Руководство и прохождение по "Казаки 2: Битва за Европу"
В Азии спокойно, а в Европе опять идут бои. Когда немцы подошли вплотную к Парижу, Наполеон Бонапарт решил атаковать первым и двинулся к Штутгарту. Встретили его тепло — артиллерийским огнем. Полководец уцелел, но когда совсем рядом с ним осколок снаряда унес жизнь знаменосца, воспринял это как знак свыше: пора улепетывать. В тот же день его армия двинулась к слабо защищенному Франкфурту, которым уже завладели германцы.
Спустя несколько дней в Петербург примчался какой-то француз и вручил Александру I письмо с предложением атаковать Будапешт. «Ты хитер, Наполеон. Хочешь, чтобы я по твоей просьбе покинул Краков и ушел неизвестно куда, а ты свободно разгуливал по моим землям? Этот поступок не пройдет тебе даром!» — ответил российский император и велел послу немедленно покинуть столицу.
Вскоре русское войско двинулось навстречу врагу. В десяти километрах от Праги послышались какие-то хлопки. Секундой позже с ближайшего холма градом посыпалась картечь, а из леса навстречу врагу ринулась кавалерия.
Наполеон пришел туда раньше…
Вроде все как всегда
Игру «Казаки 2: Наполеоновские войны», в отличие от первой части, публика приняла весьма прохладно. Поклонники оригинальной игры твердили, что продолжение не удалось, тогда как любители вдумчивых тактических стратегий неожиданно обнаружили, что получили вполне достойный проект. Впрочем, высокие по тем временам системные требования, скудный набор карт и ужасная одиночная кампания долго радоваться не позволяли. У многих знакомство с игрой проходило по следующей схеме: зарубили противников в нескольких десятках одиночных сражений, пару раз завоевали территорию Старого Света, единожды подивились сценарию — и забыли.
Новое дополнение «Казаки 2: Битва за Европу», вышедшее год спустя, довольно трудно отличить от предка с первого взгляда. Три новых страны — Испания, герцогство Варшавское и Рейнский союз — на баланс ничуть не повлияли. Интерфейс, вопреки обещаниям, не изменился. И где же здесь новая игра?
Это важно: желающим принять участие в битве за Европу не обойтись без обычных «Казаков 2», хотя это не суровая необходимость, а всего-навсего хитрый ход разработчиков. Дополнение — вполне самостоятельный продукт и «весит» на двести мегабайт больше предшественника. Но при установке программа обязательно проверяет наличие в реестре записи «Казаки 2: Наполеоновские войны», и если ее там нет, выводит сообщение об ошибке.
Эти особенности не внушают большого оптимизма, однако сказать, что они напрочь портят дополнение, тоже нельзя. Что же мы имеем сказать в ее защиту? Первое и главное, чем можно оправдать существование игры, — кампании. Целых четыре кампании — за каждый новый народ и за Францию. Постройка баз, изнуряющая в стартовых миссиях, вскоре уступает место грандиозным сражениям, где — простите за банальность — можно действительно раскрыть талант полководца. В большинстве миссий перед нами стоит цель разгромить превосходящие силы противника — причем превосходящие нас значительно. В ход идут самые разные приемы: изящные маневры, вылазки в тыл, лихие партизанские наскоки… Одним словом, полководцу привала не будет — все время надо думать.
Прохождение сюжетных миссий отнимет около двадцати часов. Безусловно, если выполнять любое задание с первого раза, времени уйдет значительно меньше, но только вряд ли это получится. Дополнительных карт для одиночных баталий относительно немного — около десяти, но и они добавят еще с полсуток удовольствия.
Без управляемой паузы было бы туго. Часто, очень часто вы будете координировать действия десятков отрядов, клином рассекать вражеские формирования, внезапно нападать на противников с обеих сторон, умудряясь при этом еще и блокировать дороги, по которым может своевременно прийти подмога. Идея отдавать приказы сотням и тысячам бойцов одновременно была бы просто смешной, если бы нам не позволили останавливать время. Слава Богу, эта функция присутствует. На том и порешим.
Больше, лучше… интересней?
Как и раньше, со сложностью игры имеют место неувязки. На среднем уровне сложности ветераны тактических стратегий будут крошить вражеские базы, словно хрупкое печенье; высокий уровень для них — в самый раз. Но как быть новичкам, если даже при «легком» варианте игры многие из них едва ли способны одолеть рядовых неприятелей? Ждать патча, видимо, бессмысленно — разработчики считают, что лучше повысить свои навыки, чем ущемлять возможности противника. Ответ логичен, но вряд ли справедлив: от игрока потребуется много усилий для развития своих войск…
Графическая часть осталась без изменений. Яркие краски, красивые пейзажи, отменная водичка и прекрасная прорисовка зданий скрадывают мелкие огрехи вроде нечетких текстур и рваной анимации, но говорить об эталонном визуальном исполнении не приходится. Отдельный вопрос — «прожорливость» игры в отношении системных требований. Разработчики говорят, что в этом дополнении движок оптимизирован куда лучше. Честно? Я не заметил. Рекомендуемые требования на самом деле больше походят на минимальные; а чтобы играть с комфортом, понадобится гигабайт оперативной памяти. Впрочем, если год назад такие конфигурации могли испугать даже энтузиастов, то сегодня они уже в целом в порядке вещей.
«Казаки 2: Битва за Европу» — не революция и не шаг вперед по сравнению с предшественником. Минимум нововведений (о них мы еще поговорим), ничуть не улучшенный баланс и полностью идентичный игровой процесс — интересный, но непривычный и для некоторых даже скучный — не дают повода говорить о явных изменениях к лучшему. По большому счету, это дополнение — вовсе не дополнение, а самый обычный набор свежих миссий и карт, призванный устранить главный недостаток оригинальной игры — скоротечность. Именно такими должны были стать оригинальные «Казаки 2» — тогда их оценили бы значительно выше.
Заметки на полях: в игре много различных текстов: сценарных, описания видов войск, подсказки, вспомогательные сообщения и т.п. Но сколько же в них ошибок, сколько ошибок… Голова идет кругом. К примеру, чтобы покинуть режим «Завоевание Европы», требуется нажать кнопку «Выход из компании». Из чьей к о мпании? Может, из к а мпании? И это лишь одна из сотен ошибок. Похоже, разработчики потеряли где-то корректора своей жизни.
История с географией
Новых игровых режимов в дополнении не появилось, поэтому будем довольствуйтесь кампаниями, одиночными сражениями и «Завоеванием Европы», специально для которого, кстати, разработчики изваяли еще 12 территорий. Наличие дополнительных карт для баталий даже не обсуждается, но их качество приятно удивляет. Проблемы только с количеством — оных карт до обидного мало. Если бы не четыре кампании, исследовать игру вдоль и поперек можно было бы за десять часов. А так — за тридцать.
«Свежие» страны ничем не примечательны, и баланс от их присутствия никак не изменился. Испания предстает перед нами вполне обычным государством, которое мало чем отличается от России как в военном ремесле, так и в экономике. Рейнский союз — практически копия Саксонии. Разработчики перерисовали здания, присвоили разным видам войск интересные названия — и дело с концом! Потрясающий подход.
Порадовала только Польша: казармы этой страны изначально оборудованы пушками, а особые бойцы — вольтижеры — несмотря на низкую цену, довольны сильны. Правда, характеристики этих ребят очень сомнительные. Дело в том, что вольтижеров стали набирать не реестровые казаки и не шляхтичи, а, не поверите, сам Наполеон Бонапарт. В 1804 году он понизил норму роста для солдат, в результате чего смог забрить в армию еще 40000 бойцов. Главным оружием этих воинов были сабли, а не ружья, как это показано в игре. Кроме того, нередко «невысокие» добровольцы передвигались верхом на лошадях и выполняли функцию разведчиков. В «Казаках 2» они заменяют фузилеров. Впечатляющая достоверность!
Искусственный интеллект не изменился. И пусть разработчики твердят, что он стал умнее. На самом деле он точно такой, как был раньше. К примеру, ваши ополченцы с копьями в руках движутся навстречу гренадерам. Естественно, в рукопашном бою шансы у последних невелики, зато они запросто могут убить неприятелей издалека, тем самым решив проблему заранее. Но нет — его величество AI может решить сэкономить патроны и не стрелять вообще, тем самым просто лишившись отряда. И это на среднем уровне сложности! Правда, проблески ума, справедливости ради, тоже случаются: временами компьютерный оппонент дает залп именно в то время, когда он наиболее целесообразен, укладывая ваших подопечных штабелями. Но это скорее исключение, чем правило — в остальных случаях соперники берут числом, не уменьем.
Кстати, глупость неприятелей позволяет проворачивать хитрости. Стандартная ситуация: у врага есть лишь одна база, она полностью «укомплектована» и построена компактно. Крестьяне ютятся в уголке карты, а войска стоят далеко в стороне, готовясь к нападению. Зачем в таком случае ввязываться в бой, если чужие отряды можно запросто обойти?
Поэтому действуем следующим образом: засылаем в тылы несколько отрядов гренадеров, прикрывая их десятком-другим кавалеристов, ополченцами и монахами. Конники как можно дольше отвлекают внимание противника (они еще должны вернуться в оборону), им на смену приходят храбрые ребята с копьями, которые, конечно, изо всех сил рубятся с неприятелями. В это время основная ударная группа бежит по направлению к селениям с мельницами и захватывает их, потом проникает в рабочий уголок, рушит склады и убивает батраков; дальше гренадеры, если хватит сил, движутся к городскому центру, где всем скопом бросают снаряды в казармы и артиллерийские депо.
Попробуем предугадать результат. Тот, на кого вы напали, жаловался на нехватку еды? Бедняге не повезло: наверняка часть его войска пала от голода, поскольку запасы пищи исчерпались, а экстренно пополнить их было невозможно — ведь пока дойдешь до деревушек, пока перебьешь ополчение… И даже если подопечные найдут чем перекусить, сильно радоваться командир не станет: он надолго позабудет об избытке зерна, отдельные здания придется строить заново, а воинам надо будет восстанавливать здоровье — в общем, полный хаос. Интересная тактика, правда?