Игровое редактирование
TGA Tool
Где взять: С нашего DVD
ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Большинство современных игр используют текстуры с маской или так называемой альфой (альфа-канал), позволяющей оставлять одни участки изображения и скрывать другие. Корпорация Leadwerks Software выпустила совершенно бесплатную программку TGA Tool , которая поможет вам нарисовать текстуру с маской в формате TGA буквально за считанные секунды.
ПРАКТИКА: После запуска утилиты вы увидите, что большая область рабочего экрана отведена под картинку, состоящую из чередующихся квадратиков черного и белого цвета. Инструментальные панели в программе отсутствуют — вся работа по созданию Targa-изображения осуществляется через различные пункты меню. Сначала вы выбираете определенную картинку в File/Open , после этого кликаете в меню Tools на кнопочку Alpha Channel — появляется несколько вариантов создания маски арта. Остается только загрузить черно-белое изображение из файла и выбрать цвет маски. Также вы можете настроить еще ряд параметров, например, яркость пикселей.
ВЕРДИКТ: С TGA Tool вы можете забыть о длительном и нудном рисовании альфа-канала в Photoshop. Теперь все делается буквально пятью-шестью кликами мышки.
РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 8/10
DDS Converter
Где взять: С нашего DVD
ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Еще три-четыре года назад в компьютерных играх большинство текстур было в формате Bitmap, а сегодня это — большая редкость. Девелоперы стараются идти в ногу со временем и использовать лишь самые компактные и надежные форматы для хранения графики. Сейчас наиболее распространен DDS (расшифровывается как Direct Draw Surface ).
Формат, надо сказать, не совсем простой — большинство графических редакторов без установки дополнительных плагинов и прочих модулей его не понимают. Например, Adobe Photoshop категорически отказывается работать с DDS-картинками. Для решения этой проблемы был выпущен инструмент DDS Converter , позволяющий переводить картинки из DDS в один из общедоступных форматов — BMP, JPEG, PSD, TGA или PNG. Также программа позволяет проделывать обратную операцию — переформатировать изображение в DDS-файл.
Несомненный плюс DDS Converter — простота освоения и высокая функциональность. Очень порадовало то, что утилита позволяет настроить все доступные параметры экспорта и импорта DDS-файла — степень и формат сжатия данных ( DXT1c , DXT1a , DXT3 , DXT5 ), использование различных фильтров и еще много чего.
ПРАКТИКА: Для перевода DDS-изображения в другой формат вы должны выбрать в окне обзора интересующий вас арт, определить формат хранения данных из списка Output Format и указать каталог для сохранения переформатированного изображения (один щелчок левой кнопкой мышки по пункту Output Folder ). Теперь можно нажать кнопку Convert и подождать несколько секунд, пока конвертер сохранит картинку в новом формате.
Если вам нужно произвести обратную операцию, действуйте по той же схеме, но при этом не забудьте настроить параметры экспорта DDS-файла. Для этого необходимо кликнуть левой кнопкой мышки по кнопке Options.
ВЕРДИКТ: Работать с DDS-графикой теперь одно удовольствие. Программа проводит конвертацию за несколько секунд.
РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 9/10
.3D World Studio
Где взять: С нашего DVD
ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ:3D World Studio представляет собой уникальную среду трехмерного моделирования. Редактор позволяет в считанные секунды создавать объекты, которые по качеству не уступают моделям, разработанным в 3DS Max или каком-либо другом «большом» графическом редакторе.
Скажете, фантастика? Вовсе нет, просто 3D World Studio заточен исключительно под низкополигональное (читай: игровое) моделирование, для создания серьезных архитектурных проектов или мультипликации программа, увы, не годится.
Программу очень просто освоить: изучить интерфейс, создать новый объект или смоделировать довольно сложный ландшафт сможет даже пользователь, не знакомый с основными принципами 3D-моделирования. Ну а для того чтобы можно было, что называется, копать вглубь, разработчики Leadwerks Software организовали мощную онлайн-техподдержку.
Впрочем, что это мы все о достоинствах… Есть у программы и недостатки. Во-первых, за полную версию пакета придется оторвать от сердца несколько сотен вечнозеленых, к тому же 3D World Studio не позволяет экспортировать созданные модели в большинство современных форматов, например, 3DS , OBJ и LWO. Область применения программы ограничивается картами для Half-Life 1-2 , форматами B3D и DBO ( Blitz 3D и Dark Basic соответственно; в них хранятся модели примитивных 3D-движков) и еще целого ряда не очень-то популярных расширений. Единственный широко используемый формат, который поддерживает 3D World Studio, — это Microsoft DirectX file ( *.x ).
ПРАКТИКА: После загрузки редактора перед вами появится форма, которая содержит четыре окна проекций, инструментальную панель со множеством различных инструментов и поле объектов. Создание новой модели начинается с того, что на инструментальной панели выбирается необходимый примитив, а в категории объектов указываются параметры элемента — его форма, текстура, которая будет покрывать каркас, и ряд других характеристик.
После того как атрибуты настроены, моделлеру достаточно щелкнуть мышью в одном из окон проекций для создания примитива. Весь мир в 3D World Studio строится исключительно из стандартных фигур — кубов, сфер, пирамид. Но ни для кого не секрет, что на одних заготовках полноценный игровой мир построить невозможно. Для этого в редактор встроен ряд функций, таких как Hollow , Extrude Face , Carve. Одни позволяют превратить примитив в целую игровую комнату, другие — вдавить что-либо внутрь элемента (этот процесс чем-то напоминает лепку из пластилина).
Перемещение камеры по карте в окне перспективы осуществляются с помощью курсорных стрелок. Если хотите повернуть камеру, вам необходимо кликнуть на виде Perspective правой кнопкой мыши и изменить положение камеры.
ВЕРДИКТ: 3D World Studio — простой пакет 3D-графики для низкополигонального моделирования. Его очень удобно использовать как некую стартовую площадку, базис для перехода к более серьезным утилитам трехмерной графики.
РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 8/10
GTA: SA Level Tool
Где взять: С нашего DVD
ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Если вы неплохо знаете 3DS Max и при этом хотите создать свой уровень для GTA: San Andreas (как это сделать в других программах, мы уже рассказывали на страницах «Игромании»), то вам просто необходим скриптовый модуль GTA SA Level Tool. Он позволяет создавать файлы карт с расширением IDE и IPL на основе объектов сцены. Вместе с плагином GTA DFF IO данная разработка является незаменимым инструментом для GTA-модостроевцев.
ПРАКТИКА: Работать со скриптом исключительно просто. Создаем небольшую карту и заполняем необходимые поля в меню плагина: определяем название файла модели (DFF), текстуры (TXD), идентификационный номер объекта в игре и ряд других параметров. После этого разворачиваем вкладку File Export и экспортируем IPL и IDE-файлы (достаточно нажать кнопки IDE File Export и IPL File Export ).
ВЕРДИКТ: Скрипт для 3DS Max, который максимально упрощает создание новых карт для San Andreas. Чтобы сделать полноценный уровень, теперь достаточно «Макса», GTA SA Level Tool и плагина GTA DFF IO.
РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 8/10
City Life Toolset
Где взять: С нашего DVD
ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Французская студия Monte Cristo , выпустив свой градостроительный симулятор City Life , даже близко не смогла подобраться по популярности к SimCity 4.
Но немного поразмыслив, разработчики пришли к выводу, что игрокам не хватает возможности добавить в игру что-то сделанное собственными руками: магазины, банки, жилые строения и прочую бутафорию. Так на свет появился инструментарий, позволяющий помещать в игру новые строения. City Life Toolset — это несколько плагинов для 3DS Max и набор утилит, позволяющих экспортировать модели из «Макса» в формат игры. В стандартную поставку входят не только модули, предназначенные для работы с игровыми моделями, но и подробная документация, а также несколько примеров.
ВЕРДИКТ: Инструментарий для City Life, предназначенный исключительно для правки оригинального игрового мира. И если сама игра, мягко говоря, не задалась, то работать в City Life Toolset очень интересно. Если бы можно было оценивать редактор по интересности его «геймплея», то CLT получил бы оценку не менее 7.5.
РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 8/10
Zanoza Modeler
Где взять: C нашего DVD
ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Желающих делать классные трехмерные модельки очень много, вот только тратить долгие месяцы на изучение 3DS Max или Maya мало кто хочет. Парадокс? Впрочем, если вы не собираетесь становиться профессиональным разработчиком, но не прочь испытать себя в моделлинге, то «малый» трехмерный редактор Zanoza Modeler v2.07 придется вам по вкусу.
Программа представляет собой сильно урезанный «Макс», но при этом обладает рядом фирменных «фишек», позволяющих в считанные секунды проводить необходимые манипуляции над объектами. Что касается нововведений (до этого мы писали про первую версию утилиты), то тут следует отметить, что в программу было добавлено множество новых инструментов, расширено число стандартных примитивов — добавлены такие элементы, как «даммик», «полигон» и ряд других. Область же применение редактора не изменилась — моделирование практически для любой трехмерной игры.
Вторую «Занозу» есть за что «пожурить» — большинство игровых плагинов, доступных в первой версии, во второй, к сожалению, отсутствуют. Модифицирование объектов на наш взгляд стало менее удобным, а за полную версию программы необходимо расплатиться звонкой монетой (хотя цена чисто символическая).
Дизайн интерфейса со времен первой версии практически не изменился. Перед нами красуются все те же четыре окна проекций, старая добрая панель инструментов и поле объектов. Добавилась лишь строка лога, в которой записываются все ваши действия в редакторе.
ВЕРДИКТ: Zanoza Modeler v2.07 — это по сути все та же первая «Заноза», обросшая огромным количеством дополнительных функций, но приобретшая при этом и несколько серьезных недостатков.
РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 9/10
«Игровое редактирование» на DVD
На наших DVD (в разделе «Игрострой») вы найдете не только все утилиты, упомянутые в этой статье, но и сможете ознакомиться с более детальными описаниями программ, а также прочитать небольшие уроки по работе в самых важных для игростроевца редакторах.
Технические материалы, посвященные 3D-моделированию, конвертации объектов и прочим прикладным вопросам, публикуются именно на диске, а не в журнале.