уже третий день. Таким образом финны аккуратно вскрыли еще один фрейдовский комплекс любого мужчины — желание разнести в щепки все, что он не может себе позволить.
Возможности
Кстати, о «разнести в щепки». Мы умолчали о главной FlatOut-достопримечательности. То есть о дерби-режиме. Это когда десять машин сходятся на крохотном пятачке с одной-единственной целью — «убить всех людей». Соорудить такое вот гуманное развлечение на компьютере удумали еще Reflections со своей культовой Destruction Derby. Но прикрутить к дерби-забавам ньютоновскую физику и рэгдолл пришло в голову именно Bugbear. И если в первой части дело ограничилось только деформациями автомобилей, то FlatOut 2 демонстрирует сногсшибательный прогресс. Как вам, например, схватка десяти автомобилей на бензозаправке? Регулярные взрывы, которые разбрасывают соперников в разные стороны, прилагаются. Или, например, дерби на крыше строящегося небоскреба. Падающие со скрипом строительные «леса» в наличии. Вообще, то, что творится в такие минуты на экране, иначе как автопорно и не назовешь. Вид разлетающихся вдребезги автомобилей затрагивает в мужском сердце недоступные женщинам, детям и цветам струны. Поиграйте хоть часик — и ваш внутренний австралопитек обязательно вылезет наружу, почешет заскорузлыми пальцами волосатую грудь, а потом попытается высморкаться в мамино «Гуччи». Гарантируем!
Но самое интересное начинается, когда вы обнаруживаете заветную функцию «онлайн». Западная, опять же, пресса заслуженно ругала первую часть за отсутствие возможности сразиться в дерби через интернет с живыми, понимаешь, людьми. Так вот, сиквел эту оплошность исправляет, да еще как. Дело в том, что во FlatOut 2 имеется внушительное количество скрытых автомобилей, среди которых числятся, скажем, тягач или школьный автобус. А теперь постарайтесь представить себе ожесточенную схватку десяти тягачей на бензозаправке, в которой автор этих строк принимал участие буквально за час до написания статьи. Когда вы, без задних колес, высекая корпусом искры, выжимаете газ и впрыскиваете азот, пытаясь добить удачно перевернувшийся грузовик, — счастью, признаться, нет предела. Это какое-то совершенно запретное, необъяснимое чувство, которое, наверное, подробно изучается в университетском курсе психологии.
* * *
Как видно на окрестных скриншотах, визуально сиквел выглядит по-прежнему молодцом. Bugbear заботливо дорисовали текстур высокого разрешения, добавили моделям полигонов и прикрутили пару приятных спецэффектов. Здесь же — потрясающее количество физически корректных объектов в кадре, которые кувыркаются, отскакивают, трещат, ломаются и вообще ведут себя совсем как в жизни. Так вот, главная новость состоит в том, что все это великолепие не тормозит вообще. Запуская игру на конфигурации, которая оказалась ниже рекомендуемой, автор этих строк был приятно удивлен полным отсутствием тормозов. Как им это удалось — неизвестно.
И вообще — похоже, что на первой части Bugbear только разминались. FlatOut 2 — это действительно великолепная игра. Здесь точеный геймплей соседствует с удивительной графикой, и все это к тому же вылизано до зеркального блеска. Плюс ко всему, перед нами единственный на сегодняшний день проект, позволяющий безболезненно для окружающих выпустить своего внутреннего Сергея Шнурова наружу. Ценное, между прочим, свойство.
P.S. Отечественное издание FlatOut 2, выпущенное издательством «Бука», не то чтобы идеально — шрифты периодически съезжают, а обучающий режим отчего-то зовется «учебник». С другой стороны, покупка легальной версии — единственный способ сыграть во FlatOut 2 в онлайне. Так что — рекомендуем.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 9.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 9.0
Дождались? FlatOut 2 — это кристальный геймплей, работающий на чистом, как слеза, тестостероне. Безнаказанный развал сараев прилагается.
Рейтинг «Мании»: 8.5
Локализация: 2/3